nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Little Charlie And The Nightcats - Блюзовые ночные коты Маленького Чарли

стиль:

Little Charlie And The Nightcats - Блюзовые ночные коты Маленького Чарли
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмо­ристически-лирические песни Рика Эстрина дела­ют группу одним из самых удачных проектов, синте­зирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обес­печивают ей все возраста­ющую популярность"
- Living Blues -


"Гитарист Чарли Бэйти играет с редкой интелли­гентностью и вкусом, а песни и вокал Рика Эстри­на ярки и наполнены на­стоящей блюзовой мудро­стью... К тому же он играет на губной гармошке так, словно учился, сидя на ко­ленях у самого Литтл Уол­тера"
- Down Beat -


"Little Charlie And The Nightcats идут своим соб­ственным блюзовым пу­тем. Задорное, прочувст­вованное, оджазованное... да просто клевое звуча­ние, сатирические, ост­рые, умные тексты и абсо­лютно убойные гитарные и гармошечные соло. Ка­жется, что интереснее уже просто не может быть"
- Blues Revue -


"Гитара Чарли Бэйти... это просто опасная вещь"
- Buddy Guy -


То, что блюз, в общем-то, не обязан всегда быть зауныв­ным и меланхоличным, сред­ний любитель знает. Или до­гадывается. Но то, что он мо­жет быть настолько жизнера­достным, остроумным и вир­туозным, ощущаешь только после того, как послушаешь группу Little Charlie And The Nightcats.

В 50-е — 60-е годы прошло­го века в Чикаго большой по­пулярностью пользовалась группа Литтл Уолтера Джекобса Little Walter And The Night Cats. Уолтер бесподобно играл на губной гармошке, причем стал первым, кто электрифи­цировал этот инструмент. А в 1975 в Калифорнийском уни­верситете Беркли молодой па­рень по имени Чарли Бэйти (Charlie Baty), страстный по­читатель Литтл Уолтера, со­брал блюзовый бэнд. Сам он, как нетрудно догадаться, иг­рал на гармошке и исполнял вместе с группой вещи своего кумира. Почему он назвал свой коллектив Littie Charlie And The Nightcats, надеюсь, объяснять тоже не нужно.

А вот дальше все поверну­лось довольно неожиданным образом. Чарли познакомил­ся с другим молодым энтузиа­стом блюза, Риком Эстрином (Rick Estrin), сочиняющим и поющим неплохие песенки, и решил пригласить его к себе в группу. Тот был не против, но... его основным инструментом (кроме вокала) была тоже губ­ная гармоника. Причем он владел ею получше Чарли и уже успел поиграть вместе с Джонни Янгом и даже с самим Мадди Уотерсом.

Ничего не поделаешь, лиде­ру группы пришлось отло­жить гармошку и взять в руки гитару. Он никогда раньше се­рьезно не учился на ней иг­рать — так, знал несколько ак­кордов и мог с грехом попо­лам аккомпанировать лиди­рующему инструменту. Зато он слушал очень много заез­жих блюзовых бэндов — и раньше, и в то время, когда со­брал свою группу.

Ему было жаль своей гар­мошки, позже в интервью он шутил на тему своего прежне­го инструмента: "Я любил иг­рать на губной гармонике, и к тому же даже вполне прилич­ная гармошка была значи­тельно дешевле гитары. Сразу купить себе Фендер Стратокастер мало кому из молодых людей по карману..."

Когда Чарли взялся за гитару и попробовал для начала про­сто на слух скопировать кого-нибудь из знаменитостей, то оказалось, что у него есть при­рожденное чувство инстру­мента. Ему даже не пришлось брать уроки у профессиона­лов — когда ресурсы игры на слух были исчерпаны, он наку­пил учебников и засел за них. И был получен почти неверо­ятный результат — музыкант блестяще освоил большинст­во блюзовых, ритм-энд-блю- зовых и даже джазовых гитар­ных стилей... по самоучителям. Сегодня он считается одним из самых разносторонних и виртуозных блюзовых гита­ристов в США. Кстати, может быть, вы думаете, что он учил­ся в музыкальном колледже? Ничего подобного. Если бы не блюз, быть ему посейчас обыч­ным учителем математики в школе.

