Главная»фирмы»Paiste - 100 лет горячему эстонскому сплаву
Paiste - 100 лет горячему эстонскому сплаву
04.05.2013
В 80-х годах прошлого века фирма Paiste стала одним из бесспорных мировых лидеров в производстве бронзовых тарелок для ударной установки, уверенно потеснив ближайших конкурентов на этом консервативном и весьма специфичном рынке. Наши музыканты знают, что фирма эта швейцарская, но до сих пор мало кому известно, что история ее началась сто лет назад вовсе не в предгорьях Альп, а на берегу Балтийского моря — в городе Санкт-Петербурге.
Именно сюда в конце XIX века приехал из Эстонии для службы в Царской Гвардии господин c непривычной для славянского уха прекрасной фамилией Пайст, что в переводе с эстонского и финского языков означает "сияние", "блеск", "блистательный" (до чего же символично!). Его сын Михаил Тоомас Пайст (Michail Toomas Paiste), музыкант и композитор, поначалу организовал издательский бизнес, а в 1901 году открыл в Санкт-Петербурге музыкальный магазин и мастерскую по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов. Постепенно эта деятельность переросла в производство, и ровно 100 лет назад в 1906 году Михаил Тоомас Пайст сделал свою первую бронзовую тарелку, отдав предпочтение турецкому, а не китайскому звучащему сплаву.
Бизнес Пайста в российской столице процветал десять лет, пока не случился большевистский переворот, после чего Михаил Тоомас был вынужден перевести его на родину — в столицу Эстонии город Таллинн. Помогать вести дело отцу взялся сын — Михаил М. Пайст (Michail М. Paiste). Вместе они начали разрабатывать новые тарелки для концертных и маршевых оркестров и организовали их широкое производство с расчетом поставок продукции на экспорт. Со временем Михаил М. Пайст стал во главе своей динамично развивающейся фирмы. Широкое распространение современных стилей музыки и начало развития ударной установки вынуждало к быстрому поиску новых решений, и вскоре Михаил М. Пайст начал развивать свою собственную концепцию турецких тарелок и разработал первые гонги. Очень скоро эти инструменты стали популярными среди музыкантов и получили признание в Европе и США.
Второй удар по семейному бизнесу Paiste большевики нанесли в конце 30-х: после оккупации Эстонии Михаил М. Пайст вынужден был в 1940 году перевести производство в Польшу, где почти до самого окончания Второй мировой боролся за его выживание в условиях военной нехватки сырья и нарушенных международных контактов. Но лишь после переезда в 1945-м в Германию удалось полностью восстановить деятельность фирмы. Несмотря на то, что семья Пайст находилась на положении беженцев, высочайшая репутация инструментов их производства помогла возрождению бизнеса и гарантировала твердый экспорт на всем протяжении пятидесятых.
В конце 1950-х в руководство фирмы пришли уже сыновья Михаила М. Пайста — Роберт (Robert) и Тоомас (Toomas), что дало толчок к дальнейшему развитию компании: после того, как в 1957 году было открыто производство в Швейцарии, подразделение Paiste Switzerland стало центром деловой активности международного семейного бизнеса. А когда в 1981 году в США было открыто отделение Paiste America, это сделало компанию одним из крупнейших в мире поставщиков музыкальных инструментов на рынок. Знаменательным для семьи Пайст стал год 1995-й, когда после более чем полувекового отсутствия компания вернулась в Эстонию, возобновив бизнес на родине своего основателя.
