nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Дон Фридман - The Day in The City (1961)

Дон Фридман - The Day in The City (1961)  Перед нами один день из жизни большого города: магический круг без конца и начала, пульсирующий и дышащий организм, который прибывает в вечном движении. Контролируемый хрупкими правилами, этот живой хаос больше всего напоминает сцену большого театра, где актеры невольные заложники нескончаемой вереницы событий в сменяющих друг друга декорациях. Настоящая жизнь, разыгранная среди стальных исполинских небоскребов, длинных подвесных мостов, выложенных гранитом площадей и набережных, без конца и края.

Пластинка пианиста и композитора Дона Фридмана (Don Friedman, 1935) "The Day in The City" (1961) состоит из шести композиций, каждая из которых посвящена различному периоду дня на Манхэтане в Нью-Йорке: "Dawn", "Midday", "Rush Hour", "Sunset", "Early Evening", "Night".

Этот альбом стал дебютной работой Фридмана в составе собственного трио. Туда вошли молодой двадцатипятилетний контрабасист Чак Израиль (Chuck Israel), начавший в этот же год свою карьеру в рамках трио Билла Эванса (Bill Evans), где он сменил погибшего в аварии Скотта ЛаФаро (Scott La Faro) и барабанщик Джои Хант (Joe Hunt), который уже успел отметиться на пластинках секстета Джорджа Рассела (George Russell). Запись была сделана на лейбле Riverside всего за один день 12 июня 1961 г. Срок неприлично малый для создания столь непростой и гениальной музыки, которая и спустя пятьдесят лет поглощает наше внимание без остатка.

Дебют Фридмана пришелся в самый разгар модальной революции начала 60-х. Решительным образом на него повлияла близкая дружба с одним из главных фортепианных новаторов в истории джаза - Биллом Эвансом. Можно принять этот факт как само собой разумеющийся, так как с момента выхода в 1959 г. альбома первого великого квинтета Майлза Дэвиса (Miles Davis) "Kind Of Blue" джазовый мир ловил каждое слово Эванса. Модальный джаз нес в себе новую концептуальную и во многом революционную для хард-бопа философию, параллельно шли эксперименты Орнетта Коулмана (Ornette Coleman) и Сесила Тейлора (Cecil Taylor) с фри-джазом, в США продолжала цвести и пользоваться популярностью современная авангардная академическая музыка, например, в исполнении Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller).

Все эти тенденции нашли отклик в творчестве Дона Фридмана: использование новых ладовых созвучий, сложных аккордов, отдельных элементов сериальной техники, тонкой динамической нюансировки, а также архитектурного мышления. Каждую из шести композиций отличает и совершенно особенное ритмическое чувство, в чем, несомненно, большая заслуга Чака Израиля и Джои Ханта. Ритм-секция ненавязчиво, но скрупулезно ведет линию, создавая то самое нужное для полета мысли Фридмана музыкальное пространство. Волшебство!

Умный элегантный джаз Фридмана был тепло встречен критиками, а несколько композиций заняли верхние строчки в чартерах журнала Down Beat. В 1965 по опросу тех же критиков, Фридман был признан лучшим молодым джазовым пианистом США (New Star) и вновь удостоен специального приза Down Beat. Игра Фридмана бесконечно интеллигентна, осмысленна и многомерна, что впрочем нашло отражение не только в альбоме "The Day in The City", но и в последующих его работах, например, с выдающимся венгерским гитаристом Аттилой Золлером (Attila Zoller), саксофонистом Ли Кониццем (Lee Konitz), контрабасистом Доном Томсоном (Don Thompson). За период предшествующий записи с собственным трио в 50-е, да и в последующие годы Фридман завоевал себе репутацию блестящего сайдмэна и великолепного аккомпаниатора. Мы без труда сможем различить его игру на некоторых записях Чета Бейкера (Chet Baker), Бадди Де Франко (Buddy DeFranco), Орнетта Коулмена, Скотта ЛаФарро (Scott LaFaro), Джо Хендорсона (Joe Henderson), Элвина Джоунса (Elvin Jones), Чарльза Лойда (Charles Lloyd), Кларка Терри (Clark Terry) и многих других.

