nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Dick Heckstall-Smith & Pete Grant - Blowing The Blues

Dick Heckstall-Smith & Pete Grant - Blowing The Blues  Выдувая блюз" — так назы­вается эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в бри­танском блюзе". Читать ее бе­зумно нтересно и одновре­менно очень грустно. Гру­стно потому, что 19 декабря прошлого года главного ге­роя этой книги и одного из ее авторов не стало. Англий­ский саксофонист Дик Хикстолл-Смит, написавший эти мемуары, умер от рака.

К 70-летию Дика наш жур­нал опубликовал статью о нем (см. №5/2004). Тот но­мер должен был выйти и с фотографией Хикстолл-Смита на обложке. Дик об­ещал прислать достойный слайд, но не успел. Только по­сле того, как на информа­ционных лентах крупней­ших агентств новостей появилось сообшение о смерти музыканта, стало ясно, нас­колько ему в то время было не до того. Так что, Blowing The Blues в известном смысле стал эпи­тафией самому себе. Я не хо­чу здесь подробно переска­зывать биографию Дика, пе­реадресовывая вас к выше­упомянутой статье. Напом­ню только, что Хнкстолл-Смит — уникальный музы­кант. одинаково близкий тем, кто любит и блюз, и джаз, и рок. и world music. Это че­ловек. который играл в зна­менитой группе Collosеum и работал чуть ли не со всеми знаменитостями британ­ской блюзовой и рок-сцены.

Можете себе представить, насколько интересны где развернутые портреты, где беглые, в несколько строк эс­кизы, рисующие таких лю­дей. как Алексис Корнер, Джинджер Бейкер, Джек Брюс, Грэм Бонд. Джон Мэйолл, Джон Хайсмэн. Пит Браун и десятки других му­зыкантов. с которыми стал­кивался и работал вместе Хикстолл-Смит.

Или. к примеру; корот­кая зарисовка о неудавшемся фестивале в нача­ле сентября 1970 года на немецком острове Фомарн в Балтийском море, соединенном мостом с кон­тинентом. Автобус с толпой возбужденных, шумных, ве­село переговаривающихся длинноволосых музыкан­тов, каждый из которых — имя в роке. и. на их фоне "...абсолютно контрастно, Хендрикс, в аккуратном светло-голубом костюме, выглядел спокойным, уми­ротворенным и погруженным в себя". Напомню, что меньше, чем через две неде­ли, уже 18 сентября его не станет. А фестиваль тот, на котором Дик в последний раз видел Джими Хендрикса, сорвется из-за внезапно ис­портившейся погоды: с Бал­тики подул сильнейший ве­тер. повалил густой дождь с мокрым снегом, и все музы­канты, за исключением неистового Корнера, отказались играть из соображений безопасности — с электриче­ством не шутят!

А вот другая зарисовка: Colloseum в Праге осенью 1969 года (для Хикстолл-Смита — вторая экспедиция за "железный занавес"; деся­тью годами ранее он высту­пал в Варшаве, сопровождая американский балет Джеро­ма Роббинса ). Еще не забыта раздавленная танками Пражская Весна, весь мир со­чувствует чехам, и барабан­щик Джон Хайсмэн в своем коронном соло выдает на хай-хэтке вместо привычно­го 'мм-чик-кка-мм-чик-кка-мм-чик-кка" явственное "Дуб-чек, а, Дуб-чек. а, Дуб- чек. а" (напомню, что так звали свергнутого лидера зде­шней компартии, пытавше­гося nocтроить "социализм с человеческим лицом").

А колоритному рассказу о злоключениях Дика и его коллег по гpynnе Graham Bond Organisation, застрявших в зимнюю непогоду, в небывалом для Англии сне­гопаде где-то на дороге от Карлайсла к Саутгемптону, посвящена целая глава. Грэм Бонд, который поехал в Саутгемптон отдельно, так и не дождался своих музыкантов, и очередной концерт, которых группа во множестве да­вала. колеся по всей стране, в тот раз сорвался.

И все это. и многое другое, Дик живописует ярко.живо.с типично английским юмо­ром. который, по сути, не очень-то и похож на широко распространенные у нас, и даже иногда смешные анек­доты "из английской жизни". Хиксголл-Смит очень иро­ничен и откровенен, в том числе и когда говорит о себе, например, в истории обще­ния музыкантов из John Mayall Bluesbreakеrs с местными групиз во время первого аме­риканского турне группы в 1968 году. Не скрывает Дик и своего увлечения в молодые годы алкоголем (он тогда уважал польскую "Выборо­ву') и "‘колесами", как и того, чтю, оказавшись мудрее мно­гих загубленных этими сти­муляторами коллег, нашел в себе силы от них отказаться.

