nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Создание джазового компакт-диска (часть 2)

стиль:

Создание джазового компакт-диска (часть 2) Музыка


Я всегда воспринимал музыку как нечто многослойное. Какую-то музыку я воспринимал как повествовательную, а ка­кую-то - как что-то живопис­ное. Тогда как другая просто создавала определенное на­строение. Есть музыка, кото­рая заставляет людей само­забвенно танцевать и отда­ваться ее ритму. И есть музыка, которая будит в нас желание уйти в себя, заставляя погру­жаться в мир воображения и сильных чувств. Как говорит­ся, все они хороши!

А что если причина того, что мы предпочитаем в музыке, ле­жит в нас самих? То, что изна­чально заложено в музыке, все­гда оказывает влияние на слу­шателя. Этот же принцип каса­ется и музыкантов. Я всегда старался чувствовать ответст­венность за ту музыку, кото­рую создаю. Конечно, я не продумываю и не выверяю каж­дый нюанс, но я всегда слежу, соответствует ли она моему состоянию, выражает ли мои чувства в данный момент и идет ли от самого сердца.

Поэтому, думая о музыке для нового диска, я сначала попы­тался успокоиться и прислу­шаться, что происходит у ме­ня внутри. Я хотел, чтобы му­зыка на этой пластинке точно и честно отражала мое сего­дняшнее состояние, при этом так, чтобы музыканты, кото­рые будут со мной играть, могли бы полностью раскрыться вместе со мной. Я хотел, чтобы моя музыка выражала не толь­ко меня, но стала нашим об­щим детищем.

Я спросил себя: "В чем силь­ные стороны моих музыкан­тов? И как я могу помочь им проявить себя?" С такими по­трясающими музыкантами моя задача упрощалась, пото­му что все они были тонко чувствующими великолепны­ми профессионалами. Я сочи­нял и отбирал мелодии для за­писи около двух недель. Все это время я пытался выразить себя на гитаре и продумать остальные партии. В некото­рых случаях я призывал на по­мощь своего студента, блестя­щего гитариста и композито­ра Майлса Окадзаки. Он мог услышать то, что ускользало от моего субъективного слу­ха, и подсказать мне, как мои мелодии могут стать более удобными для моего состава. В конце концов, я остановил­ся на тех принципах в компо­зициях, которые нам показа­лись лучшими.

Я вырос на любви к тому, что делал Джеймс Браун в се­мидесятых годах. Магия того, что он со своим составом тог­да творил, изменила вкусы любителей популярной му­зыки навсегда. Все остальные музыканты, творившие в том же стиле, такие как Mandrill, Cool and the Gang, The Ohio Players и другие, только углуб­ляли и совершенствовали уже найденное. Мне хотелось на­писать песню, в которой бы сохранился тот первоначаль­ный творческий импульс, а не его повторения.

Я написал композицию Groovebone Part 1 как дань ве­ликой музыке Соул, перед ко­торой я снимаю шляпу. Назва­ние отражало наше отноше­ние ко всему самобытному, что мы слышим в любых сти­лях. Я бы хотел играть фанк, но с той свободой и эмоцио­нальностью, которые прису­щи джазу. Я хотел импровизи­ровать в соло, не теряя под­держки своего состава.

Я воспользовался своей лю­бимой песней Soul Makossa Ману Дибанджо (Manu Dibango). Я вспомнил, как впервые услышал ее в автобу­се по дороге в Гарлем, и был в полном восторге. Я почти слышал про себя, что с ней со­творят Макео и Артур и как ве­ликолепно это будет звучать.

Soul Manifesto — название главной композиции, давшей название всему диску, отража­ет основное его настроение. Это джазовая версия той му­зыки, от которой ты забыва­ешь об обыденности и душа твоя вырывается на простор.

Сильной стороной нашего состава было то, что все музы­канты одинаково сильны и в фанке ,и в джазе. Учитывая это, я написал One Hirnip Green для органа в стиле шес­тидесятых годов, но в совре­менной интерпретации.

Мне повезло когда-то запи­сывать Children's World с Ма­кео Паркером. Это была инст­рументальная версия класси­ческой композиции Джеймса Брауна It's Man's World. Макео играл так блестяще, что я счи­тал своей обязанностью дать ему возможность сверкнуть лирической стороной своего таланта. Для этого я выбрал Aint No Sunshine Билла Уитера. Я знал, что Макео она по­нравится.

Mobius Three я взял со свое­го старого диска The X Field. В оригинале она исполнялась в свинговой манере, но теперь я решил ее перезаписать в бо­лее современной манере. Во­обще, я не часто возвращаюсь к своим старым композици­ям, но сейчас эта мелодия бы­ла для меня как встреча со ста­рым другом.

