Без ритма нет музыки, особенно музыки современной. Если исключить из записи все остальные инструменты и оставить только ударные, знаток достаточно уверенно определит музыкальный стиль и примерное время исполнения с точностью до нескольких лет, оценит уровень игры всего ансамбля или оркестра. В составе ударной установки мы привыкли видеть разнообразные тарелки, слышать их на протяжении всей композиции. Откуда они взялись? Кто первый заставил их звучать так, как они звучат сегодня?
Этот музыкальный инструмент впервые появился на Востоке — в Китае, Индии, Османской империи. Турки использовали тарелки и большой барабан во время войны и торжественных воинских церемониалов. Главным в тарелках янычарского оркестра считался материал — сплав должен был громко и эффектно звучать, сохраняя прочность при мизерной толщине.
Сегодня трудно представить, что еще в первой четверти двадцатого века тарелки слабо использовались в популярной музыке. Даже в джазе звон тарелок обычно лишь отмечал конец музыкального номера. Именно армянский род Зилджян сделал из тарелок важную составную часть ударной установки, достойную полноправного "голоса". Именно на тарелках марки Zildjian играли и играют до сих пор величайшие ударники джаза и рок-музыки. Сегодня компания Zildjian — старейший семейный бизнес на территории США.
Все началось в 1623 году в Константинополе, именно здесь произошел настоящий переворот, который привел к созданию музыкальных тарелок в современном, всем знакомом виде. Доподлинно неизвестно, при каких обстоятельствах армянин Аветис открыл особый сплав меди, олова и серебра. Семейное предание гласит, что он был алхимиком и пытался получить золото. Секрета превращения в золото он не открыл, зато получил бронзу удивительно яркого, богатого обертонами звучания, того самого, что спустя три столетия было названо за океаном "зилджяновским" — знаменитого Zildjian Sound.
Есть и другая, более правдоподобная, версия. По ней Аветис был сыном мастера обработки металла Керопе, который перебрался в столицу с черноморского побережья и стал руководить отливкой больших котлов для дворцовых нужд. Позднее сам султан Мустафа заказал Керопе тарелки для своей янычарской гвардии, которая поднимала с помощью этого звучного музыкального инструмента свой боевой дух и старалась сеять страх среди врагов. Новый, прекрасно звучащий сплав, изобретенный сыном Керопе Аветисом, так понравился султану, что он заплатил молодому мастеру 80 золотых и велел именоваться Зилджяном. Потомки Аветиса действительно носили фамилию Зилджян с турецким корнем и армянским окончанием. "Зил" по-турецки означает "музыкальная тарелка", "зил- джи" — мастер по производству таких тарелок.
Многие другие мастера пытались разными ухищрениями добыть секрет чудесного сплава. Но в роду Зилджян "рецепт приготовления" никогда не доверялся бумаге. Его передавали устно от отца к старшему сыну. Секрет действительно стоило оберегать, ибо спрос на тарелки все больше возрастал.
Османские военные оркестры "мехтер" пользовались только зилджяновскими тарелками. Даже после 1826 года, когда янычарский корпус был расформирован, и все янычары истреблены по приказу султана. Еще в XVIII веке тарелки начали вводить в придворные оркестры Европы для придания музыке восточного колорита. Позднее, как музыкальная краска для восточной экзотики или торжественно-трагичной атмосферы античного мифа, тарелки нашли свое место и в оперной музыке. Впервые партия тарелок появляется в клавире оперы Глюка La Rencontre imprevue (1764), затем в опере Моцарта "Похищение из сераля" (1782). Гектор Берлиоз ввел тарелки в симфоническую музыку. Постепенно они перестали отождествляться с Востоком и получили постоянную "прописку" в любом оркестре. Окончательно закрепили использование парных тарелок Россини, Верди и Вагнер.
Параллельно с растущей популярностью экзотического инструмента расширялось зилджяновское производство. Начиная с 1851 года Аветис Второй решил активно рекламировать свою продукцию в Европе, лично представляя ее на различных международных выставках. В 1865 году впервые произошло небольшое отступление от традиции. Арутюн, старший из наследников семейного бизнеса, стал адвокатом в Стамбуле, и дело возглавил его младший брат Керопе, завоевавший славу одного из лучших специалистов в роду Зилджян. Со своими непревзойденно тонкими тарелками марки К. Zildjian Керопе также участвовал во многих европейских международных выставках, завоевав десятки медалей и дипломов.
