Я всегда воспринимал музыку как нечто многослойное. Какую-то музыку я воспринимал как повествовательную, а какую-то - как что-то живописное. Тогда как другая просто создавала определенное настроение. Есть музыка, которая заставляет людей самозабвенно танцевать и отдаваться ее ритму. И есть музыка, которая будит в нас желание уйти в себя, заставляя погружаться в мир воображения и сильных чувств. Как говорится, все они хороши!
А что если причина того, что мы предпочитаем в музыке, лежит в нас самих? То, что изначально заложено в музыке, всегда оказывает влияние на слушателя. Этот же принцип касается и музыкантов. Я всегда старался чувствовать ответственность за ту музыку, которую создаю. Конечно, я не продумываю и не выверяю каждый нюанс, но я всегда слежу, соответствует ли она моему состоянию, выражает ли мои чувства в данный момент и идет ли от самого сердца.
Поэтому, думая о музыке для нового диска, я сначала попытался успокоиться и прислушаться, что происходит у меня внутри. Я хотел, чтобы музыка на этой пластинке точно и честно отражала мое сегодняшнее состояние, при этом так, чтобы музыканты, которые будут со мной играть, могли бы полностью раскрыться вместе со мной. Я хотел, чтобы моя музыка выражала не только меня, но стала нашим общим детищем.
Я спросил себя: "В чем сильные стороны моих музыкантов? И как я могу помочь им проявить себя?" С такими потрясающими музыкантами моя задача упрощалась, потому что все они были тонко чувствующими великолепными профессионалами. Я сочинял и отбирал мелодии для записи около двух недель. Все это время я пытался выразить себя на гитаре и продумать остальные партии. В некоторых случаях я призывал на помощь своего студента, блестящего гитариста и композитора Майлса Окадзаки. Он мог услышать то, что ускользало от моего субъективного слуха, и подсказать мне, как мои мелодии могут стать более удобными для моего состава. В конце концов, я остановился на тех принципах в композициях, которые нам показались лучшими.
Я вырос на любви к тому, что делал Джеймс Браун в семидесятых годах. Магия того, что он со своим составом тогда творил, изменила вкусы любителей популярной музыки навсегда. Все остальные музыканты, творившие в том же стиле, такие как Mandrill, Cool and the Gang, The Ohio Players и другие, только углубляли и совершенствовали уже найденное. Мне хотелось написать песню, в которой бы сохранился тот первоначальный творческий импульс, а не его повторения.
Я написал композицию Groovebone Part 1 как дань великой музыке Соул, перед которой я снимаю шляпу. Название отражало наше отношение ко всему самобытному, что мы слышим в любых стилях. Я бы хотел играть фанк, но с той свободой и эмоциональностью, которые присущи джазу. Я хотел импровизировать в соло, не теряя поддержки своего состава.
Я воспользовался своей любимой песней Soul Makossa Ману Дибанджо (Manu Dibango). Я вспомнил, как впервые услышал ее в автобусе по дороге в Гарлем, и был в полном восторге. Я почти слышал про себя, что с ней сотворят Макео и Артур и как великолепно это будет звучать.
Soul Manifesto — название главной композиции, давшей название всему диску, отражает основное его настроение. Это джазовая версия той музыки, от которой ты забываешь об обыденности и душа твоя вырывается на простор.
Сильной стороной нашего состава было то, что все музыканты одинаково сильны и в фанке ,и в джазе. Учитывая это, я написал One Hirnip Green для органа в стиле шестидесятых годов, но в современной интерпретации.
Мне повезло когда-то записывать Children's World с Макео Паркером. Это была инструментальная версия классической композиции Джеймса Брауна It's Man's World. Макео играл так блестяще, что я считал своей обязанностью дать ему возможность сверкнуть лирической стороной своего таланта. Для этого я выбрал Aint No Sunshine Билла Уитера. Я знал, что Макео она понравится.
