Пианист, клавишник и композитор Кузнецов Юрий Анатольевич родился 11 июля 1953 года в Одессе (Украина). Окончил школу им. Столярского и Одесскую консерваторию по классу фортепиано. С 1979 по 1993 год вел в Одесской консерватории класс импровизации. По опросам критиков и журналистов, не раз признавался ведущим пианистом СССР.
В 1973 году начал активную концертную деятельность; за последние тридцать лет неоднократно принимал участие в более чем тридцати джаз- фестивалях по всему миру. Выступал с сольными программами, в дуэтах и ансамблях со звездами советского и мирового джаза: Владимиром Чекасиным, Витасом Лабутисом, Владимиром Тарасовым, Вячеславом Гайворонским, Владимиром Волковым, Игорем Брилем, Валентиной Пономаревой, Сергеем Манукяном, Алексеем Козловым, Игорем Бутманом, Анатолием Вапировым, Романом Кунсманом, Нэдом Ротенбергом, Дениз Перье и др.
Юрий Кузнецов — автор музыки к теле- и кинофильмам, среди которых "Грешник" (совместно с Алексеем Козловым) и "Такси-блюз" (в соавторстве с Владимиром Чекасиным). Лауреат специального приза Пола Маккартни за лучшее исполнение песни 'Yesterday".
В 1997 г. Юрий Кузнецов организовал и возглавил одесский "Клуб Высокой Музыки", в рамках которого регулярно проводятся концерты и мини-фестивали. С 2000 года — музыкальный руководитель Международного джазового фестиваля "Джаз-Карнавал в Одессе".
Все расспросы вроде "Что вы хотели сказать своей музыкой?" сами музыканты относят к разряду "вопросов без ответа". Их и задавать не стоит: ответ — в музыке, ею все сказано. А уж понимать или не понимать, трактовать и делать выводы — удел слушателя.
Но есть все же один ключ к разгадке шифра музыки каждого творца — это история его жизни. Вот где надо искать ответы на все вопросы! Нет, я не имею в виду сухую биографию, говорящую лишь цифрами и фактами. История жизни — это прожитые радости и трагедии, яркие и болезненные воспоминания, сама судьба человека.
История жизни одесского пианиста Юрия Кузнецова похожа на его музыку: в ней от смешного до грустного — один аккорд,' она так же спонтанна и непредсказуема в своих поворотах, так же неординарна и местами гениальна.
Я давно мечтала разговорить Юрия на "жизненную тему". Случай и повод представились летом 2003 года: Юрию Кузнецову исполнилось 50 лет...
Юрий, что в вас проснулось раньше — талант сочинителя или исполнителя?
Только не исполнителя! Помню, на вступительном экзамене в школу имени Столярского я наотрез отказался петь. Потому что был очень застенчивый, а во-вторых, на экзамене меня буквально заставили отвечать на вопрос: "Кем ты хочешь быть?" И вместо положенного: "Музыкантом", я выпалил: "Шофером!" Тут же получил "тройку" по эмоциональности — и в музыкальную школу с первого раза не поступил... Что касается сочинительства... Дома, когда мне родители купили пианино, я сам подбирал на слух и играл одним пальцем "Подмосковные вечера". Надо сказать, что мой папа записывал на старый магнитофон все мои выступления. Помню, после официальных экзаменов у меня начинался самый страшный экзамен дома: папа щелкал над моим ухом пальцами: это означало, что включен старый бобинный магнитофон, и я всю школьную программу должен был сыграть на пленку. Однажды, уже будучи взрослым, я поставил домашнюю запись и услышал, как я играю "Солнечный круг, небо вокруг..." в десятилетнем, кажется, возрасте. Это было отвратительно! Я играл все время одну ноту, как будто гармония не меняется, и в басу у меня была одна нота, я тупо играл один аккорд. Я никогда не думал, что так плохо подбирал на слух! Как будто я был глухой! Это было страшное для меня открытие.
Каким был ваш первый инструмент?