Серия тарелок К Zildjian выпускается и теперь по специальной технологии произвольной ковки с последующей отделкой. В отличие от большинства других серий, которые сегодня принимают окончательную форму под программируемым прессом, каждая из тарелок К.Zildjian вручную оббивается молоточком на наковальне, лежащей на деревянной колоде. Для такой тарелки характерно "суховатое", "матовое" звучание, широкий диапазон низких и интенсивные оттенки высоких частот. Она удивительно гибко реагирует на малейшие особенности техники исполнения, выгодно выделяя все нюансы игры настоящего мастера. Специально для симфонических оркестров на основе знаменитой серии К.Zildjian в недрах зилджяновской звуковой лаборатории недавно были созданы серия К. Constantinople и К. Constantinople Vintage.
Но мы забежали вперед... После смерти Керопе в 1909 году во главе фирмы встал его младший брат Арам. Вскоре, как участнику армянского национально-освободительного движения, ему пришлось, спасаясь от ареста, бежать в Бухарест. Здесь он открыл новую фабрику, в то время как сестра Виктория управляла работой старой фабрики в стамбульском пригороде Саматия. Позже Арам вернулся в Турцию и снова возглавил основное производство, экспортируя продукцию по всему миру. В 1923 году с установлением в Турции республики было запрещено именовать Стамбул первоначальным названием Константинополь. Компании пришлось сменить торговую марку К. Zildjian Constantinople на К. Zildjian Istanbul.
В 1927 году произошло переломное событие в истории рода. Арам написал письмо в Америку племяннику Аветису, наследнику Зилджянов по старшей мужской линии, предложив тому возглавить семейный бизнес. Аветис уже не первый год жил за океаном и быстро усвоил американский дух предпринимательства. "Зачем работать на кого-то, если можно работать на себя", — объяснял он сыну. Поступив работать на кондитерскую фабрику, он очень скоро открыл собственное кондитерское производство. Аветис хорошо помнил, как его отец Арутюн отказался от наследственной привилегии, поскольку сложное и хлопотное дело перестало приносить достаточную прибыль. Беря пример с родителя, Аветис наотрез отказался переехать в Стамбул, но его жену предложение Арама вдохновило гораздо больше. Именно по ее настоянию муж не ответил окончательным отказом, предложив перевести производство в США Неожиданно Арам согласился и сам приехал в Америку, чтобы помочь племяннику на первых порах — колоритный толстяк, совершенно лысый, с седыми усами и бородкой-эспаньолкой.
Компания Avedis Zildjian Со. была основана в 1929 году в Куинси, штат Массачусетс. Казалось, все складывается удачно — в Америке как раз окончательно наступила "эра джаза". Аветис Третий (третий по счету Аветис во главе семейного бизнеса) стал лично посещать крупнейшие музыкальные магазины, пытаясь получить заказы... Но тут началась Великая Депрессия со всеми ее "прелестями" — безработицей, банкротствами. Закрывались тысячи заводов и фабрик, не говоря уже о мелких предприятиях.
Аветис не сдавался, он сам трудился на собственном производстве, участвуя во всех циклах от плавки до точки — а ведь работа велась по традиционной технологии, и труд был далеко не легким. "Продукт" проходил несколько этапов: сначала бронзовый сплав разливался по формам, где застывал большими толстыми блинами. Потом блины больше десяти раз подвергались горячей прокатке, в них выпрес- совывались чашки. Ковка тогда была не машинной, а ручной, что придавало каждой тарелке индивидуальное звучание. При последующей точке на внешней стороне тарелки нарезались канавки, влияющие на распространение звуковых волн. Только потом специальные работники проверяли ее звучание, и на изделии ставилось клеймо.
Увлеченность Аветиса Третьего новым делом возрастала все больше. Он лично познакомился с самыми известными джазовыми барабанщиками тех лет — Реем Бодиком, Чиком Уэббом, Джо Джонсом. Но ближе всех он сошелся с Джином Крупой. легендарным ударником оркестра Бенни 1удмена. Джин часто гостил у Аветиса, подбирал для себя тарелки прямо в цеху, а потом они вместе с хозяином фирмы отправлялись на водную прогулку на зилджяновской лодке с восточным именем "Махал".
У Джина Крупы возникало множество новых идей по поводу использования тарелок в ударной установке — например, он хотел передать тарелкам метрические функции большого барабана. Чтобы удовлетворить потребности знаменитого барабанщика, Аветис создал тарелку Paper Thin, (что в переводе означает "толщиной бумаги") уникальную по чистоте и быстрому угасанию звука — вскоре уже многие джазовые барабанщики стали держать ритм именно с помощью тарелки. Крупа помог ввести в употребление новые разновидности тарелок, которые были изобретены Аветисом, и стали потом общеупотребительными — splash, ride, crash, hi-hat, sizzle.
Создавая новую продукцию, Аветис консультировался и с другими великими маэстро ударных. Джо Джонс из оркестра Каунта Бейси помог усовершенствовать тарелку hi-hat. О своем видении игры на ударной установке Аветису рассказывали Бадди Рич. возглавлявший собственный биг-бзнд и легендарный Луи Беллсон. которого авторитетный музыкальный критик Леонард Фезер назвал "одним из величайших барабанщиков в истории джаза" Все они относились к Аветису с огромным уважением, считая его одним из отцов-основателей современной индустрии производства ударных инструментов.
Случались и неприятности. В 1939 году взорвался котел в соседней прачечнзй. пожар уничтожил болышую часть зилджяновской фабрики. Однако уже через пять дней Аветису удалось снова запустить производство. В другой раз, когда он сам зажигал рано утром печь, лроизошла вспышка газа. С ожогом лица Аветис попал в больницу но в полдень вернулся на работу с полностью забинтованным лицом и стал, как обычно, записывать счета.
Во время Второй мировой войны компания Zildjian получила государственный заказ на обеспечение тарелками военных оркестров всей страны Заказ поступил и от британского Адмиралтейства. Такие заказы были особенно важны, поскольку олово и медь распределялись только департаментом военной промышленности — при отсутствии заказов для вооруженных сил фабрику пришлось бы закрыть В целом 'эра свинга" привела к большому росту объемов выпуска тарелок, и зилджяновский бизнес окончательно упрочился на американской почве. Многие десятилетия Аветис увлеченно занимался делом всей своей жизни. Даже после 1976 года, когда он передал руководство фабрикой своему сыну Арману, он продолжал трудиться полный рабочий день до самой смерти в возрасте девяноста лет. Сразу- же после своей кончины в 1979 году Аветис Зилджян был избран в Зал Славы "Общества перкуссионного искусства" (Percussive Arts Society).
"Я многому научился от отца, — признавал Арман.—Он был решительным человеком и проницательным бизнесменом — прирожденным лидером При этом отец отличался скромностью и теплотой в отношениях с людьми. Он любил рассказывать истории из своей жизни не переставал удивляться, насколько все изменилось вокруг с тех пор. как он мальчишкой наблюдал за караванами верблюдов, входящими в Стамбул. Он был сыном древнего народа и верил в самоотверженный труд". (Аветис действительно гордился своим происхождением, как и армянская община гордилась своим членом: в 1976 году Армянский комитет по празднованию двухсотлетия Соединенных Штатов присудил Аветису Зилджяну памятную медаль за достижения в области музыкального искусства).
Арман Зилджян был не менее замечательной фигурой, чем его отец. Он начал трудиться на фабрике с 14-ти лет. проводя здесь школьные каникулы. Работал в плавильной, ставил фирменное клеймо на готовую продукцию, проверял, как звучат тарелки hi-hat. Вернувшись из Филиппин, где он служил во Вторую мировую войну, он сразу же отправился работать на семейный завод в Северном Куинсе. В шесть утра заходил в плавильню, а в перерывах между плавками принимал заказы Однажды, исполняя заказ из Швеции, ему пришлось прослушать подряд 276 пар тарелок hi- hat. Потом Арман часто вспоминал, какой звон стоял у него в ушах, когда он возвращался домой. Он создал модель успешного бизнеса, которую воспроизвели многие компании в области производства музыкальных инструментов.
Музыка была его страстью, "Всегда оставаться рядом с музыкой" стало его девизом. Он неизменно прислушивался к пожеланиям музыкантов и гордо заявлял: "Они получают от меня то, что хотят".
"У Армана был огромный запас любви, — вспоминает Питер Эрскин. —- Любви к жене и детям, любви к большой семье Зилджян — сотрудников компании, энтузиастов и мастеровых. В его компании никогда не было резкой границы между рабочими и менеджерами, она работала по другим принципам. Сознательно или нет, но именно Арман создал drumming community — сообщество людей, так или иначе связанных с ударными инструментами".
"Фирменный" смех и скрежетание его возгласа: "Чудесно, бэби!!!" родились во время бесчисленных часов дружеского общения с дорогими его сердцу музыкантами, когда приходилось перекрикивать звон и грохот испытываемых тарелок. Один из барабанщиков всего пару раз "пересекавшийся" с Арманом, вспоминает: "Несмотря на полное отсутствие рекомендаций, он сразу отнесся ко мне, как к собрату по музыке. Потом, позже, он прислал нашей семье соболезнования в связи с постигшим нас горем".
Ветеран компании Джон Де Кристофер свидетельствует: "Самый большой урок, усвоенный мною от Армана
— урок уважения. Он оказывал уважение всем, независимо от того, какую музыку играли эти люди и насколько успешно шли у них дела". Дружбу с Джином Крупой Арман унаследовал от отца. Его тесные отношения с Бадди Ричем, еще одной иконой джаза, все называли братскими. "Я никогда не слышал, чтобы Арман плохо о ком-то отзывался, — говорит другой его близкий друг, бывший директор NAMM Лари Линкин. — Так приятно было находиться с ним рядом. Всегда с улыбкой на лице, огоньком в глазах, готовый рассмеяться и насладиться вместе с вами кратким мигом бытия. Он умел и работать, и отдыхать на полную катушку!"
Сама работа была для Армана радостью. Мастер приемки и контроля тарелок Леон Чьяппини вспоминает, что Арман любил взять в руки трубу и разразиться в середине рабочего дня импровизированным соло. В совершенстве владея игрой на фортепиано и ударных, он мог в любой момент по настроению заняться в офисе музицированием.
В области игры на тарелках и их производства Арман обладал поистине энциклопедическими знаниями, он следовал завещанным традициям, одновременно примеряясь к новым запросам рынка. "Отец был просто влюблен в продукцию компании, — вспоминает Крэйги Зилджян. — Он не мог равнодушно пройти мимо тарелки, обязательно должен был испробовать, как она звучит. У себя в кабинете он держал несколько лучших, по его мнению, тарелок и время от времени заставлял их звенеть — будто общался со старыми друзьями. Вообще-то ему скучно было в офисе. Ему хотелось находиться в цеху, наблюдать за изготовлением продукции, ведь он сам занимался этим в молодости. Он восхищался своими работниками и пользовался их огромным ответным уважением — все знали, что мой отец своими руками проделывал когда-то каждую операцию".
Однажды в городе давал концерт биг-бэнд Бадди Рича. Арман скупил лучшие места, нанял автобус и привез всех сотрудников компании послушать знаменитый оркестр. "Мы прекрасно провели время, — рассказывал он потом. — Мне хотелось, чтобы каждый парень с фабрики понял важность своей работы, увидел, как используется творение его рук".
"Арман любил тарелки, как настоящий барабанщик, — вспоминал Макс Роуч. — Его глаза зажигались, когда ему удавалось нечто ухватить. Вы просто обязаны были это услышать. Оставалось только выхватить палочки у него из рук "Дай-ка я попробую!""
Многолетнее тестирование тарелок выработало у Армана своеобразную технику игры. "Иногда он показывал мне сверхъестественные приемы, — признавался Роуч. — Из него мог бы выйти великий барабанщик". По словам мастера тестирования Ленни ди Мьюзио работники фабрики сравнивали технику хозяина с техникой Луи Беллсона и Бадди Рича, когда те приходили выбрать себе тарелки. Арман не уступал им в скорости. Если же говорить об игре на тарелках ride, тут он мог всех заткнуть за пояс.
Арман понимал необходимость поднять производство на новый технический уровень. По общему мнению всех, кто имел отношение к фирме, это должно было произойти при его жизни, только Арману было под силу решить столь масштабную задачу. Миллионы долларов потребовались для установки ротационных печей, молотов с компьютерным управлением и нового оборудования для плавильни. Арман всегда повторял, что одна партия плохих тарелок может все разрушить. Ему удалось модернизировать оборудование, сохранив завоеванную за долгий срок репутацию торговой марки. "Я за автоматизацию до тех пределов, пока она не идет в ущерб качеству, — говорил он в сентябрю 2002-го. — Сейчас наши тарелки лучше, чем когда-либо прежде".
Главным достижением Армана стали образцы нового звучания, которое он не переставал искать. Даже когда здоровье его ухудшилось, он спешил уловить новые веяния в музыке. Именно об этом он говорил в последнем своем интервью: "Какую музыку будут завтра играть, какое звучание окажется востребованным?" Еще прижиз- ни, в 1994 году Арман удостоился чести попасть в Зал Славы PAS и оказаться там вместе с отцом.
В отличие от своих предков, Аветис передал секрет производства сразу двум сыновьям: Арману и Роберту. Как и старший брат, Роберт начал трудиться на фабрике еще подростком. Отец платил ему два доллара в день, пятьдесят центов наличными, остальное — на сберегательный банковский счет. "So I quit and got a paper route, made four times that amount, and kept it all for myself', — смеется он. Потом были военные дороги Европы, демобилизация после победы над фашизмом и возвращение к учебе в Дартмут, где он специализировался по истории и философии. И снова родная компания. Роберт сменил здесь много должностей: работал бухгалтером, руководителем рекламной службы и службы продаж, отвечал за контакты с музыкантами, много ездил по стране. "Мы с женой каждый раз отправлялись на Национальную конференцию музыкального образования и четыре-пять дней проводили на ногах возле стенда компании", — вспоминает он.
В 1968 году по поручению отца Роберт основал фабрику Azco в Медактике (Канада), где тарелки выходили под маркой Zilco, сюда же вскоре был частично переведен выпуск некоторых основных серий компании. В том же году Роберту было доверено выкупить для компании Avedis Zildjian Со все одноименные торговые марки, в том числе К Zildjian.
Дело в том, что одна из ветвей семьи осталась в Стамбуле и продолжала там выпуск тарелок, вначале в районе Едикуле, затем Байрампаша. Еще в 1926году, незадолго перед своим отъездом в Америку Арам Зилджян предоставил эксклюзивные дистрибьюторские права продажи тарелок в США компании Fred Gretsch Со. С тех пор она продолжала импорт тарелок К.Zildjian из Турции, конкурируя на американском рынке с Avedis Zildjian Со. С конца 40- х и до начала 60-х барабанщики популярнейшего джазового стиля bebop предпочитали более сумрачные и тепловатые тона зилджяновских тарелок ручной работы из Стамбула. Звучание "К" из Стамбула теперь можно услышать на множестве классических записей той поры — у Арта Блейки, Мела Льюиса, Филли Джо Джонса, Тони Уильямса, Элвина Джонса, Арта Тейлора.
Стамбульская компания продолжала работу до 1975 года, когда у нее возникли серьезные проблемы с властями на волне крайнего национализма, поднявшейся в Турции после кипрского кризиса. Отправившись в турецкую столицу, Роберт вывез оттуда весь персонал фабрики, чтобы перевести в Канаду выпуск марки К. Zildjian Istanbul. В Канаду эмигрировали и хозяева стамбульского предприятия двоюродные братья Аветиса Керопе и Микаил Зилджян с сыновьями, оживив за океаном отчасти подзабытые секреты стопроцентно ручного производства. (Кстати, сегодня хозяева двух турецких компаний по производству музыкальных тарелок утверждают, что они в свое время работали на фабрике Микаила Зилджяна и усвоили там тонкости производства).
На короткое время все ветви семьи объединились в рамках единого бизнеса. Однако в 1981 году, через два года после смерти Аветиса произошел конфликт, и каждый из его сыновей пошел своей дорогой. У Армана остались все торговые марки Zildjian и отцовская фабрика в Массачусетсе, Роберт основал независимую компанию Sabian, Ltd (по начальным буквам имен троих своих детей — SA-lly, BI-lly, AN-dy) и приступил на канадской фабрике к выпуску тарелок под одноименной маркой Sabian, в том числе оригинальной серии восьмиугольных тарелок с резким звуком тарелок Roctagon. Здесь же, в Медактике, Нью Брунсвик, недавние эмигранты Керопе Зилджян с сыном выпускали серию НН.
Начало 80-х было непростым временем для производителей ударных инструментов, в связи с модой на электронные барабаны. Компании Sabian пришлось начинать в такую же непростую пору, как когда-то компании Avedis Zildjian. Но Роберт справился не хуже деда и вскоре к началу 90-х превратил свое детище в одно из крупнейших мировых предприятий по производству музыкальных тарелок с отделениями в Канаде, США и Европе. "Наша марка была новой на рынке и нужно было особенно постараться, чтобы привлечь к себе музыкантов", — объясняет Роберт. Вместе со своим помощником Диком Дэйном он изобрел новый способ прессовки тарелок В результате сотрудничества с такими барабанщиками как Джек Дежонетг и Кармин Эппайс родилась идея "подписных серий". Журнал Modern Drummer назвал Sabian самой новаторской компанией по производству музыкальных тарелок.
Приверженность Роберта зилджяновскому делу никогда не уступала приверженности отца и брата. Дух коллективизма присущ и ему, он считает Sabian одной большой семьей и говоря обо всех аспектах бизнеса постоянно употребляет слово "мы". Его малая семья стала частью большой, когда сыновья Энди и Билл один за другим поступили работать на фабрику. По словам Энди любимый девиз его отца: "Бизнес — это семья, семья — это бизнес". Все отмечают удивительные энергию и "драйв" Роберта. Он охвачен фамильной любовью к музыке и ко всем, кто имеет к ней отношение. Совершенствуя свою продукцию, он стремится внести посильный вклад в движение искусства вперед.
Но это еще не все зилджяновское производство на сегодняшний день. В 1986 году Арман открыл фабрику по производству барабанных палочек, которые сразу завоевали признание в музыкальном мире. Совместно с компанией Noble & Cooley выпущены эксклюзивные малые барабаны с корпусами из того же сплава, что используется для тарелок серии Zildjian А. Совместно с компанией Barcus-Berry Electronics создана специальная система подзвучки тарелок ZMC-10.
Если говорить о новом поколении семьи, Арман отказался еще от одной важной особенности давней традиции — передавать секрет чудесного сплава только по мужской линии. Сын Армана Рэб покинул компанию в 1985 году, чтобы заняться другим бизнесом. После смерти отца он остался главным акционером, однако теперь все большую роль в управлении компанией играют женщины — две дочери Армана. Вице-президент компании Дебби Зилджян заведует процессом плавки — она стала первой женщиной, посвященной в тайну правильных пропорций 380-тилетней давности. Крейги Зилджян стала в 1999 году первой женщиной на должности CEO компании, ныне она председатель Совета директоров.
Итак, мужская линия наследования больше не является в компании исключительной. Одна традиция потеряла свою актуальность, зато крепнет другая, новая традиция музыкального спонсорства, активного участия в жизни музыкального сообщества. Уже привычным стал праздник ударных инструментов под названием "День Зилджян", уже не первый год действует "Холл Зилджян" — место, где исполнители на ударных могут подобрать себе комплект тарелок в помещении с параметрами студии. Учреждены Благотворительный фонд семьи Зилджян; программа стипендий имени Аветиса Зилджяна для тех, кто изучает искусство игры на ударных в лучших музыкальных школах США; программа стипендий имени Керопе Зилджяна для студентов, изучающих игру на ударных в симфонической музыке, из Канады и Великобритании; общеамериканская премия барабанщикам за выдающиеся достижения в музыке.
Если говорить только о тарелках с узнаваемым зилджяновским лэйблом компании, их ряд охватывает весь спектр современной музыки: от симфонической и джаза до "металла" и хард-рока, от латинских сшлей до панка и "альтернативы", от поп-музы - ки до фьюжн, от фанка до кантри. Кроме уже упомянутых нами великих имен можно назвать джазовых барабанщиков Сида Кэтлетта, Кенни Кларка, Кози Коула, Роя Хейнса, Элвина Джонса, "Филли" Джо Джонса, Шелли Мэнна, Затти Сиглтона. По тарелкам Zildjian стучали барабанщик Джими Хендрикса Митч Митчелл, ныне здравствующий барабанщик Beatles Ринго Стар, Джинджер Бейкер из Cream, Ларе Ульрих из Metallica. И еще Томми Олдрайд, Джейсон Бонхэм, Уильям Калхун, Винни Колайнта, Стив Смит. Омар Хаким, Трилок Гурту. Джино Акияма, Брайан Ман- тиа, Питер Эрскин, Денис Чэймберс, Дэйв Бакнер, Трэвис Баркер, Чарли Уоттс. Стив Г^дц,Дэйв Узка, Нейл Перт.
