nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Luther Allison - Последний блюзовый герой

Luther Allison - Последний блюзовый герой  Блюзовые фестивали в Чикаго всегда нужда­лись в настоящих героях. В 1995 году таким ге­роем, вне всякого сомнения, был Лютер Элли­сон. По отзывам очевидцев, героя такого мас­штаба на фестивале не было давно и впослед­ствии редко появлялось. Послушать Эллисона пришло 150 тысяч зрителей! Они получили такой мощный блюзовый заряд, что почти все остальное в этот и последующие дни каза­лось им слегка пресным и вялым. Вообще зри­тели, посещавшие выступления Эллисона в то время — будь это в Чикаго, Нью-Йорке, Лос- Анджелесе, Париже, Токио, Сиднее — расска­зывали о том, что это были трех-, четырехча­совые концерты. Лютер находился на сцене все это время и играл и пел практически без перерыва - буквально атакуя слушателей своими песнями, переполненными страстью и яростью - так, что зрительный зал в финале действа оказывался измотанным ничуть не меньше, чем сам музыкант.

Глядя на грандиозный успех Эллисона на блюзовой сцене США в середине 90-х, трудно поверить в то, что в 1984 он был вынужден фактически эмигрировать с родины во Францию. В Америке к тому времени блюз уже давно пере­живал тяжелые времена и Лю­тер стал далеко не единствен­ным блюзменом, решившим­ся на такой шаг. Мемфис Слим, Чемпион Джек Дюпри, Сонни Бой Уильямсон и мно­гие другие переехали в Евро­пу еще раньше и, бывая время от времени на родине, расска­зывали об энтузиазме фран­цузских, немецких, голланд­ских, датских слушателей. Организовать блюзовые тур­не, выступать в разных клубах в Европе было гораздо легче, чем в США и, естественно, му­зыканты оставались там жить.

А начиналось все для Люте­ра Эллисона в его родном го­роде Уайденер, штат Аркан­зас, где он родился 17 августа 1939 года. Совершенно клас­сический блюзовый случай — он был четырнадцатым из пятнадцати детей в семье не­гритянских рабочих-сборщиков хлопка. Конечно же, он пел госпелы, играл в церкви на органе (ему не было тогда еще и десяти лет!), а блюз пер­вый раз в жизни услышал по радио. У его отца был прием­ник, и он частенько по ночам настраивал его на блюзовые передачи. Тогда-то Лютер и познакомился с песнями, ко­торые исполняют настоящие блюзмены. Среди них был и молодой Би Би Кинг, который в то время вел разные шоу на мемфисском радио WDIA. Во­обще в тридцатые-сороковые годы в США радио было по­рой единственным источни­ком, из которого можно было почерпнуть сведения о блюзе и блюзменах разных штатов. Широкого общенациональ­ного рынка блюзовых грам­пластинок не существовало, и если бы не радио, то Лютер мог услышать хороший блюз гораздо позже — в его родном городе знаменитые блюзме­ны не жили.

В пареньке сразу же просну­лась страсть к гитаре, но инст­румента не было, да и не могло быть — у родителей не было денег купить его. Лютер делал то же, что и остальные бедные чернокожие ребята в отсутст­вие гитары: он забивал в забор гвозди, натягивал из проволо­ки струны и подкладывал под них камни, чтобы менять вы­соту тона. Получалась diddley- bow — настенная гитара, на которой местные виртуозы умудрялись играть довольно сложные мелодии.

Лютер мало работал на плантациях. Он смотрел за де­тьми своей старшей сестры и даже ходил в школу. Но все равно в родном городе ему ничего хорошего не светило. Парню просто повезло — его старшие братья женились, уе­хали сначала в Детройт, а по­том в Чикаго и перетянули за собой всю семью в 1951 году. В Чикаго блюза — настояще­го, живого, а не по радио — было хоть отбавляй.

Эллисон сразу же, что назы­вается, схватился за гитару. Сначала за чужую, причем во­обще за бас-гитару. Он подыг­рывал на басу своему ровес­нику (старше на три года) Джимми Доукинсу, который потом вырос в приличного исполнителя и выпустил мас­су своих пластинок. Одновре­менно Лютер стал играть в группе своего брата Олли, ко­торая называлась The Rolling Stones и просуществовала с 1952 по 1957 год. Они были довольно-таки известны в Чи­кагском Вест-сайде. Именно брат дал ему первые серьез­ные уроки игры на гитаре.

