nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Hippy Chaos - Легенда – это уже пыль

стиль:

Hippy Chaos - Легенда – это уже пыль Интересно, порой, оборачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но, похоже, именно разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми ему подвластны, делает музыканта настоящим профессионалом. Все это справедливо и в отношении моего собеседника, имя которого вряд ли известно рядовому слушателю джаза, но он – настоящий специалист своего дела. Знакомьтесь: барабанщик некогда очень популярной не только в России, но и в мире группы "Круиз", лидер и новатор в области игры на барабанах Сергей Ефимов.

Небольшая справка: золотой состав группы "Круиз" в составе Валерия Гаины, Федора Васильева и Сергея Ефимова стал первой советской группой, которая выпустила авторскую пластинку на западной фирме грамзаписи – WEA ("Уорнер Бразерс"). Уже потом появились американские издания Парка Горького (Gorky Park) и Бориса Гребенщикова (Radio Silence). "Круиз" был первым. Более того, этот состав отыграл и европейское турне, посетив с концертами Германию, Англию, Голландию, Испанию и многие другие европейские страны. Валерий Гаина сейчас благополучно живет и занимается продюсерской деятельностью в США, Федор Васильев выступает в составе группы "Ночные Снайперы", а Сергей Ефимов занят работой с собственным проектом "Хиппи Хаос", играющем джаз, джаз-рок и фанк-музыку.
С Сергеем нам удалось связаться через координатора группы "Хиппи Хаос" Игоря Чехова, и вот такой у нас получился с ними разговор.

Jazz-Квадрат: Сергей, естественно, очень интересно узнать, как у вас все начиналось, почему вы выбрали именно ударную установку, как попали в московскую рок-тусовку, как пришли к тому, что происходит в вашей жизни сейчас?

Сергей Ефимов: Мне часто задают эти вопросы: почему я именно барабанщик, а не гитарист, например? Почему мы сейчас играем такую сложную музыку, как джаз? И почему – фанк? Но музыкант ведь не сам выбирает свою профессию, а также стиль исполняемой им музыки. В какой-то момент я просто почувствовал: буду играть на барабанах, хотя это не такой популярный инструмент как, скажем, гитара. Но я почувствовал тягу к нему. И чем бы я в своей жизни ни занимался, чтобы я ни пытался делать, единственная моя настоящая любовь – это музыка, ее ритм и звучание.
Ну а началось все в конце 60-х, когда в нашей стране появились брюки-клеш, длинные волосы, записи Shocking Blue, The Who… И все это стало проникать в мое сознание. А потом в какой-то момент друзья сказали: "Мы делаем школьную команду, и ты будешь играть у нас на барабанах". Вот так я и стал не просто играть на барабанах, а еще и кайфовать от этого. Стал учиться игре. К началу 80-х уже четко сформировал свое музыкальное мышление на почве джаз-рока, что в дальнейшем облегчило мне понимание всей музыки в целом.

Jazz-Квадрат: А подробнее об этом можете рассказать?

Сергей Ефимов: В каком-то смысле мне повезло. У меня был авторитет – Игорь Седых, приведший меня в то время к более серьезной и глубокой музыке. Благодаря ему я начал слушать Jean-Luic Ponty, Chick Corea. Стал формировать свой почерк, хотя для Советского Союза начала 80-х это звучало неестественно – "барабанщик со своим почерком игры". Но я пытался сформировать свой стиль, как ни смешно это сейчас звучит. Естественно, все это я делал на основе услышанного мной, плюс придумывал что-то сам.
Lenny White, Don Brewer, Ian Paice на тот момент были моими кумирами. В то время многие подростки увлекались музыкой и имели своих кумиров.

Jazz-Квадрат: Пэйс, видимо, повлиял на вас больше всего, судя по вашей манере игры правой рукой по малому барабану.

Сергей Ефимов: Просто мы оба – "левши". Мне и по мячу проще ударить левой ногой. К тому же, игра левой рукой по хай-хэту дает определенные преимущества. А вот по бочке я как-то сразу стал играть правой ногой. Так что я – "смесь" левши и правши. Низ как у правши, а верх – как у левши.