Я работал с Рут Браун в каче­стве гитариста, продюсера за­писей и музыкального дирек­тора. Она настоящая королева R&B, на счету которой потря­сающее исполнение таких хи­тов, как Мама Не Treats Your Daughter Mean, Teardrops From My Eyes и многих других. Я на­писал Soupbone в стиле блюз. Можно расценить это двояко. На Юге хороший суп варят из говядины или курицы, и для того, чтобы он был наварис­тый, кости варят так долго, что они развариваются. Суп полу­чается таким вкусным, что вы съедаете его вместе с костями. Это название показалось мне вполне подходящим.

Много лет назад я слышал, как Джон Колтрейн играл композицию Мэла Уалдрона Soul Eyes. Трудно передать, на­сколько я был потрясен. У меня было впечатление, что она написана специально для ме­ня. Мне всегда хотелось ис­пользовать ее, а теперь у меня была такая возможность. Ар­тур Блайт великолепно ее сы­грает своим проникновен­ным звуком.

Groovebone Part 2 является расширенной частью первой композиции. Своеобразная расширенная реприза.
Этой композицией я завер­шил пластинку, но при этом за две недели успел сделать еще много дел. Я прикинул и под­считал бюджет, сделал кучу звонков и провел много встреч. Мне предстояло ут­вердить бюджет и репертуар.

Бюджет

А сейчас о самом забавном — планировании бюджета для нового диска.

Бюджет — это та часть со­здания джазового компакт- диска, когда я должен был за­быть о том, что я музыкант, и превратиться в бухгалтера. Я понимаю, что это дьявольски необычное превращение. Не­обходимость подсчитать и распланировать бюджет, мука для любого музыканта. Мне надо было наступить на горло собственной песне и жестко контролировать каждый свой шаг. Я уже знал, на что расхо­дуются деньги при создании компакт-диска. Я был должен найти самый экономный ва­риант, потому что я не мог диктовать свои условия сту­дии. Поэтому, если вы музы­кант, желающий раскрутить­ся, имейте это в виду. Вы долж­ны очень серьезно отнестись к этой не очень приятной процедуре, если хотите сде­лать карьеру. Я расскажу, как справился с этим я.

Много лет назад я долго не мог получить деньги за запись одной пластинки, в которой участвовал. Деньги мне тогда были очень нужны. Я выяс­нил, что человек, который от­вечал за бюджет, допустил ряд серьезных просчетов и под­вел всех нас. С тех пор, я всегда сам занимался этим делом и приобрел в этом большой опыт, который мне очень пригодился теперь.

На джазовые пластинки, как правило, отпускается очень маленький бюджет. Под ма­леньким я подразумеваю сум­му в пределах от $ 10 000до 50 000.

На установление бюджета влияет много факторов:
1. Какова вероятность коли­чества продаж компакт-диска в будущем.
2. Насколько известны му­зыканты, делающие запись.
3. Часто ли они гастролиру­ют? (Это помогает продаже компакт-дисков).
4. Насколько велика вероят­ность успеха этой музыки? (Джаз, в отличие от других жа­нров популярной музыки не всегда хорошо продается)
5. Станет ли эта музыка мод­ной? (Все крупные студии грамзаписи предпочитают иметь дело с теми, у кого уже есть имя и успех).
6. Хорошие ли агенты у му­зыкантов.
7. Что пишут в прессе об этих музыкантах? Есть ли у них коммерческий успех?
8. Есть ли на них спрос на других студиях? (Соперниче­ство всегда в цене)
9. Умеют ли они экономно планировать бюджет, и вести переговоры с руководством студии? (Это очень важно).

В моем случае все эти фак­торы сыграли мне на руку. По многим пунктам я был на вы­соте. Я много лет выступаю на сцене, и работал со многими известными джазовыми му­зыкантами. Моя карьера была подкреплена сопутствующи­ми показателями, имеющими значение. Быть успешным ра­ботающим музыкантом по­могают следующие качества:

1. Быть пунктуальным.
2. Всегда следить за исправ­ностью аппаратуры, чтобы не было накладок.
3. Одеваться согласно суще­ствующим правилам.
4. Уметь читать с листа му­зыкальный текст.
5. Обладать достаточным темпераментом в исполне­нии.
6. Быть вежливым, уметь об­щаться с другими музыканта­ми, избегая личных пристрас­тий и настроений в работе.
7. Уметь ладить с руководст­вом — как среди музыкантов, так и среди продюсеров и ра­ботников студий.

Я часто видел, как мешает делу неуживчивый характер. Я не говорю, что по всем этим пунктам я всегда был на высо­те, но я постоянно в работе к этому стремился.

К счастью для нас, большую помощь в планировании бюд­жета оказывает сейчас ком­пьютер. Пользуйтесь в работе компьютерными программа­ми. Они экономят время и считают за вас.