Но главным, главным было все же то, что Эллисон смог теперь слушать живьем своих старых и новых кумиров: Фредди Кинга, Отиса Раша, Роберта Найтхоука, Хаулина Вулфа, Мадди Уотерса, Элмора Джеймса, Мэджик Сэма и дру­гих. Больше того, он жил по соседству с Мадди Уотерсом и дружил с его сыном. Впрочем, некоторые кумиры были не­намного его старше — всего на пять-восемь лет. Правда, эти несколько лет разницы порой сильно затрудняли Лю­теру походы по клубам. Дело в том, что по американским за­конам юноше до достижения совершеннолетия, а именно до 21 года, было запрещено появляться в заведениях, где продавали алкоголь. Любой, даже пиво. Понятно, что в по­давляющем большинстве блюзовых мест посетители пили виски, а не кофе.

Частенько молодого гита­риста заворачивал обратно, говоря по-современному, фейс-контроль, и ему прихо­дилось прибегать к различ­ным ухищрениям. Самое про­стое состояло в том, что его протаскивали через черный ход знакомые музыканты, пришедшие отыграть свой сет. Один раз он прошел вмес­те с Хаулином Вулфом и вдруг в середине выступления тот сказал в микрофон со сцены: "Я знаю, что ты здесь, Лютер, давай, выходи и покажи, чему ты уже научился". Так он стал понемногу выступать вместе со старшими товарищами.

В 1957 году Эллисон окон­чательно бросил школу и за­нялся исключительно блю­зом. Он сначала выступал с "остатками" группы брата The Rolling Stones, но название ему не нравилось, и скоро бэнд стал называться The Four Jivers. Не прошло и года, а они уже гремели на весь чикаг­ский Вест-сайд. Дальнейшее развитие этого успеха про­изошло во многом благодаря старшему другу Лютера Фред­ди Кингу.

Именно Фредди уговорил Эллисона начать петь и дал ему несколько уроков. А когда в I960 пластинки Кинга стали хорошо продаваться в Амери­ке и он начал ездить в сольные туры, то Фредди даже пошел на то, что поручил Лютеру ру­ководить своей чикагской группой и отдал ему свой еже­недельный ангажемент в пре­стижном клубе Walton's Corner. Эллисон так понра­вился публике, что давал кон­церты в этом месте каждую неделю пять лет подряд. Тут надо сказать, что это был во­все нетипичный случай для блюзовых нравов, да и вооб­ще для отношений между людьми в шоу-бизнесе. По­кровительствовать молодому исполнителю, который не уг­рожает пока что твоей карье­ре, — одно, а фактически по­дарить ему свое доходное ме­сто — совсем другое. Поэтому нужно отдать должное Фред­ди Кингу — он поступил дей­ствительно благородно.

Гремели рок-н-ролльные шестидесятые. Лютер Элли­сон прекрасно понимал, что широкую аудиторию все меньше привлекает "чистый" блюз и он стал чаще испол­нять тяжелые, насыщенные электрические версии. Его из­вестность (в местном масшта­бе) выросла настолько, что он смог позволить себе сделать запись сета для лейбла Опе- Der-Ful. Эта фирма так и не смогла или не решилась включить запись в какой-ни­будь альбом и продала ее ком­пании Delmark Records, впос­ледствии ставшей одним из самых авторитетных блюзо­вых лейблов. Delmark выпус­тил эту запись в антологии блюза Sweet Home Chicago.

Эллисон начинает путеше­ствовать. Он почти на год уезжает в Калифорнию, где рабо­тает в клубах, знакомится с местными блюзменами, уча­ствует в записях как сессион­ный музыкант вместе с Саннилэнд Слимом и Шейки Джейком. Вернувшись в Чика­го, Лютер продолжает рабо­тать в самых известных блю­зовых клубах, таких, как Cook County, и даже попадает в 1969 году на влиятельный Ann Arbour Blues And Jazz Festival. Участие в этом грандиозном мероприятии приводит его к какой-никакой известности уже в национальном масшта­бе. В этом же 1969 году Delmark выпускает первый сольный альбом Эллисона Love Me Mama, энергичный блюз-роковый проект чуть ли не с примесью психоделики, в итоге ставший одним из луч­ших.
Лютер одним из первых блюзменов понял перспекти­ву, которую может дать ему рок-н-ролл. Он часто делал не­сколько версий своих песен — для чисто блюзовой аудито­рии и для роковой. В результа­те его пригласили в несколько рок-клубов: Fillmore West в Ка­лифорнии, Fillmore East и Max's Cansas в Нью-Йорке. На обычных его выступлениях тоже стала появляться рок-н- ролльная публика, привлечен­ная энергией и современным звучанием блюзов. Многие сравнивали Эллисона даже с Джими Хендриксом. Их гитар­ные стили действительно име­ли общие черты, а шоу длились и у того, и у другого рекордно долго — зафиксированы неод­нократные выступления Лю­тера Эллисона продолжитель­ностью более четырех часов подряд без перерыва.

