nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

INTO - Джазовая надежда Армении

стиль:

INTO - Джазовая надежда Армении
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а от­голоски этого события все еще слышны. Люди об­суждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего разговоров и споров в дни фестиваля. Речь о молодежном коллективе INTO.

<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t"> </o:lock> Для начала, без ложной скромности хочу заметить, что был первым (ну ладно, одним из первых), кто два года тому назад обратил внимание на творчество этого, совсем тогда молодо­го, ансамбля. Два года назад квартет образовался, дал со­льный концерт и сразу же записал свой дебютный аль­бом. С первых же дней свое­го существования стиль му­зыки, в котором они начали творить, вызвал шквал во­просов и споров. Хотя ребя­та и собирались для того, чтобы играть джаз, резуль­тат их совместного музици­рования стал совершенно другим. О том, во что транс­формировались первона­чальные индивидуальные идеи каждого из ребят, писа­лось в газетах и говорилось по местному радио и теле­видению много раз. Это не­кая смесь классики, джаза и фолка, причем с авангард­ным уклоном. В программу квартета включены произ­ведения Х.Хэнкока, М.Дэвиса, Д.Гиллеспи, М.Миллера. А.Хачатуряна, Комитаса и. конечно, оригинальные композиции участников ан­самбля. «Стилевая мешани­на», скажет придирчивый читатель. Да, если бы ребята играли их в традиционной манере, или, как это приня­то говорить, «снимали» бы партии. Но все дело в том. что стиль, в котором работа­ет коллектив, абсолютно но­вый и необычный для ар­мянской джазовой сцены. Первый намек на разъясне­ние дает «подназвание» квартета - квартет академичес­кого неоджаза. До начала их выступлений обычно даже самые подкованные в джазе фанаты спрашивали, что это означает. После двух-­трех композиций всем все стало ясно. Для того, чтобы очень постараться описать их музыку словами, надо сделать следующее.

Возьмите за основу сред­невековые армянские тара­каны (церковные песнопе­ния), круто замесите их на приемах джазовых новато­ров Сесила Тейлора и Ор­нетта Коулмена, добавьте стилистику мастеров клас­сического авангарда (Лиге­ти, Лютославский, напри­мер) и все это сильно разме­шайте. Вы получите при­мерное представление о му­зыке, исполняемой кварте­том. Обычно джазовые му­зыканты брались за перера­ботки классических произ­ведений. Тут мы имеем пря­мо противоположную кар­тину — джаз, переданный с помощью приемов и инст­рументария классического жанра. И не забудьте изряд­ную долю фольклора. Пред­ставили? Во всяком случае, президент Ассоциации джа­зовых журналистов Говард Мендел (США) назвал этот коллектив "самым ориги­нальным и непредсказуе­мым" на сегодняшней ар­мянской сцене. А авторитет­нейший джазовый журнал "DownBeat" (ноябрь 2002 г.) пошел еще дальше — критик журнала сравнил "INTO" с "великим и ужасным" амери­канским составом Art Ensemble of Chicago и пред­ложил переименовать ар­мянский коллектив в Art Ensemble of Armenia по ана­логии с ансамблем Лестера Боуи и Роско Митчелла.

Я надеюсь,теперь все ста­ло понятно.

Справка 1. Сегодня со­став квартета отличается от первоначального. В него входят : студент четвертого курса ереванской консерва­тории флейтист и компози­тор Арам Ованисян, студент третьего курса консервато­рии виолончелист Артем Манукян, аспирант консер­ватории пианист и компо­зитор Рубен Сатян и перкус­сионист Эдуард Арутюнян. Все музыканты, за исключе­нием Арама Ованисяна име­ют за плечами богатый джа­зовый опыт, играли в раз­личных «взрослых» джазо­вых составах - Сатян играл боп в «Chico & Friends», Ма­нукян играл на контрабасе в квинтете Александра «Саш» Григоряна и на бас-гитаре в юношеском джаз-рок соста­ве Pokrjazz, ну, а Эдуард Ару­тюнян, самый опытный из них, является постоянным участником, на мой взгляд, лучшего армянского джазо­вого состава "TIME REPORT". У всех троих большой, но разностилевой опыт в джазе (боп, этно-джаз, ориенталь­ная музыка, джаз-рок) и это очевидно и сказалось на той музыке, которую сегодня иг­рает коллектив. А если сюда добавить факт того, что флейтист квартета — лауре­ат первой премии армяно-­бельгийского конкурса ком­позиторов «Амадеус», мно­гократный лауреат фестива­ля «Концерт концертов», об­ладатель премии Армфилармонии за лучшее симфо­ническое произведение, то становится понятным, отку­да в их музыке такое сильное влияние современной аван­гардной классики. За два го­да в составе поменялся один участник - кларнетист и композитор Мартын Улиханян (кстати, руководитель собственного квинтета, иг­рающего свинг а-ля Гудмен) покинул коллектив в резуль­тате творческих разногла­сий. Его место и занял пер­куссионист Арутюнян, доба­вивший в звучание коллек­тива больше ориенталисти­ки, внутренней энергии и даже мистики.

