nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Музыка и кино

стиль:


Ray (Рэй)
2004 Universal
Directors: Taylor Hackford
Stars: Jamie Foxx, Kerry Washington, Regina King, Clifton Powell, Harry J. Lennix


Если есть выбор, этот фильм лучше смотреть в компании молоденькой девушки. Переживания за судьбу главного, впечатления от ретроспективной сюжетной линии, связанной с маерью, и страшный контрапункт с погибшим братом, масса музыкальной информации… и вопрос: «А что, он совсем-совсем слепой?» сделают просмотр незабываемым. В противном случае (если с девушкой не получилось), компанию старых знатоков джаза, блюза и соул фильм ничем не удивит – на экране проходит четко выверенная, качественно отснятая биография легендарного Рэя Чарльза. Актерский ансамбль, сценарий, саундтрэк безукоризненны. Никаких отступлений от общеизвестных фактов. В этом, наверно, главное достоинство фильма. Любители элитарного кино скорее всего со скепсисом отнесутся к вышесказанному. Но с другой стороны, представляете, как бы они критиковали какой-нибудь «нетрадиционный подход» или что-то вроде «авторского видения»?

Еще можно сказать, что фильм является образцово-показательным продуктом американского шоу-бизнеса. Не прошло и полгода после смерти музыканта, а фильм уже был готов. Скажите – трагическая случайность, ведь начали снимать еще при жизни Рэя Чарльза? Оно так, конечно, но все же…

В фильме поэтапно рассказывается о судьбе Рэя и начале его карьеры музыканта. О его детстве, проходившем в страшной нищете, потере зрения, учебе в школе для слепых во Флориде. О первом опыте самостоятельной трудовой деятельности, переезде на другой конец страны – в Сиэтл. О знакомстве с уличным трубачом – молодым парнем по имени Куинси Джонс… О работе в клубе, репертуаре в стиле Нэта Кинга Коула. О переезде в Лос-Анджелес, первых гастролях, расширенном составе аккомпанирующей группы, мучительных поисках собственного стиля. Об экспериментах с религиозными текстами в популярной музыке. О женитьбе, рождении ребенка. О возрастающей популярности, успехе у женщин…

И, как логическое завершение, – о возрастающей наркотической зависимости.

Наркотики в жизни гениального музыканта становились все большей и большей проблемой…

Одним из ключевых моментов фильма является отказ Рэя Чарльза сыграть в родном штате Джорджия из-за неравного положения белых и черных. Судебное разбирательство и штраф – не самая большая беда для артиста, а вот пожизненный запрет на выступление в Джорджии – это трагедия!

Известно, что при поддержке близких и друзей Рэй Чарльз нашел в себе силы отказаться от наркотиков. А в заключительных кадрах фильма говорится и еще об одном большом событии, по мнению самого Рэя Чарльза – самом главном в его жизни. В 1979 году пожизненный запрет на выступления на родине певца был отменен на уровне правительства штата. Кроме того, песня Georgia In My Mind стала официальным гимном штата.

Содержательное, полезное, познавательное кино. Может использоваться как учебное пособие по истории популярной музыки второй половины 20-го столетия. Например, на школьных факультативах.

Sweet and Lowdown ( Сладкий и гадкий)
1999 Sony Pictures
Written and directed by Woody Allen
Stars: Sean Penn,
Uma Thurman, Anthony LaPaglia, Samantha Morton


Говорят, в жизни мужчины бывает три возраста: когда он верит в Деда Мороза, когда не верит, и когда сам становится Дедом Морозом. Вуди Аллен (Woody Allen) давно уже подошел к третьему возрасту и сознает, что может волшебным образом влиять на историю самых неожиданных областей человеческой деятельности и создавать легенды в любое удобное для себя время.

Хотя тот факт, что в поле зрения режиссера оказалась история джаза, нельзя назвать случайностью – Вуди Аллен не только знаток, но и отменный исполнитель джаза.

