nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Django Reinhardt - Бибоп и цыганское наследство


Django Reinhardt - Бибоп и цыганское наследство  Кен Барнс не упомянул о Джанго Рейнхардте в своей де­вятнадцатичасовой кинодокументальной эпопее о джазе. Это одна из досадных оплошностей фильма в довольно подробно изложенной истории джаза. Джанго Рейнхардт был одним из самых значительных европей­ских джазовых музыкантов сво­его поколения, первым из евро­пейцев, оказавших заметное влияние на американский джаз. Его яркие, образные импровиза­ции вдохновляли многие поко­ления гитаристов. На них учи­лись джазовые гитаристы Чарли Кристиан, Вес Монтгомери, Барни Кессел и Джо Пасс. Влия­ние Рейнхардта можно просле­дить в творчестве гитаристов рока и фьюжн—Джона Маклаф­лина, Карлоса Сантаны, Роберта Фриппа из King Crimson, Энди Саммерса из The Police. Гармо­нические идеи Джанго Рейн­хардта намного обогнали свое время и стали удивительно по­лезной школой для тех гитарис­тов, которые учились играть на гитаре самостоятельно, не зная музыкальной теории. Некото­рые из его прекрасных ориги­нальных композиций стали джазовыми стандартами. К их числу можно отнести Nuages, Manoir des Mes Reves, Melodie au Crepuscule и другие.

Первая известность пришла к нему в квинтете Hot Club de France, струнном составе, орга­низованном скрипачом Стефа­ном Граппелли. Группа возник­ла случайно. "Знаете, мы оба иг­рали в одном и том же оркестре в отеле с контрабасистом Луи Вола, — вспоминал Граппелли в интервью 1978 года журналу Guitar Player. — Я играл там на скрипке. Когда оркестр должен был играть танго, Джанго ухо­дил со сцены с гитарой. Однаж­ды у меня порвалась струна, и я пошел ее менять — с этого все и началось. Джанго сидел и наиг­рывал что-то. Я натянул струну и стал играть вместе с ним. По­мню, мы развлекались, играя Dinah, и решили каждый день так развлекаться для собствен­ного удовольствия, как Эдди Ланг и Джо Венути. У нас обоих был получасовой перерыв. И нам было здорово вместе, пото­му что я сразу оценил и почувст­вовал талант этого парня, его ге­ниальность. В один прекрасный день к нам зашел брат Джанго, Джозеф, со своей гитарой. Ви­димо, он работал где-то побли­зости. Он появился в тот мо­мент, когда мы только начали играть, и присоединился к нам. А вскоре затем Луи Вола прита­щил свой контрабас и заиграл с нами. Мы так заигрались, что за­были в тот день вернуться во­время на сцену. Прибежал раз­гневанный менеджер и заорал: "Что вы тут делаете?" С тех пор каждый день мы вчетвером иг­рали вместе, пока оркестр играл танго". Юг Панасье, редактор журнала Jazz Hot, пришел по­слушать "забавное маленькое комбо", как называл его Грап­пелли, и решил организовать для них концерт. "Концерт имел успех, — продолжал вспоми­нать Граппелли. — Но тут Джан­го возмутился и сказал: "Когда я играю, мне аккомпанируют только брат и Вола. А когда ты играешь, тебе аккомпанируем мы втроем. Поэтому я хочу, что­бы с нами играл мой кузен Roger Chaput. Так нас стало пятеро. "

Квинтет Hot Club de France не сразу заслужил всеобщее при­знание. Первые записи раскри­тиковали как "слишком модер­новые", но с 1935 по 1939 годы квинтет становился все попу­лярнее. Пластинки Djangology, Limehouse Blues, Swing Guitars, Mistery Pacific, Minor Swing ста­ли бестселлерами, и квинтет много и успешно гастролиро­вал по городам Европы. Квинтет достоин того, чтобы о нем по­мнили. Их музыка была чисто струнным джазом, проникно­венная и исполненная с чисто галльским романтизмом. Играя на струнных инструментах без ударника, музыканты потряса­юще свинговали, но, возможно, современному слушателю бу­дет непривычно слушать такую музыку в больших дозах.