Jazz-Квадрат: И, продолжая тему становления творческой личности…

Сергей Ефимов: В 84-м я познакомился с моим земляком Сергеем Сарычевым. Мы записали некоторый материал для "Альфы". Но тогда был запрет на рок-музыку и все такое прочее. То есть, с концертами было совсем все плохо, и мы почти не выступали… Поехали в Москву, на поиск работы… Сарычев еще до "Альфы" был клавишником "Круиза", и как-то, находясь в Москве, мы с Сергеем приехали к ним на базу. Они в то время уже были "крутой" командой: в небольшой комнате стоял фирменный Ludwig, полтора киловатта аппаратуры, и мы вмочили хорошее такое, небольшое выступление. Помню, я долбил изо всех сил, все палочки переломал уже на третьей песне… В Москве с концертами "Альфы" тоже ничего не получалось, и я на какое-то время вернулся к себе домой, в Волгоград. Поработал дома в ресторанах, да так, что люди стали ходить в ресторан не поесть-выпить, а посмотреть на ресторанных музыкантов и послушать музыку, которую мы исполняли…
В 85-м мы с Сарычевым записали альбом "Альфы" и снова вернулись в Москву. Какое-то время кое-как просуществовали, но с концертами так и не шло... И в августе 85-го я решил пойти в "Круиз" хотя бы барабанным техником. Позвонил их директору Матвею Аничкину, и поинтересовался насчет работы. "Ты нам нужен как барабанщик!" – ответил тогда Аничкин. Так я и попал в "Круиз". С Валерой Гаиной у нас было общее видение музыки, он также хотел по-хорошему что-то "мочить", а меня распирала энергетика. К концу 85-го мы стали играть уже более сложную музыку. "Круиз" был сложившейся концертной группой, с отработанной программой, но в конце 80-х в рок-музыке все было очень серьезно в плане подачи материала. Тогда надо было быть и большим технарем-музыкантом, и шоу выдавать – на уровне. Все выступали в каких-то зрелищных концертных костюмах, старались показать интересное шоу. Поэтому я не прятался где-то там за "банками", а наоборот – играл "на показ". Даже в медленную песню всегда старался вставить элемент динамики. И так играю до сих пор. Ведь кто-то приходит на концерт чтобы послушать, а кто-то – чтобы и посмотреть. Потом в "Круиз" пришел Федя Васильев, и мы стали втроем играть очень скоростную и еще более сложную музыку. А в 1987 подписали контракт с WEA, и в сентябре 1988-го у нас вышла в Германии пластинка. Денег мы за нее не увидели, чиновники из Министерства культуры СССР тоже хотели есть хлеб с маслом, но WEA зарядило нас на длительное европейское турне, и мы стали зарабатывать деньги на наших концертах. Не большие, конечно, но что нам оставалось делать? Контракт подписан, и мы не имели права нарушать его условия. Что мы действительно тогда получили сполна – так это громадный профессиональный опыт. Для музыканта это очень важно – иметь возможность играть. И мы смогли по-настоящему удивить Запад тем, что показали: в России музыканты умеют играть рок-музыку не хуже их звезд.

Jazz-Квадрат: Но в то время вы были коммерчески успешны во многом и благодаря моде на все русское и советское.

Игорь Чехов: Безусловно, это сыграло определенную роль, но музыканты из "Круиза" не играли на Западе с гитарами в виде балалаек и не одевали на выступления рубашки-косоворотки. Хотя определенное клише присутствовало – Glastnost Rock, "Рок-послы перестройки". Но, думаю, это больше придумывалось "вашим братом" журналистом, нежели обычным слушателем.
Да, тогда существовала мода на все русское. Но "Круиз" стали воспринимать очень серьезно. Как пример: ребята должны были отыграть несколько концертов вместе с Uriah Heep в качестве разогревающей группы, но уже после третьего совместного выступления эти "монстры" отказались играть с "Круизом" в одной обойме из-за того, что "Круиз" стал составлять для них серьезную конкуренцию. На самом деле: наши "разогревали" перед Uriah Heep ровно 45 минут, и по условиям их менеджмента – ни минутой больше. На втором концерте ребята вышли, сыграли ровно 45 минут, а толпа фанатов после нашего выступления еще долго скандировала "Круиз! Круиз!" и не хотела успокаиваться. Долго не хотела успокаиваться. И хотя все условия менеджмента Uriah Heep были соблюдены, англичане решили отказаться от такого support'а, от "этих сумасшедших русских".