Поначалу папа купил мне огромный аккордеон "Weltmeister", который был настолько неподъемным для меня, что так и простоял в шкафу. Но клавиши аккордеона мне сразу понравились — они были как у настоящего пианино. В то время блистал Ван Клиберн своим исполнением "Первого концерта Чайковского". Я бредил Ван Клиберном: мне нравилась его шевелюра, его раскованное поведение. И во время трансляций концерта Ван Клиберна я усаживался за папин письменный стол и, воображая, что я — пианист, играл как на рояле, стуча пальцами по столу. Когда родители в очередной раз застукали меня за этим занятием, они купили мне рыжее пианино "Украина" одесского завода. Позднее папа с мамой купили нам с сестрой Таней, которая тоже занималась музыкой, рояль "Беккер", а потом и "Блютнер". Так что у меня в одной комнате было два рояля, на которых мы с сестрой играли концерты в четыре руки. Сейчас этот "Блютнер" стоит дома: я на нем не играю последние 15 лет, он даже не настроенный — это память о родителях. А "Беккер" хранится дома у сестры. Она окончила музыкальную школу и консерваторию, занималась вокалом, пела эстрадную и околоджазовую музыку, потом сорвала голос и все забросила. Из нее получилась неплохая мама для ее сына Толика.
Кем были ваши родители?
Моя мама была оперной певицей (колоратурное сопрано). Она пела в одесском Оперном театре. У мамы было блестящее профессиональное будущее. Но когда родилась моя младшая сестра, мама бросила все и стала домохозяйкой, чтобы растить нас, не отдавая в детский сад. Потому что свою первую дочь, мою старшую сестричку, родители, будучи бедными студентами послевоенных годов, потеряли в два годика, не уберегли... Поэтому решили: папа — работает, мама — растит детей. Я считаю, что мама совершила подвиг ради нас.
Папа у меня был ученый, он разрабатывал системы охлаждения для космических кораблей и сталеплавильных заводов, изучал низкие температуры, космический холод. А еще он был сыном врага народа. Его отец, мой дедушка, был секретарем обкома партии: в 1937 году его репрессировали, а реабилитировали в 1955 году, когда мне было два года. До сих пор, как фамильная реликвия, дома у сестры хранится письмо Хрущева о его помиловании.
Дед мой по отцовской линии, революционный командир, был незаконнорожденным сыном от турка и родился во время русско-турецкой войны. Куда девался тот турок — неизвестно, но когда моя прабабушка родила сына, ее отец дал ему свою фамилию Кузнецов и воспитал. С тех пор во мне течет две крови — русская и турецкая. Малый интернационал!
— О том, что джаз — это джаз, я узнал довольно поздно, то ли в 11 классе школы, то ли на первом курсе консерватории. Я сам подбирал себе на пианино музыку Тома Джонса, играл репертуар оркестра Поля Мориа. Однажды мой старший товарищ принес две пластинки, Modern Jazz Quartet и Дейва Брубека и сказал: "Возьми, послушай — это называется джаз!" Я был в полном восторге! Музыка меня словно разбудила! Безумные цены были в то время на такие пластинки, но вскоре я стал обладателем записей Оскара Питерсона и Билла Эванса начал подбирать их музыку на рояле. В консерватории и в школе мое увлечение подбиранием музыки на слух считалось хулиганством. Разве что статью не паяли! И где бы инструмент ни ломался, значит, Кузнецов своим джазом сломал! Джаз играют, как и классику, как Шопена. Современную классическую музыку необходимо играть даже более жестко, чем джаз! Но почему-то от слова "джаз" у всех першило в горле, и если инструмент ломался, то только от джаза! Так было, когда в Москву приехал Оскар Питерсон, и ему сказали: "Мы хороший рояль даем только великим музыкантам". До сйх пор это убеждение сидит в подсознании "старой гвардии": если музыкант играет джаз, значит, хороший инструмент ему не стоит давать — он его разобьет. Три или четыре года назад эта история повторилась, когда в одесской филармонии появился новый рояль, и я посчитал совершенно естественным играть на нем. Я написал на афише своего концерта: Впервые на новом рояле!". Поднялась такая паника, таким "совком" вдруг потянуло! "Что он себе позволяет! Это новый рояль — на нем только Шопена играть!"... Нет роялей для Шопена, Шостаковича или Баха. Есть рояли для музыки!
