B.B.King - Блюз для всех и пусть никто не уйдет обиженным
18.08.2013
Я просто люблю играть блюз. Я получаю от этого удовольствие. И теперь, когда я могу уже не думать о деньгах, я играю и пою только из любви к 5люзу. Иногда мой менеджер говорит мне, что мы получим за концерт всего по 50 центов с билета, а я отвечаю ему: "Ну и черте деньгами, давай играть!" Блюз для меня, это как морковка, которой выманивают из норы кролика Багз Банни.
Би Би Кинг
>тот человек, которому в будущем ге»ду исполняется восемьдесят лет, действительно больше всеге» на свете любит играть на гитаре и петь блюз. Иначе, подумайте сами, зачем Би Би Кингу сейчас, будучи очевидно самым известным и самым богатым в мире блюзменом, давать в год по двести (!) концертов?!
Би Би Кинг практически повторяет, но в блюзе, историю Луи Армстронга. Их обоих действительно знают iso всем мире -, причем не одни только меломаны, их обоих безумно любит публика и недолюбливают высоколобые критики, обвиняя в попсовости и уходе от чистого традиционного жанра. Армстре»нга в одном моменте Кинг даже умудрился обставить — на родине блюзмена, в штате Миссисипи, уже при его жизни начались работы но возведения» музея, ему единолично носвя«ценному. И не на одни только пожертвования фанатов, богатых и не очень, в штате введен специальный двухпроцентный налог с туриз ма и увеселительно-питейных заведений дли быстрейшеге» сбора средств на музей. Это будет не какая нибудь комната с экспонатами. a выстроенный по индивидуальному проекту музейно-концертно-образовательный комплекс имени Би Би Кинга общей площадью около полутора тысяч квадратных метров.Во как!
Хотя ради справедливости надо признать, что Кинг в одном явно уступает Армстронгу. Да и не только ему, а вообще практически всем популярным исполнителям прошлого века. У него нет хитов - песен, которые в национальных чартах поп-музыки занимали бы первые места или хотя бы входившие в первую пятерку. Не иметь вообще ни одного хита при всемирной известности и огромном количестве музыкалькых наград и призов .это, пожалуй, уникальный случай. (Маленький комментарий: в ритм-энд-блюзовых и блюзовых чартах Кинг, разумеется, занимал первые места, и неоднократно, но подлинным хитом в Америке считается только вещь, попавшая на первые места именно в поп чарте).
Правда, хитом Би Би Кинга принято считать версию "The Thrill Is Gоnе' Роя Хокинса, действительно самую популярную вещь, добравшуюся в 1970 году в поп-чарте Биллбоарда до пятнадцатого места. Но, положа руку на сердце, по сравнению с Армст ронгом или даже с Рэем Чарльзом - это абсолютно незначительное достижение. Достаточно сказать, что сингл Армстронга "Hello Dolly" в середине шестидесятых мгновенно и надолго занял первое место в чарте, сместив с него не кого-нибудь, а самих The Beatles...
Такой парадокс раскрывается чрезвычайно просто: Би Би Кинг — самый концертирующий артист современности. Его стажу на сцене исполняется уже пятьдесят пятый год, и за весь этот срок среднее количество концертов в году у него чуть ли не перевалило за триста. Бывали годы, правда, давненько, когда он давал по триста двадцать — триста тридцать представлений. (В 1958 году — 342). А его песни, не будучи поп-хитами, неизменно собирали всевозможные призы в категориях "ритм-энд-блюз", "этническая американская музыка", а также "традиционный и современный блюз". Он выступал в более чем восьмидесяти странах мира, и после каждого концерта публика буквально сметала с прилавков музыкальных магазинов все пластинки с его музыкой.
Вы скажете, что всего этого маловато будет для действительно всемирной популярности, а не только известности в блюзовой среде, и будете совершенно правы. Самой массовой музыкой второй половины XX века стал в пятидесятые-семидесятые годы рок-н- ролл. И именно он помог Би Би Кингу стать тем, кем он фактически есть сейчас — американским музыкальным послом доброй воли во всех странах земного шара. Каким образом — об этом чуть позже. А сейчас давайте вернемся в штат Миссисипи, в двадцатые годы прошлого столетия, и попробуем проследить путь нашего, без малейшего преувеличения, блюзового героя.
16 сентября 1925 года в той самой знаменитой нынче блюзовой Дельте Миссисипи, рядом с городком Itta Bern, в домике бедного восемнадцатилетнего хлопкового фермера- арендатора появился на свет мальчик. Родителей звали Albert и Nora Ella King, а ребенку дали имя Riley В. King в честь дяди. Кстати, предваряя возможные вопросы, надо уточнить, что отец будущего блюз- мена был просто однофамильцем знаменитого позже Альберта Кинга (родом из тех же мест) и никаких родственных связей у них не имелось.
