nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Gary Moore

Gary Moore  23 апреля всемирно известный музыкант Гари Мур приехал в Минск с единственным концертом. Своей необыкновенной игрой, построенной на зажигательных ритмичных импровизациях, и мощной энергетикой лирических композиций он заставляет слушателей то смеяться, то плакать. В столице Беларуси король белого блюза выступил с программой Still Got The Blues, в которой представилсвои лучшие песни.

Гитарист, вокалист, композитор, аранжировщик и продюсер Роберт Уильям Гари Мур родился в Белфасте, Северная Ирландия, 4 апреля 1952 года. Рос парень в потомственной рок-н-ролльной семье. Его отец заведовал танцевальным залом в курортном местечке Холливуд (т.е., Голливуд) в 15 верстах от Белфаста, где пятилетний Гари Мур каждую субботу слушал танцевальный джаз-бэнд. «Был в этом оркестре басист, – вспоминает Гари Мур, – который хоть и дергал струны, но никто ни единого басового звука в общем грохоте никогда не слышал. Однажды он куда-то вышел, да и не вернулся, а я залез на сцену и дергал струны вместо него. Мне понравилось. Потом еще, в шесть лет, помню, отец попросил меня спеть. К микрофону подставили стул, я влез на него и исполнил песню Sugar Time («Сладкое время»). Мне похлопали, и с этого момента пути назад для меня уже не было: сценическая зараза въелась в меня навсегда».

Когда Гари подрос, его отдали учиться на фортепиано, но учитель больно лупил линейкой по пальцам, из-за чего на некоторое время пыл к музыке охладился. Но когда отец купил сыну акустическую гитару «Фрамус», страсть эта запылала в нем с новой силой. «Гитара эта, – ностальгирует Гари, – была с меня ростом, но я был в восторге: можно было сидеть и подбирать мелодии Shadows. Отец показал мне, как брать на гитаре аккорд ля-мажор, и на этом, собственно, мое музыкальное образование закончилось. До всего остального я доходил сам, имитируя разных гитаристов».

В 11 лет у Гари уже была своя группа The Beat Boys, имитировавшая Beatles, чем и брала призовые места на школьных конкурсах. Спустя еще три года Гари Мур знал весь репертуар известного тогда блюзмэна Пола Баттерфельда, от музыки которого млели все девчонки (так что его новое увлечение было со стратегическим уклоном).

К 16-ти годам уровень умения Муром владеть гитарой вырос настолько, что он мог сходу подменить гитариста незнакомой ему группы прямо на сцене, услышав только первую часть неизвестного риффа. Этим он добыл себе славу среди местных музыкантов, и его часто приглашали в роли сессионщика во множество команд самых разных направлений. На одном из таких выступлений Гари познакомился со странным типом – вокалистом группы Skid Row Филом Лайноттом, который и пригласил талантливого музыканта к себе, посулив 15 фунтов в неделю и собственную квартиру в Дублине – как тут было устоять?

В 1969 году на дублинском национальном стадионе проходил концерт известной группы Fleetwood Mac, где Skid Row открывали первое отделение. Гитарист Fleetwood Mac, знаменитый Питер Грин, заприметил тогда 16-летнего Гари Мура и пригласил его к себе в гостиницу, где они сидели и играли на гитарах до самого утра.

Вскоре Фила Лайнотта выгнали из Skid Row, но вокалист не остался без дела: через несколько месяцев после этого он собрал группу Orphanage («Сиротский приют»), а потом – Thin Lizzy, в которую снова пригласил не кого-нибудь, а Гари Мура. Вскоре 19-летний музыкант оставил свою группу Skid Row, где был руководителем и в которой играл более трех лет, записав три альбома. Ответственная роль лидера, по его собственному признанию, в таком юном возрасте была для него нагрузкой непомерной, и к моменту ухода из коллектива у него был уже нервный срыв.

Thin Lizzy были группой успешной, и Гари Мур, снявший с себя бремя ответственности, зажил весело и беззаботно. И даже больше. «Половину концерта Thin Lizzy, – вспоминает он, – я либо стоял на коленях, либо валялся на спине, поражая публику молниеносными пассажами на гитаре. Играть-то я мог, но вот встать на ноги частенько был не в состоянии. Короче – мне нужна была жизненная дисциплина, четкое направление, мне нужно было выбраться из саморазрушающего образа жизни типичного рок-гитариста».

Из этих соображений Гари Мур и оставил Thin Lizzy, присоединившись к «серьезной» группе Colosseum II («Колизей 2»), исполнявшей техно-рок, в которой профессионализм и музыкальная подготовка ценились пуще всего, а звучание было усложнено до предела.

