В 2001 году Матиас Винкельман и вся команда возглавляемой им фирмы Enja празднуют тридцатилетие своего лэйбла. Выпущенный к юбилею сборник — это не просто "этапы большого пути". Отобранные для него композиции обрисовывают (разумеется, пунктирно) как прежние сферы интересов лэйбла, так и основные направления, по которым фирма собирается пополнять свои каталоги. Порукой тому и программные liner notes от самого Винкельмана.
Шеф Enja вспоминает в них, как лет 25 назад некая дама из Германского агентства по авторским правам сочувствовала ему: "Как хорошо, что вы обратили внимание на джаз, это прекрасное, умирающее искусство!" Вся деятельность фирмы за эти годы не просто опровергает этот пессимистический тезис, но и подсказывает свои варианты его дальнейшего развития. И это тоже можно услышать в данном CD
Здесь есть и вещи ушедших великанов: записи Дольфи (приобретенные у его родителей) и Бейкера, и современный джазовый мэйнстрим как в американском (Кенни Бэрон, в какой-то степени — Бенни Уоллес), так и в европейском (итальянец Фарао) и даже африканском (Абдулла Ибрахим) варианте. Здесь представлены пьесы, где стилистические границы начисто стерты (Dance Machine от Absolute Ensemble) ипи причудливо перекручены (классика Сиднея Беше Petite Fleur с ближневосточным колоритом от израильтянина Гилада Ацмона). Здесь, наконец, есть композиции, сближающие джаз с world music — а в Enja, похоже, именно здесь видят главное русло дальнейшего развития джаза — это пьесы Абу-Халила и Гарсиа-Фонса, Шнетбергера со Штокгаузеном и Юссефа. И все это очень красивая, творческая, интересная музыка, и дай нам Бог почаще слушать ее на дисках Enja!
2001 Enja
13tks/71 mins
(Abdullah Ibrahim, Ferenc Snetberger & Markus Stockhausen; Kenny Barron; Rabih Abou-Khalil; Eric Dolphy; Chet Baker; Renaud Garcia-Fons; Bennie Wallace; Antonio Farao; "Absolute Ensemble"; Dhafer Youssef; Nils Wogram; Gilad Atzmon;)
Кларнетист Дон Байрон столь же плодовит, сколь и разносторонен. Его новый альбом совсем не похож на рецензировавшийся у нас предыдущий диск «A Fine Line». Если там все строилось на джазовом осмыслении академической музыки, то здесь ...
Бывшая ритм-секция гитариста- легенды Стиви Рей Воэна — это всего лишь бас-гитара и ударные. Без сверхгитары Стиви это все равно, что группа "Doors’ без Моррисона. Однако оставшиеся в живых даблтрабловцы, в отличив от "Doors’, придумали выход: в ...
Фолкнер Эванс — "умный", размышляющий пианист, никуда не спешащий без необходимости и ставящий собственно музыку впереди виртуозности. И это приятно слышать. Вдвойне приятно, что собственные сочинения Эванса, которых на диске половина, ...
Не знаю, в какую рубрику «CD - Обзора» поместит редактор эту рецензию: возможно, это будет «Джаз», возможно — «World music». В любом случае у него будут на то достаточно веские причины. Фапу Лапертин, лидер ...
Прежде чем писать об этом альбоме, втором для Фэй Виктор, я перечитал рецензию на ее первый диск в № 4/99 нашего журнала. Коллегу Д.Подберезского певица явно зацепила. Мои ощущения схожи, хотя разобраться в причинах этого не так просто. Темнокожая ...
Довольно серьезная по объему компиляция, выпущенная фирмой Hip-0 Records. На диске аж 18 треков, представляющие музыку Фредди с 1960 года почти до самой его смерти в 1976 году. Диск отлично звучит и классно оформлен; есть буклет с подробным ...
По составу норвежский ансамбль Funky Butt — это типичный брасс-бэнд (даже ритм-группу вместе с ударными здесь образует туба, а не привычный контрабас), дополненный фортепиано. Назван секстет в честь одноименного джазового клуба в Новом ...
В 1988 году Гэйл Томпсон совершила путешествие по Африке. Именно тогда, видимо, и зародилась идея данного проекта, который был реализован ею в собственной студии в Лондоне. Ранее у нее уже был альбом 'Jazz Africa' в 1997 году а этот появился ...
Если кто-то хочет разобраться в причинах популярности и у публики, и у критиков (см. данные опросов «Down Beat») 37-летнего кубинца, живущего ныне в Штатах пианиста Гонсало Рубалькабы, то его новейший альбом подходит для этого просто ...
Грег Осби — саксофонист известный. Под его именем уже скопилась дюжина альбомов. Лейбл Blue Note утверждает, что Осби имеет все шансы стать со временем классиком, ибо, во-первых, он никогда не повторяется, - во-вторых, он находит то, что способно ...
Фонографический дебют трио молодых музыкантов из Гамбурга, исповедующих электронный джаз. Впервые Дювер, Кучевски и Кухель встретились в 1999 году и с тех пор успели приобрести определенный опыт в джазовых клубах Гамбурга, Берлина и Кельна и даже ...
Шансон справедливо считается чисто французским достоянием и поэтому попытки «поженить» его с джазом всегда оставались полем для экспериментов музыкантов - франкофонов, то есть собственно французов, а также отдельных бельгийцев, ...