Итальянский клавишник и композитор Ник Комольо основал группу Syndone в 1989 году. Название может показаться мрачноватым (по-итальянски sindone – это «саван»), а может и наоборот (изменил одну букву – и уже вдалеке от мыслей о смертном одре). Так или иначе, изначально музыка нового коллектива была нацелена на прог-рок в его классических образцах начала 70-х. Ник, играя на клавишных, даже инструментарий использовал тех времен, придавая саунду своеобразный «винтажный» привкус. Выпустив два альбома, группа распалась, чтобы возродиться вновь уже в новом столетии под теми же прог-роковыми знаменами.
Odysseas – пятый по счету альбом Syndone, и, как и целый ряд предыдущих проектов Комольо, тематический. Если для великого ирландца Джойса «Одиссея» стала своего рода путеводителем для описания передвижений героя его «Улисса» по Дублину, то Комольо обращается к бессмертной книге Гомера, так сказать, напрямую. Это альбом-трибьют, акцент в котором сделан на теме странствия, как самого естественного для человека образа жизни. В общем, Via Est Vita, с чем конечно, не поспоришь.
Помимо основного состава группы, в которую вместе с Комольо входят вокалист Рикардо Руджери и вибрафонист Франческо Пинетти, для реализации этого проекта было приглашен целый ряд гостей, самый именитый из которых – это, бесспорно немецкий барабанщик Марко Миннеман, музыкант - полистилист, живущий и работающий в США. Нельзя не упомянуть и сыгравшего на флейте в Penelope Джона Хэкетта, родного брата гитариста Стива Хэкетта из Genesis. Еще до прослушивания альбома отмечаешь необычность состава Syndone, в котором основные позиции занимают клавишник и вибрафонист. Уже с первым же треком Invocazione Alla Musa убеждаешься, что такое сочетание делает саунд группы и изысканно-рафинированным, и отличающим его от других прог-роковых коллективов. Добавляя в эту палитру краски арфы, флейты, классической гитары при мастерской работе ритм-группы, Комольо добивается еще большего усиления эффекта. Архитектор по образованию, он умело выстраивает как весь этот альбом со сквозной темой в целом, так и каждую отдельно взятую композицию. Иногда, не злоупотребляя, он позволяет себе выложить на выстраиваемом «здании» эффектную «деталь», вроде ориентального мотива в дуэте гитары и голоса на старте Penelope. Эта разноплановая композиция вообще показалась мне самой интересной, с ее фортепьянной интерлюдией после ориентального старта, подвижной ритмикой и флейтовым соло. В звучании клавишных в Poseidon любовь Ника к творчеству Кита Эмерсона проступает особенно явно, но звучание Syndone в целом сильно отличается от Emerson, Lake & Palmer.
И дело тут не только в наличии вибрафона, придающего саунду джазовую окраску, но, в первую очередь, в фигурах вокалистов. Рикардо Руджери поет принципиально иначе, чем Грег Лэйк. Пожалуй, ближе всего он к вокалисту ELP в Il Tempo Che Non Ho, но и здесь певуче-кантиленный итальянский язык исполнения (Руджери везде поет только на родном языке) разводит Рикардо и Грега в разные стороны. Вокальный язык Руджери необычайно гибок: уже в следующей за Il Tempo Che Non Ho композиции Focus он звучит совсем по-другому. Диапазон его возможностей хорошо иллюстрирует Ade, где голос Рикардо от почти фальцета нисходит до шепота. И еще одна, чисто джазовая особенность его вокала: инструментализация пения, голос часто выступает в виде еще одной краски в общем саунде.
Подводя итог и учитывая тему альбома, можно сказать: Syndone, как мне кажется, успешно нашел верный путь между Сциллой коммерциализации своей музыки и Харибдой безразличия к пониманию своих идей публикой. Это делает перспективы итальянского ансамбля довольно радужными.
2014 Fading Records
13 tks / 64 mins
(Nik Comoglio - keyb, orchestrations; Riccardo Ruggeri – voc; Francesco Pinetti – vibe; with Federico Marchesano – b; Marco Minnemann – dr; Sara Marisa Chessa - lever harp, John Hackett - fl (tk 4);)
Линк предоставлен Prog Sphere PR
Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как ...
Не самую веселую картинку выбрала группа Marbin для четвертого в своей дискографии и третьего с логотипом Moonjune Records альбома, но смею заверить читающих эти строки: содержимое этого альбома таит значительно больше положительных эмоций, чем его ...
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...
C коллективом Jazzwerkstatt Wien New Ensemble, как и с деятельностью и разнообразными проектами участников объединения исполнителей современной авангардной музыки из Вены Jazzwerkstatt в целом, постоянные посетители нашего сайта уже знакомы. В ...
Race Of Dreamers – «экспортный» вариант названия молодого и креативного коллектива с минскими корнями и гродненской пропиской, который в оригинале называется "Раса Мечтателей". Английское название в заголовке обзора объясняется ...
Переживший свой расцвет в 70-х годах прошлого века, джаз-рок (или музыка фьюжн) до сих пор очень популярен. Эту музыку играют тысячи групп во всем мире. Но, увы, слишком часто их работы оказываются эпигонским подражанием тем творческим прорывам, ...
Scream! - четвертый по счету альбом итальянского басиста Массимилиано Рольфа в качестве лидера, а кроме того он участвовал в двух десятках записей как сайдмен и может похвастаться множеством концертных туров в Европе и Америке и совместными ...
2 октября 2014 года на минский сетевом лейбле HAZE появился очередной альбом группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» под названием «Корягин». Уверен, что он будет иметь особое значение для поклонников творчества ...
Когда в 2013 году барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик») удалось собрать трио со своими кумирами детских лет – легендарными джазовыми музыкантами, басистом Роном Картером и пианистом Кенни Бэроном ...
Басист из Нью-Йорка Тим Фергюссон – опытный музыкант, неоднократно выступавший и гастролировавший с Доном Фридманом, Валерием Пономаревым, The Vanguard Jazz Orchestra и другими известными музыкантами и коллективами. Многогранна его творческая ...
Неоднократно доводилось читать и слышать о том, что мэйнстрим, дескать, исчерпал себя – повторение схем и приемов, изобретенных гигантами прошлых лет, отсутствие свежих идей и так далее. Что ж, порой слушаешь диски, которые наводят на мысль, ...
У представляемого в этом обзоре состава долгая и славная история. Когда-то он назывался Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra, и с середины 60-х и вплоть до конца 70-х, в период не легкий для джаза в целом, а уж для биг-бэндов – в особенности, ...