Впрочем, ему приходилось работать, чтобы зарабатывать на жизнь, вплоть до подписа­ния контракта с Alligator Records. Но об этом потом. А тогда, целых десять лет — с 1976 до 1986 — Little Charlie And The Nightcats были обыч­ной местной клубной группой в Сакраменто. Чарли осваивал гитару, вникая во все новые и новые стили. Вот что он отве­чал на вопрос одного из ин­тервьюеров, хотел ли он быть таким, как Джими Хендрикс: "Нет, у меня все было по-другому. Я не хотел походить на Хен­дрикса, я хотел быть, как Бадди Гай. Мне кажется, и Хендрикс хотел того же... Одна из черт блюза, которую я любил и люблю больше всего, это его неисчерпаемость. Он не зави­сит от моды, и в нем главное — это традиции. Джаз тоже вы­шел из блюза — у них есть об­щие черты и сейчас. Я слушал очень много таких джазовых гитаристов, как Кенни Бар­релл, Лу Холте, и пытался по­нять, из каких нот состоят ак­корды, которые они играют. Часто это звучало очень похо­же на блюз, но более сложный и красивый, чем традицион­ный. Чтобы разобраться в этом окончательно, я купил учебник Мики Бэйкера (Mickey Baker), стал его изу­чать, больше ходить на джазо­вые концерты... Но вообще-то гитаристом, который дейст­вительно здорово повлиял на мой стиль, был Чарли Крисчиан, хотя я его слышал только в записи. Мои любимые джазмены — это Крисчиан и Чарли Паркер, и если попытаться оп­ределить мой стиль, то я играю в манере Чарли Крисчиана, но в контексте блюзового бэнда наподобие Литтл Уолтера".

Узнав такое, становится по­нятным, почему гитара Чарли Бейти одновременно так по­хожа и непохожа на традици­онную блюзовую гитару. Про­сто в ней слишком много джа­зовых черт. В блюзе это быва­ет нечасто — виртуозность и усложненность считаются излишними. В принципе оно верно, но бывают и исключе­ния. Одно из них — Литтл Чарли. Впрочем, он не зло­употреблял своей виртуозно­стью и никогда не уходил от блюзовых традиций. Что бы он ни добавлял к блюзу — джаз, буги-вуги, рокабилли, — все это органически перера­батывалось и не портило ори­гинал.

Маленький Чарли необы­чен еще и другой своей чер­той. Он, формальный лидер группы, не является ни ее фронтменом, ни автором пе­сен. Эти роли играет гармошечник и вокалист Рик Эстрин, с которым он вместе ра­ботает и дружит уже двадцать пять лет. Гитаристу почти все­гда во всех интервью задают вопрос: как же так, не обидно ли ему иногда, что так получа­ется? Он отвечает: "Я никогда не стремился стать вокалис­том. Я пытался, конечно, по­рой выходить к микрофону, но это всегда получалось пло­ско и невыразительно. Навер­ное, это оттого, что у меня нет и никогда не было стремле­ния находиться в центре вни­мания. А Рик Эстрин идеально подходит на эту роль — он де­лает настоящее шоу. Правда, порой возникает путаница: зрители-новички частенько называют его Чарли, потому что он фронтмен".

По-настоящему, конечно, Little Charlie And The Nightcats — это Чарли и Рик. Барабан­щик и басист время от време­ни меняются, но без одного из этих двух представить себе группу невозможно. Рик Эстрин — блестящий гармошечник и не менее блестящий со­чинитель блюзов. Песни, ко­торые пишет Рик, полны жи­вого юмора, это всегда ма­ленькие истории с фабулой, завязкой и развязкой, что то­же не вполне обычно для тра­диционного блюза. Его вещь My Next Ex-Wife с пятого по счету альбома Night Vision по­лучила в 1993 г. премию им. У.Хэнди как лучшее сочине­ние года, и еще несколько пе­сен, которые он написал для Коко Тэйлор, Роберта Крэя и Джона Хэммонда, были вмес­те с их альбомами номиниро­ваны на Грэмми.

