Главная»статьи»другие статьи»История московского авангарда: Jazz in Opposition - Кому это нужно? - часть 2
История московского авангарда: Jazz in Opposition - Кому это нужно? - часть 2
25.06.2013
Григорий Дурново: Как в Москве образовывались большие оркестры?
Андрей Соловьев: Сейчас мне даже уже трудно сказать, как это началось... Сначала это были фрагментарные выступления. Процесс здорово подстегнул Сергей Курехин. Я помню, еще в 1983 году саксофонист Анатолий Вапиров, Валентина Пономарева и Курехин дали памятный концерт в ДК "Москворечье", и на следующий день Курехин выступил в ДК МИФИ с составом, который назывался тогда еще не "Поп-механика", a Crazy Music Orchestra. Он пригласил туда всех, кого смог найти: Летова, саксофониста Сергея Луканова, "Африку" Бугаева, басиста Дмитрия Шумилова, мне тоже посчастливилось участвовать. У Курехина было ужасное похмелье, но несмотря на это (а может быть — благодаря этому...) концерт получился потрясающий. Настраиваясь перед выходом на сцену, я до сих пор иногда обращаюсь к некоторому внутреннему опыту, обретенному тогда, ищу ту особую вибрацию...
Совместное выступление с Курехиным стал мощным импульсом для того, чтобы сделать нечто подобное, но уже своими силами. Сначала вездесущий Летов взял инициативу в свои руки — он объединил нас в небольшой оркестр, который назывался "Афазия". Мы дали пару концертов, наверно, в конце 1983 — начале 1984 года в ДК "Каучук". На рояле играл Артем Блох, которого я уже упоминал, кстати, двоюродный брат Курехина. Помню, во время одного из выступлений он вошел в экстаз, отшвырнул ногой стул, встал в боксерскую позу и несколькими сокрушительными ударами послал рояль в нокаут. Выбитые клавиши так и летели во все стороны...
У Игоря Григорьева тоже был такой ансамбль-оркестр, он назывался "Большая Крыша", собрали его первый раз для встречи с Мишей Лобко, довольно интересным французским музыкантом, бас- кларнетистом, больше всего он известен по совместным записям с Мишей Менгельбергом. Лобко собирался открыть свою фирму грамзаписи и, подобно Лео Фейгину, выпускать наших музыкантов и издать какую-то большую коробку похожую на "Document" Leo Records. Он привез цифровое оборудование, невиданное еще тогда, в конце восьмидесятых годов. И вот для того, чтобы основательно заявить о себе, специально для этой записи Григорьев собрал оркестр "Большая Крыша", естественно пригласив туда и музыкантов из Жуковского ансамбля, и тех, кто с ним играл в "Асфальте". Я в свою очередь позвал своих друзей-музыкантов — барабанщиков Алексея Павлова, и Дмитрия Цветкова, гитариста Константина Баранова (позднее играл в "Альянсе"), клавишника Бориса Монастырева (сегодня он известен под псевдонимом Борис Диарт), саксофонистов Сергея Луканова и Александра Иолтуховского. Все композиции писал Григорьев, умело вставлял в музыкальную ткань фрагменты из "Асфальта" и очень своеобразно дирижировал этим оркестром, солируя одновременно на гитаре. Помню еще, что на тромбоне играл Николай Дмитриев (!), у меня даже фотографии сохранились, сделанные во время этого выступления.
С Колей Дмитриевым я познакомился на каких-то мероприятиях филофонистов, где менялись и, прошу прощения, спекулировали пластинками. Мы очень быстро нашли друг друга, почувствовали какую-то симпатию, и скоро он меня приглашал к себе домой. Поначалу мы просто дружили, слушали вместе фри-джаз, ходили на лекции к Леониду Переверзеву, Дмитрию Ухову и Алексею Баташеву. Нашим первым общим проектом стал журнал "Дело", который мы начали издавать в годы перестройки. Тогда было два особенно впечатляющих самиздатовских журнала — с одной стороны, очень серьезный и интересный "Квадрат", который выпускал Барбан в Питере, а с другой, был Сергей Жариков (активный деятель советского рок-подполья, лидер группы "ДК" — Газета) с журналом "Сморчок", очень остроумным изданием. Мы решили, что надо сделать что-то похожее только с акцентом на импровизационную музыку и джаз. Насколько получилось, я не знаю, но сначала было очень увлекательно. Все версталось в формате листа потребительской бумаги, мы клеили туда картинки, делали коллажи. Фотографировали на пленку, потом ее печатали в формате открытки тиражом 20- 30 экземпляров и отправляли по почте разным активным людям, в основном, пишущим и участвующим в организации музыкальных событий. Первые номеров десять мы разослали, и никто не знал, кто мы такие, все материалы были без подписей. Нам говорили: "А вы получаете, ребята? Какие-то странные люди шлют журнал такой..." Потом Жариков нас стал пугать, что нас "там" уже записали всех, что за нами обязательно придут, но мы не сдавались тем не менее. Там были новости, в которых реальное и вымышленное без всяких пояснений переплетались друг с другом. Были и постоянные рубрики, например, "слепой тест": мы отбирали отечественные записи и давали слушать Чекасину,Курехину, Гайворонскому и другим музыкантам — они пытались угадать или хотя бы дать определенные оценки, было довольно забавно. Были обзоры пластинок, обзоры концертов, событий — все вокруг новой импровизационной музыки. За полтора года мы, наверно, выпустили два десятка номеров или около того.