Когда позднее у меня был заявлен совместный концерт с болгарским саксофонистом Анатолием Вапировым и симфоническим оркестром, я решил идти ва-банк и играть на старом, плохом рояле. Тогда мне из филармонии сами позвонили и спросили: "Не хотите ли сыграть этот концерт на новом рояле?"
Случалось ли в вашей жизни увлечение другими инструментами? Или вы "однолюб"?
Как-то я начал собирать разные музыкальные инструменты, хотя играть на них не умел: продольные и индийские флейты из тростника, перкуссию разную — трещотки, свистки. Очень часто я использовал все это в концертах. Иногда даже играл на тромбоне: хотя не умел. Но у меня получалось очень хорошо выдувать звук. (Смеется.) А в другой раз я играл на баяне, чего тоже не умею делать: у меня было десятиминутное соло — я просто тянул меха, а они ревели.
Одно время я хотел серьезно научиться играть на саксофоне. Но то ли лень меня победила, то ли убеждение, что уже поздно чему-то учиться, то ли времени не было — так моя мечта играть на саксофоне и умерла...
А петь вы пробовали?
Я все время пою. И меня все время спрашивают, почему я не пою. Не знаю. Я с детства стеснялся петь, хотя я владею скэтом, импровизировать умею. Даже учу этому вокалистов. Моя музыкальная школа, та, которую я прошел сам, очень зависела от моего внутреннего понимания задачи. И я интуитивно всю жизнь сверялся со своим голосом, когда учил себя сам. Этот естественный инструмент у меня хорошо развит. Многие профессиональные джазмены в жизни не сделают голосом то, что я могу сделать! Но английского языка я не знаю, учить слова песен мне лень — я не знаю, пожалуй, ни одной песни, ни одного куплета от начала до конца. Хотя бы один! Со словами я как-то не дружу, не запоминаются они у меня. Не знаю даже слов гимна Украины, признаюсь. Может быть потому, что в шесть утра давно не встаю... Звуки с неба
У вас есть архив ваших записей?
Очень поверхностный. Лучшую мою запись украли, так скажу. Самое обидное, что она, может быть, где-то и вышла, но под другим именем. Мы записывались как-то ночью в Большом зале московской консерватории. Как сейчас помню эту ночь, этот зал с удивительной акустикой, это эхо звуков. Рояль "Стейнвей" мне тогда настраивал настройщик Эмиля Гилельса, который сказал мне: "Смотрю я на ваши руки: да, вы берете как Миля Гилельс. Вы достаете этот звук до конца! Я же настраиваю рояль и знаю, КАК он должен звучать". Я очень ценю эти слова...
Или вот еще: однажды, где- то в конце 80-х, у меня был концерт в Евпатории, на котором я играл какой-то безумный авангард. Я ухожу уже и в коридоре сталкиваюсь с седыми старенькими тетечками-гардеробщицами. Одна говорит мне: "Деточка, ваш концерт — это было мое второе потрясение в жизни! — А какое было первым? — В этом зале, деточка, выступал Федор Шаляпин, и я была на том концерте!" Мне было так странно слышать этот комплимент от женщины, которой было под сто лет. Потому что в тот вечер я играл не какие-то сладенькие слюни, а чистой воды авангард, музыку разбитой судьбы. И это второй комплимент в моей жизни, который меня потряс. И я не думаю, что это были просто брошенные слова...
Возвращаясь к вопросу о записях... Недавно я смотрел одну свою запись с концерта в Париже — любительское видео не очень хорошего качества — и подумал, что выдал в той импровизации материала на десять концертов! Я был тогда в таком состоянии: ведь играл в Париже в зале, где неделю спустя должен был играть Кит Джаррет, а две недели ранее на этом рояле играл Чик Кориа. Я посмотрел свой концерт, услышал игру. Теперь могу сказать: там я играл гениально! Мне жаль, что этот концерт не был записан, ушел в никуда... Я живу как в 19 веке, как Шопен: сыграл, встал и ушел. Но от Шопена остались хотя бы ноты... Я не композитор и никогда им не был. Нот не пишу: сразу играю звуки. Я импровизирую, играю свою музыку, и так получилось, что люди назвали меня композитором. Для меня же вся моя биография — это быстротечная музыка: вот она прозвучала — и ее больше нет. И никогда не будет. Такова судьба импровизации, которая, еще не успев родиться, уже умерла. И остается где-то в воспоминаниях людей. Живыми материально остаются только записанные импровизации.
