Главная»фирмы»Igloo Records - Эскимосская хижина под бельгийским небом
Igloo Records - Эскимосская хижина под бельгийским небом
29.07.2000
При всей сюрреалистичности такого сочетания, действительно, чуть больше двадцати лет назад, в 1978г., в сердце Европы, в Брюсселе появилась эскимосская хижина — иглу. Нет, речь не идет о какой-то всемирной выставке (таковая, как известно, проходила в Брюсселе еще двадцатью годами ранее) и вообще, это не значит, что где-нибудь неподалеку от штаб-квартиры НАТО был возведен хрупкий снежный купол. Материализовалась иглу лишь в виде логотипа нового звукозаписывающего лейбла, возникшего в том достопамятном году в бельгийской столице — "Igloo".
Как появляются новые персонажи в этом бизнесе? Примерно одинаково в разных странах. Человек или группа людей, будучи неудовлетворенными состоянием дел на рынке звукозаписи, найдя соответствующую нишу и собрав необходимый стартовый капитал, принимаются за работу. Основатели "Igloo" стремились в холодном и лишенном сантиментов мире, поделенном между крупными концернами, построить убежище для музыкантов, исполнителей и композиторов, чьи интересы лежат вне сферы коммерческой музыки и у которых, в силу вышесказанного, мало шансов заинтересовать китов звукозаписи. Их хижина оказалась выстроенной довольно прочно, так как независимая компания "Igloo" выжила, существует уже скоро четверть века и ее каталог постоянно расширяется.
Бельгия, как известно, — страна двуязычная: на северо-востоке, во Фландрии живут фламандцы, говорящие на своем языке, на юго-западе, в Валлонии, предпочитают французский. "Igloo" изначально ориентировалась преимущественно на валлонов, это не значит, что здесь не записывают фламандцев, но большей частью в каталоге фирмы представлены франкоговорящие музыканты. Определенное место в нем занимает современная академическая музыка, ее авангардные, экспериментальные направления. В этом списке есть даже запись знаменитого итальянца Лучано Берио (совместно с Пьером Бартоломи), но сам он сравнительно невелик и пополняется довольно спорадически.
Напротив, джазовая часть каталога растет гораздо динамичнее. Джазом в "Igloo" начали заниматься не с самого начала, но с момента, когда под контроль фирмы перешел чисто джазовый лейбл "LDH", это направление стало одним из основных. Сегодня в каталоге фирмы 62 джазовых компакт-диска, а есть еще и более ранниезаписи на виниловых носителях. И среди этих дисков есть два прекрасных двойных альбома, изданных в 1996 и 1998 годах и представляющих собой весьма обстоятельный обзор джазового каталога "Igloo", охватывающий добрую его половину. Фирма любезно переслала их в редакцию "Jazz-Квадрата", что и сделало возможным появление этого рассказа о фирме "Igloo", неизбежно переплетающегося с современной историей бельгийского джаза.
Правда, имени самого знаменитого из бельгийских джазменов, Тутса Тилеманса, в каталогах "Igloo" обнаружить не удалось, но, тем не менее, национальная джазовая школа представлена весьма широко и разнообразно, за двумя исключениями. Не думаю, что в Бельгии совсем не любят и не играют джазовую традицию: диксиленд, свинг и так далее, а также "крутой" авангард. Очевидно эти направленияостались вне сферы интересов фирмы, по крайней мере, если судить по упомянутым сборникам.
Зато можно выделить два диска, где мировые звезды играют с бельгийскими музыкантами. Один из них — это довольно свежая концертная запись "L'Archiduc — Round About Five" (1996), сделанная известным американским тенор-саксофонистом и флейтистом Лью Табакиным в составе трио с контрабасистом Филиппом Аэртсом (Philippe Aerts) и ударником Феликсом Симтеном (Felix Simtaine) в брюссельском клубе "L'Archiduc". Второй альбом представляется мне жемчужиной в коллекции фирмы: это альбом 1985 года "Crystal Bells" ("Хрустальные колокола"), записанный выдающимся трубачом Четом Бейкером с одним из самых известных европейских гитаристов Филиппом Кэтерином (Philipp Catherine) и контрабасистом Жаном-Луи Рэсинфоссом (Jean-Louis Rassinfosse). Действительно хрустальное звучание Бейкера в сочетании с тонким лиризмом Кэтерина оставляет незабываемое впечатление.