С семьей, скажем прямо, маленькому Райли Кингу не повезло. Мать разошлась с отцом, когда их сыну было четыре года, вышла замуж повторно и уехала с новым мужем в восточную часть штата. Ребенка же она оставила на попечение бабушки, своей матери, живущей в соседнем городке по названию Килмайкл (Kilmicheal). Отец тоже не объявлялся. Райли недолго пожил опять с матерью и отчимом, но потом окончательно остался у бабушки, Эльноры Фарр.
Бабушка Кинга была таким же хлопковым фермером-арендатором, как и его родители. Она отличалась большой набожностью и всегда брала внука с собой на воскресную службу в городскую церковь. Именно в церкви (впрочем, как и большинство негритянских детей), Райли получил свои первые музыкальные впечатления. Местный пастор Арчи Фэйр старался воздействовать на паству в большей степени не проповедью, а с помощью музыки. Он сам пел госпелы, аккомпанируя себе на гитаре, а также руководил церковным хором.
Маленький Кинг был в восторге от музыки, а в особенности от гитары пастора. Тот даже показал ему, как правильно держать ее в руках и обучил Райли нескольким базовым аккордам. Также он научил его петь госпелы, и уже тогда мальчик удивлял всех своей выразительной доминирующей манерой пения. Он с самого начала совершенно не боялся публики, и эти ранние вокальные опыты научили его разбираться в том, что, собственно, публике нравится, а что нет. Этому раннему умению — мгновенно устанавливать связь с аудиторией — Кинг во многом обязан своей будущей популярностью.
Мать Райли Кинга умерла в 1935 году, когда подростку еще не исполнилось и десяти лет. Отец, живший к тому времени не очень далеко в городе Лексингтоне, узнал об этом и написал сыну, приглашая в любой момент приехать и жить с ним и его новой семьей. Мальчик не хотел оставлять Килмайкл, школьных друзей, только что собранную им госпел-группу и бабушку, к которой привязался. Все вместе они решили, что Райли остается и никуда не едет.
Пять лет промчались в момент, и вот в самом начале 1940 года умирает бабушка Кинга. Юноша остается один и трудится на бабушкином участке, с трудом зарабатывая на жизнь. Это дается ему слишком тяжело, и в конце года он все же уезжает в Лексингтон, к отцу и его новой семье. Но прожил с ними всего два года. Не то, чтобы подростку было плохо у отца, но он скучал по Килмайюту школьным друзьям и... по госпелу. На новом месте у него ничего не сложилось, и после достижения 16 лет Райли Б. Кинг возвращается в Килмайкл, поступает в школу следующей ступени, опять начинает петь и играть на гитаре. Его приютила у себя семья белого арендатора Флейка Картледжа. Они очень хорошо относились к Кингу, Флейк научил его работать на тракторе и даже одолжил 2,5 доллара на покупку его первой собственной, пусть и подержанной, гитары.
Но Райли не хотел всю жизнь проработать на хлопковых полях, как большинство окружавших его людей. Он мечтал стать артистом, зарабатывать пением спиричуэлсов и игрой на гитаре. В маленьком патриархальном Килмайкле это было совершенно невозможно. Тогда в 1943 году он наконец решился переехать в более крупный город Дельты Миссисипи, Индианолу. Но сделал это не один, а вместе с двоюродным братом Биркеттом.
Разумеется, ему пришлось сразу искать работу — ведь нужно было элементарно кормиться и платить за жилье. Однако он теперь умел водить трактор и числился квалифицированным рабочим. Ему как-то сразу удалось вжиться в новую обстановку — через месяц Кинг уже работал .трактористом у местного плантатора (получая за это 1 доллар в день), играл на гитаре в местном хоре The Famous St. John Gospel Singers и завел себе подружку. Концерты хора даже транслировались пару раз по местному радио.
Параллельно Кинг пробовал свои силы в блюзе. Он брал гитару, шел на людный перекресток вечером в выходной и пел. Блюзы не были д ля него чем-то новым — раньше к ним в Килмайкл частенько наведывался двоюродный брат его матери, известный мемфисский блюзмен Бакка Уайт (Bukka White), который и научил парнишку кое-чему. Вскоре Райли заметил, что играя блюз один или два вечера в неделю, он зарабатывает намного больше, чем за неделю выступлений в хоре. Он стал ездить в свободное время по другим городам Дельты, слушать разных блюзме- нов, пробовал выступать сам, и очень быстро выяснил, что его настоящее призвание не госпел, а блюз.
