nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

DJazz...

стиль:

DJazz...
Вы знаете, ди-джеи, если они хорошие ди-джеи, в каком-то смысле даже более музыканты, чем сами музыканты. Потому что сама природа того, что делают ди-джеи — создание новой музыки из кусочков того, что кто-то уже сыграл — заставляет их мыслить композиционно. Подумайте, ведь в самом утилитарном виде им надо создать час музыки для танцующих людей, держа в голове композицию всего часового сета и то, как включаются, перетекают друг в друга и выключаются отдельные слои и ритмы. Далеко не всякий саксофонист — если, конечно, он не Колтрейн — может держать в голове всю музыку, в исполнении которой он участвует, ясно представляя себе ее развитие. А ди-джеи (хорошие, конечно) могут — просто потому, что сама природа их игры заставляет их мыслить именно так.
JohnMedeski

Определение

Аббревиатура DJ — то есть диск-жокей, используется больше полувека. Изначаль­но термин принадлежал ми­ру радио и обозначал чело­века, который ставит диски или пластинки. В начале 70- х в Нью-Йорк с Ямайки при­ехал человек по прозвищу Cool Неге с необычным шоу. У парня было по нескольку экземпляров одних и тех же, в основном, соул и фанковых пластинок, из которых он вырезал только ритмиче­ские партии, повторяя один и тот же танцевальный пас­саж до бесконечности. Кул Херк, застреленный в 79-ом у входа в клуб, — первый DJ в современном понимании. Это — портной, при помощи виртуальных ножниц вы­краивающий музыкальное произведение из фрагмен­тов, заимствованных из сде­ланной другими музыканта­ми звуковой продукции. Другая аналогия: DJ — это ху­дожник, специализирую­щийся в области музыкаль­ного коллажа, микшируя или сводя вместе две (или больше) звуковые дорожки в одну.

История

Трудно с точностью сказать, кто из музыкантов первым стал экспериментировать с диджейскими приемами в джазовом контексте. В конце 70-х музыканты из тусовки джаз-панк клуба Knitting Factory и саксофониста Джо­на Зорна водили дружбу, вы­ступали и писались с такими ди-джеями как Кристиан Марклей, чей бэкграунд был в мире современного искус­ства и авангардной классики. Их пути пересекались с мо­лодым бас-гитаристом, имевшим амбиции продю­сера. Его звали Билл Ласвелл. В 1983 году он спродюсировал легендарный диск неуто­мимого экспериментатора Херби Хенкока, под названи­ем Future Shock. По всей ви­димости, именно Биллу, с его чутьем конъюнктуры, при­надлежала идея ангажиро­вать модного, как было при­нято выражаться, "миксмастера" по имени Grandmaster DST.

Результатом совместного труда Ласвелла, Херби и Grandmaster DST явился зна­менитый трэк Rockit. В СССР он использовался как застав­ка "Футбольного обозрения", а во всем мире стал гимном брейк-данса — ответвления уличной hip-hop культуры бруклинских негритянских гетто. История записи трека особенно колоритна: изна­чально Ласвелл хотел рабо­тать с другим ди-джеем — знаменитым Grandmaster Flash. Этот темнокожий DJ первым стал использовать для микширования наушни­ки: изменив распайки стан­дартного двухканального микшерного пульта он до­бился возможности с боль­шей точностью подгонять пластинки друг под друга (ранее ди-джеи сводили дис­ки по наитию либо же по па­мяти). Помимо этого, он ввел в арсенал диджейских трю­ков "скрэтчинг", то есть цара­панье пластинки в такт рит­му, и использование регули­ровки верхних, низких и средних частот для обработ­ки звука. Флэш был занят дру­гими проектами, но отреко­мендовал своего менее изве­стного коллегу Уже спустя 5 минут по телефону была за­ключена договоренность, а через два часа после этого новоиспеченный тандем Ласвелл-ДСТ уже обсуждал идеи в джет-лайнере, несу­щем их из Нью-Йорка в лос- анджелесскую студию. Там основные треки были запи­саны менее чем за два часа. В итоге — хит, определивший лицо поп-музыки и джаз- фьюжн 80-х.

