nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

"Человеки" - Бит человеческих сердец

стиль:

 Человеки  - Бит человеческих сердец
Вторая половина 90-х увиде­ла небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этниче­ское. По крайней мере, на му­зыкальном фронте это озна­чает хорошие новости: евро­пейские культурные фонды выделяют тонны евро на га­строли и записи музыкантов '"третьего мира* (культурно- империалистический, на са­мом деле термин). Секрет по­пулярности таких звезд как Сезария Эвора кроется имен­но в этом. В чартах укорени­лись такие таланты, как ма­рокканка Наташа Атлас,Сайнхо Намчылак и Хуун-Хуур-Ту из Тувы. Джазовая диаспора отреагировала своеобразны­ми опытами этно-фыожн: волковские 'Вершки и корешки", Mastоdon Боба Рутмана, трио Анатолия Вапирова. Но не будем идеализировать си­туацию. Мода на этнику дала импульс волне симуляторов и подделок, Как грибы после дождя повырастали салоны, специализирующиеся на продаже благовоний, мисти­ческих текстов, одежды с восточной символикой и прочей эзотерической параферналией. Однако любопытнее все­го. во что позитивное вопло­тились эхо и отголоски этого взрыва у нас, на украинской окраине. На мой взгляд, мно­гое из этого нашло выраже­ние в жизни и творчестве одесской труппы "Человеки".

Коллектив существует с 2002 года. Его движущей си­лой является творческий тан­дем вокалиста и мультиин- струменталиста Александра "Саххара" Куценко и контра­басиста, композитора и ви­зионера Виталия Фесенко. В то время, как его сверстники тащились от поп-музыки, Саххар (р. в 1977) штудиро­вал фольклор Африки и Вос­тока, совершенствуя тувин­ское искусство горлового пе­ния Он вышел из тусовки анонимных, в основном, умельцев, мастеривших ба­рабаны из жестяных пивных кегов "Балтика". новозеланд­ские диджериду (инструмен­ты для заклятия духов сти­хий), бамбуковые флейты, шейкеры, трещетки, хоммусы (дрымбы). Эти люди не позиционировали себя в ка­честве музыкантов, но регу­лярно устраивали шаман­ские шабаши с использова­нием самодельных и народ­ных инструментов Среди них — фотографы. художни­ки, архитекторы. По сей день ореолом таинственности окружены такие имена, как Муслим, Бузук, другие, не от­ложившиеся в моей памяти.

Виталий Фесенко (р. в 1970) представлялся молоде­жи каким-то абсолютно за­предельным персонажем, виртуозом, даже гуру. Сорат­ник Андрея Прозорова, сту­дент Чекасина, виртуоз, участник буквально тысяч сешнов и дюжины фестива­лей. Он заваривал зеленый чай, курил трубку и. в манере Владимира Волкова, мог за­просто. на контрабасе, смыч­ком изобразить нечто сред­нее между апокалиптиче­ским трэш-"запилом" и Пага­нини. Открытый человек, готовый играть и беседовать с любым без снобизма. В один прекрасный день, "набрав­шись наглости", по его соб­ственным словам, Саххар явился на реп-точку Виталия в ДКС, где тот репетировал с тремя или четырьмя состава­ми. Некоторые из их участни­ков позднее стали относи­тельно постоянными (группа концептуально избегает вся­кого постоянства) "человека­ми". Это — перкуссионист Са­ша Костюченко, пианистка Роксана Смирнова, саксофо­нист Андрей Мешаков и тру­бач Мирослав Пятников. Му­зыканты с безупречными джазовыми регалиями, ис­полняющие этнический ма­териал. В музыке "Человеков" вы найдете и украинский фольклор, и "горлянку", и цы­ганщину, и рок. И все это слу­жит канвой для импровиза­ции. В любой момент стили­стика меняется столь же нео­жиданно, как реальность в произведениях Филиппа К Дика. На смену еврейскому фрейлах спешит драм-энд- бэйсовый грув. сыгранный вживую — никакой электро­ники.

