Каждая звукоиздательская фирма напрямую отражает вкусы владельца. Кто-то любит "металл", кто-то гонит "Любэ" и Шуфутинского. Андрей Гаврилов (42 года, выпускник МГИМО, десять лет в ТАСС, пять в издательстве "Текст", известный филофонист и киноман) издает все, кроме попсы — рок ("Аквариум", "Крематорий"), авторскую песню (Высоцкий, Галич, Ким), классику (Бах, Равель, Моцарт в исполнении М.Юдиной), "ретро" (П.Лещенко), авангард (Губайдулина-Артемов-Суслин), джаз (см. ниже), старинные русские песнопения (Хор Валаамского монастыря)... Такой широты жанрового спектра нет сегодня ни у кого, за исключением, возможно, старушки "Мелодии".Итак, "Солид-рекордз" — фирма скорее нетипичная, гурманская. Теоретически она в нынешней ситуации должна была бы быстро разориться, однако точность замысла Гаврилова в верном выборе "ниши": он работает на небольшую, но уже достаточно стабилизированную группу покупателей, на бывший советский средний класс.
ГАЙВОРОНСКИЙ—ВОЛКОВ: "Путешествия Янки-Дудля"
Дуэт. А дуэт в джазе — форма сравнительно редкая. Потому что неудобная, угловатая: в джазовой "классике" дуэты встречаются нечасто. Однако в джазе современном сама музыка бывает странной, тут в ходу любые комбинации. Инструменты, как правило, редко "стыкуются", притираются один к другому. Скорее — угловато топорщатся. А потому дуэт в "новом джазе" — форма как раз достаточно популярная. Тут все топорщится особенно явно.
Труба Гайворонского и бас Волкова — вот такое "алогичное" сочетание. Труба — высокий регистр, контрабас — глубокие низы. "Высокий" и "Низкий". Две маски, два амплуа цирковых комиков начала века — Пата и Паташона. В этом контрасте — изначальная трагикомическая ситуация. У каждого — своя роль, свой круг выразительных возможностей. Гайворонский всегда играет с сурдиной, любит глиссандирующие "подъезды" к звуку, игру с полуприжатыми клапанами, всхлипывания и причмокивания, щелчки и подсвистывания. Получается полупение-полуречь, то торжественная, то невнятно-сбивчивая, род скороговорки... Вздохи, вскрики, бормотание, мольба... Владимир Волков играет и пиццикато, и смычком, а часто просто поглаживает свой гулко резонирующий контрабас, шлепает по нему рукой или стучит смычком, словно по барабану. При этом он еще и притопывает, насвистывает, напевает (все это входит у него в любимую дуэтом атмосферу "улицы", "народного праздника")...
О том, как все это выглядит, говорит сама музыка (привожу примеры как из нового диска, так и из прошлых работ дуэта). Вот забавная "История про дядю Васю". Все фразы разбиты ровно пополам — начинает каждую Волков (словами), а продолжает Гайворонский (на трубе)... Потрясающий образчик тембровой "мультипликации". Еще две веселые композиции — "Попутная песня" Глинки (контрабас Волкова старательно пыхтит, изображая паровоз) и "Блоха" Мусоргского. А в пьесе "Диалог" мелодия, например, долго не появляется, мы слышим лишь вздохи, стоны и восклицания или какие-то кусочки мотивов... Наконец, разрозненные фразы "находят" друг друга, обломки и обрывки сливаются в целое и в завершении композиции мы узнаем известную джазовую тему "Moanin'."
* * *
Гайворонский окончил в свое время Ленинградскую консерваторию как трубач, неофициально занимаясь, впрочем, еще и композицией (в классе профессора Ореста Евлахова). Потом, получив диплом, уехал в Сибирь, работал там в Кемеровском театре музыкальной комедии. В итоге, вообще разочаровался в музыке, как таковой. Решил даже сменить профессию. Поступил в медицинский институт, закончил его. Трубой занимался урывками, играя время от времени с местными джазменами. Как шутит сейчас — был тогда лучшим трубачом среди хирургов и лучшим хирургом среди трубачей...
