nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Osimira - Фольклорные параллели и стилистические меридианы группы Osimira

стиль:

Osimira - Фольклорные параллели и стилистические меридианы группы Osimira
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстра­ды в рамках фолк-фестива­ля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление но­вого музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о пер­спективном региональном явлении на белорусской фолк-сцене. Но с тех пор прошло достаточно време­ни, чтобы явление это пе­реросло из регионального в общенациональное. Об­новленный состав коман­ды под названием OSIMIRA ощугимо расширил гра­ницы национальной пост­фолк-сцены, сделал ее бо­лее известной не только в нашей стране, но и за ее пределами.

В одном из своих творче­ских манифестов музыкан­ты группы OSIMIRA отмеча­ли, что их композиции, это, с одной стороны - «музыка народных праздников, ярма­рок и гуляний, с другой - это мелодии природы нашей земли, где каждое место зву­чит по-своему». И действи­тельно, так. Каждая програм­ма группы OSIMIRA - феерия мелодий и ритмов, которые возвращают слушателям ощущение сопричастности с богатейшим националь­ным музыкальным насле­дием. В тоже время, музыка группы - полистилистична. что было зафиксировано на дебютном альбоме «Про- шча». Как отмечали авторы книги <-222 альбомы беларускага року i ня толыа...» В. Мартыненка и А Мельгуй в рецензии на эту работу, «...от гитарного поп-фолк-рока «Акруп вольнага мастацтва» музыканты OSIMIRA отошли в сторону более сложной му­зыки, в которой слышны от­голоски фанка, джаз-рока, а также модного направления - world-music».

Сейчас музыканты гово­рят о новом этапе в своем творчестве, который они связывают с выходом в свет нового альбома Druva. В чем его особенности нашим читателям поведает лидер группы OSIMIRA А. Половченя. Но сначала мы просим Андруся рассказать о том, какие основные события предшествовали появлению группы OSIMIRA, в том виде, котором слушатели знают команду:

Андрусь Половченя: Появлению группы OSIMIRA предшествовала смена поло­вины состава прежней груп­пы («Акруга вольнага мастац­тва») и воплощение новых идей с новыми людьми. То, что сейчас видят зрители
- результат нашей кропотли­вой и длительной работы над поиском нового звучания и совершенствования испол­нительского мастерства, не в теории, а на пракгике. Фес­тивали и концергы в других странах, переезды по горо­дам, смена отелей, бесконеч­ные дороги и многое другое отшлифовало нас, как людей, музыкантов и как коллектив. То есть, сейчас нашу' команду я бы назвал готовым тестом, из которого можно «лепить» в музыкальном плане все, что угодно.

На сегодняшний день группа OSIMIRA это: Алек­сей Половченя (перкусия), Екатерина Донда (скрипка), Константин Канцевой (дуда, сурма, сопилка, рожок), Лариса Преображенская (скрипка), Илья Долженков (бас-гитара), Андрусь Половченя (вокал, флей­ты, дуда, варган, перкуссия, альт-домра). С февраля 2007 года к нам присоедились во­калистки Ольга Братенкова и Ольга Пыткова, которые принимают участие в новой программе Druva.

Анатолий Мельгуй: На­циональный фольклор, стремление передать его дух - основа музыки OSIMIRA. Но есть ли ме­сто в творчестве группы авторской музыке? Как вы добиваетесь гармо­нии фольклорного и ав­торского начала в ваших композициях? Вообще, как рождается музыка в группе OSIMIRA?


Разумеется, в нашем твор­честве есть место и автор­ской музыке. По сути, вся музыка отчасти авторская, поскольку' воспроизводит­ся кем-то конкретно. Наша музыка рождается именно тогда, когда все приходят к единому знаменателю, ко­гда она начинает отзываться и звучать в душе каждого из участников группы. Вооб­ще, этот процесс очень ин­тимный, личный для каждо­го из участников OSIMIRA. потому лучше говорить об этом на языке музыки.

Приветствуется ли на концертах и в студии импровизация? Каким музыкальным краскам, средствам каких музы­кальных направлений (рок, поп, джаз) отдают предпочтение в группе OSIMIRA?


Мы пока еще не доросли до импровизаций в джазо­вом понимании этого явле­ния. хотя и они случаются. В общем-то, они не всегда и пригодны для фолк-музыки, поэтому мы пока не делаем на них акцепт. Но мы остав­ляем за собой право внести любой элемент, какой по­считаем органичным для содержания конкретной композиции, в том числе и импровизационный. Осо­бых стилистических пред­почтений в нашей группе нет. Но замечать что-то осо­бое в музыкальной палитре любой группы, считаем де­лом критиков!

Какими принципами руководствуются в груп­пе относительно аран­жировок народных ме­лодий?

