Clarens Gatemouth Brown - Блюзовый сандвич: Техас и Луизиана
19.11.2015
Кларенс 'Гейтмаус" Браун провел на сцене больше 50 лет и за это время преподнес слушателям всего мира острейшую пряную смесь из блюза, кантри, джаза, фанка, блюграсс и зайдеко. Виртуоз гитары, скрипки, губной гармоники, мандолины и ударных, Браун умудрялся успешно сотрудничать с такими разными по духу звездами, как Альберт Коллинз, Фрэнк Заппа, Лонни Брукс, Эрик Клэптон, Джо Луис Уокер... В последнее время артист много записывается на лейблах Verve и Blue Tftumb (Universal Music).
Кларенс "Gatemouth" Браун — патриарх американского черного блюза — родился аж в 1924 году в Винстоне, штате Луизиана. Его отец тоже был мультиинструменталистом, он привил сыну вкус к кантри-блюзу, а дальше Кларенс уже взялся за самую разную музыку самостоятельно. Он — типичный американский музыкант-самоучка. То есть, конечно, отец обучал его музыкальной грамоте, но это было не главным — Браун стремился до всего.дойти самостоятельно. А музыка, которая окружала его в детстве, была настолько разной и эклектичной, что даже трудно сейчас это представить. Семья Брауна переехала в Техас, когда он был еще маленьким, и он вспоминает, что кроме кантри, кейджуна, блюза, госпел, везде в большом количестве звучали французские традиционные песни и... немецкие польки. Как-то с трудом верится в то, что в тогдашнем Техасе играли французскую и немецкую музыку, но это факт. Кларенс говорит: "Все, буквально все в то время и в том месте, где я жил, играли хоть какую-нибудь музыку".
Браун не любит, когда его называют просто гитаристом. Хоть гитара и была его первым инструментом (и остается одним из основных до сих пор), ему... не нравится звучание блюзовой гитары у большинства блюзменов. Он так комментирует свою нелюбовь: "Не то; чтобы я не любил блюзовых гитаристов, вовсе нет, но я не люблю стиль их игры. Я сам предпочитаю стиль духовиков — я ведь вырос, слушая биг- бэнды Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона, Луиса Джордана. Хоть я и не играю на трубе или саксофоне, но то, что я делаю на гитаре, ближе по духу к тем инструментам". Очень необычное признание для человека, который всю жизнь играет блюз и находится, само собой, в окружении сплошных гитаристов.
Свою профессиональную музыкальную деятельность Кларенс Браун начал в сороковых годах в военном бэнде во время службы в армии. В этом оркестре он работал барабанщиком и исполнял традиционный биг-бэндовый репертуар. После увольнения он работал в разных музыкальных ревю и водевилях до тех пор,:пока с ним не приключилась история, позволившая занять место на большой блюзовой сцене. Классический пример, когдз счастливый случай выводит человека на широкую публику и он сразу становится популярным.
Значит, дело было в Хьюстоне в 194? году в знаменитом местном клубе Peacock Club. Браун пришел послушать выступление тогдашней всеамериканской блюзовой звезды Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker). Собралась изрядная толпа. Браун был около самой эстрады и вдруг он увидел, что прямо посередине песни Уокер перестал играть,’снял гитару, положил ее на сцену и потихоньку ушел. (Как потом оказалОсЬ.он просто неожиданно плохо себя почувствовал.) Оставшиеся музьканты тоже перестали играть и возникла пауза, наполненная только недоуменным гулом зрителей. Как потом признавался сам Браун, он действовал словно по подсказке свыше. Он подобрал с пола уокеровский "Гибсон" и начал играть и петь собственную вещь Gatemouth Boogie. Барабаны и бас подхватили ритм и через две минуты публика уже просто ревела от восторга. Это вышло круче, нем шоу самого Ти-Боун Уокера! К середине песни зрители пришли в тakoe неистовство, что начали кидать банкноты прямо на пол перед гитаристом. Кларенс после десяти-пятнадцати минут выступления собрал со сцены целых 600 долларов Это и сейчас немалые деньги, а в сороковые годы на такую сумму в Америке можно было безбедно жить несколько месяцев.