Мне невероятно повезло год назад послушать этот альбом на "виниле" и в подробностях изучить оригинальную аннотацию от журнала Down Beat. За это да и за само знакомство с Доном Фридманом я бесконечно благодарен своему хорошему приятелю Ивану Шанину.

Виктор Радзиевский-мл.


стиль
джаз
автор
Виктор РАДЗИЕВСКИЙ - мл.
страна
США
музыкальный стиль
хард-боп


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
«Influences» — дебютная пластинка молодой многообещающей команды Empathy Project из Санкт-Петербурга. Альбом вышел на лейбле FANCYMUSIC, его презентация состоялись в июле прошлого года в Северной Пальмире, а известный международный ...
  • стиль: джаз, джаз
Московское джазовое сообщество (как, впрочем, и любое дру­гое, в т.ч. провинциальное) можно уподобить айсбергу. Над­водную часть населяют сплошь "раскрученные* фигуры:. столичный джазовый бомонд, свадебные генералы, не­пререкаемые в в своих прошлых ...
  • стиль: джаз, джаз
Соленый воздух с моря щекочет ноздри, перемешиваясь со сладкими запахами экзотических фруктов и цветов, тонущих в южных сумерках. Здесь чувства острее, эмоции ярче, ночи нежнее, а поцелуи горячее. В плане музыки всё это может вместить в себя, ...
  • стиль: джаз, джаз
От редактора: Один из авторов jazzquad.ru, москвич Георгий Искендер, прислал интереснейшую ссылку на великолепную коллекцию джазовых афиш, дающую впечатляющую панораму советского джаза 60-х - 80-х годов. Афиши тщательно рассортированы по городам. ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот материал был написан Фэзером, в то время штатным музыкальным критиком «Лос-Анджелес Таймс», в конце 1982 года специально для журнала «Америка», вплоть до 1991 г. издававшегося американским правительством для ...
  • стиль: джаз
Гибкая стильная обувь — обязательный атрибут образа джазового танцора. Она обеспечивает невероятную свободу движений и позволяет им маневрировать, выполняя сложные шаги и прыжки. Джазовки прошли немалый путь, объединив в себе несколько стилей и ...
  • стиль: джаз, джаз
В восьмидесятых годах имя Эди Рознера было в СССР под негласным запретом. Музыкант первым среди представителей «легкого» жанра получил в БССР звание заслуженного артиста республики, однако не упоминался в энциклопедиях. Но позже, когда ...
    Уникальное сочетание африканской и европейской музыкальной культуры дало новое направление, которое мы до сих пор называем джазом. Произошло это в 20 веке, называемом золотой эпохой. С того времени многое изменилось, появились новые виды, но ...
    • стиль: джаз, джаз
    По случаю Дня рождения микрофона – 5 марта ему исполняется 140 лет со дня изобретения - известный в Москве джазмен, руководитель оркестра SV Band и саксофонист-виртуоз Николай Семенов рассказал интересные факты о микрофонах. Микрофону 140 лет!7 ...
    • стиль: джаз
    За более чем 100 лет своего существования госпел, жанр духовной христианской музыки, не только не утратил своего влияния на музыкальную культуру США, но и прочно закрепился на мировой сцене благодаря масштабным турне звезд первой величины. Beyonce, ...
    • стиль: джаз, джаз
    Говорят, способностью к синестезии обладает всего лишь чуть больше 4,4% всех людей на земле. Возможно, количество таких людей, которые могут слышать вкус и видеть в цветах звуки, увеличится после знакомства с альбомом «Winelight», записанным Grover ...
    • стиль: джаз, джаз
    Любители джаза "со стажем" прекрасно знают эту историю. Про нее уже писали в своих книгах Владимир Фейертаг, Аркадий Петров, Юрий Саульский и другие наши *’джазовые люди". Однако в каждом изложении она интерпретировалась несколько по-иному, все с ...
    © 2012-2024 Jazz-квадрат
                                  

    Сайт работает на платформе Nestorclub.com