Главное, чтобы в музыке все бьло в меру. Ведь мож­но такого наворотить! Люди - существа бесконечные в своих стремлениях, а пото­му и заносчивые. Как нам кажется, в работе с народны­ми мелодиями нужно быть осторожным и аккуратным, чтобы не разрушить саму структуру, созданную при­родой и людьми много ве­ков назад. Это как молитва, заговор, мандала, где один неверно привнесенный эле­мент может все разрушить, или даже повернуть вспять смысл созданного.

В чем вы видите му­зыкальное и звуковое отличие и, с другой сто­роны, преемственность нового альбома Druva от предыдущей работы - диска "Прошча»? В чем вы видите значение этой работы для белорусской культуры в целом и оте­чественной фолк-музы­ки, в частности.


Если «Прошча» это погру­жение, первое прикоснове­ние к Традиции, то Druva - это уже первые впечатления от нее, наше акустическое выражение ее звучания. Эта наша интерпретация жизни белоруса-литвина-кривича в звуке, где есть место не только ритуально-обрядо- вым песням, но и обычным весенним или житным наи­грышам, которые точно так­же священны, как священна сама жизнь.

Мне сложно оценить зна­чимость данной работы для белорусской культуры, пусть это делают слушатели и критики. Возможно, кому-то она и покажется чем-то ценным, но, на мой взгляд, пока мы только начинаем работать в направлении со­временного переосмысле­ния Традиции.

В группе OSIMIRA ис­пользуется много духо­вых и других народных инструментов. Как этот инструментарий появ­ляется в группе, кто по­могает музыкантам в этом?


Не нужно забывать, что музыка, которую мы играем, основана на местных тради­циях исполнения, в которых полным-полно духовых ин­струментов. Различные ду­ховые в группе появляются постоянно. Некоторые мы создаем сами, некоторые нам дарят, другие покупаем в поездках. Мы используем на концертах в основном тра­диционные музыкальные инструменты, бытующие на нашей земле веками. Сурмы, дуды, жалейки, канклес, ску- дучаи, корбовая лира, дуд­ки, парняты, варган, калюка, шархуны, окарина, чаротки - наш стандартный набор, который, впрочем, прекрас­но уживается с бас-гитарой, барабанами и всевозмож­ными перкуссионными. За годы у нас появилась достаточно обширная коллекция и инструментов экзотиче­ских...

Музыканты OSIMIRA часто выступают с моги- левским электронным проектом PRAGNAVIT. Какой творческой необ­ходимостью обусловле­но это сотрудничество?


Наше взаимодействие с лидером этого проекта, Войстом, началось год на­зад, когда он предложил нам принять участие в записи нового альбома PRAGNAVIT. Мы вообще любим всякие эксперименты, но тут, про­слушав наброски, поняли - это то, чего мы давно жда­ли. Для меня было важным реализация своих давних идей, которые витали в воз­духе около десяти лет. И вот, это случилось.

Мы принимали непо­средственное участие в соз­дании последнего альбома PRAGNAVIT - Svietaciam. Мы также вместе разрабатыва­ли инициатическую мисте­рию, которую воплощаем на сцене. Первый опыт сце­ны был в Минске, на фести­вале Crivia Aetema. Это было, правда, очень сыро. Однако, мы доработали полотно, и теперь готовы полноцен­но выступить на одном из самых авторитетных фес­тивалей электронной и дарк-вэйв-музыки - Menuo Juodaragis, который уже в десятый раз пройдет на од­ном из священных мест в Литве.

Мы с Кастусем Концевым считаем Svietaciam самой полноценной и завершен­ной работой в нашем твор­честве. И рады, что принимаем участие в этом проекте. Я понимаю, что наша рабо­та в данном направлении многих озадачивает, но для нас в этом нет ничего уди­вительного. Мы не зацик­ливаемся на чем-то одном, ведь жизнь и творчество так многообразны! И чем боль­ше граней человек откроет для себя, тем богаче будет его собственная жизнь.

Кроме того, я принял уча­стие в записи композиции проекта PRAGNAVIT - Popiel Hatyni, которая также звучит на альбоме «ХАТЫНЬ: Tacet, Sed Loquitur». Сразу скажу, это действительно честь для нас. Значение этого проек­та, на мой взгляд, действи­тельно велико и не только для Беларуси.

Мы планируем продол­жение работы с PRAGNAVIT Новый альбом с рабочим названием Dajna посвящен водной стихии и достаточ­но сильно отличается от хтонического (т.е., тема­тически связанного с под­земным миром) Svietaciam. Материал уже составляет около 50 минут, и, думаю, вскоре начнется студийная работа.

Насколько важным для вас является сотруд­ничество с издательст­вом Stigmata и лэйблом Crivia Records?

