nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Igloo Records - Эскимосская хижина под бельгийским небом

Igloo Records - Эскимосская хижина под бельгийским небом  При всей сюрреалистичности такого сочетания, действительно, чуть больше двадцати лет назад, в 1978г., в сердце Европы, в Брюсселе появилась эскимосская хижина — иглу. Нет, речь не идет о какой-то всемирной выставке (таковая, как известно, проходила в Брюсселе еще двадцатью годами ранее) и вообще, это не значит, что где-нибудь неподалеку от штаб-квартиры НАТО был возведен хрупкий снежный купол. Материализовалась иглу лишь в виде логотипа нового звукозаписывающего лейбла, возникшего в том достопамятном году в бельгийской столице — "Igloo".

Как появляются новые персонажи в этом бизнесе? Примерно одинаково в разных странах. Человек или группа людей, будучи неудовлетворенными состоянием дел на рынке звукозаписи, найдя соответствующую нишу и собрав необходимый стартовый капитал, принимаются за работу. Основатели "Igloo" стремились в холодном и лишенном сантиментов мире, поделенном между крупными концернами, построить убежище для музыкантов, исполнителей и композиторов, чьи интересы лежат вне сферы коммерческой музыки и у которых, в силу вышесказанного, мало шансов заинтересовать китов звукозаписи. Их хижина оказалась выстроенной довольно прочно, так как независимая компания "Igloo" выжила, существует уже скоро четверть века и ее каталог постоянно расширяется.

Бельгия, как известно, — страна двуязычная: на северо-востоке, во Фландрии живут фламандцы, говорящие на своем языке, на юго-западе, в Валлонии, предпочитают французский. "Igloo" изначально ориентировалась преимущественно на валлонов, это не значит, что здесь не записывают фламандцев, но большей частью в каталоге фирмы представлены франкоговорящие музыканты. Определенное место в нем занимает современная академическая музыка, ее авангардные, экспериментальные направления. В этом списке есть даже запись знаменитого итальянца Лучано Берио (совместно с Пьером Бартоломи), но сам он сравнительно невелик и пополняется довольно спорадически.

Напротив, джазовая часть каталога растет гораздо динамичнее. Джазом в "Igloo" начали заниматься не с самого начала, но с момента, когда под контроль фирмы перешел чисто джазовый лейбл "LDH", это направление стало одним из основных. Сегодня в каталоге фирмы 62 джазовых компакт-диска, а есть еще и более ранниезаписи на виниловых носителях. И среди этих дисков есть два прекрасных двойных альбома, изданных в 1996 и 1998 годах и представляющих собой весьма обстоятельный обзор джазового каталога "Igloo", охватывающий добрую его половину. Фирма любезно переслала их в редакцию "Jazz-Квадрата", что и сделало возможным появление этого рассказа о фирме "Igloo", неизбежно переплетающегося с современной историей бельгийского джаза.

Правда, имени самого знаменитого из бельгийских джазменов, Тутса Тилеманса, в каталогах "Igloo" обнаружить не удалось, но, тем не менее, национальная джазовая школа представлена весьма широко и разнообразно, за двумя исключениями. Не думаю, что в Бельгии совсем не любят и не играют джазовую традицию: диксиленд, свинг и так далее, а также "крутой" авангард. Очевидно эти направленияостались вне сферы интересов фирмы, по крайней мере, если судить по упомянутым сборникам.

Зато можно выделить два диска, где мировые звезды играют с бельгийскими музыкантами. Один из них — это довольно свежая концертная запись "L'Archiduc — Round About Five" (1996), сделанная известным американским тенор-саксофонистом и флейтистом Лью Табакиным в составе трио с контрабасистом Филиппом Аэртсом (Philippe Aerts) и ударником Феликсом Симтеном (Felix Simtaine) в брюссельском клубе "L'Archiduc". Второй альбом представляется мне жемчужиной в коллекции фирмы: это альбом 1985 года "Crystal Bells" ("Хрустальные колокола"), записанный выдающимся трубачом Четом Бейкером с одним из самых известных европейских гитаристов Филиппом Кэтерином (Philipp Catherine) и контрабасистом Жаном-Луи Рэсинфоссом (Jean-Louis Rassinfosse). Действительно хрустальное звучание Бейкера в сочетании с тонким лиризмом Кэтерина оставляет незабываемое впечатление.

Кэтерин, обладатель многих международных джазовых наград, гитарист, переигравший с целым рядом звезд, от Чарли Мингуса до Жана-Люка Понти, выступает в качестве сайдмена еще на целом ряде альбомов "Igloo" и кроме того имеет в каталоге фирмы свой авторский диск "Oscar" (1990), записанный с квинтетом, в составе которого были Джо Ловано и Трилок Гурту. Однако Кэтерин (р.1942г.) — лишь самый известный в международном масштабе представитель своего поколения, поколения музыкантов, родившихся в 30-х — 40-х годах и сегодня являющихся ветеранами бельгийского джаза. Они представлены на дисках "Igloo" весьма широко.