В 1944 году Кинг прошел военную комиссию и был признан годным для воинской службы. Но тут в очередной раз вмешалась судьба в лице... его работодателя. Тот не хотел терять хорошего тракториста и подал заявление в призывную комиссию с просьбой освободить его работника от службы. К тому же он посоветовал молодому человеку официально жениться на подружке, выяснив, что женатому человеку легче получить освобождение. Райли так и поступил. 11 ноября 1944 года он зарегистрировал брак с Мартой Дентон и в итоге не пошел в армию. Выражаясь по-советски, попросту "закосил" от службы. В США тогда это было сделать, как оказывается, достаточно просто.
Теперь он мог заняться музыкальной карьерой. Кинг пытался убедить коллег по хору переключиться на блюз и попробовать выехать в большой свет в поисках фортуны, но безуспешно. В конце концов стало ясно, что решение придется принимать самому. Он был готов уехать в Мемфис, но какое- то время не решался, пока случай не подтолкнул его (вообще в жизни Кинга было столько счастливых случаев, что судьба определенно благоволила к нему). В мае 1946 года Райли в конце работы плохо заглушил трактор и тот, проехав несколько лишних метров, наткнулся на навес и сломал выхлопную трубу. Не дожидаясь гнева работодателя, Кинг покидал в сумку пожитки, забрал гитару, простился с женой и уехал в Мемфис. В кармане у него было 2,5 доллара.
Начинающий блюзмен
Разумеется, первое, что предпринял Кинг, оказавшись в Мемфисе, — разыскал родственника Бакку Уайта. Адреса он не знал, и на это ушло несколько дней. Бакка был рад желанию молодого человека играть блюз. Он поселил его у себя и десять месяцев ежедневно давал уроки. Фактически Уайт рассказал и показал все, что знал сам о блюзовой гитаре и вокале. Без этих уроков, несомненно, Райли Кинг никогда не бы стал тем Би Би Кингом, которого теперь знает весь мир.
Хотя, вообще-то... по большому счету Райли практически ничего не взял в свой репертуар из техники и манеры пения Бакки Уайта. Тот был виртуозом слайдовой гитары и мастером мрачных, полных упоминаний о насилии и смерти текстов (на что, несомненно, повлияло его криминальное прошлое). Однако слайдовая техника никак не давалась Райли, да и песни он любил более легкие и мелодичные. Уайт подтолкнул его к мысли о принципиальной важности собственного стиля игры, и Кинг в конце концов выработал свой узнаваемый стиль, заменив слайдовые "завывания" характерными подтяжками струн и "фирменным" вибрато.
Тут стоит упомянуть об одной странности, отличавшей Уайта. Он охотно передавал молодому родственнику весь свой музыкальный опыт, но наотрез отказывался сыграть вместе с ним на одной сцене, хотя возможностей таких подворачивалось предостаточно. Впрочем, Кинг совершенно не горевал по этому поводу — у него появилось в Мемфисе и окрестностях много друзей-блюзменов, с которыми он имел возможность совершенствовать мастерство, да и просто получать удовольствие от игры.
Так прошел почти год. А дальше... дальше Райли вернулся в Индианолу к жене и работе на хлопковом поле. Странно? Не совсем. Он скучал по жене, это раз, у него оставались кое-какие долги перед арендодателем, это два, и, наконец, он за год жизни в Мемфисе так и не смог "зацепиться" хоть за какое-нибудь начало будущей карьеры. Впрочем, он не собирался задерживаться в Индианоле надолго. К концу уборочного сезона 1948 года, работая на тракторе (но уже за $2 2,5 в неделю) и играя по выходным на улицах, он сумел скопить достаточно денег, чтобы расплатиться со всеми долгами. В конце этого же года Кинг опять направился в Мемфис, на этот раз полный решимости любыми путями пробиться в настоящий музыкальный бизнес.
В Мемфисе он встретился с Сонни Бой Вильямсоном Вторым, который вел блюзовое шоу на местном радио. Райли дружил с Робертом "Джуниором" Локвудом, гитаристом из бэнда Вильямсона, что весьма облегчило ему "подход" к мэтру. И молодому блюзмену удалось уговорить ведущего дать ему возможность выступить в радиошоу. Вильямсону Кинг понравился, и он так разрекламировал его в эфире, что на станцию буквально посыпались звонки с вопросами, где же можно услышать молодое дарование живьем. Тут Сонни Бой Второй совсем расщедрился — отдал Кингу один из своих ангажементов и объявил о предстоящем концерте в следующем радио-шоу. (Надо сказать, что Вильямсон вовсе не делился с молодым конкурентом последним — у него, заваленного работой, просто не было физической возможности отыграть тот концерт).