Jazz-Квадрат: Сейчас трудно представить успех наших групп на Западе. Сейчас и на Родине с этим прямо скажем – "все не очень хорошо".

Игорь Чехов: У нас до сих пор все происходит на уровне крайностей. Либо у тебя все хорошо, но ты не творишь, работаешь в угоду псевдо-продюсера, а точнее – в угоду человека, вложившего в музыканта определенное количество денег. Либо ты развиваешься творчески, но сидишь без денег. К сожалению. Мы с "Хиппи Хаос" часто сталкиваемся с такой ситуацией: я прихожу в клуб и спрашиваю: "Можно, наши ребята поиграют у вас хорошую музыку?". "А какую музыку играют ваши ребята?" – интересуется администратор. "Джаз-рок". Ответ: "Нет. Джаз-рок поиграть нельзя".
Я не могу понять, почему у нас все клубы "заточены" под еду? Почему где-то там за границей есть огромный пласт целой индустрии по развитию рока, джаза, поп-музыки? Почему там это все успешно сосуществует, развивается и еще приносит деньги? Почему где-то там все течения музыки развиваются параллельно и не мешают друг другу при этом? "На вашу группу люди будут смотреть, открыв рот, а нам надо, чтобы они еду у нас заказывали", – это стандартный ответ администрации клубов. Поэтому у нас происходит развитие так называемой "картонной" музыки, музыки на один раз. А где наши натуральные ресурсы? Где-то…
Они есть, но до них никому нет дела. Многие очень грамотные и опытные музыканты занимаются не развитием своего творчества, а поиском спонсоров; хоть какого-то заработка; решением административных вопросов… В общем – всем, и уже где-то под конец – музыкой. А ведь они музыканты. Их задача – творить, создавать. А задача менеджмента – продвигать и способствовать их творчеству. А кто у нас из музыкантов может позволить себе содержать административный ресурс? Единицы. И очень многие, пытаясь остаться на плаву, идут на вынужденные компромиссы, теряя при этом свою индивидуальность.

Сергей Ефимов: Востребованности в серьезной музыке в нашей стране сейчас не существует. Это проблема 1985 года – боязнь неклишированной, непричесанной музыки уходит корнями в советское время… Когда власти боялись и запрещали такие группы как "Аракс", тот же "Круиз". Они боялись этого, как сейчас говорят, НЕФОРМАТА. Сейчас в клубах – то же самое: опять определенное клише, какое-то обсубкультуривание. Все причесано. Мы играем с "Хиппи Хаос" совсем небольшое количество концертов. Нас приглашают на различные джазовые фестивали, джазовые сборные концерты. В январе мы отыграли на фестивале в Краснодаре, который ежегодно организует Игорь Марин. Человек делает этот фестиваль полностью за свой счет, вряд ли что-то зарабатывая при этом, но каждый раз открывая новых молодых одаренных музыкантов. Ведь выдающихся музыкантов можно найти абсолютно везде. Надо только заняться этим.
Есть Сергей Ващенко, который нам очень помогает по всей стране, находясь в Москве. Он связан с музыкальным бизнесом. После работы с такими людьми получается, что мы – "ненужная" команда – приезжаем с гастролей и рассказываем истории, в которые гастролирующие "форматные" музыканты не верят. В глубинке нас встречают как супер-звезд. Ситуация: нас как-то вроде и нет в столицах, и в то же время мы приезжаем в регионы, и мы – есть. Существуем. Значит, народ воспринимает эту музыку. Но кто-то из людей "решающих, что ставить в эфир, а что – нет" не любит такой жанр. Поэтому до народа он не доходит.
При всей этой ситуации мы продолжаем искать развития, и развиваемся как команда. Мы не зацикливаемся на рамках стиля. Более того – нельзя этого делать. Ни в коем случае. Ты можешь быть прекрасным джазовым музыкантом и перелопачивать только джаз, но тогда ты не сможешь играть что-то другое, рок, например. Или наоборот. И я ребят, с которыми мы играем в "Хиппи Хаос", учу этому. Кстати, то, что происходит в нашей музыкальной индустрии, ярко отражает и происходящее в нашем государстве вообще.

