nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Buddy Guy - простой кумир великого кумира поколений


Buddy Guy - простой кумир великого кумира поколений
Так уж все устроено в истории человечества: время и место, пересекаясь на одной какой–то личности, могут вознести ее очень высоко. История рока подчиняется этим же законам. В 60–х время и место, пересекаясь особенно часто на парнях с электрогитарами, выносили их на заоблачные вершины, осыпая почестями и славой, о которых они и мечтать ранее не смели. И все же просто оказаться в нужное время и в нужном месте было недостаточно. Необходимо было иметь при себе определенный набор достоинств. И только лишь музыкальной одаренности иногда было мало. Вдобавок нужно было еще кое–что...

В тот исторический вечер, когда время и место пересекались на Джимми Хендриксе, в тот легендарный момент, когда его впервые услышал бывший басист группы "Энималз" Чез Чендлер, Хендрикс, помимо таланта гитариста, имел еще кое–что. Именно это и решило не только его судьбу, но и направление рока конца 60–х.

Чез Чендлер, как и все остальные вслед за ним, был сражен звучанием фантастического на тот период эффекта, умело и с великой фантазией применяемого Хендриксом.

В Лондоне, особенно в клубе "Марки" и "ЮФО", можно было услышать великое разнообразие поразительных гитарных наворотов. Но никто, ни Эрик Клэптон, ни Джефф Бэк, не могли проделать таких чудес, как Джимми. К тому же у Джимми имелись некоторые самые последние новинки. А именно, суперэффект, создавший затем эталон звучания электрогитары на долгие годы.

Эффект "Wah–Wah", известный у нас под названием "квакушка". Именно все ее возможности и достоинства и демонстрировал Джимми перед оказавшимся рядом Чендлером. Ну а далее — уже история.

Разумеется, Джимми Хендрикс был необычайно одаренным гитаристом и, возможно, доказал бы это безо всяких "квакушек". И все же ранее, в те годы, когда он аккомпанировал Би Би Кингу, Литл Ричарду и Айку Тернеру, его хвалили, хлопали по плечу, говорили "молодец", ну и на этом — все. Никакой сенсации. Если послушать те записи Хендрикса, что были сделаны до его пиротехнического перевоплощения, то можно сказать только то, что он отлично владел инструментом. Однако виртуозов, великолепно владеющих гитарой, в Америке было много. И Джимми очень усердно изучал исполнительскую технику и манеру некоторых из них. Он неутомимо мотался по Штатам, пересекая континент в разных направлениях, чтобы увидеть воочию в Лос–Анжелесе, как Дик Дейл развивая бешеную скорость на своем "Фендере", стирает в порошок пять медиаторных косточек за пять минут. Затем Джимми отправился в Чикаго. Уж там ему точно было за кем понаблюдать. Современный имидж Хендрикса, повернутого наркомана и экстравагантного прожигателя, складывался, в основном, по последним годам его жизни. В середине 60–х, когда о нем ничего не знали, Джимми был очень даже прилежным и трудолюбивым учеником. И вдобавок неутомимым скаутом. Он искал передовые идеи у старших собратьев, более опытных и прославленных гитаристов. Оказавшись в Чикаго, он отправился наблюдать, как передвигает пальцами по грифу вовсе не Майкл Блумфилд (очень модный в 60–х чикагский гитарист), а Бади Гай.

Бадди Гай в те же годы был так же легендарен в Чикаго, как и Джимми Пейдж в Лондоне. То есть пользовался громадным уважением и успехом, но только среди музыкантов и знатоков, оставаясь все еще неизвестным для широкой публики. Сейчас ни для кого не секрет, что многие "убойные" гитарные соло на пластинках разных звезд того времени, писавшихся в студиях братьев Чесс, на самом деле принадлежали руке Бадди Гая. Он был студийным сессионным виртуозом, и подобно Джимми Пейджу в Лондоне, он играл за спинами великих звезд (в том числе и Мадди Уотерса) в чикагских студиях.

