nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Pachora - Опытное производство на вязальной фабрике

Pachora - Опытное производство на вязальной фабрике  Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть музыки, которую она поддерживает, распространяет и издает: "Knitting Factory" ("Вязальная фабрика").

Музыкальный авангард, то, что мы до сих пор называем "андеграундом", в Нью-Йорке постепенно поменял название и отчасти форму. Теперь его именуют "downtown music" (музыка центра города, средоточия и смешения культур). Такой вот downtown jazz и стал главной специализацией этой нью-йоркской "фабрики". Что ж, фабрика как фабрика - есть на ней "изделия, запущенные в серию": имена раскрученные, хорошо известные уже не только в Штатах, шагнувшие из андегра... тьфу! - даунтауна в общенациональные чарты - такие, как Джон Зорн или Кадзутоки Умедзу. Но "директор фабрики" Майкл Дорф смотрит в будущее: как на каждом серьезном предприятии, у него тоже есть свое "опытное производство".

В новых клубах молодые, честолюбивые, жаждущие самовыражения музыканты получают возможность представить всем желающим свои идеи. Кто-то играет только один вечер, кто-то - пару раз в неделю. И если обнаруживается, что данный солист или группа интересны не только его родным и друзьям, что зал наполняется в достаточной степени, если концерт привлекает внимание прессы, то тогда есть все шансы на более серьезный ангажемент, в более просторном зале, можно думать и о записи диска. Короче говоря, есть все шансы перейти из "опытного производства" в "серийное" и работать дальше уже на качественно ином уровне. В последние пару лет такой путь прошел на "Вязальной фабрике" ансамбль "Pachora".

Безусловно, не он один. Новые имена появляются (и исчезают) в мире авангарда достаточно часто. Однако есть основания поговорить об этом коллективе подробнее. При всей типичности "Pachora" для нью-йоркского даунтауна (ну, кажется выучил новый термин), содержание творчества этого коллектива позволяет говорить и о некоторых новых тенденциях в "производственной программе" "Knitting Factory". До сих пор здесь находили поддержку музыканты, развивавшие и сочетавшие идеи фри-джаза, альтернативной рок-музыки и академического авангарда (Билл Уэйр, Уильям Хукер, "Sex Mob", покойный Томас Чапин и др.) или подпитывающие свою музыку солидными инъекциями еврейского, восточноевропейского или ближневосточного фольклора ("Masada" Джона Зорна, "New Klezmer Trio", "Hasidic New Wave" и др.). "Pachora" знаменует своим появлением более широкий поворот авангарда к world music самого разнообразного происхождения. Собственно говоря, такой подход тоже не нов. Достаточно вспомнить такую видную фигуру фри-джаза, как Дон Черри. Но, пожалуй, только у "Pachora" не джаз приглашает в гости мировой фольклор, а скорее, сам находится в гостях.

В недлинной истории этого коллектива хватает, тем не менее, темных мест. Мало того, что я понятия не имею, что означает это название (по звучанию подозреваю нечто южнославянское, так как главный источник вдохновения музыкантов - фольклор Балкан и Турции), но даже не знаю в точности, как его писать: на обложке второго альбома группы оно выглядело как "PAcHORA". Но давайте примем более традиционный вариант и обратимся к фактам, сомнений не вызывающим.

Итак, "Pachora" - это квартет. В него входят Крис Спид (Chris Speed), Брэд Шепик (Brad Shepik), Скули Сверрисон (Skuli Sverrisson) и Джим Блэк (Jim Black). Все четверо - люди еще довольно молодые. Один из участников (догадайтесь кто) - скандинав, выходец из Исландии, трое остальных - родом из Сиэтла. И здесь хочется прибегнуть к небольшой интерлюдии. Похоже, этот город на дальнем северо-западе США особенно располагает к музыкальным экспериментам. В Сиэтле работает очаровавшее половину редакции "Jazz-квадрата" авангардное акустическое трио "Trillian Green", здесь начинали и такие звезды "Knitting Factory", как Бригган Краус и Уэйн Хорвиц. Так что значительная часть нью-йоркского авангарда вызревает в штате Вашингтон.

Саксофонист и кларнетист Спид - наиболее эрудированный член квартета, музыкант с ярким композиционным мышлением и один из основных авторов музыки для "Pachora". Еще в 1994г. он получил грант от бостонской Консерватории Новой Англии за свою сюиту, посвященную Элберту Эйлеру. Но его страсть - это не только фри-джаз, но и восточноевропейский, особенно балканский фольклор, и именно в рамках "Pachora" он получил возможность соединить оба своих увлечения. Но Крис работает не только в этих рамках. Он выступает и записывается с целым рядом авангардных коллективов: "Tim Berne's Bloodcount", квинтет Миры Мелфорд, септет Джеймса Эмери. Спид сотрудничал и с такими звездами, как Джон Зорн и Энтони Брэкстон. Есть у него уже и один сольный альбом - "Yeah No" на лейбле "Songlines". Интересно, что в то время, как в других проектах он широко пользуется и тенор- и альт-саксофонами, для "Pachora" Крис играет только на кларнете, стремясь к аутентичному фольклорному звучанию.

Брэда Шепика (его настоящая фамилия выглядит несколько сложнее - Schoeppach) условно можно считать гитаристом квартета. Но только условно. Реально же Брэд пользуется разнообразными, в том числе электрифицированными, фольклорными родственниками классической "испанки": это и девятиструнный португальский вариант, и саз, и ряд других инструментов. Его увлеченность world music больше проявляется в любви к необычным тембрам и свежим звуковым краскам. Шепик еще в Сиэтле вошел в состав местной группы "Babkas". Он много ездит и записывается с "Electric Bebop Band" Пола Мотиана, "Tiny Bell Trio" Дейва Дугласа, а кроме того, руководит и собственной группой "Commuters".