Наверно, вам интересно будет узнать, что Коля Дмитриев был в свое время создателем движения ДМУТ (Домашнее музицирование устной традиции). У него часто собирались дома люди, и все музицировали на огромном копичестве хранившихся у него дома полупрофессиональных, самодельных и детских инструментах. Это тоже было еще в "эпоху Портвейна", в 1970-х — начале 1980-х. Не скажу, что там было много известных людей. это были представители интеллигенции, не лишенные вкуса к музыке. Музыкантам как раз было не очень интересно участвовать в таких вещах. Но это было действительно интересно и отражало дух того бесшабашного и бескорыстного времени.
А как образовался Оркестр московских композиторов?
Оркестр московских композиторов был создан в 1985 году, уже после опытов с Курехиным и "Афазии". Это произошло вскоре после премьерного выступления Поп-механики" 14 апреля 1984 года на сцене ДК "Москворечье" ("Поп-механика 1" была запущена в Москве, как ни странно, под крылом у последовательного традиционалиста Юрия Козырева). Это выступление, конечно же, произвело колоссальное впечатление. Разумеется, все мы были на сцене в тот вечер. Основой курехинского бэнда стал оркестр Виктора Мельникова. Сам Мельников, разумеется, задолго до этого много сотрудничал с Курехиным, пересекаясь с ним в различных проектах на питерских, ярославских и новосибирских фестивалях. Они с Курехиным понимали друг друга с полуслова. После этого уже просто не могло не возникнуть какого-то московского аналога.
. Так решено было создать "Оркестр московских композиторов". Я написал аранжировки. Репетировали в МВТУ им. Баумана и сделали довольно большую и мощную программу, несколько раз с ней выступали в 1985-1986 году: премьера состоялась в ДК Медика на ул. Герцена (теперь Большой Никитской), где сейчас находится "Геликон-опера", потом дали концерт в знаменитом ДК "Динамо", где была база Жарикова и очень хороший большой зал, где проходили альтернативные концерты (техническое обслуживание взял на себя известный электронщик и звукорежиссер В. Осинский). Позднее были еще выступления оркестра на фестивале в ДК фабрики Свердлова, на одном из первых фестивалей "Альтернатива" где-то в самом конце 1980-х годов. Я был руководителем оркестра, а Николай Дмитриев—директором. Самая первая наша программа называлась "Комета Галлея" (комета эта, как и в 1812 году, пролетала близко от Земли), была еще программа "Мандрагора". Помню, Николай Дмитриев подарил мне на день рождения какую-то пластинку и надписал ее так:
Пролетает комета Галлея,
Глубоко мандрагора зарыта.
Скоро будем мы слушать Андрея
С диска черного, дыркой пробитого...
Потом была пауза, несколько лет оркестр не собирался, связано это было с тем, что многие люди — Летов, Шилклопер, Кириченко — раньше начали ездить, не вылезали из заграницы, почувствовали себя звездами, и их привлечь к демократичному взаимодействию уже было сложно. Игорь Григорьев эмигрировал в США, поселился в Лос-Анджелесе и начал работать со Стэном Гетцем, Шорти Роджерсом и Родни Оуксом... Но мы с Дмитриевым не теряли надежды и в какой-то момент решили возродить "Оркестр московских композиторов". Мы решили пойти на хитрость и пригласить нового лидера "из варягов". Выбор пал на живущего в Лондоне пианиста Владимира Миллера, было решено, что он, человек новый и нейтральный, возглавит на какое-то время московскую новоджазовую сборную (очень скоро я понял, что мы допустили роковую ошибку, но было уже поздно).
На первых порах все выглядело очень мило: Миллер сделал интересные партитуры, предложил кое-ка- кие варианты издания записей и вскоре выпустил на Leo Records первую пластинку. Это немножко реанимировало процесс в целом. Дело ведь было еще и в том, что руководство оркестром требует постоянной бумажной работы. Импровизация импровизацией, но всегда важно, чтобы основная канва была прописана. В оркестре музыканты не могут голосить, кому что вздумается, по принципу свободы самовыражения — в большом составе это звучит очень скучно, превращается в шум. Иногда можно применить своеобразный композиционный прием, когда оркестранты пускаются во все тяжкие, это звучит мощно, в этом есть какая-то завораживающая дикость, но, тем не менее, используя возможности импровизирующих музыкантов, все равно нужно продумывать комбинации, определенные фактуры, ритмы, темы. Так что нот было очень много и новый руководитель смиренно и трудолюбиво занимался всей это писаниной. Я помогал ему, чем мог, хотя меня эта бумажная волокита уже не очень вдохновляла, я через это уже прошел в 80-х годах. Но так или иначе мы с Миллером сидели, все выверяли, ковырялись, пробовали, смотрели, он приезжал ко мне домой, поскольку на тот момент это был все-таки еще мой оркестр.