Выпуск диска Souvenirs стал попыткой широко представить разнообразную палитру произ­ведений квинтета, записанных на Decca в 1938,1939 и 1946 го­дах. Качество звучания этой за­писи удивительно чистое, но сохранившее первозданность исполнения своего времени. Инженеры студии Decca удели­ли особое внимание уникаль­ности звучания каждого инст­румента, записав их с помощью большого количества микро­фонов. Музыканты могли рас­слабиться и просто играть. Не было необходимости форсиро­вать звук, чтобы быть услышан­ными в записи. Рейнхардт и Граппелли звучат более ясно и определенно, чем в ранних за­писях квинтета. И это увеличи­вает остроту восприятия контрастного и блестящего стиля этого дуэта в исполнении джазовых стандартов Honeysuckle Rose, Night and Day Кола Портера и Sweet Georgia Brown, а также в ори­гинальных композициях Рейнхардта-Граппелли Souvenius, Daphne, Stompin'At Decca, свинговых HCQ Strut и My Sweet. В дуэте 1938 года, оригинальной композиции Nocturne, поражает удиви­тельный ансамбль между эти­ми двумя мастерами импро­визации.

Никто так не отли­чался друг от друга, как эти два музыканта. Рейнхардт, цыган по происхождению, свобод­ный, независимый бродяга, одинаково счастливый как с удочкой в руках, так и с гита­рой, и Граппелли — мягкий, воспитанный и добродуш­ный. Но при этом они оказа­лись способны на удивитель­ное музыкальное сотрудни­чество, которое по-прежнему потрясает слушателей спустя почти семьдесят лет. Другой удачный пример — выпуск компанией Blue Note плас­тинки The Best of Django Reinhardt- антологии в одном диске. Начиная с Limehouse Blues для этого диска были отобраны 18 лучших произ­ведений с 1936 по 1948 год, включая невероятную импро­визацию Джанго в I'll See You In My Dreams Джорджа Кана. В ней есть также оригинальная версия Nuages, хита Франции времен второй мировой вой­ны; Place de Brouckere, кото­рая является единственной записью с биг-бэндом, а также композиция Diminushing — одна из авангардных, создан­ных под влиянием би-бопа, взятая с оригинальной запи­си возрожденного квинтета 1947 года Квинтет распался с нача­лом войны в Европе. Рейнхардт и Граппелли не виде­лись больше шести лет до ян­варя 1946 года. Результатом долгожданного воссоедине­ния стала запись трех произ­ведений — композиций Джанго Love's Melody, Nuages и Lisa (All the Clouds'll Roll Away) Джорджа Гершвина. Все они вошли в альбом Souvenirs. Это была потрясающая встре­ча. Как написал в биографии гитариста Чарльз Деланэй, "...они окунулись заново в вол­шебное чудо прошлого. Каза­лось, что для них нет ничего невозможного. Стефан был таким счастливым, что играет опять с Джанго, что его вдох­новение расцветало на гла­зах, такое же свободное, как прежде, казалось, его инстру­мент играет сам по себе. Вре­мя от времени он бросал удов­летворенный, даже благодар­ный взгляд на Джанго, кото­рый был в этот момент его не­отъемлемой частью, лучшим в мире человеком, способным почувствовать и выразить вместе с ним его мысли и чув­ства".

Но Рейнхардт относился к воссоединению квинтета как к шагу назад. Он был прогрес­сивный музыкант, и его стиль совершенствовался все вре­мя. Он был ведущим музыкан­том Европы, который играл с американскими джазовыми музыкантами, гастролиро­вавшими в Париже. Играл и записывался с Барни Бигардом, Рексом Стюартом и Дики Веллсом из оркестра Дюка Эллингтона, Биллом Коулмэ­ном, Бенни Картером; Пинатсом Хуко из оркестра Гленна Миллера, Мелом Пауэллом, Эдди Саусом (скрипачом, ко­торого называли "черным ан­гелом скрипки") и многими другими. Он много почерп­нул у этих музыкантов, и к 1939 году цыганский колорит его гитарного стиля исчезает. Ему становится тесно в струн­ном формате состава, и, вер­нувшись в Париж, он реорга­низовывает квинтет, заменив скрипку кларнетом, добавив ударные инструменты и ритм гитары. В начале сороковых он также активно играет с не­сколькими биг-бэндами, час­то с весьма впечатляющим ре­зультатом.