Так или иначе, но Райли Кинг с большим успехом сыграл свой сет перед изрядной толпой народа в большом и престижном салуне в Западном Мемфисе. Он весьма понравился владелице салуна, мисс Анни, но она предупредила, что если он хочет и дальше у нее выступать, то ему следует позаботиться о раскрутке своих песен на местном радио. А тут как раз совсем недавно в Мемфисе открылась новая станция WDIA, одна из первых полностью "черных" радиостанций в округе. Естественно, Райли направился туда, нашел одного из ди-джеев и поинтересовался, нельзя ли прямо у них сделать запись, чтобы ее потом еще и пускали в эфир. Ошарашенный диджей передал предложение молодого нахала непосредственно руководству.
Один из владельцев станции, пребывая в задумчивости относительно того, как обеспечить рекламную компанию новому напитку "Пептикон", за которую он уже получил от производителя деньги, пригласил Кинга к себе и сказал: "У тебя есть десять минут, мне нужен рекламный джингл этого чертового "Пептикона". Думай, бери гитару и пой. если получится, сможешь не только заняться рекламой, но и получишь эфирное время для собственного блюзового шоу". Начинающий блюзмен напрягся и выдал "опус" следующего содержания: "Pepticon, Pepticon sure is good — You can get it anywhere in your neighborhood". В вольном переводе это звучит как' 'Пептикон, Пептикон — чудо как хорош. Ты найдешь его везде, где ты ни пойдешь". Шефу очень понравилось. В результате очень скоро Кинг стал известен в Мемфисе как "Pepticon Boy". Руководство исполнило обещание, и у новоиспеченного ди-джея появилось свое шоу под названием "Sepia Swing Сlub". Райли крутил записи разных музыкантов, сам играл на гитаре и пел, выполняя заказы звонивших на радио слушателей. У него появилась своя группа под названием Beale Streeters, вот только ее состав очень сильно зависел от настроения и доступности участников. Теперь, как известному ведущему и исполнителю, Кингу позарез нужно было запоминающееся броское имя. С фамилией-то у него все было в порядке, но вот "Райли" несколько не звучало. Сперва он назвался Beale Street Blues Boy (Beale Street — самая музыкальная улица Мемфиса), но это было слишком длинно, да и жалко было потери фамилии. Быстро и последовательно имя трансформировалось сначала в Blues Boy King и, наконец, в окончательное B.B.King. Это было то, что надо.
Запись на пластинку не заставила себя долго ждать. В начале 1949 года на небольшом лэйбле Bullet Records вышли его первые синглы. Что-то в них понравилось владельцам уже крупной звукозаписывающей компании Modern Records, и летом 1949 года Би Би Кинг подписал свой первый в жизни контракт, продлившийся целых десять лет. Modern Records контролировала три лэйбла, и на одном из них, RPM, издавались пластинки Кинга. Поначалу они не имели общеамериканской известности, но моментально стали популярны в районе Мемфиса. Ну еще бы, он сам же крутил их по радио чуть ли не каждый день!
Впрочем, и его концерты, которых он уже тогда давал преизрядно, пользовались большим успехом. Обычными местами для выступлений служили придорожные кабаки и танцзалы. Порой это были малюсенькие прокуренные комнатки, порой — огромные площадки. Кинг даже обзавелся собственным менеджером. Одна беда — дальше, чем за пятьдесят миль от Мемфиса о нем никто и представления не имел.
Первый относительно приличный успех в национальном масштабе настиг блюзмена в 1951 году. Его седьмой по счету RРМ'овский сингл с песней Лоуэлла Фулсона "Three O'Clock Blues", попал-таки в ритм-энд- блюзовые чарты Биллборда и к началу 1952 года добрел до первого места. Как блюзовый музыкант, Би Би Кинг наконец становится известен Америке. Правда, Америке "черной", да и то лишь интересующейся блюзом. Благодаря успеху пластинки, ему удалось заключить контракт на концерты в трех крупных негритянских театрах страны, в том числе в знаменитом Apollo Theater в Гарлеме. В том же 1952 году Кинг уезжает из Мемфиса в свой первый тур.
Сладость удачи подпортила горькая пилюля развода с женой. Марта хорошо понимала, что как только муж начнет ездить в постоянные гастроли, их браку неминуемо придет конец. Она решила опередить события и сама подала на развод, когда муж был в дороге. Кинг, хотя и был искренне огорчен, сам соображал, что, скорее всего, ничего хорошего из их совместной жизни бы не вышло. В память о первом браке он написал песню "Woke Up This Morning", ставшую первой собственной и несомненной удачей.