Фильм «Сладкий и гадкий» (Sweet and Lowdown), режиссером, автором сценария и исполнителем роли самого себя в котором является Вуди Аллен, вышел на экраны в 1999 году. Определенной частью зрительской аудитории он был воспринят несколько прямолинейно – дескать, ведь есть легендарные исполнители, о которых мы ничего не знаем. Другие же небезосновательно предположили, что не мог Вуди Аллен, человек с редким чувством юмора, просто взять и банально пересказать чью-то историю жизни и творчества.

Сам автор фильма появляется на экране в первых кадрах и на полном серьёзе начинает повествование об Эммете Рэе (Emmet Ray) – почти культовом гитаристе, без малого легендарном джазовом музыканте, которого, при определенном раскладе, можно было бы назвать вторым после Джанго Рейнхарда). Последнему в сюжетной линии фильма отведена достаточно значимая роль за кадром (на экране он появляется лишь один раз и то на мгновение в исполнении Майкла Спрэго (Michael Sprague)). Для главного героя Джанго является недосягаемой звездой, кумиром, которого Эммет одновременно боготворит и панически боится: он плачет при прослушивании пластинок Джанго Рейнхарда (Django Reinhardt) и падает в обморок при его возможном появлении на сцене. Почему возможном? Потому что весь сценарий держится на теме якобы воспоминаний, устных рассказов современников Эммета Рэя. Во всех этих легендах, так или иначе, всплывает личность Джанго Рейнхарда.

Например, в сцене, когда администратор клуба, чтобы приструнить недисциплинированного Эммета, сообщает ему, будто в зале присутствует сам Джанго. Но он добивается обратного эффекта: Рэй в панике сбегает в окно и проваливается через крышу соседнего дома на мансарду, где фальшивомонетчики печатают сотенные купюры. Мошенники, думая, что это полицейская облава, в страхе разбегаются, в результате чего музыкант сказочно богатеет и первым делом покупает себе роскошный кабриолет.

А вот и про те самые кадры с Джанго. Эммет следит за своей неверной женой Бланш (изменницу – unfaithful woman, как в фильме называется и лучшая композиция вымышленного гитариста, играет Ума Турман (Uma Thurman)) и в состоянии аффекта на машине ее любовника-гангстера врезается во встречный автомобиль, в котором по счастливой случайности все остаются невредимы, а одним из пассажиров оказывается сам Джанго Рейнхард (Эммет, само собой, падает в обморок). Версий этого происшествия в фильме подается целых три. Причем все эти истории комментируются знатоками джаза – музыкантами и журналистами, включая самого Вуди Аллена. Их реплики проходят отдельной сюжетной линией через весь фильм и с тонкой иронией пародируют многочисленные теле- и видеоэпопеи на темы «история джаза» или «история блюза».

Главного героя – непризнанного гения джазовой гитары, любителя женщин, сутенера, пьяницу, азартного игрока и клептомана блестяще играет основательно загримированный Шон Пенн (Sean Penn). В фильме звучит гитарная музыка разных авторов эры Свинга, включая и самого Джанго Рейнхарда, специально переаранжированная для малого состава давним музыкальным коллаборатором Вуди Алена Диком Хаймэном (Dick Hyman). Кроме оригинальных записей, большинство композиций исполнено гитаристом Хоуардом Элденом (Howard Alden) соло либо в дуэте с Баки Пиццарелли (Bucky Pizzarelli), либо с бэндом в составе барабанщика Теда Соммера (Ted Sommer), кларнетиста Кена Пепловского (Ken Peplowski) и басиста Келли Фризена (Kelly Friesen).

По сути дела, весь сценарий фильма написан на основе пары-тройки анекдотов из жизни джазовых музыкантов и прочей не вполне достоверной информации. В заключительных кадрах сам автор сценария и режиссер мастерски играет собственное восхищение личностью «неизвестно откуда появившегося и неизвестно куда исчезнувшего» гениального гитариста. Это – в камеру. А за кадром Вуди Аллен отдает на суд зрителей очередной фильм, на этот раз музыкальный – забавную историю про гитариста 30-х… Этот невероятный продукт собственного богатого воображения, посвященный так любимой им джазовой музыке.

