nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Рижский эстрадный оркестр: Джазовые ритмы РЭО

стиль:

Рижский эстрадный оркестр: Джазовые ритмы РЭО В начале 1957 года в музыкальной жизни Латвии произошло знаменательное событие: при Латвийской государственной филармонии был создан Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Он внес неоценимый вклад в становление латвийского джаза. Уже летом того года состоялись первые концерты по Латвии. В Риге оркестр дебютировал в Доме офицеров (сегодня – Дом Рижского латышского общества). А на главной – филармонической сцене, концерты прошли в предновогодние декабрьские вечера. Ровно 50 лет тому назад.

Первым руководителем оркестра стал композитор Рингольд Оре. В РЭО играли лучшие из лучших. В полном составе вошел в него созданный за год до этого секстет Латвийского радио в составе: Гунар Кушкис – кларнет, саксофон, Эдуард Абелскалнс – вибрафон, Георгий Славецкий – гитара, Раймонд Паулс – фортепиано, Эгил Шварц – контрабас, Харалд Брандо – ударные инструменты. Яркими импровизациями выделялись в РЭО трубачи Борис Коган и Вячеслав Шкенев, тромбонисты Алдис Амолиньш и Улдис Крастс. С восторгом принимала публика джазовую певицу оркестра Айно Балыню, замечательно исполнявшую репертуар Эллы Фитцджеральд. Уверен, в 57-м году, в разгар холодной войны с Западом, никто и нигде в СССР не пел джазовые темы, да еще и на английском языке (!) – на сцене государственных филармоний. Следует сказать, что и секстет радио – ядро РЭО – стал явлением не только в Латвии. Ведь ничего похожего на радиоволнах всесоюзного эфира в то время не звучало. Люди впервые услышали совершенно новый саунд. Секстет, созданный студентами консерватории Эгилом Шварцем и Раймондом Паулсом для студийных записей на радио по своему звучанию и манере исполнения напоминал легендарную группу Бенни Гудмана – Лайонела Хэмптона, когда на отличной ритмической основе ведущие голоса принадлежат кларнету и вибрафону. И вот, в 56-м зазвучали на волнах латвийского радио – Lullaby Of Birdland, Caravan, The Man I Love... Джазовые композиции секстета вызывали восхищение радиослушателей. Бесспорно, в то время ведущим джазовым музыкантом-импровизатором являлся в Латвии Гунар Кушкис. Вся джазовая жизнь в городе в 50-е годы крутилась вокруг этой незаурядной личности. А молодым музыкантам секстета особенно хотелось дерзать в джазе. И опять происходит невероятное в структуре всесоюзного радио: в Латвии каждую субботу начинает идти в прямом эфире радиопередача "Полчаса в ритме джаза". Музыканты секстета в этом случае играли вчетвером: Кушкис, Паулс, Шварц, Брандо и Айно Балыня. В концертах РЭО, секстету предоставлялась возможность выступить отдельно, с несколькими композициями из своего репертуара. Ажиотаж вокруг каждого выступления оркестра создавал для публики проблему с приобретением билетов. И филармония постоянно проводила дополнительные концерты.

...Как завороженный, с широко раскрытыми глазами слушал я первые концерты РЭО. Мое воображение поражали сидящие на сцене музыканты – в красивых синих пиджаках с блестящими инструментами. Вжимался в кресло, когда слитное и мощное звучание оркестра обрушивалось на публику. С интересом наблюдал, как после сыгранной темы к одиноко стоящему на авансцене микрофону быстрыми шагами подходили музыканты и начинали импровизировать... Это было что-то! Когда солировал барабанщик, все погружалось в темноту, и только луч прожектора выхватывал сидящего на возвышении музыканта, виртуозно обрабатывающего палочками ударную установку. А при появлении на сцене очаровательной Айно Балыни мое юное сердце начинало учащенно биться...

Джаз в филармонии. Новое качество восприятия. В то время я уже достаточно много слушал джазовой музыки в радиопередачах Уиллиса Коновера Time For Jazz, на грампластинках... В клубе Рижского электромеханического завода, всегда заполненном до отказа, отличный свинг играл на танцах оркестр Ивара Мазурса – пианиста и аранжировщика, одного из пионеров латвийского джаза. Многие приходили в клуб с одной целью – послушать лучший в городе джазовый оркестр. И на танцах в Интерклубе в составе квинтета увлеченно играли молодые музыканты: тенор-саксофонист Раймонд Раубишко, трубач Айвар Круминьш, барабанщик Зигурд Резевский... Но возможность СЛУШАТЬ джазовую музыку (а не танцевать под нее) в зале Государственной филармонии явилось настоящим сюрпризом. Такое в истории латвийского джаза произошло ВПЕРВЫЕ.

В первых программах оркестра звучала музыка Джорджа Гершвина, Исаака Дунаевского, вариации на популярные танцевальные мелодии в обработках Оре, Шварца, Паулса... Звучали известные темы из кинофильма "Серенада солнечной долины" с удивительно точными по стилю импровизациями Гунара Кушкиса.