Восходящая звезда
Первый концерт первого турне Би Би Кинг провел в вашингтонском The Howard Theater. Все начиналось чрезвычайно удачно — публика была в восторге, и гастроли, планируемые вначале как три выступления, затянулись на шесть месяцев. Вернувшись в Мемфис, он продолжил работу на радио, сменил менеджера и всерьез занялся карьерой. Благодаря хорошим связям менеджера он быстро попал в общенациональный список музыкантов, регулярно приглашаемых в солидные ночные клубы, кабаре и театры. Правда, опять-таки только для черных.
В 1955 году у Кинга появился автобус для выездов в туры. Уже тогда команда, с которой он путешествовал, насчитывала 18 человек — полноценная бригада из музыкантов, помощников, звукоинженера и менеджера. Правда, этот автобус катал их недолго — через пару лет попал в серьезную аварию. По счастливой случайности никто из команды не пострадал, но пришлось временно затягивать пояса и раскошеливаться на новый автобус, намного более комфортабельный — Кинг не любил отсутствие удобств в дороге.
Но музыкальный бизнес шел на удивление хорошо. Блюз, который исполняла молодая звезда, был красив, мелодичен, в нем явно прослеживался оттенок соул, и такое сочетание нравилось большинству публики. Би Би Кинг с самого раннего времени, как только смог себе это позволить, ввел в группу духовую секцию — он считал, что духовые придают блюзу необходимую выразительность и солидность. Его стиль игры на гитаре стал окончательно "фирменным" и узнаваемым, что, впрочем, можно сказать и о манере пения. В вокале Кинга очень удачно сочетались взрывная сила и лиризм, а песни собственного сочинения становились все более удачными. Би Би Кинг вовсе не был виртуозом гитары, а техника слайда, как уже упоминалось, не давалась ему вообще, но публика и критика дружно считали его выдающимся гитаристом и не были уж так неправы. Он выработал очень прозрачную и гладкую, ясную манеру игры, но при этом почти каждая нота "подтягивалась" и вибрировала. Такой неэкстремальный, сочетающий явные блюзовые и отчасти джазовые приемы, стиль оказался находкой — он одновременно выразителен и легко воспринимается всеми, в отличие от классического, монотонно-агрессивного блюзового стиля. Кинг стал популярен именно потому, что нашел золотую середину между традиционным блюзом, соулом, джазом и отчасти госпелом. Он сотворил с блюзом практически то же самое, что во второй половине XX века Луи Армстронг сделал с джазом — расширил рамки популярности.
Хотя, пожалуй, стоит упомянуть и о ложке дегтя в бочке меда. Лэйблы, на которых Кинг записывался в ранние годы —все эти Bullet, RPM, Modern, Kent, ABC — самым нахальным образом "химичили", чтобы только поменьше платить музыканту. Например, приписывали его блюзам несуществующих соавторов, с которыми музыкант вынужден был "делиться", и тому подобное. Би Би Кинг никогда не был жмотом, но подобное отношение возмутит кого угодно. Попозже, уже обретя мировую славу, он с помощью друга и почти бессменного менеджера Сидни Сейденберга попытался отсудить авторство обратно. В некоторых случаях это удалось, но иногда фирмы вцеплялись в "добычу" поистине акульей хваткой, и артист махал на них рукой. Впрочем, Кинг никогда не раздувал из этих историй грандиозных скандалов и просил менеджера по возможности разрешать спор полюбовно, даже не требуя отступных.
А теперь опять не о грустном. Все знают, что Би Би Кинг назвал свою гитару "Люсиль" (Lucille), но история возникновения этого имени менее известна. Честно говоря, она довольно забавная и нелогичная. Где-то в 1949-50 году на его выступлении в небольшом арканзасском клубе внезапно возникла драка между двумя упорными мужчинами, не поделившими... женщину. В результате драчуны опрокинули керосиновый обогреватель и устроили нешуточный пожар. В возникшей среди публики и музыкантов панике Кинг оставил свой любимый "Гибсон" внутри. Когда опомнился, огонь уже полыхал вовсю. Надо было действительно так привязаться к инструменту, чтобы полезть в пламя спасать его. Все окончилось благополучно, а блюзмен не поленился после пожара разыскать ту самую леди, из-за которой возникла драка и пожар, и узнать ее имя — Люсиль. Почему Кингу пришло в голову назвать свою чуть не погибшую в огне гитару именем девушки, из-за которой все и произошло, ума не приложу, но человеческая логика витиевата и непредсказуема. Имя Люсиль с того времени носят все гитары Би Би Кинга.