В чем же секрет столь широкой популярности барабанных тарелок, ручных литавр и гонгов Paiste? В первую очередь — в используемых материалах. Дело в том, что в отличие от многих своих конкурентов, Paiste не использует в производстве наиболее широко распространенный сплав B20Bronze. Из него изготавливалась продукция в серии 602 с 1959 года, но в 1990-м она была снята с производства. Вместо него сотрудниками компании был разработан целый ряд сплавов, каждый из которых имеет свое специфичное звучание, что наилучшим образом отвечает изменениям в современной музыке, появлению все большего разнообразия в стилистике исполнения и звучании музыкальных произведений. Отказ от использования B20Bronze был обусловлен тем, что в 1989 была запущена новая серия Signature, в сплавах которой использовались совершенно новые разработки. В последствии она получила название Signature Bronze, и формула ее сплава держится в строжайшем секрете, поскольку его исключительное звучание пока не удалось повторить никому. Из этого сплава производятся также серии тарелок Traditional и New Signature "Dark Energy". Их предпочитают главным образом джазовые музыканты Paul Motian, Joe Porcaro (Frank Sinatra, Stan Getz), Art Rodriguez (Keiko Matsui, Rickie Lee Jones), Nathaniel Townsley (Joe Zawinul), Kim Plainfield (Tania Maria), Gregg Bendian (The Mahavishnu Project), Mike Clark (Herbie Hancock), Don- ny Gruendler (John Medeski, Kenny Burrell), Munyungo Jackson (Diane Reeves), Ralph Johnson (Earth, Wind And Fire), Александр Сапега (Apple Tea), а также барабанщики таких групп, как King Crimson (Bill Bruford), Doane Perry (Jethro Tull), The Police (Stewart Copeland), U2 (Larry Mullen Jr.), Pink Floyd (Nick Mason). Для тех, кому предпочтительно традиционное мощное роковое звучание, разработаны серии Dimension, Rude Classic, 2002 Classic, в которых Paiste использует сплав 2002 Bronze, дающий классический звук. Тарелки этих серий используют барабанщики групп Deep Purple (Ian Paice). Iron Maiden (Nicko McBrain), Van Halen (Alex Van Halen) и многие другие рокеры. Но некоторые музыканты, предъявляя повышенные требования к звуку и для достижения необычных его сочетаний, при подборе тарелок для своих установок используют серии Paiste, произведенные из самых разных сплавов.
Из вышесказанного видно, что Paiste прилагает большие усилия к постоянному развитию звука. Достаточно отметить, что команда исследовательского отдела компании составлена из членов семейства Пайст и опытных действующих барабанщиков, являясь ключевым персоналом всего производства. Вместе они, используя свои знания и опыт, занимаются постоянным поиском новых звуков. Исследовательский отдел поддерживает непрерывную обратную связь с известнейшими барабанщиками мира, внимательно относясь к их замечаниям и формулируя собственное понимание их потребностей. Каждая новая звуковая идея воплощается в производстве и опытных образцах. Прототипы новых тарелок постоянно изучаются и много раз совершенствуются, пока они не будут полностью соответствовать пониманию оригинальной звуковой идеи как сотрудников компании, так и самих музыкантов. Для этого опытные образцы рассматриваются юр-артистами Paiste, которые оценивают их полноценность и точность соответствия поставленной задаче. Изменения производятся до тех пор, пока опытно-промышленный образец не достигнет совершенства, и не будет изготовлено несколько экземпляров мас- тер-тарелки для использования в последующих стадиях производства.
Исследовательский отдел Paiste занимается и собственными исследованиями в области создания новых сплавов, новых форм инструмента и новых методов их производства. Из наиболее значительных новшеств, предложенных командой Paiste за все время существования компании, можно отметить следующие:
- 1930-е — первая компания, определяющая и планирующая определенные модели тарелок в производстве;
- 1947 — первая компания, производящая более одного класса тарелок;
- 1949 - начало использования китайских тарелок для ударной установки;
- 1963 — начало использования 8%-й бронзы; начало использования чашки турецкого стиля в китайской тарелке;
- 1967/68 — изобретение волнистой тарелки основания хай-хета, края — Sound Edge; изобретение Ride тарелки без чашки — Flat Ride;
- 1980 — изобретение не шлифованных тарелок — RUDE;
- 1983—изобретение нисходящего края на китайских тарелках, стиль—Novo,
- 1984 — начало использования цветного покрытия тарелок;
- 1989 — изобретение сплава бронзы Signature;
- 1996 — начало исследований по воссозданию исторического звучания тар лок — Traditionals;
- 2001 — Sonic Texture Fo mula — радикально новая обработка поверхност которая улучшает качес во звучания тарелки.