Но это все случилось уже после 1986 года. А тогда они крепко призадумались над тем, как им все-таки зарабаты­вать на жизнь своей музыкой. Группа сделала демо-записи, и Чарли разослал их по семи различным лейблам. Через несколько месяцев он полу­чил ответ с приглашением от фирмы Blind Pig. Музыканты уже почти подписали кон­тракт, когда им позвонил пре­зидент Alligator Records Брюс Иглауэр и сказал: "Подождите немного. Я специально при­лечу, послушаю вас, и тогда поговорим". Такой стиль сра­зу понравился Чарли, а когда он пообщался с Брюсом, ко­торый остановился у него до­ма, то понял, что хочет иметь дело только с "Аллигатором".

В 1987 году вышел первый альбом Little Charlie And The Nightcats — All The Way Crazy, и начались бесконечные турне и концерты. "Аллигатор" как независимый и не очень круп­ный лейбл работает именно таким образом — раскручива­ет своих артистов и их альбо­мы, организуя множество гас­трольных поездок по США и за рубежом. С того времени груп­па выпустила на "Аллигаторе" уже девять альбомов, послед­ний — That's Big — в 2002 году. Чарли даже жаловался: "Когда мы только подписали кон­тракт, мне казалось, что на нас оказывается некоторое давле­ние — мы должны были выпус­кать альбом за альбомом — каждые год-полтора. Так оно вначале и было, но потом мы стали записываться реже. Я ду­маю, один альбом в два-три го­да — это то, что нужно".

Но жаловался он, конечно, не всерьез. Он ведь достиг то­го, о чем мечтал, — зарабаты­вать на жизнь, играя блюз. А это удел далеко не всех блюзменов, даже более-менее изве­стных. Несмотря на изрядное число изданных дисков, Little Charlie And The Nightcats груп­па больше концертная, чем студийная. Они даже альбомы свои пишут фактически в ре­жиме концерта, вживую, поч­ти без дублей. Чарли Бейти ка­тегорически против много­кратного перезаписывания и редактирования готового ма­териала: "Думаю, что наши аль­бомы становятся все лучше. Мы с Риком теперь сами про­дюсируем свои работы, пото­му что знаем, как это нужно де­лать с нашей музыкой. Когда мы приходим в студию и все идет своим чередом, и мы иг­раем так, как настроены делать это в данный момент, то луч­ший вариант на записи всегда первый. Даже если где-то есть небольшая ошибка, мы пред­почитаем оставить все как есть. Это называется честным отношением к музыке".

В наше время честное отно­шение к музыке можно встре­тить только в непопсовых жа­нрах, таких, как академическая классика, джаз, блюз, рок... Во всяком случае, душу и сердце настоящего меломана не мо­гут не согреть такие слова нео­бычного лидера группы, кото­рый не хочет быть фронтме­ном: "У меня никогда не было цели делать хиты. Я хочу про­сто играть музыку, которую я люблю, и мне кажется, что в этом смысле мне близки джа­зовые музыканты — они увле­чены прежде всего своим творчеством и красивой музы­кой. Для меня главное — caма музыка, а не какое-то особенное звучание или всякие фокусы с MIDI, которые делают в студии или где-то еще. Я считаю, что лучше всего просто взять в руки инструменты и играть вживую без всяких там специальных штучек".

Ну что ж, кто умеет, тот играет. Ночные коты Маленького Чарли доказали, что они-то умеют. Ищите их альбомы, слушайте. А будете в Америке, заезжайте в Сакраменто - может быть, вам повезет и вы как раз попадете на их концерт. Blues Lives!!!

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №4/2002


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
современный блюз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела ансамбли
"Человеки" - Бит человеческих сердец Apple Tea - 15-летний юбилей Begona Olavide & Mudejar - Музыка средневековой Андалусии Cephas & Wiggins - Реликтовый блюз Кефаса и Уиггинса
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com