В 1958 году он женится во второй раз, несмотря на печальный опыт первого брака и твердую уверенность в том, что образ жизни гастролирующего музыканта бросать не намерен. Новая избранница, Сью Холл, была моложе его на 15 лет. Они познакомились в одном из клубов Индианолы, где ее мать была менеджером. Первые полгода молодая пара путешествовала вместе по всем турам, но Сью не выдержала долго, и Кинг вынужден был обзавестись серьезной недвижимостью. Он купил дом в Лос-Анджелесе, который стал их "семейным гнездом". Вернее, ее — Сью — гнездом, поскольку муж бывал дома в общей сложности не более, чем один месяц в году. Разумеется, и этот брак был обречен. Он и так продержался целых восемь лет, как, впрочем, и первый. В 1966 году Би Би Кинг и Сью Холл расстались. Невеселое событие в личной жизни отчасти "подсластил" несомненный успех его единственного хита "The Thrill Is Gone", пробравшегося в популярные чарты и застрявшего там весьма надолго.
Десятилетие, предшествующее этому событию — конец пятидесятых и шестидесятые — было, пожалуй, пиком чисто блюзовых достижений артиста. Но это же время было отмечено появлением обретающей бешеную популярность новинки — рок-н-ролла. Он сделал из многих талантливых черных музыкантов настоящих звезд — достаточно вспомнить Чака Берри, Фэтса Домино, Джеймса Брауна. Эта музыка разрушила границы между черной и белой аудиторией, чего блюзу тогда сделать пока не удалось. Би Би Кингу было обидно, что даже многие бездарности-однодневки стали дико популярными благодаря новому стелю, но сам он рок-н-ролл играть не хотел, да и не мог. Не его это была стихия.
Однако в 1965 году начали ломаться барьеры уже между блюзом и белой американской аудиторией. Начало этому положил грандиозный и вовсю разрекламированный Ньюпортский фолк-фестиваль, на котором белая Америка впервые услышала музыку Сон Хауса, Миссисипи Джона Харта и других негритянских блюзовых патриархов. Выступала там и группа белых блюзменов — продвинутая белая молодежь уже сама начинала играть блюз, хотя таких новаторов тогда было совсем мало. Группа называлась Paul Butterfield Blues Band. Теперь их имена звучат почти как легенда — Пол Баттерфилд, Элвин Бишоп, Майк Блумфилд, а в середине шестидесятых они только-только начали завоевывать известность среди белой молодежи, которая воспринимала их музыку как "странный" рок-н-ролл.
И до фестиваля, и во время него гитаристов Блумфилда и Бишопа частенько забрасывали вопросами типа "а где вы научились играть в таком стиле?" Те честно отвечали: "У Би Би Кинга". "У кого, у кого?" — переспрашивали ошарашенные слушатели. "Ну как же, неужели вы его не знаете?" — удивлялись Блумфилд с Бишопом. — "Би Би Кинг — это настоящий гитарный король!" Публика (белая, разумеется) шалела и начинала интересоваться, где можно купить его пластинки. А потом ошалевала еще больше, когда оказывалось, что он—черный блюзмен из абсолютно провинциальной Дельты Миссисипи!
Кингу в этот момент позарез был нужен новый толчок, давший бы большую, чем до сих пор, известность. Он прекрасно видел, что классический блюз не имеет шансов противостоять напору рок-н-ролла. Ему хотелось недостижимого: чтобы блюз воспринимался всеми — и черными, и 6eлыми — как "благородная", возвышенная музыка, а не просто негритянские песенки, насыщенные сексуальными, наркотическими и другими брутальными аллюзиями. Поэтому и сам он старался писать блюзы преимущественно мягкие, с "добропорядочными" текстами, и подбирал в репертуар сответствующие песни чужого авторства. В итоге его манера ушла довольно далеко от традиционного блюза по духу, оставаясь несомненно таковой по форме. Би Би Кинга было гораздо легче воспринять широкой аудитории, чем того же Сон Хауса или Бакку Уайта, оставалось только как-то заставить эту аудиторию, в основном белую, услышать его.
Это случилось вскоре после того, как вышел успешный сингл "The Thrill Is Gonе. В 1968 году Би Би Кинга попросили выступить на рок-фестивале Fillmore West в Сан-Франциско, собравшем десятки тысяч фанатов. Джонни Уинтер и Майк Блумфилд представили его всем собравшимся как величайшего среди живущих блюзовых гитаристов", вызвали пятиминутную овацию зала еще до того, как Би Би Кинг вообще начал играть. Он исполнил в числе прочего и свой новый единственный поп- хит, принятый на ура публикой, но для подлинных знатоков блюза после этого концерта cтало ясно, что ему пришлось oкончательно пожертвовать традицией в пользу популярности.