Казалось бы, впереди све­тит неплохая карьера. Даже детройтский лейбл Motown, выпускающий "черную по­псу" типа "The Supremes", за­интересовался молодым блюзменом и предложил ему сотрудничество. У Лютера Эл­лисона с 1972 по 1976 вышло целых три альбома на Motown/Gordy, но это не дало ему ни реального заработка, ни реальной популярности. Руководство лейбла наплева­тельски относилось к продви­жению блюзовых альбомов, впрочем, блюз занимал в их продукции ничтожную долю — фактически Эллисон был единственным образцом. Диски продавались плохо, концертов было мало. Он все же хотел исполнять блюз, а не рок.

Однако польза от сотруд­ничества с "Мотаун" прояви­лась в неожиданном направ­лении. Лютер с группой стал ездить за границу на фестива­ли и в туры. Япония, Европа... в первый раз он попал в Париж в 1976 году и прием публики его ошеломил. Как сам он го­ворил позже: "Оказалось, что в Европе, где я до того никогда не бывал, не только продюсе­ры, но и некоторые джазфэны знают меня и мое творчество лучше, чем дома, в Америке".

А дома его дела шли все ху­же. Он не относился к катего­рии звезд, которых раскручи­вали различные мейджор- лейблы. До сих пор одним из основных источников его до­ходов были серии концертов, которые проходили в универ­ситетах и колледжах — их ру­ководство выделяло опреде­ленный бюджет на подобные мероприятия для студентов. Студенты любили блюз и блюз-рок и частенько пригла­шали музыкантов к себе. Од­нако во второй половине се­мидесятых картина измени­лась одновременно с двух сторон. Молодежь все больше отворачивалась от блюза, и не только к року, но и к новомод­ному диско. И в довершение всех бед концертами в уни­верситетах заинтересовались мейджор-лейблы со своими исполнителями. Они в мо­мент "съедали" весь студенче­ский концертный бюджет — за звезд нужно было платить намного больше.

Лютер Эллисон все чаще ра­ботает в Европе, особенно в Париже. Уже в 1977 году он выпускает там диск Love Me Papa, и это было только начало. За последующие двенадцать лет работы в Старом Свете у него там выходит еще одиннадцать альбомов, и каждый имеет ог­ромный успех. Эллисон стре­мительно становится звездой на европейской блюзовой сцене. Его стремятся заполу­чить практически на любом фестивале или блюзовом клу­бе, которых, к изумлению Лю­тера, оказалось не меньше, а больше, чем в Америке. Прав­да, он слышал и раньше об от­личных условиях работы в Ев­ропе от своих друзей-блюзменов, уехавших туда раньше не­го: Мемфиса Слима, Чемпиона Джека Дюпри и других. Но ус­ловия, в которых он очутился, превзошли все его ожидания.

Французские слушатели ре­агировали на его песни имен­но так, как должны были, если бы понимали все по-английски. Лютер порой перед кон­цертами говорил залу: "Изви­ните, мне очень жаль, что я не умею говорить по-француз­ски, но моя гитара умеет это очень хорошо". Такая реакция все больше укрепляла Элли­сона в его давнишней убеж­денности, что блюз по сути не имеет одной национальнос­ти — он давно стал всемирной музыкой. В итоге случилось то, что должно было случить­ся: в 1984 году Лютер Эллисон собрал вещи, забрал семью и переехал в свой новый дом в небольшом местечке под Па­рижем.

Во Франции и Германии ра­боты у него было невпрово­рот. За десять лет он объездил почти все блюзовые клубы и фестивали. Его приглашали и в более дальние туры. Элли­сон побывал в большинстве стран Западной Европы, Польше, Скандинавии, быв­шем СССР, Японии... заезжал и в Америку, тогда, когда о нем вспоминали продюсеры блю­зовых фестивалей, что проис­ходило нечасто.

Возможно, все так и кати­лось бы своим чередом, и в США его бы и не вспомнили по-настоящему, если бы не Брюс Иглауэр, шеф крупней­шего независимого амери­канского блюзового лейбла Alligator Records. Когда он ус­лышал французские издания Эллисона и послушал его на одном из фестивалей, то сразу же предложил ему выпустить альбом на своей фирме и ор­ганизовал несколько гранди­озных общенациональных туров. (Alligator славится сре­ди блюзовых лейблов тем, что лучше всех умеет организо­вывать концерты "своих" ар­тистов).

