Добро пожаловать на запись джазового компакт-диска, к вашим услугам моя статья, в которой я подробно рассказываю об этом процессе. Целью ее является приоткрыть вам дверь за кулисы того, что происходит, когда выпускается джазовый диск, начиная от выбора концепции до ее завершения, и всего того, что с этим связано. Для начала важно обратить ваше внимание, что есть много вариантов достижения того же результата. У каждого музыканта могут быть свои обстоятельства выпуска пластинки. Но есть множество общих моментов, без которых не выпускается ни один диск.
Я подписал контракт с компанией звукозаписи Blue Note в 1998 году. Мой первый диск The Undiscovered Few вышел в июне 1999 года. В ходе записи этого диска я приобрел огромный опыт в музыкальном джазовом бизнесе, которым хочу поделиться с вами. С целью облегчить обсуждение проблемы, я разделил все составляющие процесса на две части: музыка и все остальное.
В мире джаза, наверное, как ни в одном другом музыкальном жанре, искусство является самым ценным показателем.
Именно поэтому большая часть джазовой музыки не становится по-настоящему популярной. Не собираюсь устраивать дискуссий, почему так происходит. Я просто констатирую факт, что музыка Поп, Кантри и Рок & Блюз составляет большую часть продаж современных компакт-дисков. Если ваша цель продать как можно больше дисков, не стоит выбирать джаз. С другой стороны, джаз — великолепный медиум, когда вы пытаетесь создать музыку, рожденную вашим сердцем и душой, когда вы хотите выразить свои чувства и сущность, короче, все то, что трогает ваше сердце.
Иногда джаз может продаваться хорошо, но основная его роль — перенести слушателя в богатый мир воображения, а не только дать возможность двигаться под музыку.
Темы, которые я затрону в этой статье, включают:
МУЗЫКА
1. Концепция
2. Создание
3. Исполнение
МУЗЫКАЛЬНЫЙ БИЗНЕС
1. A&R (Артисты и Репертуар)
2. Производство
3. Маркетинг
4. Реклама
Я расскажу вам обо всем, что происходило, когда я записывал мой новый диск на студии звукозаписи Blue Note. Вы побываете на заседании правления студии, за моим рабочим столом, где я писал мелодии, поучаствуете в записи и создании моего CD.
Встреча с руководством студии
Студия Blue Note находится в доме на 23 улице в Манхэттене, где расположены еще две студии: Virgin Records, оплот мирового рок-н-ролла, и Angel Records, родной дом классической музыки. Это скромное снаружи здание поражает современным интерьером и оборудованием внутри. На верхних этажах находятся студии для артистов, на нижних — деловые офисы. Я вошел в здание и зарегистрировался. Меня проводили на 3 этаж, и я оказался в приемной главного офиса легендарной студии.
Там я стоял и грезил. Это была та же студия, и те же люди, которые записали большинство пластинок великих джазовых музыкантов, на которых я вырос. Великие Грант Грин, Джо Хендерсон, Джон Колтрейн, Кенни Барелл, Ли Морган, Маккой Тайнер, Хэрби Хенкок и многие другие записывались здесь. И вот теперь здесь стою я. Через несколько мгновений я должен буду встретиться с исполнительными продюсерами и правлением компании Blue Note, чтобы решить вопрос о записи моего собственного диска. Это был сюрреальный момент. Я работал всю жизнь, совершенствуя свое мастерство, долгие годы искал любую возможность быть услышанным. И вот я стою в приемной ведущей джазовой студии мира для того, чтобы обсудить свой собственный проект. Этот момент запомнился мне на всю жизнь.
Это должна была быть первая встреча, на которой предстояло обсудить концепцию моего второго диска на студии Blue Note. Мой первый диск The Undiscovered Few был хорошо встречен критикой, но так и не стал популярным.
