nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Бром - Рафинад

Бром - Рафинад  Впервые на наших электронных страницах появляются названия московской группы «Бром» и московского же лейбла «ТОПОТ», поэтому сначала несколько слов о них. «Бром» уже весьма зрелый коллектив: группа существует с 2008 года. Состав ее неоднократно менялся (единственный участник коллектива с первого дня и до настоящего времени – басист Дмитрий Лапшин), на сегодня, ко времени выхода (январь 2017 года) уже четвертого в дискографии ансамбля альбома «Рафинад», это трио с участием баритон-саксофониста Антона Пономарева и ритм-группы Лапшин-Курило. Написал – и задумался. Формально все так, но по сути музыкальная философия «Бром» просто не предполагает какого-то деления на солиста и ритм-группу, здесь все - главные, все – солисты, и исповедует группа коллективную свободную импровизацию. «Бром» - это часть новой волны российского (если хотите в более узком контексте – московского) музыкального авангарда. Эти люди, опираясь и на фри-джаз шестидесятых, и на разнообразный новый джаз США и Европы, и на внеджазовые нойзовые эксперименты, с одной стороны не доходят в своем радикализме до чисто экспериментального, электронного или акустического, звучания, когда самоценен любой звук, в том числе и не музыкальный (или отсутствие звука вообще), а с другой - противопоставляют свое творчество неуклонно коммерциализирующемуся мэйнстриму. Сами участники «Бром» подчеркнуто называют свою музыку «ноу – джаз», как бы отвергая тем самым какие-то родственные связи с последним. Насколько это так – судить слушателю. На мой взгляд, для нашего сайта они – люди отнюдь не чужие. По сути, аналогична и позиция лейбла «ТОПОТ», издавшего «Рафинад». Достаточно сказать, что одним из основателей этой независимой фирмы стал бывший участник «Бром» трубач Константин Сухан. Лейбл моложе группы «Бром», он появился только летом 2014 года и позиционирует себя, как определенный объединяющий центр этой части современного московского авангарда, причем не только в качестве лейбла, но и издателя одноименной газеты, организатора концертов и так далее.

Ну, а теперь пора отведать «Рафинада». Альбом это хоть и студийный, но представляет из себя запись живого концерта, отыгранного «Бромом» в одной из московских студий в конце ноября 2015 года. Уже стартовый трек Stone задает определенную тональность всей программе: почти минуту в одиночестве исступленно ведет свою сольную партию баритон-саксофон Пономарева, и только потом к нему присоединяются ударные Курило и контрабас Лапшина. Импровизация саксофона продолжается на фоне мерного, если хотите, гипнотического ритма. Громко, тяжело (в смысле hard) и … интересно. С вариациями все и дальше продолжается в таком духе. Иногда (Vortex) плотную музыкальную ткань разрежают неожиданные лирические куски, иногда (Finger by Finger) роль «поводыря» в импровизации берут на себя ударные, словно ведя за собой медленное, какое-то блуждающее соло саксофона. Возможно, самой выразительной вещью альбома стал Der Schirm (забавная фишка у московских музыкантов – использование немецкоязычных названий, скажем, группа Der Finger вообще других не признает). Здесь поочередно саксофон то «догоняет» ритм-группу, то вырывается вперед, и уже контрабас и барабаны пытаются поспеть за его стремительным звучанием. С определенной опаской я ждал самой длинной композиции альбома Omlette (больше двенадцати минут) – как тут сложится, не растечется ли импровизация «мыслию по древу» в неизбежных в таких случаях самоцитированиях и повторах? Обошлось. Композиция получилась многоплановой, с целым рядом ярких эпизодов. Во второй ее части эффектно солирует Лапшин, затем авансцену занимает Пономарев, а затем … затем я сбился со счета в частях: верный признак того, что музыка пробрала насквозь, и времени, и желания анализировать ее «холодным взором» уже не осталось. Наконец, финальная Heartsease – самая экспериментальная в альбоме: тут тебе и скрипы, и стоны инструмента, и не свойственные баритон-саксофону экскурсы в высокие частоты, и – неожиданно лиричный и трогательный финал композиции и финал альбома.

