nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Cephas & Wiggins - Реликтовый блюз Кефаса и Уиггинса

стиль:

Cephas & Wiggins - Реликтовый блюз Кефаса и Уиггинса
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.»
Джон Кефас

«У многих блюз автоматически ассоциируется с печалью и депрессией. Но блюз — это, без сомнения, духоподъемная, вдохновляющая музыка. Когда тебе плохо, блюз помогает подняться.»
Фил Уиггинс

Блюз бывает разным. Есть блюз Дельты, есть Чикаго, есть Техас. Они популярны, они на слуху, они вбирают в себя самые разнообразные явления американской музыкальной моды, видоизменяясь, мутируя, но сохраняя при этом какие-то основные стилеобразующие признаки. А рядом, не слишком шумно, живет и другой блюз, так называемый пидмонтский. Его еще есть кому играть, есть кому слушать, и из тех, кто играет в этом стиле сегодня, одни из самых интересных — Джон Кефас и Фил Уиггинс. Дуэт, двое не очень молодых (один — относительно, второй — безусловно) афроамериканцев, гитарист и гармошечник, оба поют, оба сочиняют песни (большей частью Кефас). Сложился дуэт не сразу, и Джон, и Фил до того, как объединить свои усилия, прошли довольно внушительный путь по одиночке. Но прежде чем говорить об этом, давайте ненадолго остановимся на самом понятии «пидмонтский блюз».

Для этого нам придется чуть-чуть вспомнить географию и историю. Пидмонт — это предгорья Аппалачей, обращенные в сторону Атлантического океана, полоса длиной 800 - 900 километров, проходящая по Вирджинии, обоим Каролинам и Джорджии, примерно от Ричмонда до Атланты. В географическом смысле — это юго-восток США, в историческом — Юг. Эти земли помнят многое: и подпольную «железную дорогу» по которой уходили на Север беглые рабы, и гонявшихся друг за другом кавалеристов Джубала Эрли и Фила Шеридана, и победоносные войска Шермана, входящие в Атланту, и энергичных янки, хлынувших сюда после победы Севера, и расцвет и увядание угольных шахт в Аппалачских горах, и разоряющихся фермеров, и миллионы людей, чернокожих и белокожих, которые здесь рождались, жили и умирали. От этих людей и родился, живет и, надеюсь, будет жить и дальше пидмонтский блюз.

По времени появления он, очевидно, старше других направлений, хотя документированные его следы, то есть записи, появились позже. Блюз Пидмонта — это сельский блюз (country - blues), он долгое время исполнялся непрофессиональными музыкантами и ему понадобилось довольно значительное время, чтобы добраться до городов с их студиями звукозаписи. Это наиболее архаичный и наиболее скромный по используемым выразительным средствам вид блюза. Инструменты — гитара (с особой, специфично пидмонтской манерой звукоизвлечения), губная гармоника, чуть позже в обиход вошло фортепиано, вокал — максимально приближен к обычной речи, здесь не в моде фиоритурные эффекты. По мнению некоторых исследователей в этом блюзе особенно заметны африканские корни, в частности близость к музыкальной культуре западноафриканского народа волоф. Причем сегодня в пидмонтском стиле блюз исполняют почти также, как много лет назад, в отличие от других направлений пидмонтский блюз остался «закрытой системой», мало склонной к восприятию влияний извне. Как и много лет назад это почти всегда, помимо прочего, и чисто акустическая музыка. Таким образом, Пидмонт в сегодняшнем мире блюза — это наиболее реликтовый, корневой, наиболее пропитанный ароматом старины стиль. Тем и интересен. И слушая Кефаса и Уиггинса, достоинства этого стиля можно оценить в полной мере.

Забавно, что оба музыканта родились в Вашингтоне, то есть формально за пределами Пидмонта. Джон Кефас (John Cephas) появился на свет в 1930 году. Его семья была очень религиозной и первыми музыкальными опытами юного Джона стали вокальные дуэты с братом Эрнестом во время службы в церкви. Но несмотря на религиозность семьи, блюз не считался в ней «дьявольской музыкой» (может и в этом сказалась близость Пидмонта?) и Джону не возбранялось играть на купленной отцом гитаре. Первые блюзовые аккорды ему показала тетя, но главным «блюзовым университетом» для Джона стал городок Боулинг Грин в Вирджинии, близ которого жил его дядя Джон Дадли. Именно здесь, уже в исконных пидмонтских краях, куда он устремлялся каждый уикэнд и каждое каникулярное лето, он и полюбил по-настоящему музыку этих мест, которая стала увлечением Кефаса на всю жизнь. Совсем по-иному, как образцы для подражания и освоения, он слушал теперь пластинки Блайнд Бой Фуллера, Блайнд Блэйка, преподобного Гэри Блайнд Дэвиса и других корифеев пидмонтского блюза (как видно из имен и кличек, среди них, почему-то, было особенно много слепцов). Появилось и определенное мастерство, но о профессиональной карьере блюзмена Кефас не мечтал. Возможно, тут сказалось увлечение алкоголем, также вынесенное из пидмонтских краев, возможно, что-то иное, но Джон играл блюзы только для себя и близких друзей, изредка выступал в полу-любительских ансамблях. Хлеб насущный он добывал в областях, весьма далеких от музыки: после службы в армии успел побывать и рыбаком, и электриком, а вплоть до конца 60-х плотничал в своем родном Вашингтоне.