Это, пожалуй, самые серьезные лэйблы на тер­ритории бывшего Союза. Серьезные в плане подхода к материалу, к его содержа­нию, в плане отношения к вещам, не входящим в их интересы. У этих лэйблов своя четкая позиция, кото­рая последовательно про­слеживается в их изданиях.

Для нас это интересные люди и надежные, предска­зуемые партнеры. У нас очень четкие отношения с ними. Хоть по некоторым момен­там мы придерживаемся противоположных мнений, но будем продолжать с ними сотрудничество.

Группа OSIMIRA - один из наиболее активно га­стролирующих коллек­тивов Беларуси. Какие наиболее важные фести­вальные и гастрольные поездки этого года вы бы отметили и почему?


Этот год был самым насы­щенным для нас. В первую очередь, мы осуществили европейское турне, кото­рое многому нас научило. Теперь с уверенностью могу сказать: если груп­па прошла через большие гастроли - команда будет жить, она жизнеспособна. Во-вторых, в этом году со­стоялись сразу три релиза: вышел альбом Druva, совме­стный с PRAGNAVIT альбом Svietaciam и сборник элек­тронной музыки «ХАТЫНЬ: Tacet, Sed Loquitur», в кото­ром мы также участвовали. Все эти работы очень важны для нас, не только как музы­кантам, но и как просто бе­лорусам.

Также, этот год прошел для нас под знаком знаком­ства с российскими слу­шателями. В России у нас было большое количество концертов и фестивалей, на которых мы были при­глашены, как хэдлайнеры. И в этом большая заслуга нашего директора Олега Тихонова. Он действитель­но очень многое сделал для успешных выступлений в этой стране.

Каково, на твой взгляд, положение в белорус­ском фолк-модерне, какие из коллективов для себя вы выделяете? Чего не хватает отечест­венным командам этой направленности, чтобы стать известными и вос­требованными?

Давайте для начала опре­делимся, что такое фолк- модерн. Вообще, любое яв­ление с приставкой модерн, как и сам модерн, характер­но только для времен, когда на изломах меняются эпо­хи, когда кризис старого и нового доходит до крайней точки. Тогда и появляется новое творчество, новое видение - модерновое.

Белорусский фолк-мо­дерн остался в прошлом. Для Беларуси это было вре­мя 89-95 годов, когда на аре­ну вышли такие светила это­го стиля, как «Палац», Kriwi, Ur’ia. То, что происходит сейчас на отечественной постфолк-сцене, можно на­звать по-разному: постфолк, поп-фолк или фолк-рок, но не модерн. Сегодня модерн
- это классика, на которой многие выросли и на ко­торую многие равняются. Нельзя стать выше тех, кто стал классиком, можно только самому им стать. Но для этого нужно многое.

Я не могу кого-то выде­лить и сказать, что вот они правильно делают, а дру­гие - неправильно. Я могу только назвать тех, кто мне глубоко симпатичен, кто, на мой взгляд, создают дей­ствительно привлекатель­ные образы и настоящую белорусскую эстетику. Ведь то, что они делают, можно смело назвать примерами для подражания. Их образы связаны с Крывийской Тра­дицией, с подлинными на­циональными ценностями. Отмечу, в первую очередь, Центр этнокосмологии ‘"Крыуя», Тодара Кашкуревича и его уникальную группу ESSA, группу GUDA, а также мастеров, сохраняющих народные традиции в своем творчестве, живущие в раз­ных уголках нашей страны и даже за ее пределами. На­пример, мастер Аяесь Лось в одиночку делает то, что не могут потянуть все отделы культуры вместе взятые. Чего не хватает молодым командам? Думаю, сильного желания и... открытости!

Что нужно, чтобы фолк или постфолк- группа была успешной не только творчески, но и коммерчески? Osimirа - успешный в этом смыс­ле проект? Что предстоит сделать группе, чтобы ос­таваться такой группой и в будущем?

Знаете, все зависит от це­лей группы или человека. Я могу назвать ряд испол­нителей и команд, которые делают музыку для себя и их это устраиваег - они хотят оставаться в тени. Наверное, это стремление можно по­нять. Что касается OSIMIRA то это давно уже успешный коммерческий проект. Дело в правильной работе с ме­неджерами, СМИ и полной отдаче на концертах. Ко­нечно, это пришло не сразу, однако то, что было посеяно пять лет назад, уже несколь­ко лет подряд дает богатые всходы. Что нужно для еще большего развития? Попол­нять активы: работать, рабо­тать и еще раз работать!

Анатолий МЕЛЬГУЙ


Jazz-Квадрат, №5/2007


авторы
Анатолий МЕЛЬГУЙ
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с ансамблями
Count Basic - Kelli Sae and Peter Legat A’cappella ExpreSSS Alvin Atkinson &The Sounds Merchants Мирайф
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com