nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Benny Goodman в СССР: Король свинга отменил карибский кризис, или как свинг почти сдул железный занавес!

Benny Goodman в СССР: Король свинга отменил карибский кризис, или как свинг почти сдул железный занавес!

В 1962 году отношения между СССР и США были накалены до предела. Американские ракеты - в Турции, советские — на Кубе. Одна часть мира сошла с ума, другая, подневольная, замерла и затаив дыхание ждала худшего. Идиоматическое выражение «Кузькина мать», которым Хрущев в буквальном смысле сокрушил дипломатов 15-й Ассамблеи ООН (1960 г.), внезапно стало понятно всем без исключения. Ни до, ни после мир еще никогда не находился так близко к полному краху.

Практически сразу общественные деятели по обе стороны занавеса выступили единым фронтом, чтобы постараться оттащить политиков от роковой пропасти. Писатели, поэты, художники и, конечно же, музыканты. Искусство — язык универсальный и понятный для всех — в их руках стало оружием борьбы с невежеством и политическими амбициями. Не малую лепту в спасение мира от войны внесли и классики джаза: Луи Армстронг, Бенни Гудман и Дюк Эллингтон. Под давлением общества, на фоне Карибского кризиса, правительствами США и СССР все же было принято решение совершить культурный обмен, который бы снизил градус напряженности между враждующими блоками.

За Армстронгом уже к тому времени закрепился неофициальный статус «посол Мира». Госдепартамент США неоднократно спонсировал его зарубежные гастроли, в том числе и в горячие точки. Не используя никаких политических лозунгов, одним лишь джазом Армстронг в буквальном смысле останавливал войны и примирял враждующих. Тем не менее, на очередное предложение провести гастроли в СССР Луи с привычной ему скромностью ответил: «Люди с СССР спросили бы меня, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр». Вместо Армстронга в 1962 году в СССР отправился легендарный оркестр Бенни Гудмана. В качестве культурного посла Москвы в США был выбран Святослав Рихтер.

Для Гудмана решение о гастролях было во многом выстрадано эмоционально, ведь его семья (Давид Гутман — отец, Дора Резинская-Гутман — мать) до эмиграции жили недалеко от Киева. Бенни не раз публично признавался, что всегда хотел вернуться в родные края, чтобы «пощупать землю и попробовать на вкус местную рыбу» (рыбалка была его главным хобби).

Гудман и оркестр дали в общей сложности 32 концерта в Ленинграде, Москве, Киеве, Ташкенте, Тбилиси и Сочи и т.д., на которых побывало более 180-и тысяч человек. Уровень общественного интереса, безумия и оваций был сравним разве что с «вторжением» Битлз в США в 1964 году. Оркестр Гудмана встречали и провожали стоя, по десять раз вызывая музыкантов на бис. Люди попросту не расходились, пока в зале не выключали свет. Как позже признались музыканты оркестра, такого приема никто из них не ожидал, напротив они боялись унижений и общественного порицания. Сам Гудман был восхищен рыбалкой, чудесными исполинских размеров залами и тем, что у русских все в порядке с «чувством свинга». Среди зрителей также оказались Н.С. Хрущев и А.Н. Косыгин. Правда, первый секретарь удалился уже после первого отделения, сославшись на то, что от этих «джазов» у него болит голова.

Касательно джаза, Хрущев не раз высказывался и после: «Я в кармане ношу радиоприемник японский, иногда слушаю его — слушаю музыку. И вот вдруг услышишь джаз, это меня подхватывает так, как когда бывают колики в животе. Что это за музыка? Я сначала думал, что это радиопомехи. Нет, говорят, это музыка».

По возвращении из СССР Бенни Гудман выпустил альбом «Benny Goodman in Moscow» (1962 г.) с живыми концертными записями со стадиона «Лужники» (вот откуда украл идею стадионный рок!). На них хорошо слышно бурю оваций и восторг аудитории. В 1963 году в СССР был смонтирован документальный фильм, посвященный историческим гастролям. Если абстрагироваться от некоторых очевидных элементов советской стилизации, то фильм получился преинтересным как по сценарию, так и по монтажу.