Словом, знакомство с «Бромом» состоялось, и я буду совсем не прочь его продолжить: этому коллективу есть что сказать и делает он это весьма интересно. Возможно, «Рафинад» не столь «сладок», как его название, но уж пошловатой слащавости я в этом продукте точно не заметил.

(с) 2017 ТОПОТ
7 tks / 45 mins
(Антон Пономарев - баритон-саксофон; Дмитрий Лапшин – контрабас; Ярослав Курило – ударные;)
Линк предоставлен ТОПОТ


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия
музыкальный стиль
авангард





Ещё из раздела издано в 2017 г.

  • стиль: джаз, джаз
С самого раннего детства музыкант из Бруклина Эрик Уайетт вращался в кругах элиты мирового джаза. Дело в том, что его отец, Чарльз Уайетт, был тенор-саксофонистом и играл с Паркером, Гиллеспи, Монком и другими звездами бопа, которые нередко ...
  • стиль: джаз, джаз
Среди тысяч альбомов, которые мне довелось слушать, такого еще не было. Тема ГУЛАГа, тема репрессий сталинского тоталитарного режима широко освещена в литературе. После «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Крутого ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот диск предназначен для любителей гитары. Но гитарная музыка бывает очень разной: есть блистательный цыганский свинг Джанго Рейнхардта, есть философичный джаз Джима Холла, есть волшебство блюзовой «Люсили» Би Би Кинга, есть ...
  • стиль: джаз, джаз
Rock In Jazz… Такое название сразу предполагает нечто джаз-роковое, нечто из области музыки фьюжн. Но нет, по музыке это заметно тоньше, а если уж говорить об областях, то альбом итальянского гитариста Франческо (Фрэнки) Ди Джованни относится ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже первые пару треков альбома Rising Tide дали возможность понять, что играет здесь джазовый гитарист очень высокого класса. А биография Фрэнка Коля стала хорошей иллюстрацией к тезису о том, что не только талант, но и судьба порой весьма ...
  • стиль: джаз, джаз
Достаточно взгляда на обложку альбома Outside The Comfort Zone, чтобы понять: название коллектива из Хьюстона, Техас Free Radicals не имеет отношения к химическим процессам, а связано с политической ангажированностью, честно декларируемой этим ...
  • стиль: джаз, джаз
Надутые ветром паруса и звезды в глазах любимого человека, заявленные в названии альбома и титульной композиции, сразу настраивают на романтический лад. Одни при этом сразу начнут слушать диск в ожидании коллекции лиричных баллад, другие отложат его ...
  • стиль: джаз, джаз
Дизайн обложки этого альбома явно уводит нас в семидесятые годы прошлого века. Это не случайно: по крайней мере, половина его – это трибьют музыке знаменитой группе Weather Report. Почему только половина? Что ж, начнем по порядку. Последние ...
  • стиль: джаз, джаз
Представляемая сегодня впервые на наших страницах группа не имеет никакого отношения ни к песне Ghost Town Адама Ламберта, ни к американской электронной рок-группе Ghost Town из Лос-Анджелеса, а вот одноименный голливудский фильм Дэвида Кеппа 2008 ...
  • стиль: джаз, джаз
Тhe Great American Songbook, список классических американских стандартов, похоже, обладает волшебными свойствами. Какую страницу ни возьми – ноты одинаковые, но каждый в них заглянувший, интерпретирует по-своему. Пианист и педагог, уроженец ...
  • стиль: блюз, блюз
… Спокойный, приятный голос, который заставляет вспомнить скорее Пита Сигера или Дилана (но без его хрипотцы), чем роковых, джазовых и тем более оперных певцов. Мелодии балладного плана, иногда с легким оттенком блюза. Гитара, деликатное, ...
  • стиль: джаз, джаз
Миловидное девичье лицо на обложке альбома американского саксофониста Гила Спитцера хорошо сочетается с названием этого проекта, в перводе с португальского означающем «Сладкие разговоры». Почему с португальского? Это уже к вопросу о ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com