Таня Мария: «У меня три греха: я женщина, пианистка и черная»
03.09.2016
Пресс-конференция, которую Таня Мария дала в московском "Ле Клубе" 8 октября, была, наверное, лучшей на моей памяти: прежде чем начать говорить с собравшимися журналистами, она больше часа играла для них вместе со своим ансамблем (басист Марк Берто, барабанщик Луиc Аугусто Кавани и колоритный темнокожий бразильский перкуссионист Местре Карнейру). Строго говоря, это, конечно, был затянувшийся саунд-чек, но музыканты работали "на все сто", не делая друг другу поблажек; более того — Таня Мария то и дело вводила неожиданные сбивки, смены ритма и темпа, чтобы погонять ансамбль в нештатных режимах, на что ее музыканты немедленно и с Удовольствием откликались.
Слушая Марию, я отметил для себя две вещи. Во-первых (и этого нельзя было так остро понять четыре года назад во время ее выступления в "Мираже"), в своем жанре она безукоризненна. Конечно, это вовсе не straight ahead jazz и даже не то, что мы привычно именуем "бразильский джаз", это сложный конгломерат джаза и самбы (как в традиционной, так и - гораздо больше - в эстрадной, даже попсовой ее версии), но бесконечно далекий от легковесности активно использующего бразильские приемы и мотивы коммерческого фьюжн (он же contemporary jazz, он же smooth jazz). Таня Мария просто крайне искренна - и умеет все, что дает ей возможность эту искренность реализовать не только на уровне чувства, но и на уровне мастерства, ремесла. А во-вторых, у нее превосходный ансамбль: будучи профессионалами, все трое владеют огромной культурой исполнения, что выражается в работе не на себя (по модели "Девушки, Посмотрите, Как Я Умею"), и даже не на лидера (по модели "Лидер, Конечно, Главный, Но Вот Как Я Умею"), а на собственно музыку — безо всяких там моделей.
А потом была пресс-конференция, или, скорее, коллективное интервью, — в джазовой журналистике жанр довольно редкий. Дело в том, что обычно пресс-конференции у нас не слишком интересны. У иностранного гостя болит голова от jet lag (смены часовых поясов), да и говорить он, быть может, не мастер, да и журналистов он, вероятно, не любит или боится — и пресс-конференция вырождается: два-три умных вопроса от г.г.джазовых критиков (чаще всего, для пущей умноты, заданных по-английски, — пальцем я в этом случае тыкаю прежде всего в себя!), три-четыре не очень умных или просто банальных вопроса от представителей Большой Прессы — и все. На этот же раз все было не так, и заслуга в этом принадлежит в первую очередь самой Тане. Ее живость, непосредственность и незаурядный ум позволили состояться редкому событию коллективного интервью, которое мне впервые за много лет захотелось перенести на страницы журнала почти целиком.
Откуда у Вас такое типично русское имя - Таня?
(смеется) Да, я знаю, что это русское имя. Когда я должна была родиться, мой отец ждал наконец-то мальчика - до меня в семье уже были четыре девочки. Родилась я, и на несколько дней осталась без имени. Несколько дней спустя моя мать читала какой-то журнал и увидела в нем фотографию маленькой девочки. которую звали Таня. И мама сказала: "Я назову ее этим именем». Второе имя - Мария - появилось потому что я родилась в мае (9 мая 1948 года - ред.), а май в Бразилии - месяц Девы Марии (полное имя певицы - Таня Мария Корреа Рейш - ред.)
Сколько раз Вам уже приходилось отвечать на этот вопрос?
(смеется) Столько, сколько раз я уже приезжала в Россию. Сегодня - второй раз.
Критика по-разному определяет ваш стиль: бразильская народная музыка, джаз... Как сами вы его определите?
— Я — женщина. (Пауза. Аплодисменты.) А женщины могут много вещей делать одновременно: петь, плясать, готовить еду и шить. Чем больше элементов вы вложите в музыку, тем лучше—тем больше удовольствие. Честно сказать, я не слишком много думаю, когда играю. Я не говорю себе: вот сейчас будет джаз, вот сейчас пойдет бразильская музыка. Я просто люблю музыку — самые разные виды музыки. Так что то, что у меня получается, получается спонтанно. А как назвать это — дело критиков. Никто не обязан любить мою музыку, каждый свободен в своем выборе — как воспринимать ее.
— Ну хорошо, а какую музыку выслушаете?
— Прямо сейчас? Много техно-музыки. Дело в том, что я записывалась с техно-группой Next Evindence во Франции (одну композицию для их нового альбома), это был большой творческий вызов для меня. Это потребовало большой адаптации: это сложная музыка, все ее элементы должны быть очень точно расположены. Но этр интересно: мне за 50, а я работала с 20-летними ребятами. Они обо мне знают больше, чем я сама! У них есть все мои альбомы... Это была сложная работа, одна композиция потребовала два или три месяца работы.
Как вы 'считаете,: почему именно бразильская музыка очаровала стольких джазовых мастеров, начиная от Стена Гетца и заканчивая Сарой Воэн и Эллой Фитцджеральд?