Уокер, понятное дело не был в восторге от того, что на его концерте кто-то другой срывает успех у публики, но ничего поделать он уже не мог. А для Брауна наступил звездный момент. Владелец клуба, Дон Роби, специально собрал для него ритм-энд-блюзовый оркестр из 23 человек (!) и они отправились в большое турне по Югу и Юго-Западу США. В том же самом 1947 году новоиспеченный лидер бэнда выпустил свою первую пластинку на голливудском лейбле Alladin Records.А когда оказалось, что эта компания не очень-то заботится о.рекламе и продвижении своего артиста, Дон Роби основал собственный лейбл Peacock Records, на котором выпускал одну за одной пластинки Брауна. Практически все они — Okie Dokie Stomp, Boogie Rambler, Just before Dawn, Dirty Work At The Crossroads и многие другие сразу же становились хитами. Kларенс Браун практически в одиночку нраскрутия* Peacock Records и через несколько лет это была уже крупная уважаемая фирма, выпускающая в основном ритм-энд-блюз и подписавшая контракты С такими популярными исполнителями, как Бобби "Blue" Блэнд,' Джуниор Паркер и Джо Хинтон.
В начале 60-х Браун расстался с Peacock Records и переехал в Нэшвилл, где принимал участие в телевизионном ритм-энд-блюзовом шоу "The Beat" и записывал кантри-музыку.; Все же Нэшвилл считается столицей кантри и артист смог там развернуться в своем очередном образе. А потом в его судьбе случился очередной неожиданный, но, к счастью, недолгий поворот. Что-то начало глохнуть в его музыкальной карьере. Середина 80-х была не'лучшим временем для кантри-блюза в Америке — все поголовно увлеклись "Битлз" и "Роллинг Стоунз", на подъеме был чикагский мощный бпюз-рок. Кларенс Браун махнул на все рукой, уехал в Нью-Мексико и стал... помощником шерифа. Да уж, из бпюзмена в полисмены — крутая смена обстановки. ‘Пару лет на этои должности дали ему много чисто бытового опыта — насмотрелся на все стороны жизни.
И тут в начале 70-х у него началась гастрольная жизнь. В Европе, в отличие от США, как раз возник новый интерес к блюзу и npo Брауна вспомнили его промотеры. Первой под его напором пала Франция, далее, как говорится;' везде. Браун стал почетным "послом мира" от Госдепартамента США и в этом качестве объездил столько стран, что сейчас уже сам затрудняется все их сразу вспомнить. Кстати, в 1979 году он выступал и в СССР, и не каких-нибудь пару несчастных концертов, как многие другие зарубежные гастролеры за "железным занавесом* а провел в Союзе целых шесть недель! В Европе Кларенс Браун записал в те тоды девять альбомов, а в США его долгоиграющая пластинка Blackjack появилась в 1977 году на лейбле с очень ориги-нальным-названием Music Is Меdicine (Музыка зто лекарство"). Кстати, отличное название, так и тянет продолжить такую идею. Альбом он записывал в городе Богалуза, штат Луизиана—его любимом до сих пор месте.-Он перебрался жить в Новый -Орлеан (в том же шгате) и с головой ушел в блюз
В 1982 году пёрвый его на фирме Rounder Records альбом Alright Again собрал почти все престижные призы, какие только смог. Oн получил Трэмми" в категории "Лучщий традиционный блюз" и премию У.ХэнДи как лучший инструменталист. С тех пор его альбомы стали постоянно присутствовать в списках номинантов на "Грэмми", а премий им- У.Хэнди у него на сегодняшний день уже около десяти.
В девяностые годы Кларенс Браун активен как никогда. Добрый десяток альбомов плюс возобновленная гастрольная деятельность, которая добралась до Австралии и Новой Зеландии, доказывают, что музыкант находится на подъеме творческих сил. Артист не побоялся даже съездить в такие политически нестабильные страны, как Никарагуа и Гондурас,-хотя его и отговаривали от опасных туров. На все доводы у него было только одно возражение: *Если эти люди не могут приехать сюда, я еду к ним".