Именно там, на какой-то вечеринке он был представлен известному блюзмену, пианисту Уилбуру Биг Чиф Эллису. Они поиграли дуэтом и Эллису понравилось звучание гитары Кефаса, его техника и умение понимать партнера. Он предложил Джону войти в его ансамбль и тот, после долгих колебаний и уговоров, согласился. Вместе с Эллисом Кефас много выступал в городах и университетских центрах Восточного побережья, участвовал в записи его дисков, нарабатывая опыт и определенную популярность. Эллис не был пидмонтцем, но в пятидесятые годы много играл со здешними гитаристами и Кефас воспринял некоторые особенности его стиля, где были и элементы ритм-энд-блюза, и блюза Дельты, и госпел. В 1976 году, на одном из проходивших в Вашингтоне фольклорных фестивалей Джон Кефас впервые познакомился с Филом Уиггинсом.

Фил годится Джону в сыновья, он родился в 1954 году. Биографии обоих музыкантов схожи тем, что блюзы они оба слушали с детства. У Фила отец немного играл на фортепиано, а мать обожала исполнителей блюзов и буги-вуги. При этом и Фил причастился к Великой Южной Традиции, частенько бывая на родине отца, в Алабаме. Уиггинс начинал играть на детской пластмассовой губной гармонике, но потом, по мере роста увлеченности музыкой, игрушку сменил настоящий инструмент. Учителями Фила также были пластинки: Сонни Терри и Сонни Бой Уильямсон, Литтл Уолтер и Джюниор Уэллс. Но есть и отличия: Уиггинс в гораздо более юном возрасте, по сравнению со своим коллегой по дуэту, пошел по стезе профессионального музыканта. Начинал он еще подростком, выступая вместе с исполнительницей госпел Флорой Молтон, играл и гастролировал с такими видными мастерами, как Хаунд Дог Тэйлор, Эдди Шоу или виртуоз пидмонтской гитары Джон Джексон. Вместе с Молтон в 1976 году молодой исполнитель на губной гармонике Фил Уиггинс попал на Смитсонианский фольклорный фестиваль в Вашингтоне. Там было много легендарных музыкантов, много впечатлений, много неожиданных, прямо здесь, на фестивале родившихся составов. Так, в один из вечеров, старый блюзмен из дельты Миссисипи Джонни Шайнс позвал с собой на сцену Биг Чиф Эллиса, Кефаса, Уиггинса и басиста Джона Беллами.

На этом джеме вышеназванная четверка так здорово сыгралась, что решила не расставаться. Музыканты сформировали квартет «The Barrelhouse Rockers», который почти два года вел активную концертную деятельность, прерванную, однако, в 1977 году смертью Эллиса. Квартет распался, но Кефас и Уиггинс решили не расставаться. С тех пор они работают вместе.

Интенсивные выступления дуэта в клубах, университетских кэмпусах, на различных фестивалях заставили поклонников традиционной музыки обратить внимание на Cephas & Wiggins. Напрашивались естественные сравнения с другим дуэтом гитары и губной гармоники, знаменитой парой Сонни Терри - Брауни МакДжи. Разумеется, многим Джон и Фил вначале казались всего лишь эпигонами. Но наиболее прозорливые люди в кругах любителей блюза и фольклора разглядели в песнях дуэта и искренность, и желание идти своим путем, и мастерство.

Одним из таких людей был Аксель Кюстнер, дважды, в 1981 и 1982 годах, устраивавший дуэту гастрольные поездки в Европу. Там Кефаса и Уиггинса с самого начала приняли очень тепло. На германской фирме «L + R», принадлежащей поклонникам блюза Липпману и Рау, музыканты записали и свои первые альбомы, по одному на каждую поездку. А дома под свое покровительство взял дуэт не очень заметный человек с очень заметными возможностями: Джо Уилсон из ЮСИА, ведавший в этой правительственной организации вопросами программ по искусству. Уилсон рассматривал Кефаса и Уиггинса и их музыку, ярко ориентированную на пидмонтскую традицию в первую очередь, как фольклорных музыкантов (кстати, и наша видная исследовательница американской музыки Валентина Джозефовна Конен в своей работе «Рождение джаза» отмечала практическую идентичность кантри-блюза и фольклора). И с легкой руки Уилсона дуэт превратился в послов американской культуры во всем мире. За восьмидесятые годы Кефас и Уиггинс по госдеповским программам объездили чуть ли не весь земной шар. Они выступали не только в привычной многим американским артистам Западной Европе, но и в Африке, Центральной и Южной Америке, Китае, Австралии, Новой Зеландии и даже, в 1988 году попали в перестроечную Москву на одно из российских фольклорных праздненств.