Множество факторов влияет на коммерческий успех компакт-дисков, и я еще вернусь к этой проблеме позже. На этой встрече должны были присутствовать Брюс Ландволл (Bruce Lundwall), президент Blue Note, Брайан Бахус (Brian Bachus), директор отдела A&R, Мишель Тэйлор (Michelle Taylor), мой менеджер, и, возможно, Том Эверед (Tom Evered), вице-президент студии.Я встретился с Мишель, которая появилась вслед за Брюсом Ландволлом. Брюс—мягкий и спокойный человек с душой музыканта, искренне любящий джаз. Приятно работать с человеком, который так любит музыку. Но, как и во многих других отраслях, одной любви мало для коммерческого успеха. Для достижения успеха требуется приложить много усилий: нужны деньги на рекламу, хорошо организованный концертный тур, раскрутка диска в эфире и множество других вещей. Однако очень важно, если диск начинается с любви.
За несколько недель до этого я предварительно беседовал с Брайаном Бахусом. И почувствовал его повышенный интерес к моей работе с составом, включающим в себя орган. Записи Blue Note с такими исполнителями, как Medeski Martin & Wood и Soulive, как и отдельные произведения из архивов Джимми Смита и Лонни Смита, пользовались огромным спросом. Брайан знал, что я часто играл с такими составами, работал и записывался с такими мастерами, как Джимми Макгрифф, Джек Макдуфф, Джимми Смит и с другими музыкантами. Мне всегда нравилось звучание этого богатого на тембры и возможности инструмента. Но я не хотел просто повторяться. Если бы я собрался делать запись с органом, я хотел бы, чтобы это было что-то лично мое и по- настоящему уникальное.
Встреча началась с обмена шутками, а затем мы с Брайаном вернулись к обсуждению вероятности записи нового диска с участием органа. Я заметил, что все вокруг явно заинтересовались, когда услышали наш разговор. "Мне нравится эта идея, — сказал я. — Но мне хотелось бы действительно сделать что-нибудь особенное".
"Что вы имеете в виду?" — спросил Брюс Ландволл. Я объяснил свою идею. Я хотел сделать серьезный джазовый диск, который бы трогал душу — часть произведений в своей самобытной манере, а часть в свинговой. Но для этого мне были нужны только искренние и оригинальные исполнители. Музыканты, которые могли бы это сделать, должны были быть также моими друзьями, что было очень важно для создания по-настоящему ценной музыки. Я предложил следующих музыкантов в свой состав:
Всем понравилась эта идея и предложенный состав. Я добавил, что для создания такой особой пластинки очень важно точно подобрать репертуар. И предложил Брайану поработать вместе и отобрать мелодии, которые могли бы подойти к этому проекту. Все поддержали эту идею. Конечно, посыпались вопросы, смогут ли эти музыканты собраться для записи и сколько этот проект будет стоить. Я ответил, что постараюсь за две недели все выяснить и прикинуть основной бюджет, который нам понадобится. Уходил я из студии счастливый и возбужденный. Мой следующий диск будет с органом. Я надеялся, что исполнители смогут собраться на время записи. Я знал, что если мне удастся собрать этих парней, с музыкой будет все в порядке.
Позвольте мне немного рассказать о каждом из них.
Помню, когда мне было 14 или 15 лет, я лежал на полу и слушал старый стереопроигрыватель своих родителей. Я поставил пьесу Popcorn Джеймса Брауна, которая была необычной, только инструментальной. Там было потрясающее соло великого фанк-гитариста Джимми Нолана. Потрясающим было то, как он играл октавы в манере Веса Монтгомери в стиле фанк. Я слушал это соло, наверное, сотни раз. Мне так оно нравилось, что в конце концов я выучил его наизусть. На обратной стороне этой сорокопятки была та же пьеса, но соло исполнялось на тенор-саксофоне. Это было вообще выше моего понимания. Меня просто поразило, как можно так играть? Так проникновенно и страстно. Я все время удивлялся:"Как он извлекает такие ноты?"
Этим саксофонистом был Макео Паркер. Он стал для меня (и остался до сих пор) кумиром эмоциональной, напористой, проникновенной игры в стиле фанк. Годы спустя мне позвонил продюсер звукозаписи и пригласил записаться с Макео Паркером. Мечта стала явью. Я встретился со своим кумиром. Он полностью соответствовал моему представлению о нем: темпераментный человек с потрясающим чувством юмора, теплый в общении, и при этом великолепный профессионал. Я был потрясен тем, как этот фанк-музыкант играет джаз. Он мастерски владеет всеми музыкальными стилями. Та пластинка под названием Root Revister дала новый взлет его карьере. Я сделал с Макео много записей, большинство из которых не было реализовано.