Основные слагаемые бюд­жета:
1. Оплата репетиций.
2. Расходы на транспорт.
3. Оплата аппаратуры.
4. Оплата студии.
5. Оплата материалов для записи (пленки и т.д.)
6. Прокат оборудования.
7. Плата за энергию.
8. Зарплата музыкантов.
9. Оплата музыкальной под­готовки.
10. Оплата рабочих.
11. Сопутствующие средст­ва (кассеты, записывающая аппаратура, сведение диска и Т.Д.).

После того, как я составил бюджет, его надо было согла­совать и получить на него раз­решение студии. Конечно, не обошлось без дополнитель­ных звонков и уточнений, но, в основном все прошло без­болезненно. Бюджет был ут­вержден, и я мог спокойно за­ниматься музыкой.

Репетиции


Роль репетиций в джазе все­гда вызывала споры.

Некоторые считают, что длинные репетиции только вредят будущему концерту или записи, так как музыкан­ты уже выдали свой лучший непосредственный вариант. Однажды сыгранная музыка теряет свою спонтанность, и музыканты начинают повто­ряться. Другие считают, что наоборот репетиции прино­сят большую пользу. Музы­канты уже знакомы с матери­алом, и могут, оторвавшись от нот, больше внимание уде­лять самой музыке.

Меня мало волнуют эти споры. Считаю, что все зави­сит от самого музыканта и то­го чувства, которое он вкла­дывает в исполнение. Для ме­ня это самое главное. Поэто­му я не волновался, когда при­шло время репетиции моего диска "Soul Manifesto".

Репетиция была назначена с полудня до 6 вечера в "Carrol Rehearsal Studios" в Нью-Йор­ке. Я приехал раньше, чтобы проверить, все ли готово. Все инструменты и аппаратура были на месте.

1. Ударная установка для Идриса Мухаммада.
2. "Hammond ХВ2" для Лон­ни Смита.
3. "Roland Jazz Chorus Amplifier" для меня.
4. Бас для Лонни Плаксико.
5. Микрофон для Артура Блайта.

Макео Паркер должен был сегодня только прилететь, по­этому не смог приехать на ре­петицию. Он должен был по­явиться прямо на записи, кото­рая была назначена на завтра.

Лонни Смит первым появился в студии. Он такой по­трясающий органист. Сел за инструмент и через несколь­ко минут звуки инструмента так преобразили настроение в студии, что вы не можете се­бе представить. Казалось, он как волшебник оживляет ин­струмент своей душой. Следу­ющим появился Лонни Плак­сико. Он один из немногих басистов, владеющий всеми стилями одинаково хорошо. Он играет на электрическом басе с той же легкостью, как и на контрабасе, и прекрасно чувствует ритм. Лонни запи­сывал со мной первую плас­тинку на этой же студии и прекрасно справился. За ним появился Артур Блайт, и сразу в студии стало теплее. Он все­гда излучает душевную тепло­ту. И при этом — один из са­мых самобытных и виртуоз­ных альт саксофонистов в ми­ре. Я люблю его звучание и ма­неру игры. Идрис пришел по­следним. Он просто сиял от радости, когда вошел. Было так здорово видеть всех этих музыкантов вместе. Для меня было большой честью, что они согласились участвовать в записи, и я предвкушал, ка­кое волшебство сейчас нач­нется.

Мы сыграли все компози­ции. Мне действительно не пришлось ничего говорить этим ребятам. Все, что мне надо было делать, это указать пьесу и высказать мнение по поводу настроения, которое я хотел выразить. А дальше они все делали сами. Это бы­ло волшебство... Я чувствовал себя ребенком в кондитер­ском магазине. Мне было не­чего добавить. Я понял, что нам завтра осталось только сохранить этот настрой, и получится великолепная пла­стинка.

Плюс...Макео! Он будет, как сахарная пудра на кексе. Во время репетиции Артур Блайт сыграл его партии. Музыка была такой берущей за душу, что я знал, Макео это придет­ся по вкусу. Проработав вмес­те пять лет, я мог себе предста­вить, как потрясающе это бу­дет звучать.

Надеюсь, вы можете пред­ставить ту радость, которую мы испытывали после репе­тиции. Мы шутили и смея­лись, были возбуждены и кай­фовали от счастья, которое появляется при рождении му­зыки. Для меня мечта стала явью. Это был волнующий мо­мент, который навсегда оста­нется со мной.

Родни ДЖОУНЗ

Jazz- КВАДРАТ №2/2002



-


страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела другие статьи
80 лет советского джаза или размышляя на тему, "что нам дает джазовое образование" История московского авангарда: Jazz in Opposition - Кому это нужно? - часть 2 История московского авангарда: Jazz in Opposition - Кому это нужно? - часть1 DJazz...
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com