Музыка, которую испол­няет квартет, не имеет ана­логов в Армении. Это музы­ка для головы, а не для ног и рук. Слушая ее, вы вряд ли будете притоптывать нож­кой или щелкать пальцами. По своей форме и своему воздействию это более под­ходит к классике. Суть же и мелодика явно восходят к фольклорным корням. Ну, а приемы, которыми это все осуществляется, безусловно джазовые.

На прошедшем в апреле фестивале джаза ребята произвели настоящий фу­рор. Обработки народных мелодий, авторские компо­зиции Рубена Сатяна, собст­венные версии известных джазовых стандартов не ос­тавили в зале никого равно­душным. Самые восторжен­ные отзывы об услышанном принадлежали джазовым корифеям старой школы Мартыну Вартазаряну, Ер­ванду Ерзинкяну, Левону Малхасяну, до фестиваля вы­сказывавшимся, мягко вы­ражаясь, чересчур насторо­женно. Кстати, такое же не­приятие самобытной мане­ры игры квартета выражали многие менее значимые ар­мянские музыканты, да и любители. Причем, как это часто бывает, делали они это заочно, не слышав соб­ственно, музыки. После вы­ступления все барьеры были преодолены и полоса от­чуждения исчезла. Музыкан­ты долго принимали позд­равления от специалистов, коллег-джазменов и благо­дарных слушателей.

Справка 2. Имена музы­кантов хорошо знакомы лю­бителям классической му­зыки Закавказья. Дело в том, что на 50 процентов INTO состоит из участников ан­самбля современной клас­сической музыки AUS, кото­рому посвящают статьи ве­дущие газеты Армении и Грузии (ребята выступали с сольными концертами и в соседней республике) и да­ют самые высокие оценки музыковеды Армении. Кос­тяком этого авангардного ансамбля, специально для которого уже пишут свои произведения многие со­временные западные ком­позиторы, являются два му­зыканта INTO - Арам Ова­нисян и Артем Манукян. А Эдуард Арутюнян является постоянным членом филар­монического оркестра Ар­мении. Так, что ребята - не случайные люди в музыке.

В те дни телеэфир был буквально забит картинка­ми этих молодых музыкан­тов. Дело в том, что именно этот квартет пригласили оз­вучивать конкурс джазовых рисунков и их более чем не­обычная и захватывающая музыка чуть не отвлекала внимание публики от ос­новного действа - конкурса молодых художников. В тот день телевизионный днев­ник фестиваля был посвя­щен на 50 процентов им. Че­рез пару дней состоялась джазовая викторина среди студентов ВУЗов. Благодаря ребятам из INTO, составив­шим костяк команды, кон­серватория вышла победи­телем в этом конкурсе. И опять - дневник фестиваля был наполнен информаци­ей об участниках квартета. Ну, и наконец, день выступ­ления INTO стал их звезд­ным часом. Какими только эпитетами не награждали квартет - от «самый ориги­нальный состав Армении», до «джазовой надежды Ар­мении». К сожалению, в раз­деле серьезной музыки в Ар­мении не проводится ника­ких конкурсов, хит-парадов, и т.п. Если бы у нас было не­что подобное существую­щим в России и на Западе многочисленным конкур­сам и опросам, то квартет INTO следовало бы удосто­ить такой обязательной но­минации как «артист, заслу­живающий большего вни­мания». В качестве доказа­тельства, следует отметить, что после концерта самым большим дефицитом был диск квартета. Его жаждали получить многочисленные слушатели, организаторы, старшие товарищи. И нако­нец, именно ребята из INTO - Рубен Сатян и Артем Ману­кян - были приглашены оз­вучивать прием в американ­ском посольстве, посвящен­ный завершению Дней джа­за. Говорят, восхищенные многочисленные гости, представители других по­сольств, пригласили играть ребят и в другие посольства в дни их национальных пра­здников.

Справка 3- Музыка кото­рую исполняет квартет, аб­солютно не коммерческая. Приложить ее негде — ни в джаз-клубе, ни на джэм-сейшене, ни на какой-нибудь презентации. Выступать с этой программой музыкан­ты могут только на концер­тах и фестивалях. Репетиру­ют они по домам, их спонсо­рами и продюсерами высту­пают папы-мамы, родствен­ники и друзья. Чтобы не за­стояться, ребята вынужден­ны играть в других коллек­тивах, исполняя коммерчес­кий, не свойственный им репертуар, так сказать, на­ступая на горло собствен­ной песне.

Чем обычно заканчивают­ся подобные истории? Пра­вильно - или же коллектив находит спонсора, доброго дядю, который дает денежки на аренду зала, на проведе­ние концертов, на запись альбома, на поездку, в про­тивном же случае, творчест­во, не поддерживаемое ма­териально, начинает чах­нуть. Если дальнейшее раз­витие событий пойдет по второму варианту, для наше­го джазового общества это будет большой потерей.

Армен МАНУКЯН

Jazz-Квадрат, №3/2003




авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
авангард, академическая музыка, этно-джаз
страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела ансамбли
Begona Olavide & Mudejar - Музыка средневековой Андалусии Cephas & Wiggins - Реликтовый блюз Кефаса и Уиггинса Chicago - Хроника жизни и музыки Drobinska - Балканы в Москве
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com