В конце 70-х вернулся в Ленинград, стал интересоваться музыкой, много играть. В 1979-м познакомился с Волковым, семнадцатилетним музыкантом, который тогда не так уж много знал и умел. Гайворонский, однако, сразу же почувствовал родственную душу. А питерские любители авангарда отметили появление "тихого дуэта": у Гайворонского и Волкова был свой неповторимый звуковой "образ". Странный, стрекочущий тембр трубы дополнялся басом, то что-то напевающим, то гулко гудящим, как литавра, то взрывающимся фейерверком легких, шуршащих пассажей. Инструменты эти находились в постоянном диалоге-соревновании: беседовали, спорили, ссорились. Этот звуковой мир был весьма театрален, хотя весь "театр" заключался только в звуке, в интонации. Вот два "гоголевских чиновника", вот бабы-сплетницы, вот степенно беседующие купцы либо галдящие мужички. Все эти картинки ("офорты") выдают близкое родство авторов с русской литературой, живописью, театром... И, конечно, с музыкой тоже. Особенно ясны связи с Шостаковичем (опера "Нос") и Стравинским ("Петрушка", "История солдата", "Мавра"). С петербургско-ленинградской традицией.
Русское начало у Гайворонского и Волкова глубоко и сильно. Но "русское" — лишь часть их музыкального универсума... Их тянет ( а кого в русской музыке он не манил?) восток... Вот композиция под названием "Скампха-гита". Индия. Стилизация классической раги. Бесконечный, тягучий бас (контрабас со смычком) и труба с сурдиной ("ситар"). На этот неспешно звучащий фон накладываются стихи (фрагмент из древнего эпоса нараспев читает Волков):
...Беспечна страна моя...
В эту страну я зову и царя
И раба...
В конце 80-х появляется еще одна большая работа дуэта — "Путешествия Yankee Doodle" (сегодня ставшая сердцевиной нового компакт-диска). Сама идея родилась еще перед первыми гастролями ансамбля в США. Вообще-то — тема эта довольно затаскана и затерта, она звучит везде и всюду, то в заставках "Голоса Америки", то в компьютерных игрушках... Впрочем, в качестве вариантов Славой и Володей рассматривались "Во поле береза стояла", "Калинка"... Простодушный "Yankee Doodle" стал отправным пунктом для музыкального путешествия Гайворонского и Волкова по разным странам и стилям.
Экспозиция — в нормальном звучании — и... вперед!
Первая вариация — бассо остинато и некий смычковый инструмент типа украинской кобзы (разумеется, это бас Волкова). "Балканы"... Следующая вариация: пустая квинта в басу и труба-"ситар"... "Индия"... Третья: буддийские храмовые колокола (легкий удар ладонью по корпусу контрабаса и, одновременно, удар смычком по нему же...) Короткие, резкие музыкальные фразы, хриплые восклицания: "Хэй-йя!..". "Япония", разумеется... Театр "Но", музыка гагаку...
Заунывная импровизация (пение под хлопки в ладоши): "Арабский восток"...
Это все первая, серьезная, можно сказать, часть сюиты. Продолжение — вторая часть, более легкомысленная: "Вариации для ног" — менуэт, канкан, вальс, танго, фокстрот, босса-нова, диско...
***
Вот такие два парня. Музыканты петербургской школы. Они, конечно, авангардисты, бесстрашные новаторы. Хотя авангардизм этот какой-то подозрительный: целью явно является не разрушение, а созидание: "...время собирать камни". Красота и гармония мира. Аполлоническое начало...
АЛЕКСАНДР ПИЩИКОВ: "Очень холодно"
Пищиков — один из опытнейших ветеранов отечественного джаза. Родился в ноябре 1945 года, молодые годы провел в Риге, городе, который всегда был по части новой музыки в Союзе "слегка впереди". Кларнет и саксофон освоил самостоятельно, причем в невероятно молодом возрасте, в 12 лет. А в 14 уже выступал в Тарту, как музыкант латышской группы Бруно Оя — Зиги Резевскиса. Потом долго играл в РЭО, два года в знаменитом тульском биг-бэнде Кролла, выступил в квартете Кролла на фестивале "Таллин-67" (том самом, с участием квартета Чарльза Ллойда...) Затем поиграл в оркестре "Мелодия", и, в последнее десятилетие, в "Вечернем Арбате" и "бэнде" Гараняна. Короче, всю жизнь провел в оркестрах, активно играя при этом в малых группах. Только записей этих комбо почти не сохранилось. Так что компакт, вышедший под Новый год в фирме "Солид-рекордз", почитай, первый сольный диск Пищикова за тридцать пять лет его работы.