Вышедший на "Аллигаторе" в 1994 году Soul Fixin' Man оз­наменовал возвращение блюзмена на родную амери­канскую сцену. Это и все по­следующие издания, а осо­бенно живые выступления, получали все лучшую и луч­шую прессу и отзывы коллег. Журнал Guitar Player писал: "...яростные гитарные и во­кальные соло Эллисона соче­тают в себе собственную муд­рость и мастерство блюзово­го рассказчика с элегантнос­тью Би Би Кинга, гибкой си­лой Бадди Гая и жалящей мо­щью Альберта Кинга".

Как из рога изобилия, слов­но искупая собой многолет­нее забвение на родине, на Лютера Эллисона посыпа­лись блюзовые награды. Пре­мия Indie Award за альбом Soul Fixin' Man в 1995 году, десять в общей сложности премий журнала Livin' Blues в разные годы, сразу пять премий им. У.Хэнди в 1996, три премии в 1997, шесть номинаций на эту же премию в 1998... Но на при­суждении премии У.Хэнди в 1998 году, увы, Лютер не вы­шел на сцену, а вместо этого его друзья исполнили специ­альный концерт-трибьют, по­священный великому блюзмену. Эллисон скоропостиж­но умер, буквально сгорел от рака в августе 1997 года.

Было бы все же несправед­ливо представить всем Люте­ра Эллисона чуть ли не как за­ядлого рокера, эдакого второ­го Джими Хендрикса. Вовсе нет. Он был предан блюзу, на­стоящему коренному мисси- сипскому блюзу и никогда не соглашался с теми критиками, кто называл его "типичным представителем чикагского стиля". Он говорил: "Мои пес­ни происходят из Юга, с хлоп­ковых плантаций. Я просто проделал весь этот путь в Чи­каго, как и многие другие... я не играю никакого специально­го чикагского блюза".

Эллисон очень любил акус­тическую гитару и выпустил изумительный чисто акусти­ческий блюзовый альбом Hand Me Down My Moonshine в 1992 году. Проект велико­лепный во всех отношениях, он особенно пришелся по ду­ше тем любителям блюза, ко­торые ценили в творчестве гитариста именно его привя­занность к истокам этой му­зыки. Что уж там кривить ду­шой, в своих поисках и уст­ремлениях Лютер порой сры­вался в чисто роковый, не­много прямолинейный па­фос. Это срабатывало в смыс­ле увеличения популярности, но поклонники акустики, ко­торых всегда меньшинство, восторженно приняли его пусть временное возвраще­ние к инструменту, с которого начинался весь жанр.

Неожиданно было услышать в его интервью буквальное признание в любви к акустиче­ской гитаре: "Играть на ней... это как смотреться в зеркало и видеть свое будущее. Я могу взять мою гитару, сесть здесь в комнате, играть и слушать ее. Я могу выйти на улицу и слушать ее там. Электрогитару так слу­шать нельзя, на ней можно сы­грать то же самое, воткнув ее в усилитель, но ты будешь слу­шать не инструмент, а тот са­мый усилитель... По акустичес­кой гитаре можно постучать пальцами, использовать ее как перкуссию, получить допол­нительный ритм. Акустичес­кая гитара дая меня — и она ос­танется такой — это как ковбой для Америки".

В том же интервью он рас­сказывает о своих гитарах — акустических, само собой — с таким чувством, как будто го­ворит о любимом человеке. "Первая гитара, это золотая модель Gibson Les Paul по име­ни "Golden Boy" — я даже не знаю, как мне о ней говорить — "она" или "он". Гитара про­сто прекрасна. Конечно, это римейк классического образ­ца I960 года, тяжелый, солид­ный, целиком позолоченный. У меня никогда раньше не бы­ло денег на такую гитару. Но про меня тоже ведь можно ска­зать, что я — в своем роде ри­мейк, поэтому все в порядке...".