Mobius Three я взял со своего старого диска The X Field. В оригинале она исполнялась в свинговой манере, но теперь я решил ее перезаписать в более современной манере. Вообще, я не часто возвращаюсь к своим старым композициям, но сейчас эта мелодия была для меня как встреча со старым другом.
Я работал с Рут Браун в качестве гитариста, продюсера записей и музыкального директора. Она настоящая королева R&B, на счету которой потрясающее исполнение таких хитов, как Мама Не Treats Your Daughter Mean, Teardrops From My Eyes и многих других. Я написал Soupbone в стиле блюз. Можно расценить это двояко. На Юге хороший суп варят из говядины или курицы, и для того, чтобы он был наваристый, кости варят так долго, что они развариваются. Суп получается таким вкусным, что вы съедаете его вместе с костями. Это название показалось мне вполне подходящим.
Много лет назад я слышал, как Джон Колтрейн играл композицию Мэла Уалдрона Soul Eyes. Трудно передать, насколько я был потрясен. У меня было впечатление, что она написана специально для меня. Мне всегда хотелось использовать ее, а теперь у меня была такая возможность. Артур Блайт великолепно ее сыграет своим проникновенным звуком.
Groovebone Part 2 является расширенной частью первой композиции. Своеобразная расширенная реприза.
Этой композицией я завершил пластинку, но при этом за две недели успел сделать еще много дел. Я прикинул и подсчитал бюджет, сделал кучу звонков и провел много встреч. Мне предстояло утвердить бюджет и репертуар.
Бюджет
А сейчас о самом забавном — планировании бюджета для нового диска.
Бюджет — это та часть создания джазового компакт- диска, когда я должен был забыть о том, что я музыкант, и превратиться в бухгалтера. Я понимаю, что это дьявольски необычное превращение. Необходимость подсчитать и распланировать бюджет, мука для любого музыканта. Мне надо было наступить на горло собственной песне и жестко контролировать каждый свой шаг. Я уже знал, на что расходуются деньги при создании компакт-диска. Я был должен найти самый экономный вариант, потому что я не мог диктовать свои условия студии. Поэтому, если вы музыкант, желающий раскрутиться, имейте это в виду. Вы должны очень серьезно отнестись к этой не очень приятной процедуре, если хотите сделать карьеру. Я расскажу, как справился с этим я.
Много лет назад я долго не мог получить деньги за запись одной пластинки, в которой участвовал. Деньги мне тогда были очень нужны. Я выяснил, что человек, который отвечал за бюджет, допустил ряд серьезных просчетов и подвел всех нас. С тех пор, я всегда сам занимался этим делом и приобрел в этом большой опыт, который мне очень пригодился теперь.
На джазовые пластинки, как правило, отпускается очень маленький бюджет. Под маленьким я подразумеваю сумму в пределах от $ 10 000до 50 000.
На установление бюджета влияет много факторов:
1. Какова вероятность количества продаж компакт-диска в будущем.
2. Насколько известны музыканты, делающие запись.
3. Часто ли они гастролируют? (Это помогает продаже компакт-дисков).
4. Насколько велика вероятность успеха этой музыки? (Джаз, в отличие от других жанров популярной музыки не всегда хорошо продается)
5. Станет ли эта музыка модной? (Все крупные студии грамзаписи предпочитают иметь дело с теми, у кого уже есть имя и успех).
6. Хорошие ли агенты у музыкантов.
7. Что пишут в прессе об этих музыкантах? Есть ли у них коммерческий успех?
8. Есть ли на них спрос на других студиях? (Соперничество всегда в цене)
9. Умеют ли они экономно планировать бюджет, и вести переговоры с руководством студии? (Это очень важно).
В моем случае все эти факторы сыграли мне на руку. По многим пунктам я был на высоте. Я много лет выступаю на сцене, и работал со многими известными джазовыми музыкантами. Моя карьера была подкреплена сопутствующими показателями, имеющими значение. Быть успешным работающим музыкантом помогают следующие качества:
1. Быть пунктуальным.