Да, Би Би Кинг считал, что исполняет великую миссию, неся блюз в массы, доселе им не очень-то интересовавшиеся, и что для этого все средства хороши. В чем-то он был прав - послушав его песни, кое-кто действительно всерьез заинтересовался этим жанром и углубился в него. Но здесь с обретавшим славу блюзменом случился тот же самый парадокс, что и с поздним Луи Армстронгом. Они оба внушили массовому слушателю уверенность: то, что они играют, и есть единственный и аутентичный блюз (и, соответственно, джаз). В подобной уверенности пребывает огромная часть публики и по сейчас, тогда как это, мягко говоря, не совсем верно. Так или иначе, не нам судить — к добру ли все это. Для самого Би Би Кинга, безо всяких сомнений, к добру.
С конца шестидесятых карьера Кинга представляла собой беспрерывный, хотя не такой стремительный, подъем вверх. Он практически перестал выступать в дешевых кабаках и танцзалах—теперь его приглашали уже в джаз-клубы, театры, в престижные залы a-ля Fillmore East, в большие колледжи, в дорогие курортные отели... Кинг появился на общенациональном телевидении, в том числе и в Ed Sullivan Show в 1971 году—том шоу, которое было в те годы своеобразным знаком качества для любой уважающей себя звезды. В 1970 он впервые записался вместе с рок-музыкантами (это была пластинка "Indianola Mississippi Seeds"). А в 1973 году его пригласили уже в качестве почетного гостя и ведущего на одно из самых грандиозных блюзовых мероприятий — концерт в знаменитом Филормоник Холле в Нью-Йорке. Перед респектабельной белой публикой, наконец, узнавшей, что такое настоящий блюз, выступили Мадди Уотерс, Джей Макшенн, "Биг Мама" Торнтон, Эдди Винсон и другие мастера этого жанра.
Постепенно "прорыв" Би Би Кинга к молодой рок-аудитории углублялся и расширялся. В 1969 году он впервые побывал в Европе, выступая "след в след" за Питером Грином и Эриком Клэптоном. На его концерты (ну еще бы, в Старом Свете всегда уважали черных гитаристов из США) ходили и любители блюза и просто любопытствующие, в итоге один неофит-рецензент даже назвал его в печати очередным адептом гитарной школы Клэптона и Грина". Но подобные казусы вовсе не портили ему настроения. Уже в середине 70-х Кинг добрался и до стадионов. И не с кем-нибудь, а с самими The Rolling Stones во время одного из их туров по Америке. Это стало не единственным их совместным проектом — в 80-х "Роллинги" опять пригласили Би Би Кинга в большую гастрольную поездку.
У него было и много чисто имиджевых концертов, которые вообще ничего не давали с точки зрения творчества, зато невероятно помогали бизнесу' и популяризации блюза. Например, совместное выступление с... президентом США, которое в телетрансляции увидела вся страна. Он и впоследствии участвовал в кампаниях Республиканской партии, но только лишь как музыкант, абсолютно не допуская никаких политических высказываний.
Самым удачным совместным с рок-музыкантами проектом стало для Би Би Кинга приглашение группы U2 выступать вместе на нескольких их концертах в Техасе и Аризоне. В итоге был издан видеофильм и альбом "Rattle And Ham", а Боно вместе с коллегами попросил блюзмена поехать с U2 в 1989 году уже в мировое четырехмесячное турне. Рок-музыканты представляли его публике в таких выражениях, что ни у кого не возникло сомнения, — именно он оказал U2 честь тем, что играет с ними на одной площадке. Они и обращались с Кингом по-королевски. В начале гастролей, будучи в Австралии, Боно сделал ему сюрприз: специально в честь дня рождения 64-летнего ветерана арендовал огромную океанскую яхту, пригласил около пятидесяти гостей, оркестр и устроил настоящее празднество с фейерверком на берегу после их прибытия в порт. Би Би Кинг был ошеломлен и растроган—так к нему еще никто из коллег не относился.
В конце XX века Кинг был уже обладателем практически всех возможных музыкальных призов и наград. Множество Грэмми, блюзовые призы, включение в Зал славы блюза и Зал славы рок-н-ролла — все это перечислять нет никакой возможности, да и необходимости. Говоря о его бесчисленных альбомах, можно сказать, что они очень неоднородны и неоднозначны, особенно те, что записаны после семидесятого года. Может быть, виной тому чрезмерный конформизм Кинга и его безотказное стремление играть со всеми подряд? Скорее всего да, но только частично. Если его совместные альбомы с Алексисом Корнером, Стивом Винвудом и Ринго Старром действительно не очень удачны, то недавний дуэт с Эриком Клэптоном "Riding With The King" напротив, весьма неплох. Его сотрудничество с джаз-фанковой группой The Crusaders и "заигрывание" с кантри можно отнести почти к творческим провалам, зато альбомы "Blues Summit" (с Джоном Ли Хукером, Эттой Джеймс, Коко Тэйлор и другими великими блюзменами), а также "Let The Goods Time Roll" (на музыку Луиса Джордана) стали приятными сюрпризами для ценителей настоящего блюза.
