Главная»книги»Dick Heckstall-Smith & Pete Grant - Blowing The Blues
Dick Heckstall-Smith & Pete Grant - Blowing The Blues
18.11.2012
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного героя этой книги и одного из ее авторов не стало. Английский саксофонист Дик Хикстолл-Смит, написавший эти мемуары, умер от рака.
К 70-летию Дика наш журнал опубликовал статью о нем (см. №5/2004). Тот номер должен был выйти и с фотографией Хикстолл-Смита на обложке. Дик обещал прислать достойный слайд, но не успел. Только после того, как на информационных лентах крупнейших агентств новостей появилось сообшение о смерти музыканта, стало ясно, насколько ему в то время было не до того. Так что, Blowing The Blues в известном смысле стал эпитафией самому себе. Я не хочу здесь подробно пересказывать биографию Дика, переадресовывая вас к вышеупомянутой статье. Напомню только, что Хнкстолл-Смит — уникальный музыкант. одинаково близкий тем, кто любит и блюз, и джаз, и рок. и world music. Это человек. который играл в знаменитой группе Collosеum и работал чуть ли не со всеми знаменитостями британской блюзовой и рок-сцены.
Можете себе представить, насколько интересны где развернутые портреты, где беглые, в несколько строк эскизы, рисующие таких людей. как Алексис Корнер, Джинджер Бейкер, Джек Брюс, Грэм Бонд. Джон Мэйолл, Джон Хайсмэн. Пит Браун и десятки других музыкантов. с которыми сталкивался и работал вместе Хикстолл-Смит.
Или. к примеру; короткая зарисовка о неудавшемся фестивале в начале сентября 1970 года на немецком острове Фомарн в Балтийском море, соединенном мостом с континентом. Автобус с толпой возбужденных, шумных, весело переговаривающихся длинноволосых музыкантов, каждый из которых — имя в роке. и. на их фоне "...абсолютно контрастно, Хендрикс, в аккуратном светло-голубом костюме, выглядел спокойным, умиротворенным и погруженным в себя". Напомню, что меньше, чем через две недели, уже 18 сентября его не станет. А фестиваль тот, на котором Дик в последний раз видел Джими Хендрикса, сорвется из-за внезапно испортившейся погоды: с Балтики подул сильнейший ветер. повалил густой дождь с мокрым снегом, и все музыканты, за исключением неистового Корнера, отказались играть из соображений безопасности — с электричеством не шутят!
А вот другая зарисовка: Colloseum в Праге осенью 1969 года (для Хикстолл-Смита — вторая экспедиция за "железный занавес"; десятью годами ранее он выступал в Варшаве, сопровождая американский балет Джерома Роббинса ). Еще не забыта раздавленная танками Пражская Весна, весь мир сочувствует чехам, и барабанщик Джон Хайсмэн в своем коронном соло выдает на хай-хэтке вместо привычного 'мм-чик-кка-мм-чик-кка-мм-чик-кка" явственное "Дуб-чек, а, Дуб-чек. а, Дуб- чек. а" (напомню, что так звали свергнутого лидера здешней компартии, пытавшегося nocтроить "социализм с человеческим лицом").
А колоритному рассказу о злоключениях Дика и его коллег по гpynnе Graham Bond Organisation, застрявших в зимнюю непогоду, в небывалом для Англии снегопаде где-то на дороге от Карлайсла к Саутгемптону, посвящена целая глава. Грэм Бонд, который поехал в Саутгемптон отдельно, так и не дождался своих музыкантов, и очередной концерт, которых группа во множестве давала. колеся по всей стране, в тот раз сорвался.
И все это. и многое другое, Дик живописует ярко.живо.с типично английским юмором. который, по сути, не очень-то и похож на широко распространенные у нас, и даже иногда смешные анекдоты "из английской жизни". Хиксголл-Смит очень ироничен и откровенен, в том числе и когда говорит о себе, например, в истории общения музыкантов из John Mayall Bluesbreakеrs с местными групиз во время первого американского турне группы в 1968 году. Не скрывает Дик и своего увлечения в молодые годы алкоголем (он тогда уважал польскую "Выборову') и "‘колесами", как и того, чтю, оказавшись мудрее многих загубленных этими стимуляторами коллег, нашел в себе силы от них отказаться.