Я тогда работал на радио, инфляция была страшная, платить мне могли, только давая в аренду студию, и на накопленные мною радиоэфиры я нанял самую дорогую, самую большую концертную студию в ГДРЗ. Целые сутки шла подготовка, съехались люди, из Питера приехали Вячеслав Гайво- ронский и Владимир Волков. Москву представляли лучшие силы: Юрий Парфенов, Аркадий Шилклопер, Михаил Жуков, Александр Воронин, Александр Костиков, Виктор Мельников и многие другие музыканты. По нашему приглашению в концерте приняли участие два голландца, которые тогда оказались в Москве — пианист Александр Левин и баритон- саксофонист Брам Гротхофф, из Вологды приехали Эдик Сивков и Михаил Соколов, из Смоленска — Макаров и Юденич... С утра мы репетировали, готовили все это, а к вечеру в прямом радиоэфире представили "Оркестр московских композиторов" уже под управлением Миллера. Позднее на Leo Records вышла пластинка, она называется "Короли и капуста (Kings and Cabbages)". Я считаю этот диск наряду с записями "Крыши" и ТРИ"0" бесценным свидетельством творческой мощи московского нового джаза.
Но нашим ожиданиям не суждено было осуществиться — началась эпоха раннего буржуазного накопления и оркестр Миллера довольно быстро превратился в концертную бригаду, лишенную какого-то идейного стержня. Споры о гонорарах заглушили творческие дискуссии и, в итоге, погубили этот проект, который вряд ли уже теперь возродится. У меня была идея отметить двадцатилетие оркестра, но люди, которым я это предлагал, с недоумением отвечали: "А кому это нужно?"
Продолжаю рассказывать уважаемым читателям Джаз-Квадрата следующие обещанные истории-анекдоты из жизни джазмэнов первой половины XX века от собирателя джазового фольклора Билла Кроу. Сегодня – о том, как оригинально в свое время обходились с ...
О, времена, о, нравы! Те, знакомые нам по фильму «В джазе только девушки». Они давно вошли в анекдоты и им, наверное, уже не повториться. Хотя... кто знает. И само слово «анекдот» раньше имело несколько иной смысл и означало просто забавную реальную ...
Три музыканта, в разное время работавшие с Майлсом Дэвисом, соединили свои творческие потенциалы в новой фанк-группе 3 Brave Souls. В состав трио вошли клавишник Джон Бисли (John Beasley), басист Дэррил Джонс (Darryl Jones) и барабанщик Леон Ндугу ...
Предлагаем вашему вниманию статью И.-Э. Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Она была написана в 1975 году - тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и ...
В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением джаза. Конечно, это и Смитсонианский институт в Вашингтоне, и знаменитый Архив в Нью-Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших — Институт изучения джаза ...
"Был ли на реке Миссисипи город Айзенах?" "Проводились ли в Арнштадте джем-сейшнз?" "Ходил ли "Поезд "А" в Кетен?" "Была ли в Лейпциге 52-я улица?" Иначе говоря: "Что у джаза общего с музыкой Иоганна Себастьяна Баха?" Джаз и Бах. На первый взгляд ...
Бюджет европейских джазовых фестивалей, которые предоставляют возможность увидеть лучших музыкантов более чем 14 миллионам зрителей со всей Европы, составляет примерно 250 млн. EUR в год. Окупаются они, во-первых, за счет билетов (115 млн. EUR), ...
Сегодня к юбилею самого известного в мире джазового музыканта вас ждет небольшой сюрприз — фрагменты из его мемуаров, а также две статьи, принадлежащие перьям тех, кто делал перевод этих мемуаров еще тогда, в конце шестидесятых: Леонида Борисовича ...
Джазовый мир отмечает юбилей Луи Армстронга. Большое видится на расстоянии, и столетие со дня рождения великого трубача позволяет оценить его огромный вклад в избранный им музыкальный жанр. Однако не все отечественные музыканты и любители джаза ...
Не слишком хорошо осведомленному в музыкальном плане человеку очень легко заблудиться во всем хитросплетении и многообразии существующих сегодня музыкальных стилей. Впрочем, даже специалистам и профессионалам часто также приходится нелегко, особенно ...
В нашем журнале недавно публиковалась статья Ю.Верменича, посвященная знаменитому американскому джазовому критику и энциклопедисту Леонарду Фэзеру. Сегодня вы имеете возможность познакомиться с одной из его поздних работ. Этот материал был написан ...
Мистика это или нет не знаю, но 25 лет тому назад, именно в день рождения Дюка Эллингтона – 29 апреля 1981 года латвийская газета "Советская молодежь" впервые в СССР опубликовала итоги опроса джазовых критиков, определивших лучших музыкантов и ...