Вначале было… Нет, это в Книге Книг вначале было Слово, а в представляемом сегодня проекте вначале была музыка. Басист и композитор из французского города Монтобан Дмитрий Токарев в 2016 году сочинил музыку для танцевального спектакля хореографа Элен Дарроман The Path of Exils. В виде одноименного альбома Токарев издал ее в рамках своего проекта N.O.I.R. Я прослушал этот альбом, и он понравился мне эмоциональностью, сдержанно-печальным строем музыки, судя по названию спектакля, соответствующим его тематике – "Тропы Изгнаний." Наверное, и спектакль у Элен Дарроман на музыку Токарева получился. А понравился альбом не только мне. Сильное впечатление произвел он и на поэта и музыканта из израильского города Тель-Авив Бориса Штерна. Причем, настолько сильное, что Борис, отобрав три композиции Дмитрия, сочинил к ним стихи (или нашел в ранее написанном строки, которые удачно ложились бы на эту музыку). Так, совсем недавно, в июне 2017 года, появился совместный мини-альбом Токарева и Штерна под предложенным Борисом названием Don't Tell Me Who I am и зажил своей, независимой от первоисточника, жизнью.
А строки на музыку легли действительно удачно. Речь–то ведь идет не о песенном, а о синтетическом жанре: музыка + поэзия. Сколько довелось слушать подобных проектов, где того самого «плюса» не получалось! Музыка и поэзия существовали сами по себе, а иногда и диссонировали друг другу, выдавая искусственность, нарочитость такого объединения, и результатом такого «плюса» являлся явный «минус». Не часто, но были и удачи, как, скажем в альбоме того же Штерна "Момент потерянной эйфории", который довелось рецензировать для нашего сайта. Настоящий синтез произошел и здесь. Тревога и печаль музыки нашли отражение в стихах. О чем они? Это слишком тонкая материя, чтобы ждать однозначного ответа. О чувствах, эмоциях, ожиданиях, разочарованиях, о жизни, которая неумолимо течет по своим законам… И в унисон стихам, которые читает Борис, вдруг обретя дополнительные свойства, зазвучала и музыка Дмитрия. По принципам организации звукового пространства этот альбом схож с уже рецензировавшемся на сайте другим альбомом проекта N.O.I.R. – Cheerless Pictures. И здесь основной фон звуковой картины – электронно-синтезаторный с использованием разнообразных эффектов. Акустику – в широком диапазоне от фортепьяно и гитары до этнической перкуссии – Дмитрий наносит на этот фон тонкими, но точными мазками. Но и синтезаторы автор держит под строгим контролем, эффектов ради эффекта тут нет, все подчинено общей идее и работает на нее. В короткий, чуть больше десяти минут звучания, EP-диск вложено мысли и чувства столько, что порой их бывает поменьше в полуторачасовом опусе.
Остается раскрыть «секрет Полишинеля» - у француза Токарева и израильтянина Штерна общие, белорусские корни. Они оба минчане, и даже приятельствовали до того, как жизнь развела Дмитрия и Бориса по разным странам. Впрочем, прошедшее время я тут, кажется, употребил не слишком удачно: с полу-строки и с полу-ноты они и сейчас прекрасно понимают друг друга – иначе вряд ли Don't Tell Me Who I am приобрел бы столь цельный облик.
P.S. "Первоисточник", The Path of Exils, можно найти здесь:
В принципе, обложка альбома уже дает достаточно информации о его фабуле: мы видим на ней трех саксофонистов. Двое выдающихся джазовых саксофонистов современности (это не «красное словцо» от автора этих строк, а просто констатация факта ...
За много лет сотрудничества с журналом, а затем с сайтом «Jazz- Квадрат», мне впервые приходится сталкиваться со столь необычной работой. Разумеется, доводилось слушать вещи, где академическая музыка сочетается с джазом, в том числе ...
Золотую жилу, нащупанную двумя своими предыдущими и очень успешными альбомами Eight Track (2014) и Eight Track II (2016), американский гитарист и композитор Дэйв Страйкер посчитал исчерпанной, и в новой работе, 28-м по счету сольным альбомом в своей ...
Положа руку на сердце, много вы слышали джазовых (да и не джазовых тоже) альбомов, где в качестве солирующего инструмента выступал бы эуфониум? Вот и я тоже. Так что, уже этим альбом Дэвида Бэндмена привлекает внимание. А если добавить, что ...
Дебютный альбом в качестве лидера саксофониста из Лос-Анджелеса Дэвида Уайза чем-то напомнил мне редко пересматриваемый альбом с семейными фотографиями: все тут перемешано – и старые черно-белые снимки, и парадные фотопортреты, и какие-то ...
Итак, февраль 2017-го явил миру преображенный Dead Frank. Команда из Санкт-Петербурга предстала в своем новом, небольшом по объему, альбоме Cerement of sound в старо-новом составе. Во всех прошлогодних релизах (Frank's death, Consternation), ...
Появление традиций – признак зрелости. Если довериться этому тезису, то именно в такой период вступил ансамбль из Петербурга Dead Frank. В этом году, как и в прошлом, Dead Frank пополнил свою дискографию двумя альбомами. После февральского ...
К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, ...
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...