Мир джаза пластинку Future Shock не принял. Ее влияние сказалось только лет 10 спустя, вследствие воз­никновения моды на эсид- джаз, когда среди традици­онных джазменов стало бон-тоном выпустить что-ни­будь в духе майлзовского Doo Вор — нечто на стыке хип-хопа и джаза.

Джазмены и по сей день делятся на два лагеря. Одни не приемлют подобные экс­перименты, считая их ком­промиссом или откровен­ной коммерцией. Другие по­лагают, что диджейская куль­тура — дитя джаза, а стало быть, это вещи нераздели­мые, равноправно являющи­еся наследием афро-американской культуры.

Illbient


Серьезным теоретиком по­следнего подхода считается нью-йоркский ди-джей, му­зыкант, композитор и фило­соф Пол Д. Миллер, более из­вестный под именем DJ Spooky that subliminal kid или просто Spooky. Миллер, как ди-джей сотрудничавший с такими именитыми джазме­нами (и не только) как Карл­хайнц Штокгаузен, Уильям Паркер, Джо МакФи, Мэтт Шипп и др., написал не­сколько интересных науч­ных трудов по эстетике спла­ва джаза, конкретной музыки и музыки поп, условно на­званного им illbient. Illbient, образованный от ambient, то есть музыки окружающего пространства, и ill, характе­ризующего это пространст­во как "больное, нездоровое" — это пост-философский джаз сквозь призму восприя­тия современного горожа­нина. Это джаз сердцевины нью-йоркского даунтауна, смикшированный из звуков, проносящихся мимо авто­мобилей, рева толп, наводня­ющих в часы пик Манхеттен, музыки в твоем личном плее­ре и т.д. Спуки полагает, что сегодня ди-джей — это менестрель, рассказчик, повест­вователь, коллекционер уни­кального музыкального ма­териала, создающий свой собственный нарратив, свое повествование, свой микс. Отсюда известнейший сло­ган: "Дискотека = библиоте­ка". В иллбиент-тусовку вхо­дят также DJ-и Logic, Olive, Р Love, Scotty Hard, illy В (он же — Билли Мартин, барабан­щик из Medeski, Martin & Wood). Все они пишут музы­ку и сотрудничают с "живы­ми" составами. Наиболее джазово-ориентированный из них, Logic, за последние годы выпустил интересней­ший дебют "Аномалия", по­гостил на трех треках в аль­боме Combustication (1998, Blue Note) у Medeski, Martin & Wood, и в дуэте с гитаристом Верноном Ридом записал проект The Yohimbe Brothers. Его музыка — синтез черно­го хард-рока и блюза разлива Джими Хендрикса, элек­тронных ритмов и электри­ческого фанка с джазом. Он и Р Love — DJ-резиденты вид­нейшего нью-йоркского джаз-клуба 'Тоник", который курирует Джон Зорн.

Future Sound of Jazz

25 сентября на Театральной площади перед Оперным в Одессе прошла молодежная импровизация на тему Джаз- карнавала под гордым назва­нием Future Sound of Jazz. В акции приняли участие как ди-джеи — представители современной танцевальной музыки, так и живые джазо­вые коллективы, с удивлени­ем обнаружившие себя в та­ком контексте. Организато­ры задумывали акцию как некий DJ's Band, то есть как взгляд опытных джазмэнов на современную танцеваль­ную культуру. Получилось совсем наоборот... Из запом­нившегося — по-настоящему джазовый дуэт dj Deaf/ Max Vega, представивших со­временный нео-джаз — му­зыку 21 века.

Название акции позаимст­вовано у немецкого лейбла Джазанова-Компост рекордз, уже десятилетие выпу­скающего одноименные компиляции. Compost re­cords был основан в 1994 в Мюнхене, ее создатель и вла­делец — Michael Reinboth — dj, продюссер, музыкант, вла­делец клуба. Годом позже он основал также Compose records, издающий преиму­щественно house music. Так­же работал как музыкальный журналист для Music Express, I -D, Max, Stern, Spex, Vogue, Playboy и др.