«Все слушали и пытались подражать людям типа Джона МакЛафлина, – говорит Гари Мур, – но сам МакЛафлин и другие образцы для подражания – пианист Чик Кория, ансамбль Weather Report – вышли из джаза. Я же вышел из рока и, пытаясь подражать этим большим музыкантам, не имел ни теоретической, ни гармонической подготовки. После концерта нервное истощение бывало таким, что мне нужно было целый час отлеживаться».

Позже возникли какие-то попытки продолжить совместную деятельность с Thin Lizzy, но из этого опять ничего не вышло: Фил серьезно подсел на стимуляторы, и с ним было невыносимо работать. Тогда Гари осел в Лос-Анджелесе, где и собрал группу G Force («Сила притяжения»), с которой записал альбом, но волны эта пластинка не сделала. Единственные гастроли в ее короткой истории продолжались всего три недели – это было турне по Англии в первом отделении концерта группы Whitesnake. «Наш солист, Вилли Ди, – вспоминает Гари Мур, – был сплошное недоразумение: во время концерта, например, он спотыкался о кабели, падал на колонки. Это было смешно до слез, но мое имя, моя карьера рушились буквально на глазах. Поклонники Whitesnake во время концерта рвали обложки наших пластинок и кидали их прямо на сцену».

А в 87 году умирает неугомонный прожигатель жизни Фил Лайнотт, чья смерть потрясла мир рок-музыкантов. Пластинка Гари Мура 1987 года под названием Wild Frontier почтила память бывшего соратника.

Следующую свою пластинку, After The War, Гари записал сольно в жестком металлическом стиле, как советовали компании звукозаписи. Альбом получился весьма интересным, но был принят холодно – просчитались стратеги шоу-бизнеса…

«Я вдруг понял, – говорит Гари Мур, – что не хочу больше состязаться с 18-летними, не хочу становиться голливудской известностью, которой приходится делать подтяжки лица и красить волосы перекисью только для того, чтобы появиться на обложке собственной пластинки. Мне всегда хотелось играть блюз. За кулисами, перед выходом на сцену, я наигрывал для услады души блюзовые переборы и ходы, чувствовал – эта музыка для меня. Как ни странно, но звукозаписывающая компания мою мысль поддержала, они согласились также с тем, что пластинка не должна была быть вычищенной, отполированной и наманикюренной. Мне хотелось шершавости звука, напоминающего натруженные мозолистые руки».

Первая блюзовая пластинка называлась Still Got The Blues, и вот она-то, как ни странно, оказалась наивысшим достижением Гари Мура в коммерческом смысле, разойдясь тиражом более 3 миллионов экземпляров. «До этого, – говорит Гари, – мне и миллион-то потянуть не удавалось никогда. Первая пластинка придала уверенности в себе в том смысле, что, оказывается, можно записывать любимую музыку, безо всякой скидки на популярность, и музыка эта будет нравиться многим. Я всегда это подозревал, но когда жизнь бьет по голове, начинаешь в себе сомневаться. Пластинка After Hours – это альбом такого рода, который я всегда желал Эрику Клэптону, но от Эрика я этого не дождался и решил это сделать для него, или – за него».

«Я слушал всех гитаристов подряд, и неважно – хороши они технически, или нет. У каждого из них я чему-нибудь научился, – рассказывает Гари Мур, – вот этим я и занимался все годы: искал и учился». Во время записи альбома After Hours Гари довелось поучиться у настоящих ветеранов и классиков жанра. На запись были приглашены гиганты и титаны блюза: Альберт Кинг, Альберт Коллинз и Мистер Блюз собственной персоной – гитарист Би Би Кинг. Все трое – известнейшие музыканты с мировым именем и богатейшим опытом, но начинали они простыми людьми, во многом и оставшись ими. По этому поводу Гари однажды рассказал любопытную историю: «На записи в студии Альберт Кинг набил табаком трубку, а потом стал спрашивать огонька: мол, дырка в кармане – зажигалка и выпала. Но когда он встал прикурить, раздался оглушительный грохот железа – это из дырявого кармана на пол высыпалась целая обойма револьверных патронов. И каким только образом он прошел контроль в аэропорту с этими боеприпасами? Увидев удивленные лица, Альберт Кинг вытащил удостоверение помощника шерифа, и с гордостью его всем продемонстрировал. «Меня можно найти круглые сутки, – сказал он, – если не застанете дома, звоните мне прямо в полицейскую машину».