Компакт-диски, которые все же вышли в свет, следующие:
1. Root Revister (Verve)
2. Mo'Roots (Verve)
3. Life On Planet Groove (Verve)
4. Southern Exposure (Verve)
Я гастролировал с Макео пять лет. У него был прекрасный состав:
Я впервые услышал Лонни Смита на одной из ранних пластинок Джорджа Бенсона. Когда я учился играть джаз, я открыл для себя Джорджа Бенсона, а в его составе основной движущей силой был органист Лонни Смит. Позднее я познакомился с ним через одного ударника по имени Джесс "Чиз" Хамин. Мы отыграли вместе много концертов. Позднее я мог пригласить его в состав или он приглашал меня. Он — один из последователей исполнительской традиции Джимми Смита, Милта Бакнера, Груви Холмса, Джека Макдуфа и других.
Идрис Мухаммад — единственный музыкант, с которым я никогда не встречался. Конечно, я слышал его работу с Грантом Грином, как и со многими другими. Я даже слышал его собственную пластинку студии Kudu, записанную в семидесятых. Все, с кем я обсуждал этот проект, были согласны, что Идрис прекрасно подойдет. Было бы здорово поиграть сними познакомиться лично.
После встречи в Blue Note началась настоящая работа.
Я сидел за столом и готовился звонить. Мне надо было связаться с музыкантами и выяснить, смогут ли они принять участие в моем проекте. Бопьшинство джазовых музыкантов много гастролируют, поэтому чаще всего их трудно застать дома. Но я решил попытаться.
Первому я позвонил Лонни Смиту. И, конечно, разговаривал с автоответчиком. Мне всегда нравились его остроумные записи на автоответчике. Лонни вообще один из самых приятных и отзывчивых людей, которых я знаю. Он играет на своем органе Hammond 83 как никто другой, пользуясь при этом самыми последними техническими новинками: миди-клавиатурами, модуляторами и так далее. "Эй, Лонни, — сказал я на автоответчик. — Это Родни. Слушай, я делаю еще один диск для Blue Note в январе и надеюсь на тебя. Позвони мне как можно быстрее. Родни".
Я повторил эту процедуру для всех остальных музыкантов, кроме Макео Паркера. Я послал его менеджеру Наташе Мэддисон по электронной почте сообщение о проекте и приглашение в него. Я надеялся, что он сможет принять в нем участие! Его участие быпо бы особым подарком для остальных. Услышать их вместе с Лонни Смитом — захватывающая идея. Я чувствовал себя как ребенок в кондитерском магазине. Эти два парня вместе... святые небеса!
Позднее в этот же день я связался с Брайаном Бахусом. Он возглавляет на студии отдел A&R (Артисты и Репертуар). В его обязанности входит набирать музыкантов для новых проектов и отбирать подходящий репертуар. Впервые я встретился с ним на записи первой пластинки Roots Revisited Макео Паркера на студии Island Records. Он часто приходил в студию и давал ценные советы. Мне нравился его подход, и я был рад теперь поработать с ним. Я позвонил ему и сообщил о своих первых шагах. Зная немного расписание гастрольного тура Макео, я сомневался в его участии. "А как насчет Артура Блайта?"- спросил я. Брайан, наверное, запрыгал там от радости. Он сказал, что это великолепная идея. Нам обоим нравилось, как играет Артур.
