"Ронни Эрл сегодня один из самых серьезных блюзовых гитаристов. Я люблю его, как сына и горжусь им"
Би Би Кинг
К концу третьего десятилетия своей профессиональной карьеры Ронни Эрл имеет статус доцента гитарного факультета музыкального колледжа Беркли, впечатляющий каталог своих записей и целую коллекцию престижных наград, включая две самые дорогие сердцу блюзмена премии Хэнди.
Настоящее имя Ронни Эрла - Рональд Хорват (Ronald Horvath). Родился он в 1953 году в Куинс, Нью-Йорк Сити. В юношестве Ронни интересовался джазом, слушал Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), Пэта Мартино (Pat Martino), Кэнни Баррелла (Kenny Burrell). Любил также Колтрейна (John Coltrane), Монка (Thelonious Monk), Мингуса (Charles Mingus). Но начал играть на гитаре достаточно поздно, когда ему было уже за двадцать. Случилось это после того, как он перебрался из Нью-Йорка в Бостон для учебы в местном университете. Как-то приятель захватил его на концерт Мадди Уотерса (Muddy Waters), после чего Ронни уже не сомневался в том, чем будет заниматься в дальнейшем. Проходя закалку в хаусбэнде легендарного Speakeasy Club, Ронни старательно шлифовал свой гитарный почерк, сложившийся под влиянием Роберта Джуниор Локвуда (Robert Jr. Lockwood), Мэджика Сэма (Magic Sam), Фредди Кинга (Freddie King) и Ти-Боун Уокера (Т-Bone Walker). В то время ему доводилось выступать сайдмэном у таких легенд, как Биг Мама Торнтон (Big Mama Thornton), Отис Раш (Otis Rush), Биг Уолтер Хорнтон (Big Walter Hornton), и это была такая школа, о которой любой рядовой блюзмен может только мечтать.
По совету Мадди Уотерса он изменил фамилию на Эрл в честь одного из своих кумиров — Эрла Хукера (Earl Hooker). — Когда я общался с Мадди и всеми этими старыми чуваками, то они никак не могли произнести мою настоящую фамилию, — вспоминал об этом Ронни.
В скором времени о бостонском гитаристе заговорили в Чикаго и Техасе. А в 1979 году Ронни Эрла просят занять место Дюка Робилларда (Duke Robillard) в Roomfull of Blues, и следующие восемь лет он проводит в дороге, в составе одной из самых гастролирующих блюзовых групп.
Будучи еще участником этого биг-бэнда, Ронни неоднократно работал в студии над записью своего материала, которым заинтересовался новоорлеанский лейбл Blacktop. На этой фирме увидели свет кассета Smokin' (1982) и винил They Call Me Mr. Earl (1984). В 1987 году Ронни оставил Roomfull of Blues, для того чтобы начать сольную карьеру. Тогда же он основал свою собственную группу, получившую название Ronnie Earl & the Broadcasters.
В 1988 г. на Blacktop Ронни выпустил альбом Deep Blues, представивший две неизданные ранее сессии, а затем вдогонку и Soul Searching, "убойный" по составу приглашенных инструменталистов (Джерри Портной (Jerry Portnoy), Рон Леви (Ron Levy), Дюк Робиллард). Вообще, сотрудничество Ронни Эрла с лейблом Blacktop было очень продуктивным. За 10 лет он издал здесь семь альбомов, включая сборник-ретроспективу Test Of Time, записывался вместе с замечательными вокалистами Шуга Рэй Норсиа (Sugar Ray Norcia), Кимом Уилсоном (Kim Wilson), Даррелом Нулисчем (Darrell Nulisch), Майти Сэмом МакЛэйном (Mighty Sam McLain), пианистом Дэйвом Максвелом (Dave Maxwell). "Принимал у себя" и "гостил" на пластинках таких величин, как Рон Леви, Хуберт Самлин (Hubert Sumlin), Эрл Кинг (Earl King), Роберт Джуниор Локвуд...