Хендрикс отлично знал, кто есть кто в Чикаго. Он сконцентрировал все свое внимание на Бадди Гае. Его легко можно было найти вечером в клубе, где Бади Гай работал после дневных студийных сессий. И то, что услышал Хендрикс, совсем не напоминало студийные соло прежнего Бадди Гая. Джимми был так же ошеломлен Гаем, как затем и Чез Чендлер самим Хендриксом. Причина в общем–то была одна и та же. Последнее слово гитарных новаторов — педаль "Wah–Wah", знаменитая "квакушка". И Бадди Гай использовал ее тек искусно, что многие не верили, что эти звуки вообще исходят из его гитары. К сожалению, Бадди не записывал в те годы свои клубные выступления, а в студии все обстояло иначе. Леонард Чесс строго приказал Бадди выбросить вон все эти технические извращения или же убираться из его студии самому. Бадди должен был содержать семью. И потому не посмел рисковать заработком. К тому же он, в отличие от Хендрикса, был человеком кротким и вовсе не стремился стать суперзвездой, всегда опасаясь, что это нарушит его привычный размеренный уклад жизни и отгородит от семьи и друзей. Гай по своему характеру явно не укладывался в образ суперзвезды тех эксцентричных и сумасшедших лет. Он был слишком уравновешенным, да и по годам слишком взрослым. Таким образом время и место пересеклись на нем лишь для того, чтобы вытолкнуть его не на вершину, а перед глазами и ушами Джимми. Ну а в следующий раз эти две определяющие истории безошибочно (они никогда не ошибаются!) пересеклись на самом Джимми Хендриксе. И к тому времени все, что нужно для прыжка вверх, у него было с собой: педаль "Wah–Wah" и совершенная техника извлечения фантастических звуков. Уже где–то в конце 60–х, став сверхзвездой, Джимми рассказал об этом на пресс–конференции перед миллионами телезрителей. Он совсем не скрывал, что перенял у Бадди Гая искусство извлечения с помощью специальной педали квакающих и стенающих звуков. Это, разумеется, ничуть не умаляло статус Хендрикса как величайшего гитариста, чей изобретательный ум и воображение довели до совершенства дело, начатое Бади Гаем.

В 1968–м году, когда супер–нова Джимми Хендрикса уже, казалось, готова была заменить затухающую звезду битломании, Бадди Гай был вынужден подрабатывать грузчиком и таскать кирпичи на стройке, чтобы заработать на хлеб. Братьям Чесс изменило чутье. Создав легендарный саунд чикагского блюза, они, однако, отказались двигаться дальше за временем. И безнадежно отстав от него, слетели с дистанции. Но и Джимми Хендрикса со всеми его психопиротехническими эффектами восприняли всерьез далеко не сразу и не все. Особенно не воспринимало его черное население Америки. Они возмущались и называли его извратителем их музыки. Хендрикс долго оставался предметом обожания в основном для психоделически настроенных белых — огромной аудитории, постоянно ищущей неизведанных звуковых ощущений.

Время шло далее. Новые психоделические ощущения устаревали. А вместе с ними и выходили из моды многие звуковые эффекты. Джимми Хендрикс стал исторической личностью и его записи так и остались высшим эталоном того, что можно извлечь из гитары с помощью технического прогресса плюс возбужденного музыкального воображения. И вот через двадцать с лишним лет после описываемых событий, уже в 1991–м году, над музыкальным небосклоном планеты разгорается еще одна супер–новая — звезда Бадди Гая. Причем лишь немногие помнили его по былым временам.

Звук его старого "Фендера–Стратокастера" чист и традиционен. Никаких педалей "Wah–Wah". Все так, как когда–то хотели братья Чесс. И в то же время это современный саунд блюза, ставший эталоном для 90–х. Время вносит свои коррективы. Сейчас 62–летний Бадди Гай — лауреат "Грэмми", создатель нескольких золотых и платиновых альбомов, широко известный во всем мире, владелец клуба "Бадди Гай ледженд" — всемирной Мекки блюз–фанов.

Бадди Гай — звезда в полном смысле этого слова. Тем не менее он не испытывает головокружения от высоты. Напротив, он даже сконфужен шумихой вокруг себя и озабочен тем, что известность может помешать ему спокойно общаться с друзьями на улице. И вообще он не считает это нормальным для человека, даже очень талантливого, — быть чьим–то кумиром. Такой вот он простой парень с гитарой — Бадди (то есть дружище) Гай.

Александр ЧЕЧЕТТ

1998


стиль
блюз
автор
Александр ЧЕЧЕТТ
страна
США
музыкальный стиль
блюз-рок, чикагский блюз

Расскажи друзьям:

Ещё из раздела гитаристы

  • стиль: блюз, блюз
  • автор: Андрей ЕВДОКИМОВ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: чикагский блюз
Элвин Бишоп начинал играть блюз во времена, когда вопрос "может ли белый парень сыграть блюз?" вызывал дискуссии, заканчивавшиеся дракой. Вопрос чудной, поскольку белые парни играли блюз по крайней мере от начала эпохи звукозаписи (о чем ...
подробнее
  • стиль: блюз, блюз
  • автор: Александр ЧЕЧЕТТ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: блюз-рок, чикагский блюз
Встретить такие восторженные слова в последнее время — не редкость в журналах "Blues Revue", "Living Blues" и "Guitar Worls". Три альбома Майкла Хилла на фирме "Alligator Records" один за другим последовательными мощными ударами вознесли ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Яков БАСИН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: традиционный джаз
История джаза — это не только история музыки, но еще и история жизни и смерти оркестров, ансамблей, студий и фирм грамзаписи, музыкальных издательств и, конечно же, самих джазовых музыкантов. И наполнена эта история таким количеством ...
подробнее
© 2019 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com