Несколько по-разному в советской и американской прессе освящались подробности гастролей оркестра Гудмана. Если отзывы советских журналистов были без преуменьшения хвалебными (газета «Советская культура» назвала Гудмана «истинным поэтом кларнета») или как минимум нейтральными, то в американской прессе произошел небывалый разгул «брюзжания», карикатур и уничижительных высказываний в адрес «недостатков» советской культуры. Американские телеведущие и журналисты говорили о том, как должно быть унизительно для советских «вождей» наблюдать тот факт, что на концертах Гудмана всегда аншлаги. Отмечали и то, что музыка Гудмана для СССР луч света в темном царстве автократии. В общем и целом, музыкантов оркестра хвалили и называли «разносчиками» демократии, истинными патриотами, которые отважились совершить подвиг во имя своей страны. Впрочем, Гудман наперекор журналистам заявил в своем интервью, что считает эти гастроли одними из лучших в своей жизни и хочет непременно вернуться к советскому слушателю. Только после этого американская пресса смягчила свою риторику.

Спустя почти десять лет, в 1971 году, с гастролями в СССР отправился Дюк Эллинтон. Об этих незабываемых концертах и встрече с маэстро частенько вспоминает известный российский джазмэн Давид Голощекин. Но это уже совсем другая история…

Виктор Радзиевский мл.

(1JAZZ.RU)




стиль
джаз
автор
Виктор РАДЗИЕВСКИЙ - мл.
страна
Россия, США
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
В этом году отмечает свое 20-летие один из самых необычных проектов на московской новоджазовой сце­не — "Оркестр московских композиторов". На вопросы московского журналиста Григория Дурново, обозре­вателя интернет-порталов Jazz.ru и Gazeta.ru, ...
  • стиль: джаз, джаз
Вы знаете, ди-джеи, если они хорошие ди-джеи, в каком-то смысле даже более музыканты, чем сами музыканты. Потому что сама природа того, что делают ди-джеи — создание новой музыки из кусочков того, что кто-то уже сыграл — заставляет их мыслить ...
  • стиль: джаз, джаз
От переводчика: Цикл работ выдающегося французского художника Анри Матисса, выполненный в технике аппликации, появился в 1947 году. Благодаря своему названию, он привлек внимание не только знатоков изобразительного искусства, но и поклонников джаза. ...
  • стиль: джаз, джаз
От переводчика На страницах нашего журнала джаз и родственные ему стили мы, как правило, рассматриваем с точки зрения искусства. Но никогда нельзя забывать тривиальную, в общем-то, мысль, что это еще и бизнес. Джаз - искусство и джаз - бизнес очень ...
  • стиль: джаз, джаз
I. Джаз и TV… только не в том ракурсе , о котором вы подумали ! Очередная история от нашего постоянного «гостя» Билла Кроу – про саксофониста Пола Квинишетта (Paul Quinichette). Сейчас его мало знают, но он прославился еще в 40-х – 50-х тем, что не ...
  • стиль: джаз, джаз
А вот что наш регулярный «гость» Билл Кроу со своими джазовыми историями и анекдотами рассказывает о Дюке Эллингтоне и его оркестре. Дюк был неординарной личностью во всех своих проявлениях. О его музыке знают все, кто хоть мало-мальски интересуется ...
  • стиль: джаз, джаз
Ray (Рэй) 2004 Universal Directors: Taylor Hackford Stars: Jamie Foxx, Kerry Washington, Regina King, Clifton Powell, Harry J. Lennix Если есть выбор, этот фильм лучше смотреть в компании молоденькой девушки. Переживания за судьбу главного, ...
  • стиль: джаз, джаз
Продолжаю рассказывать уважаемым читателям Джаз-Квадрата следующие обещанные истории-анекдоты из жизни джазмэнов первой половины XX века от собирателя джазового фольклора Билла Кроу. Сегодня – о том, как оригинально в свое время обходились с ...
  • стиль: джаз, джаз
О, времена, о, нравы! Те, знакомые нам по фильму «В джазе только девушки». Они давно вошли в анекдоты и им, наверное, уже не повториться. Хотя... кто знает. И само слово «анекдот» раньше имело несколько иной смысл и означало просто забавную реальную ...
  • стиль: джаз, джаз
Три музыканта, в разное время работавшие с Майлсом Дэвисом, соединили свои творческие потенциалы в новой фанк-группе 3 Brave Souls. В состав трио вошли клавишник Джон Бисли (John Beasley), басист Дэррил Джонс (Darryl Jones) и барабанщик Леон Ндугу ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию статью И.-Э. Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Она была написана в 1975 году - тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и ...
  • стиль: джаз, джаз
В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением джаза. Конечно, это и Смитсонианский институт в Вашингтоне, и знаменитый Архив в Нью-Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших — Институт изучения джаза ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com