К примеру — уже упоминавшийся выше барабанщик Феликс Симтен (р.1938г.). Этот неутомимый музыкант — живое олицетворение связи поколений в джазовой среде. Он очень много играет и записывается с самыми разными составами, демонстрируя прекрасное взаимопонимание с молодежью. В этом смысле очень характерен его альбом "Intensive Act" (1996), где Симтен выступает сразу в нескольких ипостасях: как солист-ударник, как лидер трио, квартета, квинтета и, наконец, целого биг-бэнда. Последний состав, "Act Big Band", любимое детище Симтена, существует уже довольно давно и также представлен на "Igloo" отдельным альбомом — "Extremes" (1987), любопытным образчиком не столь уж частого в наши дни джаза больших составов. Попутно: одним из руководителей знаменитого биг-бэнда Кенни Кларка — Фрэнси Боланда был также бельгиец, пианист Боланд.

Изданы фирмой и два альбома патриарха бельгийского бопа Жака Пельцера (Jacques Pelzer). Один из них, "Salute To The Band Box" (1993), стал последним в долгой карьере этого саксофониста, умершего год спустя. Пельцер (1924-1994) неоднократно гастролировал в Штатах вместе с Четом Бейкером, а с его ансамблем "Open Sky Unit" играли такие люди, как Декстер Гордон, Арчи Шепп или Билл Эванс. Работал с Пельцером и другой ветеран отечественной джазовой сцены, баритон-саксофонист Жан-Пьер Геблер (Jean-Pierre Gebler), также представленный в каталогах "Igloo" двумя дисками. Его путь в джаз вообще можно считать характерным для многих мастеров старшего поколения: его, как и других, вело стремление следовать заокеанским знаменитостям. Геблер начинал играть на саксофоне еще в 14 лет, но тогда это был тенор, а вот услышав Маллигена, он и сделал свой окончательный выбор.

Что же касается музыкантов помоложе, тех, кто сегодня составляет среднее и молодое поколение в бельгийском джазе, то для них образцами служили уже не только звезды мирового джаза, но и те ветераны, о которых речь шла выше.

В случае с саксофонистом Стивом Юбеном (Steve Houben) выбор образца особенно очевиден. Юбен (р.1950) — племянник Жака Пельцера, да и отец его был джазменом-любителем. Юбен, как и многие его сверстники, шел в джаз уже иначе, чем это делало поколение его дяди. Стив окончил престижный "Berklee College Of Music" в Штатах, много играл с американскими и европейскими звездами. На "Igloo" он записал несколько дисков, и в качестве лидера, и кооперируясь с другими музыкантами.

Другой пример: прекрасную школу совместной работы с Тутсом Тилемансом прошел талантливый пианист и композитор Мишель Герр (Michel Herr). Гастролируя по всему миру вместе со знаменитым гармошечником с 1984 года, он приобрел высокую репутацию, что нашло отражение в 40 альбомах, в записи которых он принимал участие. А на "Igloo" с интернациональным трио он сделал в 1989г. столь удачный диск "Intuitions", что бельгийские критики признали этот альбом лучшим джазовым диском года. В 1998г. фирма издала еще один его диск — "Notes Of Life".

Ну и конечно нельзя не упомянуть уже знакомого читателям "Jazz-Квадрата" пианиста Ивана Падуара (Ivan Paduart). Журнал писал уже о нем в №6/99 в связи с выступлениями в России. Этот очень полистилистичный пианист записал на "Igloo" несколько дисков, но особенно хороша его работа 1995 года "Folies Douces", записанная с квинтетом, участие в котором французского аккордеониста Ришара Гальяно внесло в общее звучание ансамбля дух то ли сентиментальности, то ли романтизма.

Впрочем, возможно это был просто дух Франции. Влияние французской культуры весьма ощутимо в Бельгии и это нашло свое отражение в творчестве весьма необычного коллектива — ансамбля "L'Ame Des Poetes". В своих двух альбомах на "Igloo" — одноименном (1992) и "L'Ete Indien" (1994) — музыканты пытаются соединить вещи, казалось бы, трудно сочетаемые: джаз и французский шансон. Они импровизируют на музыку Нино Ферре, Жерара Ленормана, Сержа Гинсбура. Получается довольно убедительно.