Удивил и порадовал Гари Мура еще и Би Би Кинг, которому не пришлось звонить в полицейскую машину – он сам связался с нашим героем после того, как купил и прослушал его первый блюзовый альбом Still Got The Blues. Позвонил и просто предложил свои услуги. Когда Гари пригласил его на запись, Би Би Кинг прилетел из Америки самолетом «Конкорд», пришел утром в студию, за час записал все свои гитарные партии, еще за полтора напел весь свой вокал, вечером снялся в видеоклипе и наутро вернулся в Соединенные Штаты. «Если б надо было, – сказал он на прощанье Гари Муру, – то я бы это все сделал бесплатно».

Следующий альбом музыканта назывался Blues Alive и был записан на Virgin Records в 1993 году, а в 1994 там же вышел сборник Ballads & Blues 1982-1994.

Сейчас Гари Мур по праву является первым номером английской блюзовой сцены, а его творчество высоко оценено не только миллионами любителей музыки, но и родоначальниками блюза, что, безусловно, говорит о многом.

Максим КОЗЛОВ

jazz-Квадрат, №3/2008




стиль
блюз
автор
Максим КОЗЛОВ
страна
Великобритания
музыкальный стиль
блюз-рок


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела гитаристы

  • стиль: блюз, блюз
Эти заметки были сделаны в ходе интервью с гитаристом Темуром Квителашвили 10 февраля 2006 года в Ателье Vintage Guitar в Москве. Само интервью публикуется в популярной прессе. Здесь же собраны записи, представляющие интерес для узкого круга. Во ...
  • стиль: джаз, джаз
Недостаточно свободный от всех правил для чистого авангарда, одновременно недостаточно традиционно мыслящий для мейнстрима; логичный и зачастую очень последовательный в своих построениях, тем не менее абсолютно непредсказуемый; не сыгравший за всю ...
  • стиль: блюз, блюз
Элвин Бишоп начинал играть блюз во времена, когда вопрос "может ли белый парень сыграть блюз?" вызывал дискуссии, заканчивавшиеся дракой. Вопрос чудной, поскольку белые парни играли блюз по крайней мере от начала эпохи звукозаписи (о чем ...
  • стиль: блюз, блюз
Встретить такие восторженные слова в последнее время — не редкость в журналах "Blues Revue", "Living Blues" и "Guitar Worls". Три альбома Майкла Хилла на фирме "Alligator Records" один за другим последовательными мощными ударами вознесли и закрепили ...
  • стиль: блюз, блюз
Так уж все устроено в истории человечества: время и место, пересекаясь на одной какой–то личности, могут вознести ее очень высоко. История рока подчиняется этим же законам. В 60–х время и место, пересекаясь особенно часто на парнях с ...
  • стиль: джаз, джаз
История джаза — это не только история музыки, но еще и история жизни и смерти оркестров, ансамблей, студий и фирм грамзаписи, музыкальных издательств и, конечно же, самих джазовых музыкантов. И наполнена эта история таким количеством драматических ...
  • стиль: джаз, джаз
Большое мастерство и столь же большая известность не всегда ходят рядом. Иногда по воле случая, иногда по воле самого музыканта... Как вы думаете, про какого гитариста могут быть эти строчки, опубликованные в различной американской прессе после ...
  • стиль: джаз, джаз
Трудно объяснить, почему Нгуен Ле (Nguen Le) относительно незаметен (по крайней мере, в Соединенном Королевстве), учитывая глубину и разнообразие его музыки, а также тот факт, что никогда еще в джазе гитара не занимала такие влиятельные позиции, как ...
  • стиль: джаз, джаз
Один известный ученый полушутя- полусерьезно говорил, что физику-теоретику для работы необходимы лишь диван, карандаш и бумага. Композитор, работающий над очередным сочинением, почти столь же неприхотлив: лишь бумага желательна нотная, да диван ...
  • стиль: блюз, блюз
Шести футов четырех дюй­мов роста и весом 250 фун­тов, Альберт Кинг возвыша­ется на голову над бесчислен­ными гитаристами, внесшими свою лепту в развитие после­военного блюза. Внешне уз­нать его можно мгновенно — по росту, неизменной трубке, зажатой ...
  • стиль: блюз, блюз
Я просто люблю играть блюз. Я получаю от этого удовольствие. И теперь, когда я могу уже не думать о деньгах, я играю и пою только из любви к 5люзу. Иногда мой менеджер говорит мне, что мы получим за концерт всего по 50 центов с билета, а я отвечаю ...
  • стиль: блюз, блюз
Я не биограф, впрочем, от меня это и не требуется. Мне не надо дотошно описывать жизнь музыканта, боясь не упустить ни одной жены и любовницы, тревожиться о каждом бонус-треке на оче­редном релизе. Мое дело — это небольшая статья о боль­шом черном ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com