Перед нами один день из жизни большого города: магический круг без конца и начала, пульсирующий и дышащий организм, который прибывает в вечном движении. Контролируемый хрупкими правилами, этот живой хаос больше всего напоминает сцену большого театра, где актеры невольные заложники нескончаемой вереницы событий в сменяющих друг друга декорациях. Настоящая жизнь, разыгранная среди стальных исполинских небоскребов, длинных подвесных мостов, выложенных гранитом площадей и набережных, без конца и края.
Пластинка пианиста и композитора Дона Фридмана (Don Friedman, 1935) "The Day in The City" (1961) состоит из шести композиций, каждая из которых посвящена различному периоду дня на Манхэтане в Нью-Йорке: "Dawn", "Midday", "Rush Hour", "Sunset", "Early Evening", "Night".
Этот альбом стал дебютной работой Фридмана в составе собственного трио. Туда вошли молодой двадцатипятилетний контрабасист Чак Израиль (Chuck Israel), начавший в этот же год свою карьеру в рамках трио Билла Эванса (Bill Evans), где он сменил погибшего в аварии Скотта ЛаФаро (Scott La Faro) и барабанщик Джои Хант (Joe Hunt), который уже успел отметиться на пластинках секстета Джорджа Рассела (George Russell). Запись была сделана на лейбле Riverside всего за один день 12 июня 1961 г. Срок неприлично малый для создания столь непростой и гениальной музыки, которая и спустя пятьдесят лет поглощает наше внимание без остатка.
Дебют Фридмана пришелся в самый разгар модальной революции начала 60-х. Решительным образом на него повлияла близкая дружба с одним из главных фортепианных новаторов в истории джаза - Биллом Эвансом. Можно принять этот факт как само собой разумеющийся, так как с момента выхода в 1959 г. альбома первого великого квинтета Майлза Дэвиса (Miles Davis) "Kind Of Blue" джазовый мир ловил каждое слово Эванса. Модальный джаз нес в себе новую концептуальную и во многом революционную для хард-бопа философию, параллельно шли эксперименты Орнетта Коулмана (Ornette Coleman) и Сесила Тейлора (Cecil Taylor) с фри-джазом, в США продолжала цвести и пользоваться популярностью современная авангардная академическая музыка, например, в исполнении Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller).
Все эти тенденции нашли отклик в творчестве Дона Фридмана: использование новых ладовых созвучий, сложных аккордов, отдельных элементов сериальной техники, тонкой динамической нюансировки, а также архитектурного мышления. Каждую из шести композиций отличает и совершенно особенное ритмическое чувство, в чем, несомненно, большая заслуга Чака Израиля и Джои Ханта. Ритм-секция ненавязчиво, но скрупулезно ведет линию, создавая то самое нужное для полета мысли Фридмана музыкальное пространство. Волшебство!
Умный элегантный джаз Фридмана был тепло встречен критиками, а несколько композиций заняли верхние строчки в чартерах журнала Down Beat. В 1965 по опросу тех же критиков, Фридман был признан лучшим молодым джазовым пианистом США (New Star) и вновь удостоен специального приза Down Beat. Игра Фридмана бесконечно интеллигентна, осмысленна и многомерна, что впрочем нашло отражение не только в альбоме "The Day in The City", но и в последующих его работах, например, с выдающимся венгерским гитаристом Аттилой Золлером (Attila Zoller), саксофонистом Ли Кониццем (Lee Konitz), контрабасистом Доном Томсоном (Don Thompson). За период предшествующий записи с собственным трио в 50-е, да и в последующие годы Фридман завоевал себе репутацию блестящего сайдмэна и великолепного аккомпаниатора. Мы без труда сможем различить его игру на некоторых записях Чета Бейкера (Chet Baker), Бадди Де Франко (Buddy DeFranco), Орнетта Коулмена, Скотта ЛаФарро (Scott LaFaro), Джо Хендорсона (Joe Henderson), Элвина Джоунса (Elvin Jones), Чарльза Лойда (Charles Lloyd), Кларка Терри (Clark Terry) и многих других.
Мне невероятно повезло год назад послушать этот альбом на "виниле" и в подробностях изучить оригинальную аннотацию от журнала Down Beat. За это да и за само знакомство с Доном Фридманом я бесконечно благодарен своему хорошему приятелю Ивану Шанину.
Джаз царит. Отрицать этот факт - значит становиться в классическую страусиную позу: головой в песок, хвостом к солнцу. Можно, конечно, бить в колокола, заявляя на весь мир об угрозе разрушения моральных устоев современного общества. Однако более ...
Новое всегда раздражает. Это по меньшей мере. В целом же, все новое вызывает отторжение. И это - нормально, ибо мышление человека носит, по большей части, консервативный характер, и лишь немногие способны без потерь приспосабливаться к изменяющимся ...
Продолжаем публикации докладов, прочитанных на конференции, прошедшей в середине апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Едва ли сейчас можно сказать что-либо новое о Дюке Эллингтоне, практически ровеснике ХХ века, который ...
12 мая 1988 года ведущий джазовой программы "Радио Амстердам" нетерпеливо ждал у себя в студии гостя - выдающегося трубача и певца Чета Бейкера. К полуночи стало ясно, что эфир безнадежно сорван. Телефонный звонок к Питеру Хейтсу, голландскому ...
Сегодня мы начинаем цикл публикаций докладов с конференции "Дюк Эллингтон и современный джаз", прошедшей в конце апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Творчество Эллингтона огромно. И хотя о нем написано множество статей ...
Надо сказать, что к концу войны окончательно сложились основные направления существования джаза в кинематографе. Одним из них стали джазовые саундтреки к фильмам, отнюдь не обязательно посвященным джазу; другим — так называемые "biopics" ...
Не знаю как Вы, дорогой читатель, но я убежден, что роль женщин в джазе мало изучена, этот пробел должен быть устранен, и приступить к этому надо немедленно, сейчас, в преддверии весны и столь любимого всеми женского праздника. Статистика неумолима ...
В зале гаснет свет. Смолкает заполнившая помещение почтенная публика — дамы в длинных платьях с турнюрами и господа с тщательно ухоженными усами. Трещит загадочный аппарат в конце зала, и в лучах света, испускаемых им, на экране, установленном ...
Окончание, начало в #7(9) "JK". Исполнение джаза Каково значение джазового исполнения? Оно явно отличается от значения, например, языка. Оно проявляется в процессе накапливания, на более первичном эмоциональном уровне. Чарлз Бриггс ("Competence In ...
Хорошо ли мы представляем себе, как прогресс влияет на музыку? Это происходит сейчас, и так было раньше, просто чаще всего у нас нет возможности взглянуть назад и увидеть картину прошлого. А не мешало бы... Времена меняются, проблемы остаются Какие ...
Вниманию читателей предлагается опубликованное в электронном журнале "All About Jazz" эссе Шона Сингера — выпускника университета Индианы (Блумингтон, США) по специальности "Английский язык и литература". Помимо джаза, сфера интересов Шона включает ...
Джаз родился в эпоху, когда классовые теории торжествовали во всем мире и во всех слоях общества. В конце 20-х, а в особенности в послекризисные годы в Америке, Европе и, конечно же, в СССР стал распространяться взгляд на народное, чуть ли не на ...