Кэтерин, обладатель многих международных джазовых наград, гитарист, переигравший с целым рядом звезд, от Чарли Мингуса до Жана-Люка Понти, выступает в качестве сайдмена еще на целом ряде альбомов "Igloo" и кроме того имеет в каталоге фирмы свой авторский диск "Oscar" (1990), записанный с квинтетом, в составе которого были Джо Ловано и Трилок Гурту. Однако Кэтерин (р.1942г.) — лишь самый известный в международном масштабе представитель своего поколения, поколения музыкантов, родившихся в 30-х — 40-х годах и сегодня являющихся ветеранами бельгийского джаза. Они представлены на дисках "Igloo" весьма широко.
К примеру — уже упоминавшийся выше барабанщик Феликс Симтен (р.1938г.). Этот неутомимый музыкант — живое олицетворение связи поколений в джазовой среде. Он очень много играет и записывается с самыми разными составами, демонстрируя прекрасное взаимопонимание с молодежью. В этом смысле очень характерен его альбом "Intensive Act" (1996), где Симтен выступает сразу в нескольких ипостасях: как солист-ударник, как лидер трио, квартета, квинтета и, наконец, целого биг-бэнда. Последний состав, "Act Big Band", любимое детище Симтена, существует уже довольно давно и также представлен на "Igloo" отдельным альбомом — "Extremes" (1987), любопытным образчиком не столь уж частого в наши дни джаза больших составов. Попутно: одним из руководителей знаменитого биг-бэнда Кенни Кларка — Фрэнси Боланда был также бельгиец, пианист Боланд.
Изданы фирмой и два альбома патриарха бельгийского бопа Жака Пельцера (Jacques Pelzer). Один из них, "Salute To The Band Box" (1993), стал последним в долгой карьере этого саксофониста, умершего год спустя. Пельцер (1924-1994) неоднократно гастролировал в Штатах вместе с Четом Бейкером, а с его ансамблем "Open Sky Unit" играли такие люди, как Декстер Гордон, Арчи Шепп или Билл Эванс. Работал с Пельцером и другой ветеран отечественной джазовой сцены, баритон-саксофонист Жан-Пьер Геблер (Jean-Pierre Gebler), также представленный в каталогах "Igloo" двумя дисками. Его путь в джаз вообще можно считать характерным для многих мастеров старшего поколения: его, как и других, вело стремление следовать заокеанским знаменитостям. Геблер начинал играть на саксофоне еще в 14 лет, но тогда это был тенор, а вот услышав Маллигена, он и сделал свой окончательный выбор.
Что же касается музыкантов помоложе, тех, кто сегодня составляет среднее и молодое поколение в бельгийском джазе, то для них образцами служили уже не только звезды мирового джаза, но и те ветераны, о которых речь шла выше.
В случае с саксофонистом Стивом Юбеном (Steve Houben) выбор образца особенно очевиден. Юбен (р.1950) — племянник Жака Пельцера, да и отец его был джазменом-любителем. Юбен, как и многие его сверстники, шел в джаз уже иначе, чем это делало поколение его дяди. Стив окончил престижный "Berklee College Of Music" в Штатах, много играл с американскими и европейскими звездами. На "Igloo" он записал несколько дисков, и в качестве лидера, и кооперируясь с другими музыкантами.
Другой пример: прекрасную школу совместной работы с Тутсом Тилемансом прошел талантливый пианист и композитор Мишель Герр (Michel Herr). Гастролируя по всему миру вместе со знаменитым гармошечником с 1984 года, он приобрел высокую репутацию, что нашло отражение в 40 альбомах, в записи которых он принимал участие. А на "Igloo" с интернациональным трио он сделал в 1989г. столь удачный диск "Intuitions", что бельгийские критики признали этот альбом лучшим джазовым диском года. В 1998г. фирма издала еще один его диск — "Notes Of Life".
Ну и конечно нельзя не упомянуть уже знакомого читателям "Jazz-Квадрата" пианиста Ивана Падуара (Ivan Paduart). Журнал писал уже о нем в №6/99 в связи с выступлениями в России. Этот очень полистилистичный пианист записал на "Igloo" несколько дисков, но особенно хороша его работа 1995 года "Folies Douces", записанная с квинтетом, участие в котором французского аккордеониста Ришара Гальяно внесло в общее звучание ансамбля дух то ли сентиментальности, то ли романтизма.
Впрочем, возможно это был просто дух Франции. Влияние французской культуры весьма ощутимо в Бельгии и это нашло свое отражение в творчестве весьма необычного коллектива — ансамбля "L'Ame Des Poetes". В своих двух альбомах на "Igloo" — одноименном (1992) и "L'Ete Indien" (1994) — музыканты пытаются соединить вещи, казалось бы, трудно сочетаемые: джаз и французский шансон. Они импровизируют на музыку Нино Ферре, Жерара Ленормана, Сержа Гинсбура. Получается довольно убедительно.