Последующие релизы Steel River (1993, Audioquest) и Language of the Soul (1994, Bullseye Blues) не только закрепили за Ронни репутацию гитариста, играющего технично, тепло и с чувством, но и заставили говорить о нем, как о "таланте, заслуживающем мирового признания". Его концертник Blues Guitar Virtuoso — Live in Europe (еще известный как Blues & Forgiveness), записанный в Бремене в 1993 году, по сей день считается одним из лучших "живых" гитарных альбомов, изданных когда-либо.
На упомянутых Language of the Soul и Blues Guitar Virtuoso — Live in Europe Ронни Эрл обозначил свое увлечение скрещивать блюз с джазом. Своеобразной кульминацией этого увлечения стала работа Greatful Heart: Blues & Ballads (1996, Bullseye Blues).
Кроме старожилов Broadcasters — басиста Рода Карея (Rod Кагеу), барабанщика Пэра Хэнсона (Per Hanson) и неподражаемого органиста Брюса Каца (Bruce Katz), в записи принимал участие легендарный тенор-сак- софонист Дэвид "Фэтхэд" Ньюмэн (David "Fathead" Newman). Альбом получил восторженные отзывы у критиков и коллег по "цеху". Журнал Downbeat назвал его "лучшим блюзовым альбомом года". На последовавшей за этим 18 Церемонии вручения премий W.C. Handy Ронни Эрл был впервые удостоен награды как "лучший блюзовый инструменталист-гитарист".
Экземпляр Greatfui Heart попал а руки Чаку Митчелу (Chuck Mitchell), президенту Verve, дочернего подразделения компании Polygram. Пластинка настолько ему понравилась, что он незамедлительно предложил Ронни Эрлу контракт.
Такое сотрудничество всегда было мечтой и целью Ронни. Перед ним открывались совершенно новые возможности. Первая (и как потом выяснилось, последняя) работа Ронни на Verve была спродюсирована студийной легендой Томом Даудом (Tom Dowd), записывавшим The Allman Brothers, Cream, Боба Марли (Bob Marfey), Арету Франклин {Aretha Franklin), Рэя л Чарльза (Ray Charles). Знаменитая Layla Эрика Клэптона тоже была делом рук Дауда. Ронни был в отличной форме. Восемь вещей для новой пластинки написал он сам, две — Брюс Кац, еще один трек представлял собой кавер-версию монкоаской Round Midnight. Главным сюр- - призом диска считалось участие Грэга Оллмэна (Gregg Allman) в песне Everyday Kind of Man.
Альбом, названный Colour of Love (1998, Verve/Polygram), paзошелся тиражом 65000 экземпляров и принес Ронни Эрлу то самое мировое признание, которого гитарист давно заслуживал. Его мастерство снова было отмечено премией W.C. Handy в номинации "лучший блюзовый гитарист".
Однако, сотрудничество с мэйджором имело и свою негативную сторону. ... — Colour of Love был очень удачным для меня - -рассказывает Ронни. Еще бы! Обо мне узнапи во всем мире!
"Казалось, асе шло отлично. Но я помнил цифру 65000. Мне постоянно твердили: 65000 копий — хорошая цифра, но 100000 — гораздо лучше. Вокруг только и говорили, что о еще больших продажах и новых турах а поддержку альбома. И все закрутилось слишком быстро для меня..."
Бесконечная череда гастрольных поездок обернулась для Ронни не только физической усталостью, но и крайним эмоциональным истощением и обострением диабета. По возвращении из тура по Австралии и Новой Зеландии, Ронни Эрл разрывает отношения сначала со своим концертным агентством, а следом и с Verve/Polygram.
Несмотря на то, что всего через три дня в его "кармане" был контракт с Telarc, у Ронни появилось желание "на время уйти от всего". Что он и сделал. Какой-то период не было ни концертов, ни даже группы...