Сверрисон - это прекрасный басист, тяготеющий к рецептам музыки фьюжн. Однако мастерство его столь универсально, что он является желанным партнером в любом составе, исполняющем альтернативную музыку. Есть на счету этого исландца и первый сольный альбом - "Seremonie". Этот диск, изданный австралийской фирмой "Extreme", встретил очень теплый прием в кругах музыкального даунтауна.

Барабанщика Блэка в тех же кругах называют самым ярким ударником, появившимся за последние годы. Это тоже чрезвычайно гибкий музыкант, умеющий с легкостью войти в музыкальный мир любого ансамбля. С непривычной метрикой и контрастами темпов в музыке "Pachora" он справляется безукоризненно. Его взаимопониманию с партнерами, очевидно, помогает то, что они играют вместе и в других проектах. Так, с Шепиком и Дейвом Дугласом он составляет группу "Tiny Bell Trio", а со Спидом Джим Блэк работает в "Tim Berne's Bloodcount". Кроме того, у Блэка есть и собственный коллектив - группа "Human Feel", также исполняющая авангардный джаз.

И вот эту вышеупомянутую четверку объединил проект, где во главу угла стал фольклор славян балканского полуострова, греков, турок. Фольклор, исполняемый с высокой степенью аутентичности, даже когда речь идет не об аранжировках народных тем, а об авторских композициях. Конечно, такая музыка очень далека не только от традиционного джаза, но и от джаза мейнстримовского. Здесь сохраняется только импровизационность, только характерные для джаза приемы чередования сольных и коллективных фрагментов и... и некое чувство свободы, отсутствие жестких гармонических, метрических, интонационных рамок - то, чего нет в чистом фольклоре и чем в избытке обладает джаз, особенно авангардный.

В 1997г. вышел первый альбом квартета - "Pachora". Новизна, свежесть и, если хотите, теплота и человечность этой музыки сразу позволили группе занять отдельное место в пестром калейдоскопе продукции "Knitting Factory". Об ансамбле заговорили. Особо отмечали композиции "Paidushko" и "Ranitsa" (название, ласкающее ухо любого белоруса: "раница" по-белорусски означает "утро"), а также "турецкую" пьесу "Pinar Bosi/ Yarim Hova". Успех группы вышел за пределы даунтауна, о "Pachora" тепло написал в "Нью-Йорк Таймс" Бен Ратлиф.

Через год вышел второй и пока последний диск группы - "Unn". Этот альбом мне уже довелось рецензировать в "Jazz-квадрате" (см. #4/99) и не хотелось бы повторяться. Скажу только, что "турецкая" тематика здесь несколько потеснила "славянскую": похоже, "Pachora" все дальше углубляется на Восток.

В феврале 1999г. группа отправилась в большое турне по Западной Европе: Германия, Франция, Испания... Группу слушают. О ее музыке спорят. Один из представителей администрации "Вязальной фабрики" Велибор Педевски откровенен до цинизма: "Я рос в этих местах и, знаете, устал от этого дерьма. Но сами ребята мне нравятся". Что ж, г-н Педевски имеет право на свое мнение. Лично мне эти ребята тоже нравятся. Вот только в разряд "дерьма" я бы их музыку относить не стал. Да и не только я. Бесстрастная статистика показывает падение спроса на "чистый" джаз и неуклонный рост популярности world music. Люди, уставшие от стандартизированной поп-музыки, обращаются к фольклору, и не только к своему. Какой-нибудь привыкший к кантри Джон Смит из штата Колорадо начинает с интересом слушать традиционную музыку Балкан и Атласских гор, Японии и Иранского нагорья. И гидом-проводником здесь служит именно джаз. Кто знает, может быть, как раз на пути союза с world music и лежит столбовая дорога его дальнейшего развития? В этом случае музыка группы "Pachora" может в будущем стать мейнстримом!

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
авангард, этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: джаз, джаз
В мировом джазе много кубинских имен. Перкуссионисты, пианисты, духовики… А вот названий мало. По большому счету, только один кубинский ансамбль остался в джазовой истории: ансамбль Irakere. Появившись в разгар эры фьюжн, он сумел добавить к ...
  • стиль: блюз, блюз
"Мы не запиливаем наши старые хиты до полного занудства. Мы всегда движемся вперед. Наша группа — живой и развивающийся коллектив..." Chris Vachon, гитарист Roomful of Blues "Roomful of Blues дает наглядный пример того, что такое современный блюз с ...
  • стиль: джаз, джаз
В начале 1957 года в музыкальной жизни Латвии произошло знаменательное событие: при Латвийской государственной филармонии был создан Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Он внес неоценимый вклад в становление латвийского джаза. Уже летом того года ...
  • стиль: этно, этно
Белорусская группа "Троiца" сформировалась в начале 1996 года, в составе Д.Лукьянчика (ударные), В.Шкиленка (гитары) и главного вдохновителя коллектива Ивана Ивановича Кирчука. Иван в то время работал в минском училище искусств на отделении ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи 1975 года И.-Э.Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и Милтом Джексоном ...
  • стиль: джаз, джаз
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше и больше ...
  • стиль: джаз, джаз
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале ...
  • стиль: джаз, джаз
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным оригиналам ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
  • стиль: джаз, джаз
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
  • стиль: этно, этно
Вторая половина 90-х увиде­ла небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этниче­ское. По крайней мере, на му­зыкальном фронте это озна­чает хорошие новости: евро­пейские культурные фонды выделяют тонны евро на га­строли и ...
  • стиль: джаз, джаз
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com