В 2001 году Матиас Винкельман и вся команда возглавляемой им фирмы Enja празднуют тридцатилетие своего лэйбла. Выпущенный к юбилею сборник — это не просто "этапы большого пути". Отобранные для него композиции обрисовывают (разумеется, пунктирно) как прежние сферы интересов лэйбла, так и основные направления, по которым фирма собирается пополнять свои каталоги. Порукой тому и программные liner notes от самого Винкельмана.
Шеф Enja вспоминает в них, как лет 25 назад некая дама из Германского агентства по авторским правам сочувствовала ему: "Как хорошо, что вы обратили внимание на джаз, это прекрасное, умирающее искусство!" Вся деятельность фирмы за эти годы не просто опровергает этот пессимистический тезис, но и подсказывает свои варианты его дальнейшего развития. И это тоже можно услышать в данном CD
Здесь есть и вещи ушедших великанов: записи Дольфи (приобретенные у его родителей) и Бейкера, и современный джазовый мэйнстрим как в американском (Кенни Бэрон, в какой-то степени — Бенни Уоллес), так и в европейском (итальянец Фарао) и даже африканском (Абдулла Ибрахим) варианте. Здесь представлены пьесы, где стилистические границы начисто стерты (Dance Machine от Absolute Ensemble) ипи причудливо перекручены (классика Сиднея Беше Petite Fleur с ближневосточным колоритом от израильтянина Гилада Ацмона). Здесь, наконец, есть композиции, сближающие джаз с world music — а в Enja, похоже, именно здесь видят главное русло дальнейшего развития джаза — это пьесы Абу-Халила и Гарсиа-Фонса, Шнетбергера со Штокгаузеном и Юссефа. И все это очень красивая, творческая, интересная музыка, и дай нам Бог почаще слушать ее на дисках Enja!
2001 Enja
13tks/71 mins
(Abdullah Ibrahim, Ferenc Snetberger & Markus Stockhausen; Kenny Barron; Rabih Abou-Khalil; Eric Dolphy; Chet Baker; Renaud Garcia-Fons; Bennie Wallace; Antonio Farao; "Absolute Ensemble"; Dhafer Youssef; Nils Wogram; Gilad Atzmon;)
Чтобы понять музыку группы Steppenwolf, надо прочитать роман выдающегося немецкого писателя Германа Гессе «Степной волк». Трудная книга, не всем по зубам. Я сам начинал ее читать еще в студенческие годы, но, прочитав несколько страниц, бросал. Затем ...
Альбом, в записи которого участвовали самые что ни на есть звезды современного джаза во главе с весьма скупым в изложении Джоном Скофилдом. Эта работа из числа тех, в которые приходится "въезжать" постепенно, не торопясь, поскольку с каждым новым ...
Удивительно тонкая, чистая, светлая музыка! Казалось бы, инструментальный арсенал — минимальный, да вот у музыкантов трио получается создать весомое, наполненное образами и идеями полотно, которое можно слушать бесконечно. И музыка при этом не ...
"Наш пострел везде поспел" — есть такая русская поговорка. Пожалуй, применительно к нью-йоркскому скрипачу Марку Фельдману она звучит слишком фамильярно, но универсализм этого музыканта просто поражает. Марк участвует в проектах джазовых и ...
Строгое, лаконичное, напоминающее фирменный ЕСМ-овский стиль, оформление альбома. Непростая для восприятия музыка — пограничье между свободным импровизационным джазом и современным академическим авангардом. Звуковой минимализм, сонористика, ...
Московское переиздание этого замечательного альбома позволило вашему покорному слуге вспомнить одновременно детство (тогда подобная музыка часто считалась очень даже танцевальной) и позднюю молодость (тогда он купил сразу два двойных альбома — ...
Мой «роман» с журналом «Джаз-Квадрат» начался с того, что я написал «сердитое» письмо в адрес редакции, где выразил свое «негодование» по поводу невнимательности журнала к такой культовой блюзовой фигуре, как Джон Мэйелл. Ведь в 2003 году ему ...
Предыдущий, дебютный для Курта на фирме "Verve" альбом "The Enemies Of Energy", уже рецензировался в нашем журнале (см. № 5-6/2000). И вот сделан "Следующий шаг" (так называется его новый проект). Этот альбом, полностью авторский, Розенвинкель делал ...
Археологическая экспедиция, предпринятая московской компанией "Landy Star", "выкопала" для широкого круга любителей музыки довольно интересный образчик того, что мы сегодня называем smooth jazz. Альбом "Skylarkin'" — не самый громкий в ...
Начинается альбом в стиле "умеренного" фри-джаза. Что-то в духе раннего, спокойного и мелодичного еще Орнетта Коулмена. Да и состав один к одному. Короче, аналогия обнадеживает. Послушав чуть подольше, еще больше утверждаешься в мысли: "Старый ...
Все проекты Патрисии Барбер последних лет отличаются друг от друга по звучанию, но не по настроению. В предыдущих альбомах она была более блюзовой и майлсдэвисовской одновременно, а ее версия "Black Magic Woman" с диска "Companion" вызывала восторги ...
Альбом начинается с нескольких протяжных "вскриков" трубы, которые заставляют если не вздрогнуть, то слегка поежиться от какого-то смутного ощущения тревоги и тоски. Потом напряжение слегка спадает, а музыка приобретает черты европейски ...