В ноябре 1946 года Джанго стал приглашенным солис­том в оркестре Дюка Эллинг­тона, впервые взяв в руки эле­ктрогитару. Это было краткое турне по городам США — Кливленд, Чикаго, Сент-Луис, Канзас-Сити и Питтсбург с за­ключительным концертом в Карнеги-Холле в Нью-Йорке.

После турне он задержива­ется в Нью-Йорке. По вечерам он наверняка должен был по­сещать легендарную 52 улицу. В начале сороковых такие му­зыканты как саксофонист Чарли Паркер, трубачи Диззи Гиллеспи и Майлс Дэвис, гита­рист Чарли Кристиан, удар­ник Кенни Кларк и пианисты Мэри Лу Вилльямс и Телониус Монк регулярно играли в клу­бах на 52 улице, а после окон­чания программ часто соби­рались у кого-нибудь дома. Многим из них надоело иг­рать неизменные партии в биг-бэндах, и они искали лю­бую возможность поэкспери­ментировать и поимпровизировать вместе. Новые веяния сами собой вылились в созда­ние небольших джазовых со­ставов, и в прокуренных залах ночных клубов рождалось новое направление в джазе, которое было названо бибоп.

Европейскую аудиторию в основном не очень волнова­ло новаторство Джанго под влиянием нового стиля. Мно­гие тогда думали, что новый, грубовато изломанный стиль игры Джанго — просто реак­ция на электрогитару, к кото­рой он не смог до конца при­способиться. Эти умники счи­тают, что творческий пик его карьеры остался в прошлом, в тридцатых годах. Они требовали от него воссоединения с Граппелли и возрождения квинтета Hot Club de France. На самом деле это воссоеди­нение и совместные записи были продиктованы финан­совой необходимостью — со­держать новый квинтет Джан­го было очень тяжело, а про­дюсеры охотно платили за ностальгию.

К счастью, некоторым фир­мам и концертным агентам хватило ума выказать уваже­ние к творческим поискам му­зыканта. Три альбома нагляд­но демонстрируют новую, би-боповскую манеру Джанго и игру на электрогитаре.

The Quintette of the Hot Club of France был записан на GNP Crescendo вместе с Граппелли. И хотя качество звучания не все равноценное — диск был составлен из нескольких ста­рых отрывочных пленок пе­редач Radio Telediffussion Francais — исполнение по-настоящему блестящее. Первая дюжина произведений запи­сана в ноябре 1947 года, когда квинтет воссоединился. Так как это не было специальной студийной записью, квинтет играл в салоне, слышны по­сторонние звуки, наложен­ные на неувядаемые Tear, Daphne и Dinah (специально оставленные, чтобы сохра­нить ощущение старых вре­мен). Но настоящими сокро­вищами являются любимая баллада Джанго Manor des Mes Reves (Замок моей мечты), совместная композиция Рейнхардта и Граппелли R- Vindt Six и очень энергичное исполнение квинтетом Ol'Man Rive" Джерома Керна. Джанго демонстрирует не­сколько таких импрессиони­стичных соло и проводит со­став сквозь такие аккорды и контрапунктические ходы в риффах, что в это просто не верится. Последние восемь произведений взяты из дру­гой записи, сделанной в Же­неве, в Швейцарии 25 октября 1949 года. Джанго играет на электрогитаре в сопровожде­нии фортепиано, баса, удар­ных, кларнета и саксофона. Джанго, как и Эллингтон, ис­полняет свои старые компо­зиции в новой интерпрета­ции, демонстрируя свои но­вые достижения. Nuages, его старый популярный хит со­роковых годов, сыгран в мед­ленной, балладной манере на электрогитаре.