А впрочем, у кого из великих артистов не бывает падений и взлетов? Я имею в виду, разумеется, творческих! Это — нормально. Главный итог жизни Би Би Кинга заключается в том, что он превратил для абсолютного большинства меломанов само понятие "блюз" из чего- то архаичного, музейного и забытого во вполне современное, живое и популярное явление. Поклонники аутентики и "чистого" блюза могут оставаться недовольными — это их право. Но без Би Би Кинга и их ряды нынче были бы явно поменьше, это факт. Поэтому скажем действительно великому артисту огромное спасибо и пожелаем ему получать удовольствие от того, что он делает на сцене, еще много лет.
1980 RarestB.B.King (Blues Boy)
1985 King Of The Blues Guitar (P-Vine)
1987 One Nighter Blues (Ace)
1989 Got My Mojo Working (Universal)
1990 Live At The Apollo (GRP)
1992 There's Always One More Time (MCA)
1993 Blues Summit (MCA)
1995 Lucille & Friends (MCA)
1998 Blues On The Bayou (MCA)
1999 Live In Japan (MCA)
1999 Let The Good Time Roll (MCA)
2000 Makin'Love Is Good ForYou (MCA)
Один из виднейших физиков прошлого столетия, в ответ на восторги по поводу революционных открытий в этой области знаний в ХХ веке, заметил скромно, но очень метко: «Нам было легче. Мы ведь стояли на плечах у гигантов». Ученый имел в виду ...
Кристофер Энтон Ри – неутомимый популяризатор блюза, неповторимый гитарист и эмоциональный вокалист – талантам своим обязан тому невообразимому коктейлю из итальянской, ирландской и югославской крови, что течет в его жилах. Впечатленный игрой ...
Кларенс 'Гейтмаус" Браун провел на сцене больше 50 лет и за это время преподнес слушателям всего мира острейшую пряную смесь из блюза, кантри, джаза, фанка, блюграсс и зайдеко. Виртуоз гитары, скрипки, губной гармоники, мандолины и ударных, Браун ...
Кен Барнс не упомянул о Джанго Рейнхардте в своей девятнадцатичасовой кинодокументальной эпопее о джазе. Это одна из досадных оплошностей фильма в довольно подробно изложенной истории джаза. Джанго Рейнхардт был одним из самых значительных ...
Вместо предисловия (1), короткое Так случилось, что я начал делать обзоры для журнала JК с диска Эрика Клэптона Мe And Mr. Johnson. Я никогда не делал этого прежде, и, наверное, не занимался бы этим после. Но, волею случая, судьба связала меня с ...
23 апреля всемирно известный музыкант Гари Мур приехал в Минск с единственным концертом. Своей необыкновенной игрой, построенной на зажигательных ритмичных импровизациях, и мощной энергетикой лирических композиций он заставляет слушателей то ...
Наши предки верили, что когда рождается человек, на небе загораегся новая звезда. Не знаю, как там насчет каждого, но не удивлюсь, что 25 марта 1966 года вопреки всем законам физики и астрономии такое событие произошло. Потому что в этот день в ...
"Детройт сделал меня тем, кто я есть. Я весь принадлежу Детройту. Он сделал меня знаменитым, и я всегда буду называть его своим домом". "Когда я умру, то мой блюз похоронят вместе со мной. Но блюз никогда не умрет". Джон Ли Хукер Летом 2001 года ...
Блюзовые фестивали в Чикаго всегда нуждались в настоящих героях. В 1995 году таким героем, вне всякого сомнения, был Лютер Эллисон. По отзывам очевидцев, героя такого масштаба на фестивале не было давно и впоследствии редко появлялось. ...
Последние несколько лет наш журнал неоднократно обращался к теме блюзовой волны в Англии 60-х годов, волны, давшей миру такое глобального масштаба явление, как Rolling Stones и еще целый ряд интереснейших коллективов и отдельных исполнителей. Эта ...
От судьбы не уйдешь Куда податься было маленькому Пако де Люсия, урожденному Франсиско Санчес Гомес, кроме как в гитаристы? Отец - Антонио Санчес — гитарист фламенко, брат Рамон — тоже, брат Пеп —певец фламенко. Ну, кем еще он мог стать, от рождения ...
"Ронни Эрл сегодня один из самых серьезных блюзовых гитаристов. Я люблю его, как сына и горжусь им" Би Би Кинг К концу третьего десятилетия своей профессиональной карьеры Ронни Эрл имеет статус доцента гитарного факультета музыкального колледжа ...