Четвертая для нашего сайта встреча с музыкой живущей в Испании австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман. Ничуть не умаляя достоинства тех работ Мюриэль, которые я слышал и о которых писал ранее (Earth Tones (2015), Natural Time (2016), Momentum (2017), считаю ее новый проект Golden Rule творческой вершиной этой талантливой джазовой леди и ее самой сильной на сегодняшний день работой.
Golden Rule записывался постоянным уже для трех последних альбомов Мюриэль составом: австро-сербским квартетом с гитаристом Радомиром Милойковичем, басисткой Джиной Шварц и ударником Урошем Стаменковичем. Альбом издается в двух вариантах - 2 LP и CD, который должен появиться к концу года с несколько урезанной по времени композицией Traneing In (без четырехминутного интро). Варианты отличаются и оформлением обложки. В нашей рецензии воспроизведена обложка винилового альбома, поскольку и слушал я именно этот вариант по линку, любезно предоставленному Мюриэль Гроссман. Альбом весьма солиден по объему: более восьмидесяти минут звучания, в которые вместилось только семь композиций. Самая большая, все та же Traneing In (почти девятнадцать минут звучания), заняла целую сторону одной из виниловых пластинок. Но дело, разумеется, не в объеме, а в качестве музыки.
Мне еще не доводилось слышать в игре Мюриэль Гроссмман столько экспрессии и вдохновения, причем на обоих ее инструментах, и на сопрано-саксофоне (как в стартовой пьесе Golden Rule), и на теноре (как в следующей за ней Core). Длинные, необычайно эмоциональные импровизации Мюриэль сменяют принимающие ее вызов гитарные соло Милойковича, чтобы затем уступить место новым, столь же экспрессивным и технически разнообразным саксофонным соло. Мюриэль играет в этом альбоме так, словно делает это последний раз в жизни! Все это действо происходит на фоне гибких полиритмических конструкций, создаваемых ритм-группой (на мой взгляд, и для Стаменковича этот альбом стал самым ярким). Когда в пьесе Promise или в финальной, медитативной композиции Light, темп становится несколько более умеренным, на качестве исполнения это ничуть не сказывается. В Direction достойный отклик саксофонные импровизации Гроссман получают в отменном соло на контрабасе Джины Шварц. А с точки зрения гитарной работы вершиной Милойковича, на мой вкус, стала композиция Trane.
Стоит вспомнить, что одним из своих главных учителей Мюриэль считает знаменитого немецкого фри-джазового пианиста Йоахима Кюна. Возможно, необыкновенной свободой самовыражения, царящей в Golden Rule она, в определенной степени, обязана его влиянию. Ну, и, наконец, главный источник вдохновения, непреходящий светоч уже многих джазовых поколений – Джон Колтрейн. Не случайно, одна из пьес Гроссман в этом альбоме названа его именем, а названием другой служит неологизм Traneing In (буквально: «Вколтрейниваясь»). Трейн, особенно поздний Трейн, рассматривал музыку, как некий сакральный, духовный акт. Вслед за ним Мюриэль Гроссман стремится к такой же духовности в своей музыке, и - черт побери! – у нее это здорово получается!
Автор liner notes альбома Майкл Джаклин поясняет название альбома «Золотое правило» известной библейской (и житейской) максимой: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». С этим трудно спорить. Но применительно к творчеству Мюриэль Гроссман можно дать тут и иное толкование: «Иди своим путем. Совершенствуйся. Ставь перед собой все более сложные задачи». Новый альбом Гроссман, на мой взгляд, - символ именно такого подхода.
P.S. Тем, кто хочет расширить свое представление об альбоме и о творчестве Мюриэль Гроссман в целом (и владеет при это английским) рекомендую свежее интервью от Саймона Саргсяна:
Внешне без особого изыска назван и этот ансамбль, и его альбом. Впрочем, одна «изюминка» в этом названии все же есть: лидер коллектива, барабанщик, композитор и педагог Бен Голдмен предпочел скаламбурить со своим именем и фамилией, ...
В декабре нынешнего, 2018 года, МакКой Тайнеру исполнится восемьдесят. Крупнейший джазовый пианист, блестящий мастер модального джаза и хард-бопа, неоднократный лауреат Грэмми и многих других престижных наград, этот музыкант оказал влияние на многих ...
Агора – это рыночная площадь в древнегреческих полисах, а заодно так стали называть и собрания граждан полиса, которые там проходили. Очевидно, Begin The Agora, название дебютного альбома Грега Диаса и его The Art Of Imagination Jazz Orchestra ...
Долгое время творческие дороги двух американских джазовых исполнителей, певца Грегори Джинерета и пианиста Ричарда Джонсона, не пересекались. Голос Джинерета звучал в лучших джазовых клубах Нью-Йорка - Dizzy’s Club Coca Cola, Joe’s Pub, ...
Географических границ в музыке давно уже не существует. Казалось бы, где Норвегия и где Аргентина? Но страстные мелодии аргентинского танго стали определяющими в творчестве норвежского пианиста Хокона Магнара Скогстада. Хокон – музыкант с ...
Когда американцы говорят о «британском вторжении» (а этот термин у них давно стал выражением нарицательным), это не означает, что они вспоминают Войну за Независимость или Англо-американскую войну начала XIX века. Это понятие родилось в ...
Даже если вы «не в теме», и имена создателей альбома Cabin In The Sky, обозначенные на обложке вам ничего не говорят, то сама обложка (очень классная на мой вкус!) исчерпывающе рассказывает о его содержании: фортепьяно, у которого вместо ...
Многие американские города имеют устоявшиеся прозвища. Все знают Большое Яблоко (Нью-Йорк) или Город Ветров (Чикаго). Есть свое прозвище и у Детройта. Его называют Город Моторов или просто Мотаун. И когда ансамбль из Детройта именует свой альбом ...
Первая для нашего сайта встреча с творчеством Айена Бодди и Эрика Волло. Оба музыканта – люди одного поколения, но их путь в музыку складывался по-разному. Сегодня один из самых легендарных британских электронщиков, в конце 70-х годов прошлого ...
Не скрою, с нетерпением приступал к прослушиванию нового альбома Ильхана Эрсахина из проекта Istanbul Sessions. Во-первых, сильное впечатление произвел предыдущий, третий альбом проекта Istanbul Underground (2015), который ранее рецензировался на ...
Вся творческая жизнь Айры Би Лисса связана с биг-бэндовым джазом. Эта ниочка тянется еще с начала 70-х лет прошлого века, когда юный Айра в Сан-Диего сидел за ударной установкой в Patrick Henry High School Band. А уже в 1979 году он основал свой ...
Вы можете тщательнейшим образом исследовать географическую карту мира, но такого места, как Телавана вы там не найдете. Нет Телаваны! Есть Тель-Авив в Израиле, есть Гавана на Кубе, а Телаваны нет! И все-таки она есть. Она создана воображением ...