Brussels and Paris включает лучшие произведения Джан­го последнего периода. Поч­ти все отобранные компози­ции сыграны Джанго на элек­трогитаре в привычном квинтетном составе, но есть не­сколько записей, где состав расширен трубой и саксофо­ном. Рейнхардт сочинил и за­писал несколько произведе­ний под сильным влиянием бибопа в период между 1947 и 1953 годами, включая Del Salle, Babik (Bi-Bop), Impromptu, Fleche d'Or, Nuit de Saint-Germain-des-Pres и баллады Vamp и Anouman. Он оказался способен соединить сложные гармонические по­следовательности с широки­ми мелодическими интерва­лами бибопа, не теряя само­бытности романтического характера своей музыки. Le Soir, Chez Moi, I Cover the Waterfront и Deccaphonie, во­шедшие в этот альбом, были последними произведения­ми, записанными Джанго Рейнхардтом. Запись была сделана 8 апреля 1953 года, а Джанго умер от кровоизлия­ния в мозг 15 мая 1953 года. Она примечательна тем, что стала единственной, где Джанго играл без второго ме­лодического инструмента (например, кларнета или скрипки). Пианист Мартьял Солал и вибрафонист Сэди "Фате" Лэйлменд аккомпани­руют ему при поддержке Пье­ра Мишелота на басу и удар­ника Пьера Лемаршанда — его обычной ритм группы.

Peche a la Mouche был со­ставлен из записей Джанго, сделанных фирмой Blue Star в 1947 и в 1953 годах. Большин­ство произведений в этом альбоме — стандарты, кото­рые сам Джанго записывал несколько раз, и есть такие стандарты, которые Рейн­хардт записывал множество раз. Но эти примечательны тем, что сделаны во время войны с другим квинтетом (кларнет, акустическая ритм- гитара, контрабас и ударные). Но восемь отобранных запи­сей 1953года,гдеониграетсо стандартной ритм группой, можно рассматривать как яр­кий пример того направле­ния, в котором бы дальше раз­вивался Джанго, если бы не его преждевременная смерть.

Джанго Рейнхардт был и ос­тается значительной фигу­рой в истории джаза как ком­позитор и гитарист. Он был первым создателем опреде­ленного европейского джазо­вого стиля в то время, когда большинство его современ­ников подражали американ­ским записям. И Рейнхардт навсегда освободил гитару в джазе, интуитивно восприни­мая ее как оркестровый инст­румент, а не просто как не­большое добавление к ритм группе.

Великая музыка должна быть современной и всегда опережать свое время, и Рейн­хардту это удалось. С лихвой.

Постскриптум

Самое большое влияние Джанго оказал на цыганских музыкантов. Джанго был из рода Manouche, франко-говорящего румынского цыган­ского рода, расселенного в Бельгии, Голландии, Герма­нии и Эльзасе на севере Фран­ции. Музыканты из этого рода продолжали его музыкальное направление. Некоторые из них достигли международно­го признания. Трое из них на­иболее известны:

Бирели Лагрини (Bireli Lagrene)
' Начинал как преданный по­клонник стиля Джанго, но со временем вырос в одного из самых заметных гитаристов, играющих на электрогитаре в Европе. Его диск Live in Marxiac доказывает его само­бытность на сцене. Заворажи­вающие, захватывающие, вдохновенные — никаких прилагательных не хватит описать неистощимо причуд­ливые импровизации, кото­рые Лагрини демонстрирует в сопровождении всего лишь баса и ударных инструмен­тов. Это, безусловно, одарен­ный музыкант, не боящийся рисковать в своем творчестве. Его гармоническое мышле­ние необычайно современно, если не сказать — обгоняю­щее время.

Булу и Элиос Ферри (Boulou and Elios Ferre)
Вот слова музыканта и педа­гога Яна Крукшэнка: "Возмож­но, величайший дуэт в исто­рии гитары. Булу и его младший брат Элиос создали мощную команду. Они спо­собны сыграть виртуозно лю­бой отрывок музыки в пора­зительно разнообразных стилях, и если их кормить внутривенно, смогут, навер­ное, играть неделями без вся­ких репетиций. Булу спосо­бен уводить внимание слуша­телей в заоблачные выси, ис­пользуя цыганские приемы игры и, манипулируя слуша­телями, уводить их на более высокий уровень восприятия. Он отличается от других
цыган-гитаристов тем, что не копирует манеру игры Джанго, а предпочитает использовать его гармонические находки, смешивая со средневековыми формами и превращая все это в музыку, которая не только современна, но и устремлена в будущее".

