"...Ты говоришь, что больше всего в жизни ценишь свободу, так брось же эту свободу птицам да жукам, и дай взамен мне денег..."
Берри Горди
из песни "Money That's What I Want’
Несколько лет назад, одним ярким лос-анджелесским днем, Берри Горди — создатель звездной галактики Motown Records — неожиданно предался воспоминаниям. И понарассказывал он своему старому знакомому, репортеру журнала Rolling Stone, интереснейшие подробности о том, например, как сорок лет тому в кратчайшее время наплодил целую галактику суперзвезд. Среди них и Майкл Джексон, Дайана Росс, Стиви Уондер, Смоки Робинсон и Марвин Гэй, Temptations, Supremes, Four-Tops и все остальные, кто входил в "черную империю" Tamla Motown.
Берри Горди не скрывал, что почти всех этих артистов он подобрал чуть ли не на улице и за каких-то шестнадцать лет заработал вместе с ними 367 млн. долларов. Он вспомнил также, что и сам пришел в большой шоу-бизнес с детройтских улиц.
Да кто-же он был такой, этот Берри Горди?
- Я начинал, как обреченный неудачник. Хотел стать большим профессиональным боксером, вместо этого стал небольшой (Горди очень маленького роста) грушей для битья. Ритм-энд- блюз — это как раз то, в чем я всегда чувствовал силу, но я не владел ни одним инструментом. У меня не пальцы, а неуклюжие сосиски, и голоса у меня никакого! И ничегошеньки я не мог извлечь из себя музыкального. Тогда я занялся розничной торговлей грампластинок, открыл мюзик-шол и тут же с ним прогорел! И здесь, знаете ли, также, оказывается, нужно иметь кое- какие познания, смекалку и везение. Магазинчик я не оставил, меня удерживало какое-то смутное чувство, что, несмотря на неудачу, я все-таки прирожденный организатор музыкального бизнеса. Однако на деле мне пришлось устроиться механиком на ' конвейер Форда.
Пять дней в неделю по семь часов без перерыва я вкручивал гайки и восхищался, насколько идеально просто и рационально устроено производство автомобилей — на одной линии задействовано всего несколько десятков людей, и каждый из них проделывает только свою операцию, и всего за пять минут они производят отличный новенький "Форд".
Знаете, что раздражает меня в этих музыкальных аналитиках, которые до сих пор часто сравнивают Motown с конвейером Форда? То, что они очень близки к истине! Идея создания музыкального производства по конвейерному типу пришла мне в голову именно тогда, когда, обливаясь потом, я закручивал' гайки, стоя на механической сборке.
В то время, а я рассказываю о середине пятидесятых, во всем Детройте не было ни одной звукозаписывающей фирмы, а талантливых музыкантов там кишела целая пропасть. Единственное, где они могли заработать себе на хлеб, так это в клубах, кафе и танцевальных залах. Слишком многие из них пытались сорвать пару баксов; играя на углу людной детройтской улицы. Те же, кто сумел пробиться, уезжали записываться в Чикаго. Наличие бесхозной армии музыкальных талантов на фоне полного отсутствия организаторов звукозаписывающего бизнеса уже тогда должно было надоумить меня, как запустить этот гигантский конвейер, но поверьте, тогда я об этаком и мечтать не смел! Во-первых, не было никаких денег. Деньги! Вот что мне было нужнее всего! Деньги на запись и раскрутку моей первой пластинки. Кое-что я все же смог наскрести. Для этого я продал-таки свой музыкальный магазинчик, остальное одолжил у старшей сестры Анны. Кстати, я отблагодарил ее за это, назвав свой первый лейбл в ее честь—Anna.
Первая пластинка под лейблом ANNA вышла где-то в пятьдесят девятом, и помните, как она называлась? "Money' What I Want"!!! Это ведь была не первая песенка, что я сочинил, зато первая успешная. А почему? Да потому, что про деньги тогда никто не пел! Все пели только о любви. У меня тоже имелось любовное увлечение, было ‘ кому посвящать серенады, но начав сочинять всю эту романтическую дребедень, я вдруг подумал: — все вокруг только и поют о любви, и никто о деньгах, а ведь деньги также нужны людям. Оказалась совсем неожиданная тема. Я дал ее спеть своему старому приятелю по боксерскому рингу Баррету Стронгу только потому, что сам я певец никакой, зато сочинять песни мне казалось делом плевым. Нужно только выбрать оригинальную ритмику и такие слова, чтобы цепляли. Здесь я мог позволить себе сэкономить на авторах. Но дело было не только в экономии, хотелось самому сочинять веселые штучки. Пусть кто-то другой их исполнит, а я их опубликую и раскручу. Они-то ведь все равно останутся моими песнями!
