Барабанны бiт 2006 - Национальная традиция получает развитие
22.12.2012
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, деградируют и приходят в упадок, то разброс ответов можно предположить в самом широком диапазоне. Одни вспомнят степень развития шоу-бизнеса в той или иной стране, другие найдут источник упадка или успеха в использовании электронных СМИ в деле популяризации названных музыкальных направлений или в возможности получить качественное музыкальное образование...
Но все вместе они обязательно подчеркнут, что степень развития музыкального искусства, в том числе и его современных форм, будет напрямую зависеть от того, что специалисты называют исполнительской традицией. Традиция может исходить из народных глубин (как, например у фольклорных музыкантов), опираться на фундамент классического музыкального образования или обобщенный индивидуальный опыт музыкантов различных поколений. Музыкальные традиции — квинтэссенция всех перечисленных составляющих. Традиция по большому счету не только развивает и обогащает национальную культуру, но и обогащает общее мировое музыкальное наследие, по-своему способствует оригинальной интерпретации новейших стилистических явлений.
Секрет ее жизнестойкости в том, что она способна аккумулировать предыдущий опыт, при условии, что секреты традиции будут передаваться из поколения в поколение — новым исполнителям. Если этого не происходит, традиция гаснет, и возродить ее будет неимоверно трудно. Передать традицию молодым музыкантам, безусловно, задача—архисложная, но выполнимая. Главное, чтобы за дело взялись настоящие профессионалы. Как в случае с организаторами II фестиваля исполнителей на ударной установке "Барабанны бiт 2006" — компаниями Белинтермузыка и Navara Trade. А в том, что в нашей стране есть мощная национальная школа игры на ударных инструментах, слушатели смогли убедиться, когда на сцену "Ба- рабаннага 6iTa-2006" пригласили участников профессионального жюри, среди которых можно было узнать легендарных белорусских барабанщиков — К. Шевандо (участник групп "Улic", "Сестра", преподаватель музыкального училища им. М. Глинки), В. Чайкова (музыкант Государственного оркестра п/у М.Финберга), В.Марусича (ex-"Песняры") и председателя жюри - барабанщика группы Apple Tea А.Сапегу.
Благодаря их энтузиазму и профессионализму уже во второй раз фестиваль "Барабанны бiт" превратился не только в искрометное музыкальное шоу, но и открыл новые имена перспективных исполнителей-виртуозов. Все дело в том, что фестивальная сцена Молодежного театра эстрады была наполнена не только большим количеством инструментов фирм Mapex и Paiste, но и представляла собой иллюстрацию из будущего белорусского учебника по искусству озвучки ударной установки. И как итог - инструменты в зале звучали идеально, а изобилие ударных не утомляло слушателей!
Второе слагаемое успеха в том, что организаторы фестиваля до мелочей продумали программу, придали ей элементы артистического лоска. А "зачинщиком" театрализованной части фестиваля "Барабанны 6iT-2006" стала GRIG Percussion Group. Музыкальное амплуа оригинального коллектива — исполнение произведений профессиональных композиторов для ударных инструментов, как традиционных, так и нетрадиционных. Большой зрительский резонанс вызвала пьеса, исполненная участниками GRIG Percussion Group на предметах кухонной утвари! Казалось, еще пара таких номеров и сцена фестивального зала превратится в театрально-музыкальный "капустник"...
Председатель жюри конкурса-фестиваля, известный белорусский барабанщик и педагог Александр Сапега вернул зрителей и участников "Барабаннага 6iTa-2006" к главному действу и объявил обладателя поощрительной премии фестиваля. Им стал 16-летний брестчанин Сергей Ручкин — перспективный инструменталист, ихпорый продемонстрировал каскад разнообразных исполнительских приемов и постарался на все сто процентов оправдать название номинации, в которой был он отмечен — "За ритмическою точность". Отыграл Сергей мощно и, действительно, сточностью камертона!
Громом аплодисментов зрители встретили самого молодого участника фестиваля "Барабанны 6iT-2006" — Андрея Коротченю из Жлобина. Его сэт состоял из демонстрации разнообразных приемов игры на ударной установке, которые доказали тот невероятный факт, что у пятнадцатилетнего барабанщика уже начали вырисовываться черты собственной исполнительской манеры. Свою роль в успехе у зрителей сыграло не только прирожденное чувство ритма, артистизм музыканта, но и его скромность. Так держать и мы скоро увидим тебя, Андрей в списке победителей фестиваля!