Jazz-Квадрат: Что вы имеете в виду?

Сергей Ефимов: Я представляю, что сейчас происходит в Беларуси. Но я не живу у вас, поэтому мне тяжело говорить, хорошо вам или плохо. Я знаю и вижу то, что происходит у нас, в России. Вы думаете, у нас есть демократия? Так только кажется, а на самом деле строй российского государства на сегодняшний день – это феодализм. Я имею свою гражданскую позицию и на самом деле очень переживаю за наши бывшие республики. Возможно, это звучит банально и громко, но я действительно переживаю за все республики, которые от нас откололись. Мне не важно, будет ли Союз вновь, для меня более важно, чтобы мы все интегрировались в мировую демократическую систему и стали ее равными участниками. Жаль, что некоторые политики пытаются донести до народа обратное.

Игорь Чехов: Зато сейчас на нас действительно упала бомба. Информационная. Раньше ведь и малой доли того не было. Теперь люди получают всю информацию, которую хотели бы получить. Появилась огромная возможность выбирать и, соответственно, сравнивать. Молодежь уже не в силах представить, что когда-то существовал "железный занавес". Но, опять же, есть и подмена – мировой канал VH1 сумел вклинить в мировую музыку "наш формат". То есть из России транслируют ту же музыку, которая проплачена у нас. Идет подмена информации. А про MTV можно и вовсе не говорить. Кстати, простой эксперимент: если выключить звук на русском видео, то видеоряд будет абсолютно похож на западный продукт, а при включении звука начинается тихий ужас. Это не философские рассуждения. Просто выходит, что у наших русских исполнителей мысль, которую они пытаются донести – вторична. Причем от начала и до конца.

Jazz-Квадрат: Я прослушал несколько композиций "Хиппи Хаос", это действительно интересная музыка. У вас есть CD?

Игорь Чехов: Материал для пластинки у группы есть. Пока он имеет рабочее название "Не на продажу". Видимо, с этим как-то и связано то, что заинтересованных рекорд-лэйблов мы пока не нашли. Материал полностью джаз-роковый, с очень оригинальной подачей некоторых джазовых стандартов, но в то же время в музыке присутствует и традиционная линия джаза. Все композиции инструментальные. Как вы правильно заметили, собрано много разных музыкальных идей, поэтому человеку понимающему эта музыка будет интересной. Джаз – живая музыка, и наш записанный материал также звучит очень живо.

Jazz-Квадрат: Вы использовали какие-то секретные приемы?

Сергей Ефимов: Как раз наоборот. Я всегда мог, что называется, "пустить пыль" в глаза. Люди думают: "Ничего себе, и как это у них получается?" А ведь на самом деле все мы знаем, что "все гениальное – просто". Я недавно был в составе жюри на конкурсе молодых барабанщиков и заметил, что у молодых ребят идет тенденция играть сложные ритмы, латину, какие-то нереальные ритмические и темповые рисунки. 20-летние ребята играют так, что иногда своим ушам не веришь. Это здорово. Но как-то вот никто не сыграл обыкновенный качОвый ритм…
Совсем недавно мы с Игорем в гостях у Феди Васильева смотрели на DVD концерт Motley Crue. Этим ребятам уже под 50, но какое яркое шоу они выдают! И на концерте – огромная толпа! Молодым еще учиться у них и учиться. А Томми Ли… он не ищет каких-то необыкновенных ходов на барабанах. Он просто, что называется "мОчит свой кач", абсолютно не напрягаясь на технику. Но обратите внимание на то, как он все это подает! Поэтому я и отметил тенденцию – у многих молодых начинающих музыкантов есть проблема не с уровнем исполнения, а с подачей. То есть, он молодец: и так может сыграть, и вот такую триоль исполнить, а вот какую синкопу нарисовал… Молодец! Но только во время своего исполнения как-то прячется, там, за тарелками и альтами… Его и не видно совсем. Визуальность отсутствует напрочь. Увлечение игрой на барабанах, уход в барабанную философию может привести к непониманию музыканта публикой. И хотя мы стараемся быть впереди публики, а не играть "на потребу", я отмечаю, что у западных музыкантов – вот у них все в порядке и с видео, и с музыкой, и с выступлениями.