Эта идея мне показалась особенно правильной в момент, когда сингл "Money" попал в двадцатку лучших в ритм-энд-блюзовых чартах. И я не мог еще представить себе, в какой громкий поп-хит превратят эту песню The Beatles всего через несколько лет. А деньги? Деньги посыпались не сразу. Чтобы улучшить маневренность, я зарегистрировал еще два лейбла. Первый должен был называться именем второй моей сестры — Tammy, но мне ответили, что такой знак уже зафиксирован, поэтому пришлось изменить его на Tamla. Другой был назван, как известно, в честь Детройта — Motown (Motor Town).
В пятьдесят девятом или шестидесятом, когда компания только взяла старт, все ее студийное и офисное имущество состояло из нескольких арендованных помещений и одного подержанного двухдорожечного магнитофона, я купил его за полцены у одного ди-джея. С потолка свисала всего пара микрофонов, и даже пульта еще не имелось. Я сам осуществлял все инженерные работы, делал аранжировки и подыскивал музыкантов.
Вначале пришел Смоки Робинсон, он принес с собой несколько дюжин песен и я забраковал их все до одной. Но он был только рад, что я выслушал их все до конца. Он ушел и скоро вернулся еще с одной песенкой — "Got A Job", и мне она понравилась.Тогда я подумал: "Вот это боец!", ведь я отверг все его песни, а он нисколько не расстроился и пришел еще с одной. У этого парня просто чемпионское самообладание, такие всегда побеждают.
Чтобы охватить все невостребованные таланты Детройта, понадобилось всего несколько объявлений — вот здесь-то и пришлось вспомнить про фордовский конвейер, ведь никто из этих будущих звезд не умел даже выйти на сцену как следует, а это, оказывается, нужно было уметь! Не только петь в микрофон, но и держать себя во время шоу, двигаться легко и артистично, словно в танце.' Пришлось нанимать хореографов, композиторов, либреттистов — мне самому уже некогда было заниматься сочинительством, моим искусством стало отлаженное движение производящего механизма.
И хотя мы по-прежнему обходились очень простым студийным оборудованием, конвейер создания песен усложнялся.
Я заметил, что талантливые исполнители очень редко обладают достаточно яркой фантазией и чутьем, чтобы сочинить по-настоящему хитовую песню. Этот дефект легко устранялся на моем конвейере — специалисты по хитам выявились среди своего же тамла-мотауновского персонала: Брайан Холланд возился с дымящим паяльником и был всего-то лишь студийным инженером, и только иногда продюсером, но однажды Брайан сочинил простую песенку и дал ее спеть девичьей группе Marvellets. Его первая проба пера'"Please Mr. Postman"- сразу же вошла в чарты.
Еще один композитор, Лэммонт Дозьер —тот был из провалившихся исполнителей, но оказался Отличным мелодистом. Третьим появился младший брат Брайана — Эдди Холланд. Он уже имел некоторый исполнительский успех, но стал помогать брату за продюсерским пультом, да так и остался с ним рядом. Вначале они не сочиняли, а только продюсировали, и только втроем. Брайан работал при записи и сведении электрических инструментов — клавишные и гитары — это все было по его части. Лэммонт Дозьер занимался исключительно голосами солирующих вокалистов, а Эдди Холланд — вокалом в бэкграунде. Они-то и выработали исконное звучание Tamla Motown — этот "Magic Motown Sound". Однако, все они были настолько неудовлетворены песенным материалом наших артистов, что решили сочинять сами: Лэммонт находил мелодию, Брайан обрамлял ее в ритмику и расписывал инструменты, а е'го брат Эдди занимался только словами песен. Я могу точно сказать, что эта композиторская бригада Holland-Dozier-Holland, более известная под аббревиатурой Н.О.Н, была самым важным звеном моего конвейера. Это вовсе не означает, что они работали механически — вдохновение не покидало их несколько лет подряд. Всего за три года, с 1963 по 1966, они создали с полсотни суперхитов. На самом пике битло- мании в американских чартах было больше песен, помеченных авторством триумвирата HDH, нежели содружества Lennon-McCartney.