2. Всегда следить за исправностью аппаратуры, чтобы не было накладок.
3. Одеваться согласно существующим правилам.
4. Уметь читать с листа музыкальный текст.
5. Обладать достаточным темпераментом в исполнении.
6. Быть вежливым, уметь общаться с другими музыкантами, избегая личных пристрастий и настроений в работе.
7. Уметь ладить с руководством — как среди музыкантов, так и среди продюсеров и работников студий.
Я часто видел, как мешает делу неуживчивый характер. Я не говорю, что по всем этим пунктам я всегда был на высоте, но я постоянно в работе к этому стремился.
К счастью для нас, большую помощь в планировании бюджета оказывает сейчас компьютер. Пользуйтесь в работе компьютерными программами. Они экономят время и считают за вас.
Основные слагаемые бюджета:
1. Оплата репетиций.
2. Расходы на транспорт.
3. Оплата аппаратуры.
4. Оплата студии.
5. Оплата материалов для записи (пленки и т.д.)
6. Прокат оборудования.
7. Плата за энергию.
8. Зарплата музыкантов.
9. Оплата музыкальной подготовки.
10. Оплата рабочих.
11. Сопутствующие средства (кассеты, записывающая аппаратура, сведение диска и Т.Д.).
После того, как я составил бюджет, его надо было согласовать и получить на него разрешение студии. Конечно, не обошлось без дополнительных звонков и уточнений, но, в основном все прошло безболезненно. Бюджет был утвержден, и я мог спокойно заниматься музыкой.
Репетиции
Роль репетиций в джазе всегда вызывала споры.
Некоторые считают, что длинные репетиции только вредят будущему концерту или записи, так как музыканты уже выдали свой лучший непосредственный вариант. Однажды сыгранная музыка теряет свою спонтанность, и музыканты начинают повторяться. Другие считают, что наоборот репетиции приносят большую пользу. Музыканты уже знакомы с материалом, и могут, оторвавшись от нот, больше внимание уделять самой музыке.
Меня мало волнуют эти споры. Считаю, что все зависит от самого музыканта и того чувства, которое он вкладывает в исполнение. Для меня это самое главное. Поэтому я не волновался, когда пришло время репетиции моего диска "Soul Manifesto".
Репетиция была назначена с полудня до 6 вечера в "Carrol Rehearsal Studios" в Нью-Йорке. Я приехал раньше, чтобы проверить, все ли готово. Все инструменты и аппаратура были на месте.
1. Ударная установка для Идриса Мухаммада.
2. "Hammond ХВ2" для Лонни Смита.
3. "Roland Jazz Chorus Amplifier" для меня.
4. Бас для Лонни Плаксико.
5. Микрофон для Артура Блайта.
Макео Паркер должен был сегодня только прилететь, поэтому не смог приехать на репетицию. Он должен был появиться прямо на записи, которая была назначена на завтра.
Лонни Смит первым появился в студии. Он такой потрясающий органист. Сел за инструмент и через несколько минут звуки инструмента так преобразили настроение в студии, что вы не можете себе представить. Казалось, он как волшебник оживляет инструмент своей душой. Следующим появился Лонни Плаксико. Он один из немногих басистов, владеющий всеми стилями одинаково хорошо. Он играет на электрическом басе с той же легкостью, как и на контрабасе, и прекрасно чувствует ритм. Лонни записывал со мной первую пластинку на этой же студии и прекрасно справился. За ним появился Артур Блайт, и сразу в студии стало теплее. Он всегда излучает душевную теплоту. И при этом — один из самых самобытных и виртуозных альт саксофонистов в мире. Я люблю его звучание и манеру игры. Идрис пришел последним. Он просто сиял от радости, когда вошел. Было так здорово видеть всех этих музыкантов вместе. Для меня было большой честью, что они согласились участвовать в записи, и я предвкушал, какое волшебство сейчас начнется.