Jazz-Квадрат: Сергей, а помимо "Хиппи Хаос" вы участвуете в каких-либо проектах?

Сергей Ефимов: Вот как раз "Хиппи Хаос" – это и есть отдельная история, а вся остальная жизнь проходит в каких-то других проектах, не имеющих отношения к творчеству. Сессионные записи с огромным количеством исполнителей, где моими руками рисуется одна общая картина того, что надо этим исполнителям. Я концентрируюсь полностью на запись какого-нибудь будущего шлягера так называемого поп-исполнителя, делаю свою работу, но когда выхожу из студии, то уже через полчаса не помню эту песню.
С моими музыкантами мы ради того, чтобы заработать себе на жизнь, много играем фоновой музыки в московских казино. И зарабатываем на этом совсем неплохие деньги. Но все это для меня, как музыканта, просто фон. Творчество – это "Хиппи Хаос".

Jazz-Квадрат: Что сейчас происходит в вашей жизни: какие книги читаете, какую музыку слушаете, какие фильмы любите и смотрите?

Сергей Ефимов: Честно говоря, я книги не читаю, – нет времени. Я их стал слушать. Сейчас ритм жизни такой, что уже нет времени на то, чтобы просто сидеть и читать. Я покупаю аудиокниги и слушаю их в машине. Много скачиваю аудиокниг из интернета. Сейчас, к примеру, прослушал-прочитал Хемингуэя, Булгакова, Зощенко. Хотя я и раньше читал массу известных писателей… Но вот в очередной раз не смог понять Ремарка.
Я считаю, что образование у мужчины длится всю жизнь. Поэтому у меня все еще впереди. Как сказал не очень для меня великий Ленин: учиться и учиться. С годами понимаешь, что если в детстве ты не получил достаточного образования, то этот пробел обязательно надо восполнить. В театр я, видимо к сожалению, не хожу. Зато сейчас стал много и с удовольствием слушать классическую музыку. Из нового – понравился Audioslave. До сих пор с неизменным удовольствием слушаю те команды, на которых когда-то вырос. Громаднейший пласт музыки. Современные российские фильмы я не смотрю, да и Голливуд смотреть особенно некогда.
В жизни мы с ребятами радуемся самым обычным вещам, шиковать не умеем. Все абсолютно как у всех –земные радости, бытовые проблемы, работа…
Но мы несем что-то в этот мир. Несем свое творчество. И поэтому мне бы очень хотелось пожелать читателям Jazz-Квадрата не бояться быть необычными людьми, чтобы помимо каких-то жизненных интересов они не забывали и о духовной стороне жизни. Музыкантам хочу пожелать больше концертов и понимания со стороны музыкальных компаний. Не бойтесь сотворить что-то необычное и не бойтесь показать себя необычными на сцене. Не забывайте, что гордость – это хорошо, а гордыня – плохо. Поэтому, коллеги, не становитесь идолами и кумирами. Мне иногда говорят, что я – живая легенда. А мне не хочется быть легендой. Честно. Для меня легенда – это уже пыль. Это что-то несуществующее. Будьте живыми музыкантами и стремитесь к этому. Удачи вам всем!

Фото предоставлено группой

Александр ОСТРОВЦОВ мл.

2008


музыкальный стиль
фанк, фьюжн
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с ансамблями
ArtaSax Ренессанс - 30-летний юбилей New York Voices - Мы считаем, что поем джаз! Яблочный чай - джазовый рецепт из Беларуси
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com