Девять композиций, разнящихся по темпам (хотя преобладают все же темпы чуть выше среднего), но достаточно схожих по настроениям и краскам, причем в восьми номерах Пищиков играет на сопрано, чтобы в последнем, девятом, вдруг показать, что он еще хорошо владеет флейтой и тенором.
Большинство представленных в компакте пьес — созерцательная лирика, только какая-то зябкая, неуютная, действительно — холодная.
Почему сопрано? Моду на этот инструмент создал еще в начале 60-х сам великий Джон Колтрейн, кумир и Бог Пищикова. Сопрано давало новые, ориентальные ("арабские, индийские") краски, позволяло уйти от характерно джазового, плотного и сочного звучания тенора, а главное — придавало целому некий отрешенно-надчеловеческий и даже мистический характер. Колтрейн с сопрано выглядел, как мудрый восточный гуру, открывающий истину ученикам...
Пищикову, этому верному продолжателю дела Колтрейна, мистическое начало, однако, вполне чуждо. А вот узорчатость, праздни-чность, фольклорная ритуальность — близки. Звук Александра на сопрано узкий, резкий, "гобойный", сдавленно-горловой, иногда срывающийся даже в жесткие, визгливые фиоритуры. Пищиков являет собой образ народного музыканта, плетущего на своей свирели экзотические звуковые кружева.
Итак, Колтрейн, как точка отсчета. Или шире — эпоха 60-х, время становления Пищикова как музыканта. Сейчас джаз давно уже другой, но для Александра 60-е живы, интересны, реальны. Композиция "Достоинство", с обыгрыванием гармоний, удаленных на тон одна от другой — прием, заимствованный от Майлса Дэвиса ("Ну и что?", "Верстовые столбы")... Атональный импрессионизм "Челнока на Мертвом море" — угловатая, "геометрическая" пьеса в манере Эрика Долфи... Надо сказать, что партия сопрано всюду предельно виртуозна — это постоянное чередование звуковых росчерков, вспышек, музыкальных гирлянд, фейерверков. Такое ощущение, что играть неторопливо, вслушиваясь в каждый звук Пищикову просто неинтересно. А вот организовать бурлящий звуковой поток с водопадами, водоворотами и музыкальными омутами — чистое удовольствие.
Итог: холодноватая виртуозная ладовая музыка, представляющая мастера, верного заветам молодости. Главное действующее лицо, естественно, сам Александр, остальные музыканты откровенно работают "на лидера". К недостаткам пластинки отнесу ее монотонию — почти все номера эмоциональные близкие родственники, пьесы попросту похожи.
ВЛАДИМИР ЧЕКАСИН: "Болеро-2"
Чекасин записал свой проект в 1992 году. Вместе с ним играют три музыканта — саксофонист Витас Лабутис, ударник Владимир Тарасов и клавишник из Одессы Юрий Кузнецов. Подзаголовок диска: "провинциальная мелодрама с эмоциональным пережитком". В квартете — два музыканта из знаменитого в 70-80-х годах трио Вячеслава Ганелина. А еще двое — люди из ближайшего ганелинского окружения. Музыка "Болеро" пронизана наработанными в трио приемами... То есть, иными словами: группа Ганелина без Ганелина, или Лидер уехал, но дело его живет!
Конечно, не все так уж просто. В свое время функции в ганелинском ансамбле распределялись следующим образом: основные музыкальные идеи — Ганелин; гипер-экспрессия, звуковая фантастика — Чекасин (его протагонист); посредник-координатор — Тарасов. Ганелин воплощал композиторское мастерство, невозмутимость, тяготение к вечным истинам, Чекасин — виртуозный мультиинструментализм, театрализацию (четыре основные "маски": фри-джазовая пассажистика не без оглядки на Орнетта Коулмэна, "симфонические волны", сверх-экспрессия, переходящая порой в патологию и, наконец, сатира, гротеск, балаганное ерничество). Отсюда сценические имиджи — космический пришелец, бродяга, бомж, Петрушка, русский удалец, пляшущий вприсядку, Ленин в кепочке.
В "Болеро" произошло некоторое перераспределение функций.