Мы сыграли все композиции. Мне действительно не пришлось ничего говорить этим ребятам. Все, что мне надо было делать, это указать пьесу и высказать мнение по поводу настроения, которое я хотел выразить. А дальше они все делали сами. Это было волшебство... Я чувствовал себя ребенком в кондитерском магазине. Мне было нечего добавить. Я понял, что нам завтра осталось только сохранить этот настрой, и получится великолепная пластинка.
Плюс...Макео! Он будет, как сахарная пудра на кексе. Во время репетиции Артур Блайт сыграл его партии. Музыка была такой берущей за душу, что я знал, Макео это придется по вкусу. Проработав вместе пять лет, я мог себе представить, как потрясающе это будет звучать.
Надеюсь, вы можете представить ту радость, которую мы испытывали после репетиции. Мы шутили и смеялись, были возбуждены и кайфовали от счастья, которое появляется при рождении музыки. Для меня мечта стала явью. Это был волнующий момент, который навсегда останется со мной.
В этом году отмечает свое 20-летие один из самых необычных проектов на московской новоджазовой сцене — "Оркестр московских композиторов". На вопросы московского журналиста Григория Дурново, обозревателя интернет-порталов Jazz.ru и Gazeta.ru, ...
Вы знаете, ди-джеи, если они хорошие ди-джеи, в каком-то смысле даже более музыканты, чем сами музыканты. Потому что сама природа того, что делают ди-джеи — создание новой музыки из кусочков того, что кто-то уже сыграл — заставляет их мыслить ...
От переводчика: Цикл работ выдающегося французского художника Анри Матисса, выполненный в технике аппликации, появился в 1947 году. Благодаря своему названию, он привлек внимание не только знатоков изобразительного искусства, но и поклонников джаза. ...
От переводчика На страницах нашего журнала джаз и родственные ему стили мы, как правило, рассматриваем с точки зрения искусства. Но никогда нельзя забывать тривиальную, в общем-то, мысль, что это еще и бизнес. Джаз - искусство и джаз - бизнес очень ...
I. Джаз и TV… только не в том ракурсе , о котором вы подумали ! Очередная история от нашего постоянного «гостя» Билла Кроу – про саксофониста Пола Квинишетта (Paul Quinichette). Сейчас его мало знают, но он прославился еще в 40-х – 50-х тем, что не ...
А вот что наш регулярный «гость» Билл Кроу со своими джазовыми историями и анекдотами рассказывает о Дюке Эллингтоне и его оркестре. Дюк был неординарной личностью во всех своих проявлениях. О его музыке знают все, кто хоть мало-мальски интересуется ...
Ray (Рэй) 2004 Universal Directors: Taylor Hackford Stars: Jamie Foxx, Kerry Washington, Regina King, Clifton Powell, Harry J. Lennix Если есть выбор, этот фильм лучше смотреть в компании молоденькой девушки. Переживания за судьбу главного, ...
Продолжаю рассказывать уважаемым читателям Джаз-Квадрата следующие обещанные истории-анекдоты из жизни джазмэнов первой половины XX века от собирателя джазового фольклора Билла Кроу. Сегодня – о том, как оригинально в свое время обходились с ...
О, времена, о, нравы! Те, знакомые нам по фильму «В джазе только девушки». Они давно вошли в анекдоты и им, наверное, уже не повториться. Хотя... кто знает. И само слово «анекдот» раньше имело несколько иной смысл и означало просто забавную реальную ...
Три музыканта, в разное время работавшие с Майлсом Дэвисом, соединили свои творческие потенциалы в новой фанк-группе 3 Brave Souls. В состав трио вошли клавишник Джон Бисли (John Beasley), басист Дэррил Джонс (Darryl Jones) и барабанщик Леон Ндугу ...
Предлагаем вашему вниманию статью И.-Э. Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Она была написана в 1975 году - тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и ...
В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением джаза. Конечно, это и Смитсонианский институт в Вашингтоне, и знаменитый Архив в Нью-Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших — Институт изучения джаза ...