Нельзя не отметить ту теплоту, с которой зрители встретили выступление лауреата III премии конкурса "Барабанны 6iT-2006" минчанина Тимофея Бирюкова, который показал разнообразную технику исполнения на ударной установке в составе джазового ансамбля. В игре Тимофея отчетливо прослеживалось его стремление к эксперименту, импровизационной игре в рамках сложного полистилистического рисунка. В то же время, зрителям и жюри импонировал артистизм Т. Бирюкова, его глубокое понимание природы грува, которое он продемонстрировал во время совместного музицирования. Особенно, когда дело доходило до дуэтов с басистом группы Apple Tea Игорем Сацевичем.
Лауреат II премии минчанин Андрей Маврин второй раз участвует в конкурсной программе фестиваля. Если в прошлом году он не вошел в число финалистов, то в этом году его успех оценивается как закономерный. Уж очень заметен был для членов жюри тот прогресс, который демонстрировал на"Барабанным бще-2006" Андрей. Лишь некоторая механистичность исполнительской манеры не позволили А Маврину занять самое высокое место в финале конкурса фестиваля. Может, это произошло потому, что молодой музыкант выступал под "минусовку"? Так это или не так, — анализировать специалистам. Я же замечу, что этот фестиваль не последний в творческой карьере Андрея.
Ну а счастливым обладателем главного приза — ударной установки Марех — стал еще один барабанщик Бреста Алексей Хайчук В прошлом году Алексей, как и в этом году А Маврин, был на втором месте в конкурсе. Но упорная работа над совершенствованием техники звукоизвлечения, вдохновенный и новаторский подход к исполнению совместной с ди-джеем сольной композиции сделали свое дело: брестский музыкант стал любимцем слушателей фестиваля "Барабанны 6iT-2006". Стиль А Хайчука — сплав отточенной техники, чистого, динамичного звука покорили в этом году и членов профессионального жюри фестиваля. А значит, национальная исполнительская школа игры на барабанной установке пополнилась еще одним талантливым инструменталистом.
Нужно отметить, что благодаря усилиям организаторов и в этом году фестиваль был не только полем состязания молодых барабанщиков, но и захватывающим музыкальным шоу. Концертная эстафета от лауреатов фестиваля "Барабанны 6iT" логично передавалась известным и музыкальным коллективам, в составе которых барабанщики играли не последнюю партию. Например, трио К Шевандо или ансамблю "Фестиваль", участники которого, виртуозные исполнители - председатель жюри, барабанщик А Сапега и басист К.Конюшик составили отличную инструментальную компанию аккордеонистам В. Бубену и В. Федоруку.
Много внимания к игре Александра Сапеги было приковано и во время исполнения пьес "Остаться в Манаусе" и "97 градусов по Фаренгейту" джаз-роковой группой Apple Tea. Победитель прошлогоднего конкурса Александр Липницкий представил слушателям свой Simphonic Drive Orchestra — коллектив, отдающий предпочтение джазовым композициям с "горячим" латиноамериканским акцентом. В составе Simphonic Drive Orchestra Александр выступил не только в качестве барабанщика, но и трубача. Выступление этих коллективов принимались очень тепло, бурными овациями.
Несправедливо было бы не отметить искрометное выступление гостя фестиваля "Барабанны 6iT-2006", известного эстонского барабанщика, а теперь и представителя фирмы Paiste в Беларуси, Петера Йыгиоя (Pantacrator 1, Neiokolo). Петер выступает в редком исполнительском разделе — барабанное шоу. Его основная исполнительская манера оформилась в начале 90-х годов, когда он играл в хард-рок в группе Pantacrator 1. Постоянная концертная практика и совершенствование позволило стать Петеру настоящим виртуозом перекрестных ударов, сбивок и бреков. Те, кому удалось увидеть работу Петера по барабанной установке руками, костяшками пальцев, локтями и головой (!), не забудут этот экстрим. Как и ту гордость, с которой Петер демонстрировал сломанный головой держатель новенькой тарелки...
..."Барабанны 6iT-2006" стал частью музыкальной истории Беларуси. Богатый опыт лучших представителей национальной школы исполнителей на ударной установке был с благодарностью воспринят молодыми и талантливыми музыкантами. Значит, можно бьггь уверенным, что уже где-то новые претенденты на звание лучшего барабанщика страны штудируют секреты игры на ударной установке, раскрытые в первой белорусской школе игры на ударных инструментах High Tea Drumming, которую издал председатель жюри этого фестиваля Александр Сапега. Ведь теперь у молодых виртуозов ударной установки есть мечта — стать лучшим на "Барабанным бiце-2007"!
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...