Есть в каталоге "Igloo" и альбомы, от которых веет иными, более экзотичными ветрами.Поклонники world music наверняка с интересом воспримут проект "Djigui" (1997). Его авторы — два бельгийца, гитарист Пьер Ван Дормел (Pierre Van Dormel) и бас-гитарист Отти Ван Дер Верф (Otti Van Der Werf), а также малийский музыкант, потомственный гриот Сориба Коате (Soriba Kouyate). Иногда эта музыка напоминает некий афро-фанк, а иногда африканская кора звучит совсем по-европейски. Другой интересный проект возник после выступления в 1996г.на первом джазовом фестивале в Рабате (Марокко), дуэта Шарль Лоос (Charles Loos) — фортепиано и Андре Донини (Andre Donini) — саксофон, кларнет. Шарль и Андре сыграли там вместе с местным традиционным ансамблем "Aissawas". Эксперимент показался обоим сторонам удачным, через год они повторили его, причем концерт был записан и в том же году издан лейблом "Igloo".

Как вы уже наверное почувствовали, фирма записывает очень разную музыку и очень разных музыкантов. Объединяет их одно: они играют джаз и они сотрудничают с "Igloo". Поколения эскимосов овладевали секретом строительства своих жилищ из снега. Они обжигающе холодны снаружи и теплы изнутри. Похоже, в Брюсселе этот секрет смогли расшифровать. Во всяком случае, фирма "Igloo" смогла превратить свои студии в настоящий уютный дом для бельгийских джазменов.

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Бельгия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фирмы

  • стиль: джаз, джаз
Компания 33 Records является одним из крупнейших производителей джазовых компакт-дисков Великобритании. Ее продукция широко обозревалась как в предыдущем, так и в настоящем номерах журнала. Глава лейбла Пол Джоли любезно согласился ответить на ...
  • стиль: джаз, джаз
Каждая звукоиздательская фирма напрямую отражает вкусы владельца. Кто-то любит "металл", кто-то гонит "Любэ" и Шуфутинского. Андрей Гаврилов (42 года, выпускник МГИМО, десять лет в ТАСС, пять в издательстве "Текст", известный филофонист и киноман) ...
  • стиль: блюз, блюз
В 2016 году крупнейшая канадская звукозаписывающая компания, специализирующаяся на блюзе, фолке и другой так называемой «корневой» музыке Stony Plain Records отмечает свое сорокалетие. В уже далеком 1970 году канадский бинесмен немецкого ...
  • стиль: джаз
Сегодня любой мало-мальски уважающий себя меломан знаком с этой аббревиатурой: ЕСМ, что расшифровывается просто, как «Издательство современной музыки» (Edition Of Contemporary Music). Но в 1969 году, когда никому практически неизвестный ...
  • стиль: джаз, джаз
Весь 2016-й год Verve Music Group проводит под знаком юбилея: 60-летия компании звукозаписи Verve Records, одного из самых знаменитых (наряду с Blue Note) лейблов в истории джаза. Verve Records основал в 1956 году выдающийся джазовый продюсер Норман ...
  • автор: Ольга КИРЮШКИНА
Традиционно в начале весны весь цвет европейской музыкальной общественности съезжается во Франкфурт на Майне на ежегодную выставку музыкальных инструментов и оборудования Musikmesse . фортепиано и гитара и - признанные король и королева этого бала, ...
  • стиль: джаз, джаз
В 80-х годах прошлого века фирма Paiste стала одним из бесспорных мировых лиде­ров в производстве бронзо­вых тарелок для ударной ус­тановки, уверенно потеснив ближайших конкурентов на этом консервативном и весьма специфичном рынке. Наши музыканты ...
  • стиль: блюз, блюз
"...Ты говоришь, что больше всего в жизни ценишь свободу, так брось же эту свободу пти­цам да жукам, и дай взамен мне денег..." Берри Горди из песни "Money That's What I Want’ Несколько лет назад, одним яр­ким лос-анджелесским днем, Бер­ри Горди — ...
  • стиль: джаз, джаз
Без ритма нет музыки, осо­бенно музыки современной. Если исключить из записи все остальные инструменты и оставить только ударные, знаток достаточно уверенно определит музыкальный стиль и примерное время ис­полнения с точностью до не­скольких лет, ...
  • стиль: джаз, джаз
Золотой свадьбой называют знаменательную дату в жизни супругов, проживших в счастливом браке пятьдесят лет. Таких пар всегда было не много: трудно сохранить семейную гармонию на столь долгой дистанции, не всем удается просто физически дожить до ...
  • стиль: джаз, джаз
Какими каналами добирается к нам музыка? Диски. Радио. Интернет. Концерты. Сознательно не включаю в этот список телевидение, поскольку говорю о настоящей музыке, которая там (если это не канал типа российской «Культуры») звучит крайне редко. Но ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Игоря Бутмана хорошо известно далеко за пределами России. Выпускник колледжа Бёркли, любимый саксофонист Билла Клинтона, виртуозный джазовый музыкант, художественный руководитель Московского джазового оркестра, владелец крупнейшего джазового ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com