Есть в каталоге "Igloo" и альбомы, от которых веет иными, более экзотичными ветрами.Поклонники world music наверняка с интересом воспримут проект "Djigui" (1997). Его авторы — два бельгийца, гитарист Пьер Ван Дормел (Pierre Van Dormel) и бас-гитарист Отти Ван Дер Верф (Otti Van Der Werf), а также малийский музыкант, потомственный гриот Сориба Коате (Soriba Kouyate). Иногда эта музыка напоминает некий афро-фанк, а иногда африканская кора звучит совсем по-европейски. Другой интересный проект возник после выступления в 1996г.на первом джазовом фестивале в Рабате (Марокко), дуэта Шарль Лоос (Charles Loos) — фортепиано и Андре Донини (Andre Donini) — саксофон, кларнет. Шарль и Андре сыграли там вместе с местным традиционным ансамблем "Aissawas". Эксперимент показался обоим сторонам удачным, через год они повторили его, причем концерт был записан и в том же году издан лейблом "Igloo".
Как вы уже наверное почувствовали, фирма записывает очень разную музыку и очень разных музыкантов. Объединяет их одно: они играют джаз и они сотрудничают с "Igloo". Поколения эскимосов овладевали секретом строительства своих жилищ из снега. Они обжигающе холодны снаружи и теплы изнутри. Похоже, в Брюсселе этот секрет смогли расшифровать. Во всяком случае, фирма "Igloo" смогла превратить свои студии в настоящий уютный дом для бельгийских джазменов.
Компания 33 Records является одним из крупнейших производителей джазовых компакт-дисков Великобритании. Ее продукция широко обозревалась как в предыдущем, так и в настоящем номерах журнала. Глава лейбла Пол Джоли любезно согласился ответить на ...
Каждая звукоиздательская фирма напрямую отражает вкусы владельца. Кто-то любит "металл", кто-то гонит "Любэ" и Шуфутинского. Андрей Гаврилов (42 года, выпускник МГИМО, десять лет в ТАСС, пять в издательстве "Текст", известный филофонист и киноман) ...
В 2016 году крупнейшая канадская звукозаписывающая компания, специализирующаяся на блюзе, фолке и другой так называемой «корневой» музыке Stony Plain Records отмечает свое сорокалетие. В уже далеком 1970 году канадский бинесмен немецкого ...
Сегодня любой мало-мальски уважающий себя меломан знаком с этой аббревиатурой: ЕСМ, что расшифровывается просто, как «Издательство современной музыки» (Edition Of Contemporary Music). Но в 1969 году, когда никому практически неизвестный ...
Весь 2016-й год Verve Music Group проводит под знаком юбилея: 60-летия компании звукозаписи Verve Records, одного из самых знаменитых (наряду с Blue Note) лейблов в истории джаза. Verve Records основал в 1956 году выдающийся джазовый продюсер Норман ...
Традиционно в начале весны весь цвет европейской музыкальной общественности съезжается во Франкфурт на Майне на ежегодную выставку музыкальных инструментов и оборудования Musikmesse . фортепиано и гитара и - признанные король и королева этого бала, ...
В 80-х годах прошлого века фирма Paiste стала одним из бесспорных мировых лидеров в производстве бронзовых тарелок для ударной установки, уверенно потеснив ближайших конкурентов на этом консервативном и весьма специфичном рынке. Наши музыканты ...
"...Ты говоришь, что больше всего в жизни ценишь свободу, так брось же эту свободу птицам да жукам, и дай взамен мне денег..." Берри Горди из песни "Money That's What I Want’ Несколько лет назад, одним ярким лос-анджелесским днем, Берри Горди — ...
Без ритма нет музыки, особенно музыки современной. Если исключить из записи все остальные инструменты и оставить только ударные, знаток достаточно уверенно определит музыкальный стиль и примерное время исполнения с точностью до нескольких лет, ...
Золотой свадьбой называют знаменательную дату в жизни супругов, проживших в счастливом браке пятьдесят лет. Таких пар всегда было не много: трудно сохранить семейную гармонию на столь долгой дистанции, не всем удается просто физически дожить до ...
Какими каналами добирается к нам музыка? Диски. Радио. Интернет. Концерты. Сознательно не включаю в этот список телевидение, поскольку говорю о настоящей музыке, которая там (если это не канал типа российской «Культуры») звучит крайне редко. Но ...
Имя Игоря Бутмана хорошо известно далеко за пределами России. Выпускник колледжа Бёркли, любимый саксофонист Билла Клинтона, виртуозный джазовый музыкант, художественный руководитель Московского джазового оркестра, владелец крупнейшего джазового ...