Впервые я встретился с Артуром Блайтом, когда мне было 18 лет. Нас познакомил общий друг, альт-саксофонист Гэри Гордон. Однажды Гэри сказал мне, что Артур играет со знаменитым джазовым барабанщиком Чико Хамильтоном. Чико сказал ему, что ищет нового гитариста. Так, через Гэри и Артура, я получил работу. Я играл с Чиком около года. В группу входили, помимо Артура Блайта на альт-саксофоне, Стив Тюрр на тромбоне и бас-тромбоне, Чико на ударных, Уилл Коннелл на альте и Абдуллах на конго. У меня была возможность слушать Артура каждый вечер. Он настоящий гений на саксофоне. Он может играть любую музыку с одинаковой легкостью, но всегда эмоционально и в собственной самобытной манере. В этом я убедился лично. Его владение инструментом и современное видение импровизации в джазе впечатляют. Он всегда был откровенен и рад поделиться своими идеями в работе: как он выстраивает мелодическую линию и другими находками. То, чему я научился у Артура во время становления джазовой карьеры, я помню до сих пор. Он такой же профессионал в современном авангардном джазе, как Макео Паркер в фанк- музыке.
Поэтому, получив одобрение Брайана, я тут же позвонил Артуру Блайту.
Всю следующую неделю мы созванивались и договаривались. В конце концов, результат превзошел мои ожидания. Все музыканты, кого я наметил первоначально, согласились работать, и более того, у меня теперь были Макео Паркер и Артур Блайз! Я был просто счастлив. Теперь мне предстояло начинать работу над музыкой для записи.
Три музыканта, в разное время работавшие с Майлсом Дэвисом, соединили свои творческие потенциалы в новой фанк-группе 3 Brave Souls. В состав трио вошли клавишник Джон Бисли (John Beasley), басист Дэррил Джонс (Darryl Jones) и барабанщик Леон Ндугу ...
Предлагаем вашему вниманию статью И.-Э. Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Она была написана в 1975 году - тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и ...
В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением джаза. Конечно, это и Смитсонианский институт в Вашингтоне, и знаменитый Архив в Нью-Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших — Институт изучения джаза ...
"Был ли на реке Миссисипи город Айзенах?" "Проводились ли в Арнштадте джем-сейшнз?" "Ходил ли "Поезд "А" в Кетен?" "Была ли в Лейпциге 52-я улица?" Иначе говоря: "Что у джаза общего с музыкой Иоганна Себастьяна Баха?" Джаз и Бах. На первый взгляд ...
Бюджет европейских джазовых фестивалей, которые предоставляют возможность увидеть лучших музыкантов более чем 14 миллионам зрителей со всей Европы, составляет примерно 250 млн. EUR в год. Окупаются они, во-первых, за счет билетов (115 млн. EUR), ...
Сегодня к юбилею самого известного в мире джазового музыканта вас ждет небольшой сюрприз — фрагменты из его мемуаров, а также две статьи, принадлежащие перьям тех, кто делал перевод этих мемуаров еще тогда, в конце шестидесятых: Леонида Борисовича ...
Джазовый мир отмечает юбилей Луи Армстронга. Большое видится на расстоянии, и столетие со дня рождения великого трубача позволяет оценить его огромный вклад в избранный им музыкальный жанр. Однако не все отечественные музыканты и любители джаза ...
Не слишком хорошо осведомленному в музыкальном плане человеку очень легко заблудиться во всем хитросплетении и многообразии существующих сегодня музыкальных стилей. Впрочем, даже специалистам и профессионалам часто также приходится нелегко, особенно ...
В нашем журнале недавно публиковалась статья Ю.Верменича, посвященная знаменитому американскому джазовому критику и энциклопедисту Леонарду Фэзеру. Сегодня вы имеете возможность познакомиться с одной из его поздних работ. Этот материал был написан ...
Мистика это или нет не знаю, но 25 лет тому назад, именно в день рождения Дюка Эллингтона – 29 апреля 1981 года латвийская газета "Советская молодежь" впервые в СССР опубликовала итоги опроса джазовых критиков, определивших лучших музыкантов и ...
Наряду с очевидным ростом интереса беларуских слушателей к музыкальным проектам, которые в очередной раз реанимируют старые добрые роковые традиции образца 60-ых и 70-ых, оживления на блюзовой сцене страны почему-то не наблюдается. Пока новый ...
Изданный в Лондоне в 1981 году справочник "Джаз в кино" упоминает 3724 фильма, в которых звучит джаз. Это игровые ленты, короткометражки, документальные, мультипликационные и телевизионные фильмы. Совершенно очевидно, что в течение прошедших с ...