Во-первых, это очень чувственная музыка. В ней много свежести и открытости. Ведь в Бразилии много разных видов музыки. Это молодая страна, молодой народ, в котором много талантов. Для нас музыка - способ отстраниться от действительности, не видеть, что происходит в социальной жизни. Так что, когда мы играем и поем, мы страна в мире, но я, будучи чер* что, когда мы играем и поем, мы предельно сконцентрированы на музыке, она исходит прямо из сердца.
— (вопрос Дмитрия Ухова) Я видел вас на сцене пять лет назад и пятнадцать лет назад, и вот теперь вижу здесь, на этой сцене, а Ваша музыка все молодеет...
Может быть, это потому, что в молодости человек отягощен проблемами. А.теперь мои дети выросли и я осталась наедине со своей музыкой.
Каковы ваши ориентиры в джазовом вокале?
Я не могу назвать слишком уж много имен. Конечно, Capa, Элла, Билли (Воэн, Фицджералд, Холидей - ред.). Увы, но я не вижу никого, кто мог бы их заменить. Все так изменилось Можно записать диск у себя дома и сидеть часами, шлифуя звучание. А сорок лет назад у вокалиста был один дубль, ну — два дубля в студии, и все.Вот это было подлинное мастерство...
— Как часто вы выступаете в Бразилии?
]
— Да уже больше двадцати лет я не выступала в Бразилии.
— Но вы ездите туда?
— Да, отдыхать — дома, у моей матери в Рио. Когда я уехала из Бразилии во Францию, я решила, что буду толыко приезжать туда в отпуск, чтобы впитать немного энергии своей страны. Но я больше не хочу бороться за место под солнцем в культуре Бразилии - у меня там не так много шансов. Если здесь, вне Бразилии, женщине трудно стать музыкантом, то в Бразилии это почти невозможно. Если вы знаете бразильскую музыку, то вы обнаружите, что там нет другой женщины, кроме Тани Марии, которая бы играла на фортепьяно и пела. Дело в том, что в Бразилии самый типичный инструмент - гитара. Но не фортепьяно. Так что, против того, чтобы оставаться в Бразилии, были три моих греха - я женщина, пианистка и черная.
Разве в Бразилии есть расовая сегрегация?
Не в том смысле, что в США - у нас нет боязни межрасовых контактов, к тебе не брезгуют прикоснуться, как в Штатах. Но социальные, экономические барьеры есть. Посмотрите на бразильское правительство: сколько там черных? То-то и оно. Или вы знаете другую черную пианистку из Бразилии? если знаете - скажите мне. Конечно, сейчас все меняется. Но я говорю о том, что было лет сорок назад, когда я росла. И я не жалуюсь. Я люблю свою страну, это лучшая страна в мире, но я, будучи черной, не могла делаьб в своей стране то, что мне хотелось делать.
Какова Ваша обычная публика? Каков ее возраст?
А я не знаю. Я не смотрю на публику, когда играю. Когда я играю, я не здесь, я в космосе Я— музыкант, который в первую очередь играет для себя. И кроме того, я на сцене ношу темные очки, я близорука, и мне надо защищать глаза от яркого света. Зато я могу слышать свою аудиторию. Я слышу, что они аплодируют! (смеется)
Карина Кожевникова - наиболее яркая и быстрорастущая звезда на российской джазовой сцене. Уникальный, завораживающий тембр ее голоса, прекрасное владение техникой вокальной импровизации "скэт", обширный репертуар, глубокое проникновение в суть ...
Летом 2005 года Джэй Клэйтон проводила мастер-классы в миланской Академии Вивальди. 12 июня с ней побеседовала наш корреспондент Ева Симонтакки. Ниже представлен текст этого интервью. Ева Симонтакки: Джэй, как в вашей жизни все начиналось: ...
"Гамбарини - истинная наследница Эллы Фитцджеральд, Сары Воэн и Кармен МакРэй" Kevin Lowenthal, Boston Globe Роберта Гамбарини родилась в Турине, Италия, в семье, где джаз очень любили и разбирались в нем. Еще ребенком она начала слушать музыку, ...
Джаз-кафе «Поющие фонтаны» стало очередным местом встречи минских поклонников и ценителей джазовых импровизаций с исполнителями мирового уровня. 28 марта 2007 года королевой вечера и богиней «Фонтанов» была сама Neda Malunaviciute, или просто ...
10 декабря 2012 года в Минске в рамках фестиваля «Alfa Jazz Rock Fest in Belarus» состоится концерт легендарного джазового вокалиста Эла Джерро (Al Jarreau). Концерт на сцене Белорусского академического музыкального театра начнется в 19:00, а с 16 ...
Мир джаза, как и любой другой музыки, живет эпохами. Была эпоха Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона. Ее сменила эпоха Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Потом пришли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. Сейчас заканчивается эпоха Стиви Уандера, Джорджа Бенсона ...
История белорусской популярной музыки богата на интересные события и имена. В начале пути энтузиасты-рокеры были совсем молодыми людьми и тогда даже не осознавали, что стоят у истоков нового музыкального направления современности. Теперь, по ...
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...