Дерек В. БРАУН
Перевод Дины Курмангалиевой



Jazz-Квадрат, №3/2002


стиль
джаз
страна
Бельгия, Франция
музыкальный стиль
боп, свинг, цыганский джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела гитаристы

  • стиль: блюз, блюз
Кларенс 'Гейтмаус" Браун провел на сцене больше 50 лет и за это время преподнес слушателям всего мира острейшую пряную смесь из блюза, кантри, джаза, фанка, блюграсс и зайдеко. Виртуоз гита­ры, скрипки, губ­ной гармоники, мандолины и ударных, Браун ...
  • стиль: блюз, блюз
Вместо предисловия (1), короткое Так случилось, что я начал делать обзоры для журнала JК с диска Эрика Клэптона Мe And Mr. Johnson. Я никогда не делал этого прежде, и, наверное, не занимался бы этим после. Но, волею случая, судьба связала меня с ...
  • стиль: блюз, блюз
23 апреля всемирно известный музыкант Гари Мур приехал в Минск с единственным концертом. Своей необыкновенной игрой, построенной на зажигательных ритмичных импровизациях, и мощной энергетикой лирических композиций он заставляет слушателей то ...
  • стиль: блюз, блюз
Наши предки верили, что когда рождается человек, на небе загораегся новая звезда. Не знаю, как там насчет каж­дого, но не удивлюсь, что 25 марта 1966 года вопреки всем законам физики и ас­трономии такое событие произошло. Потому что в этот день в ...
  • стиль: блюз, блюз
"Детройт сделал меня тем, кто я есть. Я весь принадлежу Детройту. Он сделал меня знаменитым, и я всегда буду называть его своим домом". "Когда я умру, то мой блюз похоронят вместе со мной. Но блюз никогда не умрет". Джон Ли Хукер Летом 2001 года ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюзовые фестивали в Чикаго всегда нужда­лись в настоящих героях. В 1995 году таким ге­роем, вне всякого сомнения, был Лютер Элли­сон. По отзывам очевидцев, героя такого мас­штаба на фестивале не было давно и впослед­ствии редко появлялось. ...
  • стиль: блюз, блюз
Последние несколько лет наш журнал неоднократно обращался к теме блюзовой волны в Англии 60-х годов, волны, давшей миру такое глобального масштаба явление, как Rolling Stones и еще целый ряд интереснейших коллективов и отдельных исполнителей. Эта ...
  • стиль: этно, этно
От судьбы не уйдешь Куда податься было маленькому Пако де Люсия, урожденному Франсиско Санчес Гомес, кроме как в гитаристы? Отец - Антонио Санчес — гитарист фламенко, брат Рамон — тоже, брат Пеп —певец фламенко. Ну, кем еще он мог стать, от рождения ...
  • стиль: блюз, блюз
"Ронни Эрл сегодня один из самых серьезных блюзовых гитаристов. Я люблю его, как сына и горжусь им" Би Би Кинг К концу третьего десятилетия своей профессиональной карьеры Ронни Эрл имеет статус доцента гитарного факультета музыкального колледжа ...
  • стиль: блюз, блюз
..."Стиви был на высоте, вели­колепно играл, выкладываясь," — говорит Роберт Крэй. И когда Double Trouble отыграли, все — братья Воэн, Крэй, Бадди Гай — пошли за кулисы посмотреть вы­ступление Эрика Клэптона. Во время одного из своих соло Клэптон ...
  • стиль: джаз, джаз
Даже спустя 35 лет после своей смерти Вес Монтгомери признается джазовым гитаристом номер один. Несмотря на свою трагически короткую творческую карьеру, он сумел изменить мир джазовой гитары. Его уникальный стиль (часто описываемый как ...
  • стиль: джаз, джаз
C 1961 по 1962 год Монтгомери жил в Сан-Франциско — отчасти для того, чтобы сократить постоянные поездки домой, в Индианаполис. "Когда он жил в Сан-Франциско, я осталась в Индианаполисе с детьми, — вспоминала Сирена, — я всегда могла связаться с ...
© 2012-2023 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com