На концертах я практически из воздуха, с неба беру звуки, которые складываются вместе, нанизываются друг на друга, и получается либо весело, либо печально, либо страшно, либо смешно... Иногда получаются звуки, которыми я горжусь. Я горжусь тем, что еще никто не сказал мне, будто услышал в моей музыке хотя бы фрагментарный плагиат. А, казалось бы, все это комбинации из семи нот...
Знаешь, если бы было такое возможно, я хотел бы вернуться в тот 1985 год, в зал московской консерватории, в то свое тогдашнее состояние, и записать эту музыку...
Какая музыка способна удивить вас?
Могу сказать, что практически после всех совместных выступлений со звездами джаза я был огорчен: звезды не новаторствуют, они повторяют свой звездный путь. А дважды пройденный путь, даже звездный — он уже не светится. Печально через 20-30 лет слышать то же самое, повторение сыгранного.
Есть музыканты не первого ранга, не так раскрученные, живущие в таких "странных странах", как Украина, где мы — "национальное недостояние", предоставленное в лучшем случае самим себе — и на этом спасибо. Но в нашей музыке есть новаторство. Мне интересна музыка, которая меня может поразить не каким-то скандалом, а мыслью, необычным аккордом, ладом. Это чаще всего делают не звезды. Может быть, трагедия звезд первой величины в том, что они не могут себя изменить, будучи рабами своей звездности.
Сейчас я ничего не пишу. Моей последней работой была музыка к спектаклю Сергея Виноградова "Venus", поставленному во МХАТе им.Чехова со Светланой Хоркиной в главной роли. Премьера диска с этой музыкой состоялась в Москве 4 октября 2002 года, а премьера спектакля — 3 ноября. После этого я ничего особенного не делал: занимаюсь сейчас только фестивалем "Джаз-Карнавал в Одессе", участвую в совместных проектах, организую концерты "Клуба Высокой Музыки".
Не пишу сейчас ничего, потому что заказов нет. А сам по себе я очень ленивый человек: когда меня ни о чем не просят — ничего не делаю. (Смеется.) Я слышал о Дюке Эллингтоне, что он, как боров, на диване днями валялся, съедал килограмм мороженного в день и ничегошеньки не делал, пока ему заказ не поступал. Современники вспоминали, что подобного лентяя больше не встречали на свете. Для меня узнать это было откровением! Но у Эллингтона было много заказов — у меня их немного.
Значит, ваша сегодняшняя Муза — заказ?
Муза — это удел пацанов, которые хотят перья распушить и девушкам головы кружить. Вдохновение — это работа. Когда слишком много говорят, какой я"творческий и утонченный", думаю, в этом много позы. Настоящие труженики — великие артисты — считали свою работу продолжением жизни. Уметь жить — естественно; но также нужно и уметь работать.
Музы были у меня, когда я был молод, когда была весна, первая любовь, вторая и третья... Наверное, если естьуменя сегодня Муза — то это мои воспоминания о моих романах: кратких и легких, драматичных и кровавых. К сожалению, моя Муза живет, так сказать, под другим знаком. Когда у меня случаются большие потери, я теряю близких людей, во мне пробуждается запоздалое чувство вины. Так было после потери родителей, так было после смерти моей дочери, моих друзей. Меня тогда охватывало сильнейшее чувство вины за все недосказанное, недоцелованное, недовнима- тельное. Именно после пережитой жизненной трагедии возникает желание поговорить с Богом. Или послать звуки в пространство, дабы они услышали, пусть запоздалое, мое признание в любви, слова благодарности, высказанные музыкой... Море, солнце и... помидоры
— Я самый настоящий одессит. Родился в одесском медицинском институте, первая квартира моих родителей была в Театральном переулке за Оперным театром, буквально в пятидесяти метрах от него. С двух лет и до прошлого года я жил в доме на Дерибасовской, угол Ришельевской, рядом с Оперным театром. Это самый центр города: рядом Приморский бульвар, Театральная площадь. Помню, устраивал такие концерты! Врубал динамик проигрывателя, выставлял его в открытое окно, выходившее на Дерибасовскую, и крутил бобины с Битлз и Роллинг Стоунз. Мне было приятно, что все проходившие мимо люди оглядывались на окна моей передовой музыкальной квартиры.