Через два года РЭО возглавил Эгил Шварц, музыкант и композитор с большими организаторскими способностями. Искренне любящий джаз. Вскоре в оркестре появились молодые, необычайно талантливые, глубоко пропитанные джазом музыканты – тенор-саксофонисты Виталий Долгов и Александр Пищиков. От "колтрейновских" импровизаций 18-летнего Пищикова просто дух захватывало. Своей игрой он сразил всех – музыкантов и любителей джаза. В те годы "Саня" (только так все его и звали) стал бесспорным лидером в среде музыкантов латвийского джаза. Еще более значительную роль в РЭО сыграл Долгов. Он проявил себя и необычайно одаренным аранжировщиком. Удивительно тонко вникал в музыкальную ткань композиций, в совершенстве освоив язык и специфические особенности афроамериканского джаза. И стало еще более насыщенным и сочным звучание оркестра. Появился динамичный и упругий свинг. Вскоре в репертуаре РЭО появились в аранжировках Долгова темы Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона, Квинси Джонса... Теперь оркестр до мельчайших нюансов и абсолютно точно передавал манеру игры и саунд знаменитых американских биг-бэндов. На рубеже 50-60 годов я побывал на многих концертах приезжавших в Ригу джаз-оркестров: Леонида Утесова, Эдди Рознера, Бориса Ренского, Константина Орбеляна. И думаю, не ошибусь, если снова скажу: в те годы никто в Союзе, из государственных эстрадных оркестров не исполнял с филармонической сцены джазовые композиции американских авторов. А в РЭО так "по-штатски" они звучали! Концерты всегда начинались с темы Skyliner, которая сразу создавала в зале приподнятое настроение. Публика восторженно принимала, в аранжировках Долгова, известные джазовые темы – Too Close For Comfort, Shiny Stockings, Swingin' The Blues, Don't Getaround Much Anymore, Four Brothers... Ведь увлеченные джазом отправлялись на концерты РЭО с одной единственной целью – насладиться джазовой классикой, импровизациями солистов и вокалом Айно Балыни – певицы с удивительно джазовым по тембру голосом. С аншлагами проходили выступления оркестра и во многих республиках Союза. Особенно горячий прием за исполнение джазовой классики оказывали латвийским музыкантам в Закавказье. К сожалению, "весь этот джаз" в РЭО закончился в середине 60-х.
В 1964-ом руководителем РЭО стал композитор Раймонд Паулс. Только в первые два года в репертуаре оркестра звучали джазовые темы… Запомнилась сюита на темы оперы Гершвина "Порги и Бесс" в аранжировке Алниса Закиса. Однако, в дальнейшем лицо биг-бэнда изменилось кардинально. РЭО сократился по составу, и он стал по-настоящему эстрадным оркестром. Теперь его роль была – аккомпанировать вокалистам, исполняющим песни Паулса. Многие покинули РЭО. Уезхали в Москву, в оркестр Эдди Рознера, Пищиков и Долгов. В оркестр Олега Лундстрема ушла Айно Балыня. Вместо них в РЭО пришли: Раймонд Раубишко, Айвар Круминьш, Пауль Миерлейс, Ивар Бирканс... Правда, в 1970-м, во время гастролей по Чехословакии, РЭО приглашали принять участие в Пражском джазовом фестивале, а вскоре совершенно неожиданно Всесоюзная фирма "Мелодия" выпустила пластинку – "РЭО в ритме джаза". Жаль только, что подобная пластинка не вышла в свет в то время, когда оркестр имел в своем составе первоклассных джазмэнов, и в репертуаре его джазовая музыка занимала достойное место.

Прекратил свое существование Рижский эстрадный оркестр в конце 70-х, уже руководимый, по иронии судьбы, превосходным джазовом трубачом Айваром Круминьшем. Но воскресить дух джаза в оркестре было уже невозможно.

А два самородка, которые начинали свой творческий путь в РЭО – Виталий Долгов и Александр Пищиков еще много лет щедро отдавали свой талант российскому джазу. Особенно Долгов. Ведь именно он своим уникальным даром аранжировщика еще с середины 60-х (более 40 лет!) создавал джазовое лицо оркестрам Эдди Рознера, Вадима Людвиковского, Олега Лундстрема, Игоря Бутмана...

И сегодня, вспоминая созданный 50 лет тому назад Рижский эстрадный оркестр, необходимо отметить главное: РЭО стал первым оркестром в Латвии, представляющим джазовую классику с филармонической сцены. Со сцены, на которой звучала музыка симфоническая, камерная, народная... И публика стала понимать: джаз заслуживает уважения, его надо слушать чаще и слушать в концертном зале, серьезно и внимательно, как и любой другой высокий музыкальный жанр.

Фото из архива автора

Валерий КОПМАН


авторы
Валерий КОПМАН
музыкальный стиль
мэйнстрим, свинг
страна
Латвия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела ансамбли
Modern Jazz Quartet - хорошо или ничего Soulive Оркестр Олега Лундстрема - Русский джаз родом из Китая Spyro Gyra - скоро 25!
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com