Motown, бесспорно, составляла единственное достойное американское противостояние вторжению британского биг-бита шестидесятых. Кстати, я не стану отпираться, что Битлз, хотя и косвенно, по- могли-таки раскрутиться нашей компании. Если помните, в их второй альбом вошли целых три мотауновских песни. Мы не могли еще представить себе, насколько важным для нас окажется то, что их споют какие-то белые юноши, причем очень далеко, где-то в Англии. Летом 1963 года кто-то из офиса Брайана Эпштейна звонил мне и просил льготных условий для использования нашего материала некоей группой из Ливерпуля. Они хотели платить всего один пенни с проданной копии, но это было в два раза ниже наших расценок, я не знал никаких таких Битлз, и не согласился. Нам, конечно, было очень лестно, что эти англичане выбрали именно наши песни, но мы предоставляли льготы только постоянным партнерам.
Тем временем Битлз выбрали "Money", "You Really Got A Hold On Me" и "Please Mr. Postman" — самый ударный на тот период список наших синглов. Такой хитовый арсенал мог раскрутить любую группу, но мы еще не представляли, как они раскрутят нас самих!
Motown разрасталась в империю звукозаписи, хотя внешне мало что менялось — мы слегка расширились и теперь снимали целый этаж все в том же здании в центре Детройта. Ежедневно приходили толпы дебютантов, но оставались только некоторые.
Слепого девятилетнего Стиви Уондера привела мама, и, знаете, я оставил его не столько даже из-за его чудесного голоса — Стиви весь состоял из талантов, играл буквально на всех инструментах — но меня он взял своей губной гармоникой.
Потом я как-то услышал Марвина Гэя, его привела в студию одна из моих сестер — там собралась какая-то пирушка, Марвин сидел за фортепьяно и пел что-то джазовое своим бархатным голосом. Я сходу предложил ему записать альбом и он, конечно же, согласился. Этот первый его альбом никто не покупал. Марвин слыл неотразимым красавчиком, и мы придумали ему имидж романтического соблазнителя, стали записывать его в дуэте с нашими красотками, и только тогда,он наконец-то покорил публику.
Дайана Росс, та приходила несколько раз, и я все время отправлял ее домой, потому что не брал никого, кто не успел закончить школу, а ей не исполнилось тогда еще и семнадцати. Потом я сломался и согласился дать ей должность офисной секретарши — и сразу же пожалел об этом. Она устраивала на моем столе жуткий беспорядок, вообще, весь офис превращался в ад. Чтобы как-то избавиться от нее, я решил опробовать ее в женской вокальной группе Supremes, и там она сразу затмила остальных девушек своим обаянием — умела и глазами вращать, и блеснуть улыбкой. Настоящий талант Дайаны Росс — в женской сексуальности, и мне пришлось вычленить ее на передний план. Остальные девчата обижались, они обвиняли меня в фаворитизме. Я и не скрываю—Дайана была у меня в фаворе. Но так ведь как раз потому и была, что талантливей ее не было девушки во всей Tamla Motown.
Затем из какой-то детройтской закусочной пришли четверо зрелых тучных мужчин — вокальный квартет -Four Tops. Мы их послушали и сразу же определили, почему целых десять лет до того они не имели никакого успеха — у них всего лишь неi было хороших песен! HDH поработали с ними какой-то месяц - и Four Tops стала лучшей черной группой Америки.
Это правда, что некоторые коллективы мы собирали искусственно — подбирали голоса, давали названия и определяли репертуар. Получалось отлично. Так было с Temptations и группой Смоки Робинсона Miracles, и Supremes, и Marta & Vandellas. Кстати, насчет последних—они, кажется, образовались не совсем искусственно, они-то как раз возникли случайно, хотя и в рамках случайных вероятностей Motown.
Марта Ривз работала в офисе Motown обычной машинисткой и вдруг стала звездой — так была устроена система компании, рано или поздно выявлявшей таланты любого из служащих. Каждый артист у нас использовался во всех своих умениях, например, сегодня свой альбом записывает Марвин Гэй—ему на гармонике подыгрывает Стиви Уандер, а завтра Марвин сам сидит за барабанами, как простой сессионный музыкант, и отбивает ритм за спиной у Смоки Робинсона. Если нужно было создатьмощный хор в бэкграунде, созывали всех вокруг... пели уборщицы и электрики, не говоря уже о секретаршах и машинистках. Так однажды на сессии Марвина Гэя молодая грудастая и тазобедренная служащая офиса Ривз проявила себя очень мощной вокалисткой и уже дальше она двигалась вверх со своей группой Martha and & the Vandellas.
Студийный столяр Давид Руффин, как вы знаете,оказавшись в нужном месте, в нужное время, стал вторым вокалистом Temptations.
Jacksons Five — это,скорее, исключение. Дайана Росс случайно услышала их где-то Среднем Западе и прихватила с собою в Детройт. Майклу Джексону было в то время всего одиннадцать, не более, и до 1969 года, пока они не вошли в компанию Motown, никто ничего о них не знал. А в 1969 г. Motown переживала свою кульминацию - были заработаны сотни миллионов, мы разрослись на целое здание, и теперь над его входом сияла вывеска — "HITS-VILLE (город хитов).
Нам становилось тесновато в Детройте и мы собирались двигать в Лос-Анджелес. Вначале о нас говорили как о чисто расовом, если не расистском "черном" лейбле, но ведь песни из "Города Хитов" слушали все, как черные, так и белые. И конечно, только наша компания могла опубликовать долгоиграющий альбом лучших речей Мартина Лютера Кинга.
Газеты писали о некой чудовищной эксплуатации на "фабрике песен" самого удачливого черного капиталиста Берри Горди — он, де, хорошо придумал, как выжать все соки из своих же талантливых черных собратьев. Он, мол, совсем не платит им гонораров, а бросает, словно кость скромное жалование. Подумайте только — все без исключения популярные артисты Motown получают еженедельную фиксированную зарплату И на этом все. Да, так оно и было—компания выплачивала всем артистам только фиксированное жалованье, но эти деньги были не такими уж и маленькими по тем временам. Хотя многие осторожничали, подписывая со мною контракт. "Вы ведь безбожно обираете своих артистов"—жаловались они. "Конечно, обираю, — соглашался я — посмотрите на Марвина Гэя, Стиви Уондера и Майкла Джексона. Они теперь в суперзвездах и ездят в лимузинах. Хотите быть обобраными вточь как они?" В ответ обвинители сконфужено подписывали соглашение на твердое жалование в 500 долларов в неделю — а ведь им еще нужно было доказать, что они стоят этих денег.
Каждую неделю на Motown проводили художественные советы. Там прокручивались демо разных наших исполнителей и отбирался материал для новых синглов. Я всегда вмешивался в творческий процесс, подсказывая, где стоит добавить струнных, а где сгустить голоса в бэкграунде. Помните, колоссальнейший хит 1965 года группы Four Тops "Reach Out I’ll Be There"? Это один из наших золотых шедевров. Я прослушал его несколько раз, и он все не оставлял меня в покое — мне казалось, что между двумя огненными куплетами растянулась какая-то неоправданная пауза, чего-то не хватало, я и сам не знал, чего же именно, а затем внезапно все понял. Взял стул из тех еще, с деревянным сиденьем и отбил ладонями по его поверхности всего несколько тактов. Так вот чего здесь не хватало! Мы заполнили эту паузу дробью моих голых ладоней по фанерному сиденью. Весь мир потом слушал и недоумевал — интересно все-таки, что же это за инструмент?
Кстати, это правда, что за опоздание на творческое совещание взимался штраф в размере 100 долларов, причем с каждого, невзирая на лица. Дверь закрывалась на замок за пять минут до начала, и кто не успевал, тот платил! Смоки Робинсон стучался чаще других, он и чаще других затем одалживал деньги себе на жизнь.
В основном отношения в компании складывались демократично. Это ведь не анекдот, а чистая правда, то, что Стиви Уондер мог изумительно точно имитировать мой голос и часто разыгрывал мою секретаршу — например, звонил по телефону и отдавал от моего имени распоряжение: — Немедленно отправить Стиви Уондеру по его домашнему адресу посыльного с 50 000 долларами наличными. Но я-то уже знал об этой шутке и на этот случай в офисе уже была заготовлена инструкция — отвечать, что деньги будут ему отправлены через десять минут и Стиви приходилось их ждать! Кстати, это именно Марвин Гэй научил Стиви имитировать мой голос—однажды я их засек сразу двоих, они шли после творческого собрания, довольно искусно подражая моей жестикуляции и интонации, они выкрикивали все. что я говорил буквально десять минут назад.—"Shit! Это не песни, это просто отходы! Настоящий мусор! Полное дерьмо! Shit! Shit! Shit!" — наперебой в исступлении гнусавили они. Я шел за ними по пятам и они меня совсем не видели, а я шел себе и думал: — "Да неужели — я вот так вот отвратительно визжу?"