Kaк dj, Michael Reinboth иг­рает freestyle — непредсказу­емую смесь различных му­зыкальных стилей. Кстати, он приезжал к нам в Одессу в 96-м в рамках немецкого проекта Trans-Port, и разде­лил место за вертушками ночного клуба "Космо" с та­кими известными ди-джея- ми и музыкантами, как Robert Gorl (участник культо­вой электронной группы 80- х DAF.), dj Upstart (владелец Sub Up Records) и Disco В (один из основателей Gigolo records).

За 10 лет существования Compost records прошел путь от маленького лэйбла, который ютился в крошеч­ной одноместной спальне, до очень продуктивного и обладающего крупным творческим потенциалом предприятия и на деле дока­зал, что занимает независи­мое положение, оставаясь в центре всех происходящих событий в мире джаза, элек­троники и танцевальной му­зыки. На сегодняшний день компания выпустила более 100 наименований, среди которых такие успешные се­рии компиляций, как Future Sound of Jazz на 8-ми дисках (также переизданные в США), и Glucklich на 4-х дис­ках — сборник трэков с бра­зильским привкусом, ском­пилированных Rainer Truby, большим специалистом по традиционному и современ­ному бразильскому джазу.

Compost рассматривает слово jazz как олицетворе­ние идеи раздвижения гра­ниц. Compost — это динами­ческая ячейка международ­ного jazz-, brazil-, electro-jazz, down beat, nu jazz музыкаль­ного движения.

Сегодня

В 2004 году ди-джеи, кото­рые вращают джаз-материал — вовсе не редкость. Работа с ними для джазовых музы­кантов — как бы в порядке ве­щей. Саксофонист Брэндфорд Марсалис (клан Марса­лисов — Эллис, Делфейо, Уинтон — известная джаз коза-ностра) регулярно рабо­тает с ними в контексте груп­пы Buckshot Le Fonque. Нор­вежский трубач Нильс Петтер Молваер, прославив­шийся своими дисками для ЕСМ, неизменно пользуется услугами DJ Strangefruit — как в студии и живых сетах, так и для разогрева перед концертами. Сам Херби Хен­кок выпустил в 2002 году диск Future 2 Future, в кото­ром попытался переосмыс­лить наследие Future Shock в 21-м веке. В работе над плас­тинкой помогали Джек Де Джоннетт, Уэйн Шортер, Чака Хан и продюсер электрони­ки Карл Крейг. В турне в под­держку новой работы с маэс­тро наряду с Уоллесом Роуни (наследником трона Майлза Дейвиса) отправился DJ Disk.

Интересный эксперимент спродюсировали шефы лей­бла Blue Note, давшие фран­цузскому DJ и продюсеру ха­ус-музыки по имени St. Germain неограниченный доступ в свои архивы для со­здания треков. Результатом стал великолепный диск Tourist, вышедший и ставший популярным в 2001 году. Здесь сводятся воедино тан­цевальные ритмы и сэмплы, заимствованные у Арта Блейки, Эрнста Рэнглина, Джона Ли Хукера и др. артис­тов. Знаменитый лейбл во­обще все больше склоняется к новым направлениям в джазе: в конце 2004 года здесь выпустил свою новую работу знаменитый мэтр итальянской лаундж-сцены, мастер босса-фанка, Никола Конте. Ее название читается как кредо джаза в 21 веке: Other Directions. Иные на­правления.

Сергей КЛЕЙН
Андрей СЕЧКОВСКИЙ





Jazz- Квадрат, №2/2005


Расскажи друзьям:

Еще из раздела другие статьи
Джаз и Кино Необщие советы перкуссионистам, или как сделать занятия привычкой Новости из истории музыки Проект DJ&Sax - Эксперимент – залог успеха
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com