Кузнецов в определенном смысле "играет роль" Ганелина. Но он человек совсем другого характера, он не может рождать, как Ганелин, симфонизированно-космические образы, это человек легкого, романтического склада (отсюда, возможно, "провинциальность", китчевый характер проекта). Роль же демиурга-творца берет на себя Чекасин, хотя ему приходится раздвоиться — Лабутис это как бы Чекасин-2.
Итак — музыкальный театр. Начинает все пространная фортепианная баллада (Кузнецов). Ее тишину нарушают жесткие "биг-бэндовые" тутти (Чекасин на синтезаторе). Псевдо-свинг, пародийный "американский" джаз... И снова сюрреалистский "театр" — сквозь застывший, "висячий" аккорд — слышны сентиментальные наигрыши Кузнецова... Приличная таперская музыка из голливудского фильма средней руки. Потом: дуэт саксофонистов... Блюз-буги рояля... Туповатый марш, выбиваемый барабанщиком... Истаивание... Соло флейты...
Не буду пересказывать "события" — лучше послушайте запись...
Интересно. Ловко. Неровно.
И при этом странное ощущение — законченности, завершенности стиля старого ГТЧ, из которого сегодня уже трудно что-либо еще выжать.
В 2016 году крупнейшая канадская звукозаписывающая компания, специализирующаяся на блюзе, фолке и другой так называемой «корневой» музыке Stony Plain Records отмечает свое сорокалетие. В уже далеком 1970 году канадский бинесмен немецкого ...
Сегодня любой мало-мальски уважающий себя меломан знаком с этой аббревиатурой: ЕСМ, что расшифровывается просто, как «Издательство современной музыки» (Edition Of Contemporary Music). Но в 1969 году, когда никому практически неизвестный ...
Весь 2016-й год Verve Music Group проводит под знаком юбилея: 60-летия компании звукозаписи Verve Records, одного из самых знаменитых (наряду с Blue Note) лейблов в истории джаза. Verve Records основал в 1956 году выдающийся джазовый продюсер Норман ...
Традиционно в начале весны весь цвет европейской музыкальной общественности съезжается во Франкфурт на Майне на ежегодную выставку музыкальных инструментов и оборудования Musikmesse . фортепиано и гитара и - признанные король и королева этого бала, ...
В 80-х годах прошлого века фирма Paiste стала одним из бесспорных мировых лидеров в производстве бронзовых тарелок для ударной установки, уверенно потеснив ближайших конкурентов на этом консервативном и весьма специфичном рынке. Наши музыканты ...
"...Ты говоришь, что больше всего в жизни ценишь свободу, так брось же эту свободу птицам да жукам, и дай взамен мне денег..." Берри Горди из песни "Money That's What I Want’ Несколько лет назад, одним ярким лос-анджелесским днем, Берри Горди — ...
Без ритма нет музыки, особенно музыки современной. Если исключить из записи все остальные инструменты и оставить только ударные, знаток достаточно уверенно определит музыкальный стиль и примерное время исполнения с точностью до нескольких лет, ...
Золотой свадьбой называют знаменательную дату в жизни супругов, проживших в счастливом браке пятьдесят лет. Таких пар всегда было не много: трудно сохранить семейную гармонию на столь долгой дистанции, не всем удается просто физически дожить до ...
Какими каналами добирается к нам музыка? Диски. Радио. Интернет. Концерты. Сознательно не включаю в этот список телевидение, поскольку говорю о настоящей музыке, которая там (если это не канал типа российской «Культуры») звучит крайне редко. Но ...
Имя Игоря Бутмана хорошо известно далеко за пределами России. Выпускник колледжа Бёркли, любимый саксофонист Билла Клинтона, виртуозный джазовый музыкант, художественный руководитель Московского джазового оркестра, владелец крупнейшего джазового ...
Leonardo MoonJune Pavkovic – так он называет себя в Facebook. Что ж, и по жизни имя Леонардо Павковича и созданного им в 2001 году лейбла MoonJune Records неотделимы друг от друга. В этом году лейбл отмечает свой 20-летний юбилей. Пройден за эти ...
В 1971 году Брюс Иглауэр (Bruce Iglauer), 23-летний блюзовый фанат, потратил все не такие уж и большие деньги, полученные им в наследство ($2500), на то, чтобы издать альбом своей любимой группы "Hound Dog Taylor & The HouseRockers" и попытаться ...