Международная известность помогла продвижению и на отечественных рынках. Первую свою запись в Штатах музыканты сделали в 1984 году для «Marimac Records», но «Let It Roll» был издан только на кассетах и большая часть материала из этого альбома (собственные песни, традиционные блюзы и песни других авторов) позднее попала на диск «Dog Days Of August», выпущенный в 1987 году компанией «Flying Fish». Этот и следующие релизы на «Flying Fish» оказались очень успешными. За «Dog Days Of August» Джон и Фил получили премию Хэнди, как за лучший альбом традиционного блюза, но кроме того они стали еще и лучшими блюзовыми артистами года, что вообще впервые произошло с блюзменами традиционного стиля. В 1989 году Джон Кефас был удостоен высшей награды, которая присуждается американским правительством для мастеров искусств, работающих в фольклорных жанрах, обычно ее называют Living Treasure Award («Живое сокровище»), а официально она именуется National Heritage Fellowship Award (Премия Общества по сохранению национального наследия).

С 1996 года Кефас и Уиггинс сотрудничают c известной чикагской блюзовой фирмой «Alligator Records». Их дебютный альбом «Cool Down» хорошо продавался, но посеял много споров в традиционных кругах. Музыканты и раньше исполняли композиции не пидмонтских авторов, особенно любимого обоими Скипа Джеймса, но на этот раз для исполнения его «Special Rider» был привлечен сенегальский исполнитель на коре Джимо Куйяте, что многим ревнителям чистоты жанра показалось кощунством. В этом проекте Кефас и Уиггинс вообще очень широко привлекали дополнительных музыкантов — и басиста, и пианиста, и даже кларнетиста. Уиггинс, автор титульной песни, а также «No Ice In My Bourbon», хотя и удержался в рамках акустического блюза, но заметно модернизировал звучание обоих композиций. Видимо музыканты прислушались к дискуссиям, потому что уже следующий их проект «Homemade», где как автор и вокалист доминировал Кефас, носил значительно более традиционный характер. Мне довелось рецензировать этот диск в №4/99 нашего журнала, поэтому, не желая повторяться, адресую читателей к тому номеру.

Как поживает дуэт сегодня? Разумеется, есть и проблемы. Традиционный блюз по-прежнему менее популярен по сравнению с другими направлениями. Афроамериканцы слушают эту музыку все реже и успехом Кефас и Уиггинс обязаны большей частью белой аудитории. С другой стороны, некоторые специалисты - ортодоксы уличают дуэт в неполной аутентичности пидмонтским стандартам. Хотел бы ошибиться, но, по-моему, наметились и некоторые различия в творческих устремлениях обоих половинок дуэта, что может привести к его распаду. Но пока Кефас и Уиггинс остаются вместе и остаются ключевыми фигурами в традиционном блюзе, способствуют его популяризации и не без их влияния выросли новые, молодые музыканты, играющие акустический блюз: Элвин Янгблад Харт, Крис Томас Кинг, Гай Дэвис и другие. И трудно, даже только один раз услышав этот замечательный дуэт, не согласиться с мнением критика из «Чикаго Трибюн», описывавшего одно из его выступлений: «Здесь нет притворства, это исконный, традиционный кантри-блюз, наполненный чувством».

Леонид АУСКЕРН

ДИСКОГРАФИЯ
«Bowling Green John Cephas And Harmonica Phil Wiggins From Virginia, USA, Living Country Blues Volume 1» 1981, «L + R»
«Sweet Bitter Blues» 1982, «L + R» / «Evidence»
«Let It Roll» 1984, «Marimac» (cassette only)
«Dog Days Of August» 1987, «Flying Fish»
«Guitar Man» 1989, «Flying Fish»
«Flip, Flop & Fly» 1992, «Flying Fish»
«Bluesmen» 1993, «Chesky»
«Cool Down» 1995, «Alligator»
«Homemade» 1999, «Alligator»

Jazz-Квадрат, 2001г.


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
пидмонтский блюз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела ансамбли
Рижский эстрадный оркестр: Джазовые ритмы РЭО Фирменное блюдо от Этно-Трио "Троiца" Modern Jazz Quartet - хорошо или ничего Soulive
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com