Across The Universe
DVD 2008 Sony Pictures
Actors: Evan Rachel Wood, Jim Sturgess, Joe Anderson (VI), Dana Fuchs, Martin Luther (II)
Directors: Julie Taymor

К теме Beatles этот фильм имеет отношение в названии (одноименная песня Харриссона) и еще в 32 битловских песнях, звучащих на протяжении 133 минут. В остальном – только аллюзии. К примеру, действие происходит в конце 60-х, а главных героев зовут именами из песен ливерпульской четверки: Джуд (приезжает из родного Ливерпуля в Нью-Йорк, чтобы найти отца, которого никогда не видел), девушки Люси (главная героиня) и Пруденс (очаровательная тусовщица, в конце фильма заигравшая на клавишных). Каждому из этих героев в фильме посвящается песня – "Hey, Jude", Lucy In The Sky With Diamonds, Dear Prudence. Битловские хиты великолепно исполняют как молодые артисты, так и суперзвезды мировой рок-музыки (Джо Кокер поет Come Together и играет эпизодическую роль бомжа в нью-йоркском метро), несколько песен (например, Lucy In The Sky With Diamonds) поет Боно, который играет «гуру» богемного сообщества хиппи).

Тема 60-х разворачивается в фильме в разных аспектах: война во Вьетнаме (эпизодическую роль медсестры из военного госпиталя в бредовом сне одного из главных героев сыграла Салма Хайек), студенческие волнения в Нью-Йорке, рабочая жизнь портового Ливерпуля, философия американских хиппи и, конечно же, рок-музыка. Гитарист-метис удивительно похож на Джими Хендрикса – и внешне, и гитары у него «те самые», и характер неуправляемый, а как поет и играет While My Guitar Gently Whip!

Финальная сцена происходит на крыше высотного дома, где музыканты организовывают несанкционированный рок-концерт (точно, как «Битлз» во время записи последнего альбома).

Очень верно о фильме говорит цитата из рецензии в Empire: «Идеальный мюзикл для тех, кто на дух не переносит мюзиклы…»

MAMMA MIA!
2008 Universal Pictures

Сдается, что второй мюзикл будет иметь успех у зрителей с прямо противоположными вкусами. То есть, картина здесь точно соответствует своему назначению – зрелище для тех, кто мюзиклы обожает. Весь саундтрек в этом фильме также собран из репертуара только одной супергруппы – шведской АВВА.

В отличие от классики жанра, идея данного творения соответствует гниловатой морали современного общества. Молодая девушка перед собственной свадьбой пытается разобраться, кто же ее отец, и приглашает на торжество сразу трех кандидатов в папы, с которыми ее мама, примерно в одно и то же время, была близка двадцать лет назад.

Весь дальнейший сюжет строится на смене щекотливых ситуаций, в которые попадают герои в предсвадебные дни. Каждой из этих ситуаций примерно соответствует музыкально-хореографическая сцена на основе очередного хита группы АВВА.

В итоге, в финальной сцене в церкви, молодые отказываются венчаться, и счастливо улыбаясь, покидают место торжества, чтобы насладиться свободным путешествием по миру. А под венцом оказываются мама невесты (Мэрил Стрип, неплохо исполняющая хиты шведской четверки) и герой Пирса Броснана (нельзя не удержаться и, по сложившейся традиции, не назвать его «неотразимым агентом 007», который также пытается петь песни АВВА, и по сценарию является одним из кандидатов в счастливые папаши). На что в итоге необычайно радостно реагируют гости (дело происходит в Греции): мол, какая разница, в конце концов, чья свадьба – зря, что ли, собрались? Гремит финальный аббовский хит, и, mamma mia! (что в данном случае можно перевести, как мама родная) – наступает вот такой вот совершенный happy end.


Юрий НЕСТЕРЕНКО





Расскажи друзьям:

Еще из раздела другие статьи
Птицы в полете - часть 2 Птицы в полете - часть 1 80 лет советского джаза или размышляя на тему, "что нам дает джазовое образование" История московского авангарда: Jazz in Opposition - Кому это нужно? - часть 2
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com