Сейчас вы переехали в новую квартиру по улице Екатерининской, ближе к Привозу и Вокзалу. Какие ощущения от нового места проживания?
Думал, что буду страдать и скучать. На самом деле, на Дерибасовской жить сегодня практически невозможно: кругом кафе, где пьют, едят, орут, музыка гремит, и все это продолжается до 4-5 утра. Грязно, шумно, как ни закрывай окна. Сейчас живу в пяти кварталах от Дерибасовской, но здесь спокойно, свежий воздух, тишина по ночам — здесь можно о чем-то думать. И потом, это моя квартира, а не коммунальная, как на Дерибасовской.
Не думаю, впрочем, что факт моего проживания на Дерибасовской как-то отразился на моих нотах, тональности моей музыки. Если бы была какая-то прямая зависимость, то я, наверное, скорее стал бы юмористом, нежели музыкантом. Хотя какой-то оптимистический музыкальный язык я, конечно, унаследовал от Одессы. Но сказать, что вот эта нота "до" от Одессы, а это "ре" — мои впечатления от Минска... Одесса — больше в музыке ресторанных скрипачей из первых кафешантанов начала прошлого века, в музыке порта. А джаз, импровизация — это интернациональные вещи. Одесса влияет не столько на музыку, сколько на человека. Одессу надо прожить!
Я не смог оставить этот город даже тогда, когда у меня были варианты уехать в Канаду, остаться жить в Париже, Гамбурге или Москве. Я всегда категорически отказываюсь.
Что держит вас здесь?
Не показная любовь к родине: родину можно любить, находясь где угодно. Просто почему-то мне нужно это солнце, это море, этот особый говор. Когда я долго нахожусь в том же Мюнхене или Берлине, мне кажется, что живу в мире теней.
Или когда приходишь в супермаркет в любой столице Европы и покупаешь прекрасные огромные помидоры, размером с небольшую дыню — а у них нет вкуса! Одесские помидоры имеют запах, свой аромат. Многие уехавшие из Одессы, объясняют свою тоску по городу так: "Там нет одесских помидоров!"...
Я думаю, что если ты ничто, то будешь ничем в любом городе мира. А если ты что-то собой представляешь, то останешься таковым, даже живя в маленькой глухой деревеньке. Не место красит человека.
Юрий, вам исполнилось пятьдесят. Каким вам видится следующее пятидесятилетие, о чем мечтаете?
Создать "Клуб Высокой Музыки" и провести фестиваль "Джаз-Карнавал в Одессе" — когда-то были мечты всей моей жизни. Сейчас это реальность, которую нужно наполнять смыслом и содержанием, мощными именами, большим бюджетом, лучшим залом и количеством гостей. Я мечтаю, чтобы Одесса стала джазовой Меккой, чтобы сюда ездили не только посмотреть на Потемкинскую лестницу, но и послушать музыку.
Я мечтаю быть богатым и счастливым на старости лет. Богатому человеку, если у него есть духовные запросы, хорошо живется: он кайфует от того, что может помочь кому-то. Мне этого кайфа не хватает, я мечтаю о нем. Хочу осуществить те добрые дела, на которые у меня пока не хватает средств.
...Когда мне было семь лет, папа подарил мне коллекционную машинку ЗИМ с дистанционным управлением. Для меня это был подарок более ценный, чем если бы сейчас мне подарили автомобиль. Я первый раз вышел на улицу с машинкой, гулял в сквере возле Оперного театра. Ко мне подошла девочка: "Давай поменяемся! — На что? — Я тебе подарю три листика, а ты мне машину". Девочка подобрала три кленовых листика: красный, желтый и зеленый... И я поменялся с ней.
Эту историю я почти забыл, мне напомнил о ней папа, уже когда был очень старенький, незадолго до своей смерти. "Ты у меня такой болван! Автомобиль на три листика променял! Вот какой ты был в семь лет, таким до сих пор и остался!" Знаешь, я этим поступком горжусь! Да, я — простак, меня всю жизнь обманывали, обводили вокруг пальца, а мне хорошо от этого. И в пятьдесят лет я такой же, как тогда, в семь...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...