nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Benny Goodman в СССР: Король свинга отменил карибский кризис, или как свинг почти сдул железный занавес!

стиль:

Benny Goodman в СССР: Король свинга отменил карибский кризис, или как свинг почти сдул железный занавес!
В 1962 году отношения между СССР и США были накалены до предела. Американские ракеты - в Турции, советские — на Кубе. Одна часть мира сошла с ума, другая, подневольная, замерла и затаив дыхание ждала худшего. Идиоматическое выражение «Кузькина мать», которым Хрущев в буквальном смысле сокрушил дипломатов 15-й Ассамблеи ООН (1960 г.), внезапно стало понятно всем без исключения. Ни до, ни после мир еще никогда не находился так близко к полному краху.

Практически сразу общественные деятели по обе стороны занавеса выступили единым фронтом, чтобы постараться оттащить политиков от роковой пропасти. Писатели, поэты, художники и, конечно же, музыканты. Искусство — язык универсальный и понятный для всех — в их руках стало оружием борьбы с невежеством и политическими амбициями. Не малую лепту в спасение мира от войны внесли и классики джаза: Луи Армстронг, Бенни Гудман и Дюк Эллингтон. Под давлением общества, на фоне Карибского кризиса, правительствами США и СССР все же было принято решение совершить культурный обмен, который бы снизил градус напряженности между враждующими блоками.

За Армстронгом уже к тому времени закрепился неофициальный статус «посол Мира». Госдепартамент США неоднократно спонсировал его зарубежные гастроли, в том числе и в горячие точки. Не используя никаких политических лозунгов, одним лишь джазом Армстронг в буквальном смысле останавливал войны и примирял враждующих. Тем не менее, на очередное предложение провести гастроли в СССР Луи с привычной ему скромностью ответил: «Люди с СССР спросили бы меня, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр». За место Армстронга в 1962 году в СССР отправился легендарный оркестр Бенни Гудмана. В качестве культурного посла Москвы в США был выбран Святослав Рихтер.

ДДля Гудмана решение о гастролях было во многом выстрадано эмоционально, ведь его семья (Давид Гутман — отец, Дора Резинская-Гутман — мать) до эмиграции жили недалеко от Киева. Бенни не раз публично признавался, что всегда хотел вернуться в родные края, чтобы «пощупать землю и попробовать на вкус местную рыбу» (рыбалка была его главным хобби).

Гудман и оркестр дали в общей сложности 32 концерта в Ленинграде, Москве, Киеве, Ташкенте, Тбилиси и Сочи и т.д., на которых побывало более 180-и тысяч человек. Уровень общественного интереса, безумия и оваций был сравним разве что с «вторжением» Битлз в США в 1964 году. Оркестр Гудмана встречали и провожали стоя, по десять раз вызывая музыкантов на бис. Люди попросту не расходились, пока в зале не выключали свет. Как позже признались музыканты оркестра, такого приема никто из них не ожидал, напротив они боялись унижений и общественного порицания. Сам Гудман был восхищен рыбалкой, чудесными исполинских размеров залами и тем, что у русских все в порядке с «чувством свинга». Среди зрителей также оказались Н.С. Хрущев и А.Н. Косыгин. Правда, первый секретарь удалился уже после первого отделения, сославшись на то, что от этих «джазов» у него болит голова.

Касательно джаза, Хрущев не раз высказывался и после: «Я в кармане ношу радиоприемник японский, иногда слушаю его — слушаю музыку. И вот вдруг услышишь джаз, это меня подхватывает так, как когда бывают колики в животе. Что это за музыка? Я сначала думал, что это радиопомехи. Нет, говорят, это музыка».

По возвращении из СССР Бенни Гудман выпустил альбом «Benny Goodman in Moscow» (1962 г.) с живыми концертными записями со стадиона «Лужники» (вот откуда украл идею стадионный рок!). На них хорошо слышно бурю оваций и восторг аудитории. В 1963 году в СССР был смонтирован документальный фильм, посвященный историческим гастролям. Если абстрагироваться от некоторых очевидных элементов советской стилизации, то фильм получился преинтересным как по сценарию, так и по монтажу.

Несколько по-разному в советской и американской прессе освящались подробности гастролей оркестра Гудмана. Если отзывы советских журналистов были без преуменьшения хвалебными (газета «Советская культура» назвала Гудмана «истинным поэтом кларнета») или как минимум нейтральными, то в американской прессе произошел небывалый разгул «брюзжания», карикатур и уничижительных высказываний в адрес «недостатков» советской культуры. Американские телеведущие и журналисты говорили о том, как должно быть унизительно для советских «вождей» наблюдать тот факт, что на концертах Гудмана всегда аншлаги. Отмечали и то, что музыка Гудмана для СССР луч света в темном царстве автократии. В общем и целом, музыкантов оркестра хвалили и называли «разносчиками» демократии, истинными патриотами, которые отважились совершить подвиг во имя своей страны. Впрочем, Гудман наперекор журналистам заявил в своем интервью, что считает эти гастроли одними из лучших в своей жизни и хочет непременно вернуться к советскому слушателю. Только после этого американская пресса смягчила свою риторику.

Спустя почти десять лет, в 1971 году, с гастролями в СССР отправился Дюк Эллинтон. Об этих незабываемых концертах и встрече с маэстро частенько вспоминает известный российский джазмэн Давид Голощекин. Но это уже совсем другая история…

Виктор Радзиевский мл.

(1JAZZ.RU)


авторы
Виктор РАДЗИЕВСКИЙ - мл.
музыкальный стиль
свинг
страна
Россия, США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела другие статьи
Pink Floyd & Stéphane Grappelli: «Wish You Were Here» (1975, 2011) Причуды истории! Создание джазового компакт-диска (часть 1) Птицы в полете - часть 2 Птицы в полете - часть 1
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com