Зилджяны выпускают тарелки на любой вкус. Более дорогие имеют повышенное содержание олова — до 20 процентов. Но самой важной добавкой является серебро — чем больше его содержание, тем ниже тембр, тем больше в нем "матовости". Сегодня выпускаются недорогие серии тарелок с "фирменным" звуком: Zildjian Planet Z и Zildjian Edge. He слишком нагрузит бюджет исполнителя серия ZBT, выполненная по новой "бронзовой технологии" (Bronze Technology). Популярнейшей в мире и эталонной для компании стала серия А. Zildjian (Avedis) с блестящим, светлым и полновесным звучанием. Его можно услышать на всех без исключения записях таких классических рок-групп, как The Doors, Grand Funk, Nazareth и др. Серия A Custom имеет особо малую толщину и современный оттенок тембра благодаря методу ротационной ковки. Из-за мощного звука, пробивающего любые преграды, серия Z. Custom особо почитаема среди современных хард-рокеров. Это толстые тарелки без тональной проточки, с компьютерной ковкой и покрытием Brilliant. Серия Zildjian Sound Effects позволяет использовать экзотические тембры, серия Zildjian Oriental — специфическое "китайское" звучание. Сотрудничество компании со знаменитым перкуссионистом Алексом Акуной позволило разработать серию Zildj ian Azuka длялатш юаме- риканской и афро-кубинской музыки.
Стремление к совершенству — самый чудесный дар человека. Вдвойне чудесно, когда этот дар передается по наследству вот уже почти 400 лет.
При всей сюрреалистичности такого сочетания, действительно, чуть больше двадцати лет назад, в 1978г., в сердце Европы, в Брюсселе появилась эскимосская хижина — иглу. Нет, речь не идет о какой-то всемирной выставке (таковая, как известно, ...
Фото: Боб Браннинг, Джо Морабиа, Дейв Гроган Джо Морабиа возглавляет американский лейбл Bluesleaf, который представляет замечательных блюзовых и джазовых музыкантов. Блюзовая певица Джанива Магнесс (Janiva Magness) – одна из них. Главная фигура на ...
Чикаго находится чуть ли не в центре североамериканского континента. И тем не менее это - крупнейший морской порт. С тех пор, как озера Онтарио и Эри соединили каналом с морем, со всего мира сюда приходят океанские лайнеры. По Гудзону, минуя ...
Практически в любой сфере деятельности за названием большой или малой фирмы кроется ее история, в начале которой стоял ОН — создатель, организатор, демиург. Его могли звать Генри Форд, Савва Морозов или Аксель Цезарь Шпрингер — суть не ...
Компания 33 Records является одним из крупнейших производителей джазовых компакт-дисков Великобритании. Ее продукция широко обозревалась как в предыдущем, так и в настоящем номерах журнала. Глава лейбла Пол Джоли любезно согласился ответить на ...
Каждая звукоиздательская фирма напрямую отражает вкусы владельца. Кто-то любит "металл", кто-то гонит "Любэ" и Шуфутинского. Андрей Гаврилов (42 года, выпускник МГИМО, десять лет в ТАСС, пять в издательстве "Текст", известный филофонист и киноман) ...
В 2016 году крупнейшая канадская звукозаписывающая компания, специализирующаяся на блюзе, фолке и другой так называемой «корневой» музыке Stony Plain Records отмечает свое сорокалетие. В уже далеком 1970 году канадский бинесмен немецкого ...
Сегодня любой мало-мальски уважающий себя меломан знаком с этой аббревиатурой: ЕСМ, что расшифровывается просто, как «Издательство современной музыки» (Edition Of Contemporary Music). Но в 1969 году, когда никому практически неизвестный ...
Весь 2016-й год Verve Music Group проводит под знаком юбилея: 60-летия компании звукозаписи Verve Records, одного из самых знаменитых (наряду с Blue Note) лейблов в истории джаза. Verve Records основал в 1956 году выдающийся джазовый продюсер Норман ...
Традиционно в начале весны весь цвет европейской музыкальной общественности съезжается во Франкфурт на Майне на ежегодную выставку музыкальных инструментов и оборудования Musikmesse . фортепиано и гитара и - признанные король и королева этого бала, ...
В 80-х годах прошлого века фирма Paiste стала одним из бесспорных мировых лидеров в производстве бронзовых тарелок для ударной установки, уверенно потеснив ближайших конкурентов на этом консервативном и весьма специфичном рынке. Наши музыканты ...
"...Ты говоришь, что больше всего в жизни ценишь свободу, так брось же эту свободу птицам да жукам, и дай взамен мне денег..." Берри Горди из песни "Money That's What I Want’ Несколько лет назад, одним ярким лос-анджелесским днем, Берри Горди — ...