После смерти Лютера Элли­сона продолжают выходить его альбомы — в основном с концертными записями. Про­должает, и очень успешно, вы­ступать его американский бэнд — теперь уже под руко­водством Джеймса Солберга, работавшего с ним с 1994 го­да. В многочисленных по­смертных публикациях в США прослеживается одна и та же мысль: вот еще один блюзмен ушел, только-только успев стать по-настоящему знаме­нитым, разделив участь Фред­ди Кинга и Мэджик Сэма. А также порой встречается со­жаление, что поиграй еще пару лет, и он добился бы истин­ного совершенства стиля. От­ветим на эти замечания слова­ми самого Лютера Эллисона:

"Они хотят, чтобы все было совершенным и правильным. Но почему блюзмен обязан быть таким? Как он может во­обще быть совершенным? Все мы делаем ошибки, а музыка просто появляется и течет сво­им ходом. Вы не должны гово­рить, что струна не имеет пра­ва лопнуть или расстроиться, а голос обязан оставаться все время в одинаковой форме. Дайте нам быть свободными. Если что-то идет не так, как хо­чется,то я могу пойти в студию и попытаться приблизиться к совершенству, но даже там я буду стараться играть как пе­ред публикой. И я не собира­юсь играть по-другому".

Евгений ДОЛГИХ




JAZZ-КВАДРАТ №2 (45У2003




стиль
блюз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
блюз Дельты, блюз-рок, чикагский блюз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела гитаристы

  • стиль: блюз, блюз
Однажды обычным вечером 69-го года восемнадцатилетний парень из Санта-Моники, штат Калифорния, барабанщик местной рок-группы, пошел на концерт "Creedence Clearwater Revival". Парня звали Коко Монтойя. Шоу открывало выступление чернокожего блюзмена ...
  • стиль: блюз, блюз
Еще каких-то семь-восемь лет назад Харрис выступал... просто на улицах Нового Орлеана. Привела его туда вовсе не нужда, а любовь к музыке и желание впитать в себя подлинный блюзовый дух. Когда в 1995 году гитарист, певец и композитор Кори Харрис ...
  • стиль: блюз, блюз
Штат Одинокой Звезды, как называют американцы Техас, издавна славился своими блюзменами. Здесь родилась и особая, техасская школа блюза. До самой своей смерти в 1993 г. ее самым ярким представителем считался несравненный Элберт Коллинз. Но с его ...
  • стиль: блюз, блюз
Сейчас почти каждый, кто возвращается из гостевой или деловой поездки по Штатам, особенно из Нью-Йорка, обязательно рассказывает, какие шоу ему посчастливилось там увидеть. Но все эти шоу — ничто по сравнению с концертом Таджа Махала! ...
  • стиль: джаз, джаз
Игра молодого и талантливого гитариста на концертах и в джазовых клубах Риги всегда вызывает обостренный интерес публики. На Домской площади в четырехчасовой джазовой программе по случаю 800-летия города импровизации Кутепова завершались шквалом ...
  • стиль: джаз, джаз
Недавний уход Билли Бауэра в мир лучший оказался странно незамеченным многими любителями джаза. Легендарный джазовый гитарист, который записывался с Чарли Паркером и другими суперзвездами джаза, скончался от осложнения пневмонии 17 июня 2005 года, ...
  • стиль: блюз, блюз
Эти заметки были сделаны в ходе интервью с гитаристом Темуром Квителашвили 10 февраля 2006 года в Ателье Vintage Guitar в Москве. Само интервью публикуется в популярной прессе. Здесь же собраны записи, представляющие интерес для узкого круга. Во ...
  • стиль: джаз, джаз
Недостаточно свободный от всех правил для чистого авангарда, одновременно недостаточно традиционно мыслящий для мейнстрима; логичный и зачастую очень последовательный в своих построениях, тем не менее абсолютно непредсказуемый; не сыгравший за всю ...
  • стиль: блюз, блюз
Элвин Бишоп начинал играть блюз во времена, когда вопрос "может ли белый парень сыграть блюз?" вызывал дискуссии, заканчивавшиеся дракой. Вопрос чудной, поскольку белые парни играли блюз по крайней мере от начала эпохи звукозаписи (о чем ...
  • стиль: блюз, блюз
Встретить такие восторженные слова в последнее время — не редкость в журналах "Blues Revue", "Living Blues" и "Guitar Worls". Три альбома Майкла Хилла на фирме "Alligator Records" один за другим последовательными мощными ударами вознесли и закрепили ...
  • стиль: блюз, блюз
Так уж все устроено в истории человечества: время и место, пересекаясь на одной какой–то личности, могут вознести ее очень высоко. История рока подчиняется этим же законам. В 60–х время и место, пересекаясь особенно часто на парнях с ...
  • стиль: джаз, джаз
История джаза — это не только история музыки, но еще и история жизни и смерти оркестров, ансамблей, студий и фирм грамзаписи, музыкальных издательств и, конечно же, самих джазовых музыкантов. И наполнена эта история таким количеством драматических ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com