И в целом портрет Дика Хикстолл-Смита, музыканта и человека, по ходу чтения этой книги с каждой страницей наполняется новыми красками, становится все обьемнее, ярче, полнее, а герой мемуаров — все симпатичнее (по крайней мере, для автора этих строк). Кстати. Blowing The Blues — это второе, расширенное и дополненное издание мемуаров Дика. Впервые они появились в I989 году и были изданы Quartet Books под названием The Safest Place In The World ("Самое безопасное место в мире"). Очень характерное для Дика название; самым безопасным местом в мире он считал сцену. Именно здесь он чувствовал себя лучше всего. Именно на сцене он больше всего любил общаться в ритмах блюза или свободной импровизации с десятками коллег из самых разных стран: англичанами и американцами, финнами и немцами, французами и африканцами. Вне сцены его ждала масса проблем — бытовых, финансовых, организационных и прочая, прочая, прочая... Он не очень любил и не очень умел решать эти проблемы Может быть. поэтому он никогда не стремился к лидерству в ансамбле. Дик признается, что самым большим единовременным гонораром в его жизни была сумма в две тысячи фунтов, полученная как-то в годы Collosеum. Этого человека интересовало прежде всего творчество.
И его любили и коллеги. и любители музыки. Наверное, поэтому многие знаменитости с удовольствием откликались на предлюжения Хикстолл Смита о сотрудничестве, поэтому списки участников записи некоторых его проектов выглядят столь солидными У него было много друзей. К их числу принадлежал и соавтор Дика, Пит Грант. Он и сам играл и сочинял музыку, а с 1994 года начал заниматься менеджментом и созданием сетевых сайтов для многих знаменитостей, включая Питера Грина и Пита Брауна. С 2000 года он вел интернет-сайт и являлся менеджером и для Хикстолл-Смита. Вся вторая часть этой книги написана им. Пит рассказывает преимущественно о позднем периоде творчества Дика Хикстолл-Смита, о его сольных проектах, дает свой вариант коллекции из лучших композиций мастера. Это дружественный взгляд не постороннего наблюдателя, а тонкого ценителя творчества Дика и его искреннего почитателя. Грант составил и полную дискографию Хикстолл-Смита, и его биографическую хронику.
Интерес к книге усиливает и совершенно уникальный диск, к ней приложенный. Это альбом из семи композиций под названием "Вы не знаете Дика!" В него включены редкие или никогда ранее не издававшиеся его записи, преимущественно концертные. Самая ранняя из них была сделана в I96S году с Graham Bond Organisation, самые поздние - в 2002 году с двумя "заграничными" составами Дика — финским Wentus Blues Band и немецким Hamburg Blues Band. Именно последняя, шестнадцатиминутная, полная яростного огня и агрессивного звучания пьеса Woza Nasu является, на мой взгляд, самым ярким материалом на этом диске. Хотя и прочие композиции ей не уступают. Эго papитетные вещи, которые не услышишь больше нигде. Диск You Don't Know Dick! не поступает в продажу отдельно, и его могут услышать только счастливые обладатели этих мемуаров.
На обложку книги издатели вынесли фрагмент фотографии,сделанной в I969 году во время фестиваля в Мон- тре (Швейцария). где Colloseum в своем самом боевом составе играет на площадке перед бассейном отеля. Дик запечатлен здесь играющим в своей фирменной манере, на двух саксофонах одновременно.
Он выдувает блюз. Увы, после 10 декабря 2004 года мы уже не услышим от него ни одной новой ноты. Но зато уже сыгранный им блюз — жив. Он плывет над землей, он живет в десятках альбомов с его музыкой, во всем, что нм создано за долгие годы. Он живет в этой книге.
BLOWING THE BLUES Dick Heckstall- Smith & Pete Grant
2004, Clear Books. Bath
256 pages with CD You Don't Know Dick!
7 tks / 65 mins
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...