Мы привыкли к властной и откровенно жесткой манере игры, которую демонстрировал Гэри Хасбэнд уже больше двух десятилетий в качестве неутомимого ударника. Это было хорошо слышно в его игре с группой Level 42, где он играл вместе с басистом Джеком Брюсом и гитаристом от бога Алланом Холдсуортом. Тем удивительней слушать, как он подавляет в себе свой напор и жесткость в этом смелом сольном фортепианном проекте.
Разумеется, владение двумя инструментами в джазе не редкость. Великий басист и композитор Чарли Мингус записал сольный альбом как пианист в 1963 году. Джазовый ударник Джек ДеДжонетт, постоянный участник вечно меняющихся составов Майлса Дэвиса в 70-х годах, участвовал в концертах и записях в качестве клавишника, в то время как клавишник Mahavishnu Orchestra Ян Хаммер играл и записывался как ударник. Пианист и создатель Return to Forever Чик Кориа играл на барабанах в альбоме Super N ova у Уэйна Шортера, а тенор-саксофонист Джо Ловано был ударником в дуэтах с кубинским пианистом Гонсало Ру- балькабой на альбоме Flying Colors 1997 года. Так что прецеденты уже были. Поражает другое — редко можно услышать, чтобы музыкант смог настолько глубоко и полно погрузиться в музыкальный мир другого композитора, играя на инструменте, который не является его основным.
Именно это произошло в The Thing I See, где Хасбэнд потрясающе прочувствовал музыку Аллана. Эксклюзивное исполнение на фортепиано ударника из ударников — это глубоко прочувствованная дань уважения другу и постоянному коллеге, чья оригинальная музыка долгое время влияла на Хасбэнда и на легионы поклонников Холдсуорта во всем мире. Слушая эту редкую интерпретацию в акустическом звуке фортепиано, пуристы и электрофобы, которые из предубеждения затыкали уши, слыша ненавистный звук электрогитары, искаженный усилителями и спецэффектами, смогут, наконец, оценить мелодический дар и лиризм Холдсуорта, его мастерское владение контрапунктом и гармонией и личное пристрастие к романтизму.
В The Things I See Хасбэнд дерзко погружается в глубину страсти, присущую Холдсуорту в своих превосходных композициях. Его отважное постижение тем Холдсуорта демонстрирует знание традиций восточноевропейских классических композиторе которые он изучал в юности. И в то же время он сохраняет самобытность стиля Аллана, в котором просматривается заметное влияние творчества клавишников стиля фьюжн Яна Хаммера и Джо Завинула, гармонический язык которых гитарист очень любит.
Конечно, Хасбэнд не первый раз выступает как пианист. Он успешно записывался, играя на клавишных и синтезаторе, в Sitting on Top of the World Джека Брюса (1987), в Wardenclyffe Tower Аллана Холдсуорта (1992) и в Focused Билли Кобхэма (1998). Его талантливую игру на клавишных инструментах также можно упомянуть в связи с New Gary Husband Trio, которое на протяжении последних нескольких лет является основным смыслом музыкального творчества и жизни Гэри. Это трио, с Джином Кал- дераццо на ударных и Майком Хаттоном на басу, стало заметным и популярным составом в Лондоне, регулярно выступая в клубе Ronny Scott's и гастролируя по Англии. Его модернистское направление было уже заявлено в From The Heart, дебютном альбоме, записанном на Jazzizit Records, и продолжается в следующих записях, которые уже в работе. Этот одаренный мультиинструменталист также записал сольный альбом на синтезаторе The Complete Diary Of A Plastic Box, который готовится к переизданию в этом году.
Но, несмотря на эти пианистические достижения, Хасбэнд никогда раньше не раскрывался так полно и до конца, как в этих смелых сольных интерпретациях яркой и образной музыки Холдсуорта.
Есть несколько блестящих достижений в этом звуковом путешествии: The 16 Men of Tain (название взято из альбома 2000 года Gnarly Geezer) начинается мягкими капельками звука, их сменяют блуждающие аккорды и бегущие по всей клавиатуре арпеджио, которые очень напоминают ошеломительные пассажи самого Аллана по грифу гитары.
Shadows Of напоминает начинку сэндвича в спокойной манере, близкой Сати, проложенную между двумя более бурными пьесами — The 16 Men Of Tain и стремительной Temporary Fault из I.O.U. (1985). Последняя, эффектно демонстрирующая всю мощь ударных инструментов на струнах внутри фортепиано, исполнена Хасбэндом со страстью и силой Сесила Тэйлора.
Название The Thing You See взято из альбома Алана 1979 года, записанного квартетом с пианистом Гордоном Беком, басистом Жан-Франсуа Дженни-Кларком и. ударником Альдо-Романо, составом, впоследствии повторенном в I.O.U. Рапсодическое прочтение Хасбэндом The Thing You See вызывает в памяти стремительные пассажи в сольном альбоме Кейта Джарретта Koln Concert. Во всяком случае, до того, как он начинает использовать необычные, целиком перкуссионные приемы — шлепки, хлопки, скрипы и стук по деревянным частям фортепиано.
Короткая интерлюдия Wish из дебютного альбома 1977 года Velvet Darkness, где Алан выступает в качестве лидера, — бережное, элегичное прочтение музыки Холдсуорта, которое производит грандиозный очищающий эффект. Затем Хасбэнд в героической манере интерпретирует Devil Take The Hindmost из Metal Fatigue 1985 года, одну из самых характерных и известных мелодий Холдсуорта. Здесь Хасбэнд использует неровные ходы контрапункта, которые запаздывают, давая возможность прозвучать выразительным виртуозным пассажам правой руки по клавиатуре. Задушевное исполнение Хасбэнда пьесы Kinder удивительно наглядно дает представление о вязком, сложном оригинальном стиле Аллана. Эта пьеса впервые появилась под названием Fred в альбоме Believe It! 1975 года и уже как Kinder в альбоме Velvet Darkness 1997 года.
Каким-то образом музыка Аллана Холдсуорта оказалась идеально подходящей к исполнению на фортепиано. Изломанные арпеджиато и быстро сменяющиеся гармонии в The 16 Men of Tain или Devil Take The Hindmost лучше легли на клавиатуру фортепиано, чем даже на гриф гитары. Хасбэнд исполняет эти стремительные, каскадные пассажи правой рукой на фортепиано с виртуозным блеском. Очень немногие гитаристы способны так свободно исполнить широкие и плавающие, невообразимые интервальные ходы Холдсуорта. Как и немногие гитаристы имеют такое удивительно чувствующее, замечательно целеустремленное и всеобъемлющее сердце, как у Аллана Холдсуорта. Он уже очень давно превратил шестиструнный инструмент в свой послушный голос композитора. Как заметил его друг гитарист Энди Саммерс, он из тех гитаристов, которые превратили гитару в почти другой инструмент.
И действительно, в этом смысле в почти сказочной карьере Аллана, после дюжины высоко оригинальных записей в качестве лидера, гитара — просто инструмент в руках, помогающий ему свободно реализовать натиск прекрасной музыки, звучащей в его голове. И Гэри Хасбэнд, его близкий друг, коллега и поклонник, по-настоящему прочувствовал композиторский дар Холдсуорта. Он сохранил уникальные качества, помогающие нам постигнуть удивительную музыку Аллана Холдсуорта в The Thing I See.
Одним из самых приятных и волнующих моментов за время моей недавней поездки в Западную Европу была встреча с пианистом и композитором Дэвидом Кикоски (David Kikoski), с которым я уже успел неплохо познакомиться во время его визита в Москву ...
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...