В июне 2000 г. на Telarc увидеп свет новый репиз Ронни Эрпа и the Broadcasters названный Healing Time. Судя по названию, дела у маэстро идут на поправку.
В 2001 г. на Telarc вышеп апьбом Ronnie Earl & Friends. Гостевой список здесь открывает James Cotton, продолжают Luther "Guitar Junior" Johnson, Irma Thomas, Kim Wilson и Levon Helm. Запись отражает полное взаимопонимание Ронни Эрпа с теми, кто дорог его сердцу на протяжении уже многих пет.
Шести футов четырех дюймов роста и весом 250 фунтов, Альберт Кинг возвышается на голову над бесчисленными гитаристами, внесшими свою лепту в развитие послевоенного блюза. Внешне узнать его можно мгновенно — по росту, неизменной трубке, зажатой ...
Я просто люблю играть блюз. Я получаю от этого удовольствие. И теперь, когда я могу уже не думать о деньгах, я играю и пою только из любви к 5люзу. Иногда мой менеджер говорит мне, что мы получим за концерт всего по 50 центов с билета, а я отвечаю ...
Я не биограф, впрочем, от меня это и не требуется. Мне не надо дотошно описывать жизнь музыканта, боясь не упустить ни одной жены и любовницы, тревожиться о каждом бонус-треке на очередном релизе. Мое дело — это небольшая статья о большом черном ...
Один из виднейших физиков прошлого столетия, в ответ на восторги по поводу революционных открытий в этой области знаний в ХХ веке, заметил скромно, но очень метко: «Нам было легче. Мы ведь стояли на плечах у гигантов». Ученый имел в виду ...
Кристофер Энтон Ри – неутомимый популяризатор блюза, неповторимый гитарист и эмоциональный вокалист – талантам своим обязан тому невообразимому коктейлю из итальянской, ирландской и югославской крови, что течет в его жилах. Впечатленный игрой ...
Кларенс 'Гейтмаус" Браун провел на сцене больше 50 лет и за это время преподнес слушателям всего мира острейшую пряную смесь из блюза, кантри, джаза, фанка, блюграсс и зайдеко. Виртуоз гитары, скрипки, губной гармоники, мандолины и ударных, Браун ...
Кен Барнс не упомянул о Джанго Рейнхардте в своей девятнадцатичасовой кинодокументальной эпопее о джазе. Это одна из досадных оплошностей фильма в довольно подробно изложенной истории джаза. Джанго Рейнхардт был одним из самых значительных ...
Вместо предисловия (1), короткое Так случилось, что я начал делать обзоры для журнала JК с диска Эрика Клэптона Мe And Mr. Johnson. Я никогда не делал этого прежде, и, наверное, не занимался бы этим после. Но, волею случая, судьба связала меня с ...
23 апреля всемирно известный музыкант Гари Мур приехал в Минск с единственным концертом. Своей необыкновенной игрой, построенной на зажигательных ритмичных импровизациях, и мощной энергетикой лирических композиций он заставляет слушателей то ...
Наши предки верили, что когда рождается человек, на небе загораегся новая звезда. Не знаю, как там насчет каждого, но не удивлюсь, что 25 марта 1966 года вопреки всем законам физики и астрономии такое событие произошло. Потому что в этот день в ...
"Детройт сделал меня тем, кто я есть. Я весь принадлежу Детройту. Он сделал меня знаменитым, и я всегда буду называть его своим домом". "Когда я умру, то мой блюз похоронят вместе со мной. Но блюз никогда не умрет". Джон Ли Хукер Летом 2001 года ...
Блюзовые фестивали в Чикаго всегда нуждались в настоящих героях. В 1995 году таким героем, вне всякого сомнения, был Лютер Эллисон. По отзывам очевидцев, героя такого масштаба на фестивале не было давно и впоследствии редко появлялось. ...