"Человеки' много концер­тируют. Еще в 2001 году шла молва о каких-то непонят­ных шаманствах в 'Сусани­не'. От той эпохи остались нарезки, фрагменты, импро­визации и композиции с уча­стием более десятка музы­кантов (и слушателей-соучастников), заботливо со­бранные Куценко на самиздатском компакт диске "Му­зыка без крыш", изданном для друзей супер-ограничен­ным тиражом в 2003-м. По­том было запрещенное администрацией "Студио 21* несостоявшееся выступление на фестивале 'Культур­ный герой" - однако чего стоила получасовая репети­ция в фойе зала, на лестнице! Затем "медузная" фаза (как и у Pитмless) 2003-2004: Саххар + Майк Хентц на дрымбе + кельнские The Cologne Con­nection - клавишник Матиас Кюль (экс-Damo Suzuki Band) и барабанщик Джанни: лучший концерт Medusa- festival 2003. Фесенко + Саххар + электрические Spontamisneba на "Medusa-раrtу Reanlmation Roots в ДКС 2003. Концерты в apт-студии "Ме­дуза" в Одессе 2004. Небольшое шюу в "Макондо" и большой сольный концерт на бе­регу моря в ’Эпицентре'’, организованный Reanimation Roots. Абсолютно неповторимый yгар в "Контрабасе" на джаз-карнавальной аfterparty с привлечением флейтиста Хайнца фон Херманна (Ав­стрия) и поляков Адама Перончика (тенор) и Гжегора Гжиба (ударные). И, наконец, блестящее выступление и финальном гала-концерте Джаз-карнавала у Оперного. "Человеки" — мастера анга­жировать энергетический поток слушателя, захватить его в свой вихрь и унести прочь. На их выступлениях люди танцуют так, как вы ни­когда не увидите ни в одном диско. Это танец души, празднующей союз с телом.

Динамика концертных вы­ступлений подчиняется логи­ке стартующего локомотива. Некий трансатлантический Буковина-Балканы-Лондон-Ныо-Йорк-Ныо-Орлеан экспресс. Не зря на первых по­рах "Человеки" позициони­ровались как этно-панк кол­лектив. хотя стилистически в них нет ничего от панка. Панк был скорее в их отношении: всегда приветствовались непосредственность, угар, юмор, нарочитость, хулиганство. Сегодня, когда страсти поулеглись, и пришла пора зрелости. 'Человеки" называ­ют то, что они играют, "чело-beat". Челоbeat? Ироничный реверанс в сторону брэйкби­та Фэтбой Слима и афро-6ита Фела Аникулапо Кути?'Лишь на поверхности. У каждой эпохи — свой собственный неповторимый бит. Тотали­тарный - массовый, техно­кратический; стук механиче­ских машин и скрип мысли­тельных приборов. Индас­триал, электро, техно. Моно- тонность идущих на работу толп, стоящих у станков про­изводителей благ цивилизации. Но есть и другой полюс. Твой индивидуальный уникальный человеческий бит. И, конечно же, коллективное биение человеческих сердец - целый квинтет человече­ских сердец, выстукивающих каждое свой риггм. Ритм — рука на пульсе времени.

"Человеки" подчеркивают именно человечность, хруп­кость, земную природу музы­ки. Предельную естественность и реальность создан­ных человеческими руками инструментов. Корни, тепло и резонанс дерева (контра­бас, бамбуковая флейта). Зеркальная чистота и блеск, ртутная стремительность ме­ди (труба). Поток, беспре­дельность. огонь человече­ского голоса, ставшего ин­струментом. Глубина превра­тившихся в диджериду лег­ких, по которым как ветер поднимается в горло человеческий голос Обретая боже­ственную природу своего образа и подобия. Громоподобный. молниеносный как все стихии. Тихий, как дождь. Страстный и уверенный, как ветер. И снова мерный, чело­вечный, земной..

Сергей КЛЕЙН

Jazz- Квадрат, №3/2005






музыкальный стиль
авангард, этно-джаз
страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела ансамбли
Cephas & Wiggins - Реликтовый блюз Кефаса и Уиггинса Chicago - Хроника жизни и музыки Drobinska - Балканы в Москве INTO - Джазовая надежда Армении
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com