И в целом портрет Дика Хикстолл-Смита, музыканта и человека, по ходу чтения этой книги с каждой страни­цей наполняется новыми красками, становится все обьемнее, ярче, полнее, а герой мемуаров — все симпа­тичнее (по крайней мере, для автора этих строк). Кстати. Blowing The Blues — это вто­рое, расширенное и допол­ненное издание мемуаров Дика. Впервые они появи­лись в I989 году и были изданы Quartet Books под названием The Safest Place In The World ("Самое безопасное место в мире"). Очень харак­терное для Дика название; самым безопасным местом в мире он считал сцену. Имен­но здесь он чувствовал себя лучше всего. Именно на сце­не он больше всего любил общаться в ритмах блюза или свободной импровизации с десятками коллег из самых разных стран: англича­нами и американцами, фин­нами и немцами, француза­ми и африканцами. Вне сце­ны его ждала масса проблем — бытовых, финансовых, организационных и прочая, прочая, прочая... Он не очень любил и не очень умел решать эти проблемы Может быть. поэтому он никогда не стремился к лидерству в ан­самбле. Дик признается, что самым большим единовре­менным гонораром в его жизни была сумма в две тыся­чи фунтов, полученная как-то в годы Collosеum. Этого человека интересовало прежде всего творчество.

И его любили и коллеги. и любители музыки. Наверное, поэтому многие знаменитости с удовольствием откли­кались на предлюжения Хикстолл Смита о сотрудниче­стве, поэтому списки участ­ников записи некоторых его проектов выглядят столь со­лидными У него было много друзей. К их числу принадле­жал и соавтор Дика, Пит Грант. Он и сам играл и сочи­нял музыку, а с 1994 года начал заниматься менеджмен­том и созданием сетевых сайтов для многих знамени­тостей, включая Питера Грина и Пита Брауна. С 2000 года он вел интернет-сайт и яв­лялся менеджером и для Хикстолл-Смита. Вся вторая часть этой книги написана им. Пит рассказывает преи­мущественно о позднем пе­риоде творчества Дика Хикстолл-Смита, о его сольных проектах, дает свой вариант коллекции из лучших композиций мастера. Это друже­ственный взгляд не постороннего наблюдателя, а тон­кого ценителя творчества Дика и его искреннего почитателя. Грант составил и пол­ную дискографию Хикстолл-Смита, и его биографическую хронику.

Интерес к книге усиливает и совершенно уникальный диск, к ней приложенный. Это альбом из семи компози­ций под названием "Вы не знаете Дика!" В него включе­ны редкие или никогда ранее не издававшиеся его записи, преимущественно концерт­ные. Самая ранняя из них была сделана в I96S году с Graham Bond Organisation, самые поздние - в 2002 году с двумя "заграничными" со­ставами Дика — финским Wentus Blues Band и немец­ким Hamburg Blues Band. Именно последняя, шестнадцатиминутная, полная яростного огня и агрессив­ного звучания пьеса Woza Nasu является, на мой взгляд, самым ярким материалом на этом диске. Хотя и прочие композиции ей не уступают. Эго papитетные вещи, кото­рые не услышишь больше нигде. Диск You Don't Know Dick! не поступает в продажу отдельно, и его могут услы­шать только счастливые обладатели этих мемуаров.

На обложку книги издате­ли вынесли фрагмент фотографии,сделанной в I969 го­ду во время фестиваля в Мон- тре (Швейцария). где Colloseum в своем самом боевом составе играет на площадке перед бассейном отеля. Дик запечатлен здесь играющим в своей фирменной манере, на двух саксофонах одновременно.

Он выдувает блюз. Увы, после 10 декабря 2004 года мы уже не услышим от него ни одной новой ноты. Но зато уже сыгранный им блюз — жив. Он плывет над землей, он живет в десятках альбо­мов с его музыкой, во всем, что нм создано за долгие годы. Он живет в этой книге.

BLOWING THE BLUES
Dick Heckstall- Smith & Pete Grant
2004, Clear Books. Bath
256 pages with CD

You Don't Know Dick!
7 tks / 65 mins




Леонид АУСКЕРН

Jazz-Квадрат, №3/2005


стиль
блюз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания
музыкальный стиль
блюз-рок, современный блюз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com