Иными словами, философия семейного бизнеса Paiste основана на непрерывном процессе создания усовершенствования новых звуков тарелок, гонгов и других бронзовых инструментов согласно творческим потребностям барабанщиков и других исполнителей на ударных инструментах в своих бесконечных поисках путей самовыражения в музыке. Тайны создания звуков заключаются в сплаве не только бронзы, но и жизненного опыта, глубоких знаний о звуке и звучащих сплавах, высокого мастерства, кропотливой работы и постоянного экспериментирования. "Мы никогда не получаем случайные результаты",—утверждают создатели тарелок Paiste.
Каждая звукоиздательская фирма напрямую отражает вкусы владельца. Кто-то любит "металл", кто-то гонит "Любэ" и Шуфутинского. Андрей Гаврилов (42 года, выпускник МГИМО, десять лет в ТАСС, пять в издательстве "Текст", известный филофонист и киноман) ...
В 2016 году крупнейшая канадская звукозаписывающая компания, специализирующаяся на блюзе, фолке и другой так называемой «корневой» музыке Stony Plain Records отмечает свое сорокалетие. В уже далеком 1970 году канадский бинесмен немецкого ...
Сегодня любой мало-мальски уважающий себя меломан знаком с этой аббревиатурой: ЕСМ, что расшифровывается просто, как «Издательство современной музыки» (Edition Of Contemporary Music). Но в 1969 году, когда никому практически неизвестный ...
Весь 2016-й год Verve Music Group проводит под знаком юбилея: 60-летия компании звукозаписи Verve Records, одного из самых знаменитых (наряду с Blue Note) лейблов в истории джаза. Verve Records основал в 1956 году выдающийся джазовый продюсер Норман ...
Традиционно в начале весны весь цвет европейской музыкальной общественности съезжается во Франкфурт на Майне на ежегодную выставку музыкальных инструментов и оборудования Musikmesse . фортепиано и гитара и - признанные король и королева этого бала, ...
"...Ты говоришь, что больше всего в жизни ценишь свободу, так брось же эту свободу птицам да жукам, и дай взамен мне денег..." Берри Горди из песни "Money That's What I Want’ Несколько лет назад, одним ярким лос-анджелесским днем, Берри Горди — ...
Без ритма нет музыки, особенно музыки современной. Если исключить из записи все остальные инструменты и оставить только ударные, знаток достаточно уверенно определит музыкальный стиль и примерное время исполнения с точностью до нескольких лет, ...
Золотой свадьбой называют знаменательную дату в жизни супругов, проживших в счастливом браке пятьдесят лет. Таких пар всегда было не много: трудно сохранить семейную гармонию на столь долгой дистанции, не всем удается просто физически дожить до ...
Какими каналами добирается к нам музыка? Диски. Радио. Интернет. Концерты. Сознательно не включаю в этот список телевидение, поскольку говорю о настоящей музыке, которая там (если это не канал типа российской «Культуры») звучит крайне редко. Но ...
Имя Игоря Бутмана хорошо известно далеко за пределами России. Выпускник колледжа Бёркли, любимый саксофонист Билла Клинтона, виртуозный джазовый музыкант, художественный руководитель Московского джазового оркестра, владелец крупнейшего джазового ...
Leonardo MoonJune Pavkovic – так он называет себя в Facebook. Что ж, и по жизни имя Леонардо Павковича и созданного им в 2001 году лейбла MoonJune Records неотделимы друг от друга. В этом году лейбл отмечает свой 20-летний юбилей. Пройден за эти ...
В 1971 году Брюс Иглауэр (Bruce Iglauer), 23-летний блюзовый фанат, потратил все не такие уж и большие деньги, полученные им в наследство ($2500), на то, чтобы издать альбом своей любимой группы "Hound Dog Taylor & The HouseRockers" и попытаться ...