Последний альбом Брауна, Back to Bogalusa, вышел на лейбле Blue Thumb {UniversaJ Music).В отличие от двух предыдущих, техасских по настроению музыки, проектов American Music, Texas Style и Okie Dokie Stomp, "Возвращение в Богалузу" - подчеркнуто луизианский, фолк-блюзовый альбом.Да и записывался он в любимой студии Брауна в Богалузе Studio In The Country на классическом аналоговом оборудовании, на котором работали еще Луи Прима и группа Blues Traveller. Здесь же был записан и самый титулованный альбом Брауна Alright Again. Музыкант говорит, что предпочитает это место всем остальным за то, что оно, во-первых,вдалеке от суеты большого города и здесь не принято спешить. Можно расслабиться, не думать о жестком графике и просто делать свое дело так, как оно этого требует.А во-вторых, там, по его мнению,самые чудесные в американской природе места.
В одной из песен с диска, Dangerous Critter, автор рассказывает о своей жизни по соседству с крокодилом - это не выдуманная история.Браун действительно жил одно время в доме на берегу около протоки и рыбачил прямо со своей веранды, а большой крокодил жил тут же рядом. "Аллигатор не беспокоит меня, - рассказывает Браун, - Я его не трогал, и он меня тоже". Музыкант считает, что несмотря на крокодилов и змей, Луизиана осталась одним из немногих мест в США, где люди пребывают в согласии с природой.Он хотел, чтобы в его музыке отразилось это ни с чем не сравнимое ощущение жизни вдали от большой цивилизации.
Так уж все устроено в истории человечества: время и место, пересекаясь на одной какой–то личности, могут вознести ее очень высоко. История рока подчиняется этим же законам. В 60–х время и место, пересекаясь особенно часто на парнях с ...
История джаза — это не только история музыки, но еще и история жизни и смерти оркестров, ансамблей, студий и фирм грамзаписи, музыкальных издательств и, конечно же, самих джазовых музыкантов. И наполнена эта история таким количеством драматических ...
Большое мастерство и столь же большая известность не всегда ходят рядом. Иногда по воле случая, иногда по воле самого музыканта... Как вы думаете, про какого гитариста могут быть эти строчки, опубликованные в различной американской прессе после ...
Трудно объяснить, почему Нгуен Ле (Nguen Le) относительно незаметен (по крайней мере, в Соединенном Королевстве), учитывая глубину и разнообразие его музыки, а также тот факт, что никогда еще в джазе гитара не занимала такие влиятельные позиции, как ...
Один известный ученый полушутя- полусерьезно говорил, что физику-теоретику для работы необходимы лишь диван, карандаш и бумага. Композитор, работающий над очередным сочинением, почти столь же неприхотлив: лишь бумага желательна нотная, да диван ...
Шести футов четырех дюймов роста и весом 250 фунтов, Альберт Кинг возвышается на голову над бесчисленными гитаристами, внесшими свою лепту в развитие послевоенного блюза. Внешне узнать его можно мгновенно — по росту, неизменной трубке, зажатой ...
Я просто люблю играть блюз. Я получаю от этого удовольствие. И теперь, когда я могу уже не думать о деньгах, я играю и пою только из любви к 5люзу. Иногда мой менеджер говорит мне, что мы получим за концерт всего по 50 центов с билета, а я отвечаю ...
Я не биограф, впрочем, от меня это и не требуется. Мне не надо дотошно описывать жизнь музыканта, боясь не упустить ни одной жены и любовницы, тревожиться о каждом бонус-треке на очередном релизе. Мое дело — это небольшая статья о большом черном ...
Один из виднейших физиков прошлого столетия, в ответ на восторги по поводу революционных открытий в этой области знаний в ХХ веке, заметил скромно, но очень метко: «Нам было легче. Мы ведь стояли на плечах у гигантов». Ученый имел в виду ...
Кристофер Энтон Ри – неутомимый популяризатор блюза, неповторимый гитарист и эмоциональный вокалист – талантам своим обязан тому невообразимому коктейлю из итальянской, ирландской и югославской крови, что течет в его жилах. Впечатленный игрой ...
Кен Барнс не упомянул о Джанго Рейнхардте в своей девятнадцатичасовой кинодокументальной эпопее о джазе. Это одна из досадных оплошностей фильма в довольно подробно изложенной истории джаза. Джанго Рейнхардт был одним из самых значительных ...
Вместо предисловия (1), короткое Так случилось, что я начал делать обзоры для журнала JК с диска Эрика Клэптона Мe And Mr. Johnson. Я никогда не делал этого прежде, и, наверное, не занимался бы этим после. Но, волею случая, судьба связала меня с ...