"Да! Да!—Они очень точно тебя копируют", — подтверждали мои офисные служащие. Но в тот раз я не выдержал и хлопнул их обоих по спинам! Думаете, они испугались или хотя бы стушевались? Да они чуть не лопнули от смеха! И мне ничего не оставалось, как к ним присоединиться.
Это был звездный час "черной галактики" Motown — закончил Бэрри Горди.И добавил, взглянув на часы: — О, кажется я перебрал время! Но это уже твоя забота, так что штраф все равно не с меня, а с тебя! — и тут он разразился раскатистым хохотом.
Лет пятнадцать назад он продал свою компанию за 60 ООО ООО долларов MCA Records и теперь живет спокойно в бухте Санта- Барбары в просторном тюдоровском особняке.Сейчас ему чуть больше шестидесяти, и больше всего Бэрри Горди жалеет о том, что начал свою деятельность в пятидесятых, а не в восьмидесятых.
— Я уже говорил, что у меня нет голоса, чтобы петь,- уже прощаясь напомнил он,- но для исполнения этого вашего рэпа он и не нужен! Если бы рэп был в моде в мое время, я бы лучше стал артистом, чем бизнесменом!"
Чикаго находится чуть ли не в центре североамериканского континента. И тем не менее это - крупнейший морской порт. С тех пор, как озера Онтарио и Эри соединили каналом с морем, со всего мира сюда приходят океанские лайнеры. По Гудзону, минуя ...
Практически в любой сфере деятельности за названием большой или малой фирмы кроется ее история, в начале которой стоял ОН — создатель, организатор, демиург. Его могли звать Генри Форд, Савва Морозов или Аксель Цезарь Шпрингер — суть не ...
Компания 33 Records является одним из крупнейших производителей джазовых компакт-дисков Великобритании. Ее продукция широко обозревалась как в предыдущем, так и в настоящем номерах журнала. Глава лейбла Пол Джоли любезно согласился ответить на ...
Каждая звукоиздательская фирма напрямую отражает вкусы владельца. Кто-то любит "металл", кто-то гонит "Любэ" и Шуфутинского. Андрей Гаврилов (42 года, выпускник МГИМО, десять лет в ТАСС, пять в издательстве "Текст", известный филофонист и киноман) ...
В 2016 году крупнейшая канадская звукозаписывающая компания, специализирующаяся на блюзе, фолке и другой так называемой «корневой» музыке Stony Plain Records отмечает свое сорокалетие. В уже далеком 1970 году канадский бинесмен немецкого ...
Сегодня любой мало-мальски уважающий себя меломан знаком с этой аббревиатурой: ЕСМ, что расшифровывается просто, как «Издательство современной музыки» (Edition Of Contemporary Music). Но в 1969 году, когда никому практически неизвестный ...
Весь 2016-й год Verve Music Group проводит под знаком юбилея: 60-летия компании звукозаписи Verve Records, одного из самых знаменитых (наряду с Blue Note) лейблов в истории джаза. Verve Records основал в 1956 году выдающийся джазовый продюсер Норман ...
Традиционно в начале весны весь цвет европейской музыкальной общественности съезжается во Франкфурт на Майне на ежегодную выставку музыкальных инструментов и оборудования Musikmesse . фортепиано и гитара и - признанные король и королева этого бала, ...
В 80-х годах прошлого века фирма Paiste стала одним из бесспорных мировых лидеров в производстве бронзовых тарелок для ударной установки, уверенно потеснив ближайших конкурентов на этом консервативном и весьма специфичном рынке. Наши музыканты ...
Без ритма нет музыки, особенно музыки современной. Если исключить из записи все остальные инструменты и оставить только ударные, знаток достаточно уверенно определит музыкальный стиль и примерное время исполнения с точностью до нескольких лет, ...
Золотой свадьбой называют знаменательную дату в жизни супругов, проживших в счастливом браке пятьдесят лет. Таких пар всегда было не много: трудно сохранить семейную гармонию на столь долгой дистанции, не всем удается просто физически дожить до ...
Какими каналами добирается к нам музыка? Диски. Радио. Интернет. Концерты. Сознательно не включаю в этот список телевидение, поскольку говорю о настоящей музыке, которая там (если это не канал типа российской «Культуры») звучит крайне редко. Но ...