Мы привыкли к властной и откровенно жесткой манере игры, которую демонстрировал Гэри Хасбэнд уже больше двух десятилетий в качестве неутомимого ударника. Это было хорошо слышно в его игре с группой Level 42, где он играл вместе с басистом Джеком Брюсом и гитаристом от бога Алланом Холдсуортом. Тем удивительней слушать, как он подавляет в себе свой напор и жесткость в этом смелом сольном фортепианном проекте.
Разумеется, владение двумя инструментами в джазе не редкость. Великий басист и композитор Чарли Мингус записал сольный альбом как пианист в 1963 году. Джазовый ударник Джек ДеДжонетт, постоянный участник вечно меняющихся составов Майлса Дэвиса в 70-х годах, участвовал в концертах и записях в качестве клавишника, в то время как клавишник Mahavishnu Orchestra Ян Хаммер играл и записывался как ударник. Пианист и создатель Return to Forever Чик Кориа играл на барабанах в альбоме Super N ova у Уэйна Шортера, а тенор-саксофонист Джо Ловано был ударником в дуэтах с кубинским пианистом Гонсало Ру- балькабой на альбоме Flying Colors 1997 года. Так что прецеденты уже были. Поражает другое — редко можно услышать, чтобы музыкант смог настолько глубоко и полно погрузиться в музыкальный мир другого композитора, играя на инструменте, который не является его основным.
Именно это произошло в The Thing I See, где Хасбэнд потрясающе прочувствовал музыку Аллана. Эксклюзивное исполнение на фортепиано ударника из ударников — это глубоко прочувствованная дань уважения другу и постоянному коллеге, чья оригинальная музыка долгое время влияла на Хасбэнда и на легионы поклонников Холдсуорта во всем мире. Слушая эту редкую интерпретацию в акустическом звуке фортепиано, пуристы и электрофобы, которые из предубеждения затыкали уши, слыша ненавистный звук электрогитары, искаженный усилителями и спецэффектами, смогут, наконец, оценить мелодический дар и лиризм Холдсуорта, его мастерское владение контрапунктом и гармонией и личное пристрастие к романтизму.
В The Things I See Хасбэнд дерзко погружается в глубину страсти, присущую Холдсуорту в своих превосходных композициях. Его отважное постижение тем Холдсуорта демонстрирует знание традиций восточноевропейских классических композиторе которые он изучал в юности. И в то же время он сохраняет самобытность стиля Аллана, в котором просматривается заметное влияние творчества клавишников стиля фьюжн Яна Хаммера и Джо Завинула, гармонический язык которых гитарист очень любит.
Конечно, Хасбэнд не первый раз выступает как пианист. Он успешно записывался, играя на клавишных и синтезаторе, в Sitting on Top of the World Джека Брюса (1987), в Wardenclyffe Tower Аллана Холдсуорта (1992) и в Focused Билли Кобхэма (1998). Его талантливую игру на клавишных инструментах также можно упомянуть в связи с New Gary Husband Trio, которое на протяжении последних нескольких лет является основным смыслом музыкального творчества и жизни Гэри. Это трио, с Джином Кал- дераццо на ударных и Майком Хаттоном на басу, стало заметным и популярным составом в Лондоне, регулярно выступая в клубе Ronny Scott's и гастролируя по Англии. Его модернистское направление было уже заявлено в From The Heart, дебютном альбоме, записанном на Jazzizit Records, и продолжается в следующих записях, которые уже в работе. Этот одаренный мультиинструменталист также записал сольный альбом на синтезаторе The Complete Diary Of A Plastic Box, который готовится к переизданию в этом году.
Но, несмотря на эти пианистические достижения, Хасбэнд никогда раньше не раскрывался так полно и до конца, как в этих смелых сольных интерпретациях яркой и образной музыки Холдсуорта.
Есть несколько блестящих достижений в этом звуковом путешествии: The 16 Men of Tain (название взято из альбома 2000 года Gnarly Geezer) начинается мягкими капельками звука, их сменяют блуждающие аккорды и бегущие по всей клавиатуре арпеджио, которые очень напоминают ошеломительные пассажи самого Аллана по грифу гитары.
Shadows Of напоминает начинку сэндвича в спокойной манере, близкой Сати, проложенную между двумя более бурными пьесами — The 16 Men Of Tain и стремительной Temporary Fault из I.O.U. (1985). Последняя, эффектно демонстрирующая всю мощь ударных инструментов на струнах внутри фортепиано, исполнена Хасбэндом со страстью и силой Сесила Тэйлора.
Название The Thing You See взято из альбома Алана 1979 года, записанного квартетом с пианистом Гордоном Беком, басистом Жан-Франсуа Дженни-Кларком и. ударником Альдо-Романо, составом, впоследствии повторенном в I.O.U. Рапсодическое прочтение Хасбэндом The Thing You See вызывает в памяти стремительные пассажи в сольном альбоме Кейта Джарретта Koln Concert. Во всяком случае, до того, как он начинает использовать необычные, целиком перкуссионные приемы — шлепки, хлопки, скрипы и стук по деревянным частям фортепиано.
Короткая интерлюдия Wish из дебютного альбома 1977 года Velvet Darkness, где Алан выступает в качестве лидера, — бережное, элегичное прочтение музыки Холдсуорта, которое производит грандиозный очищающий эффект. Затем Хасбэнд в героической манере интерпретирует Devil Take The Hindmost из Metal Fatigue 1985 года, одну из самых характерных и известных мелодий Холдсуорта. Здесь Хасбэнд использует неровные ходы контрапункта, которые запаздывают, давая возможность прозвучать выразительным виртуозным пассажам правой руки по клавиатуре. Задушевное исполнение Хасбэнда пьесы Kinder удивительно наглядно дает представление о вязком, сложном оригинальном стиле Аллана. Эта пьеса впервые появилась под названием Fred в альбоме Believe It! 1975 года и уже как Kinder в альбоме Velvet Darkness 1997 года.
Каким-то образом музыка Аллана Холдсуорта оказалась идеально подходящей к исполнению на фортепиано. Изломанные арпеджиато и быстро сменяющиеся гармонии в The 16 Men of Tain или Devil Take The Hindmost лучше легли на клавиатуру фортепиано, чем даже на гриф гитары. Хасбэнд исполняет эти стремительные, каскадные пассажи правой рукой на фортепиано с виртуозным блеском. Очень немногие гитаристы способны так свободно исполнить широкие и плавающие, невообразимые интервальные ходы Холдсуорта. Как и немногие гитаристы имеют такое удивительно чувствующее, замечательно целеустремленное и всеобъемлющее сердце, как у Аллана Холдсуорта. Он уже очень давно превратил шестиструнный инструмент в свой послушный голос композитора. Как заметил его друг гитарист Энди Саммерс, он из тех гитаристов, которые превратили гитару в почти другой инструмент.
И действительно, в этом смысле в почти сказочной карьере Аллана, после дюжины высоко оригинальных записей в качестве лидера, гитара — просто инструмент в руках, помогающий ему свободно реализовать натиск прекрасной музыки, звучащей в его голове. И Гэри Хасбэнд, его близкий друг, коллега и поклонник, по-настоящему прочувствовал композиторский дар Холдсуорта. Он сохранил уникальные качества, помогающие нам постигнуть удивительную музыку Аллана Холдсуорта в The Thing I See.
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что ...
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит ...