Оценка новой работы Владимира Нестеренко при всём желании не может быть выполнена без учёта инструментария, с помощью которого она сделана. Электроорган в джазе не редкость, но на сегодняшней сцене он всё больший раритет – в том числе потому, что клавишники «широкого профиля» часто рассматривают его тембр лишь как один из возможных. Переключаясь на современных клавишных станциях от одного звучания к другому, полноценным органистом себя не почувствуешь (особенно если учесть, что у классического электрооргана задействована и ножная педальная клавиатура, которой синтезаторные аналоги лишены). Нестеренко же, работая со своим трио, компромиссов не ищет и играет так, как положено нормальному органисту: две клавиатуры для рук, третья – для ног, никаких синтезаторных эффектов и т.д. В наш век высоких технологий такой «возврат к корням», на первый взгляд, сильно ограничивает исполнителя. Даже обычное фортепианное трио звучит более свободно – в основном, потому, что слушатель знает, чего ждать от звука, и не обращает на него особого внимания. А электрооргану, привычному по записям «стариков» и непривычному в живом варианте, внимаешь, ожидая «фокусов» и откровений; словом, слушатель ведёт себя почти как ребёнок, дорвавшийся до синтезатора и пытающийся найти новое содержание в одной и той же мелодии, сыгранной «от имени» рояля, гитары, саксофона…
Поэтому «Органология» поначалу кажется не столь броской, как ей должно быть, и это – очень правильное достижение Нестеренко как лидера, сумевшего обойтись без инструментального цирка; пусть не сразу, но понимаешь, что на альбоме подают именно содержание, а не его обрамление. А содержание в хорошей музыке не может быть самоценным – оно требует индивидуального подхода от слушателя, обладающего собственным видением. Например, кому-то в этой работе увидится влияние старых мастеров уровня Джимми Смита, а кому-то – более молодого Джойи ДеФранческо времён работы с гитарным трио Джона Маклафлина (формат-то аналогичный – электрогитара, электроорган, ударные). И что с того? В альбоме за органом вполне конкретный Нестеренко, способный создавать музыку мирового уровня, с которой не стыдно выйти на сцену любого крупного фестиваля.
«Органология» довольно сдержанна и лишена концертного неистовства, а местами – откровенно скупа, словно музыканты осознанно хотят отпустить слушателя «недокормленным». Частенько на первые роли выдвигается гитарист Максим Шибин, чьи крепкие навыки в качественном мэйнстриме бесспорны; найдя какой-то свой язык, музыканты трио ненавязчиво уводят слушателя с пути развлекательного в путь «филармонический», и если под того же Джимми Смита требовалось пить пиво в клубе, то под Нестеренко это покажется уместным далеко не каждому и далеко не в любой композиции.
Композиции эти, разумеется, авторские – и с недурными названиями, которых так не хватает российской музыке. К чему клонировать англоязычные штампы, если пьесу можно назвать «Учись хорошо, сынок, и когда-нибудь, возможно, твоим именем назовут улицу»? К слову, это название своей нарочитой тяжеловестностью отражает суть альбома в целом – ее трудно высказать кратко и звонко, но в ней сквозная мысль, а не пустое восклицание.
Две пьесы альбома взяты у других авторов – это «For No One» и «Something» великих «The Beatles». За их прочтения также можно сказать спасибо: нет искажения оригинала как самоцели, нет рабского следования ему. Это именно что прочтение, одинаково интересное как близостью к источнику, так и уходом от него.
В целом «Органология» – альбом неторопливый, приглушённый тембрально и эмоционально, густой и с прихотливой архитектурой. На фоне изощренных джаз-роковых записей последних лет он может показаться неброским – но внимательное знакомство даст понять, что и с виртуозностью тут всё в порядке, и содержания более чем. Словом, альбом из тех работ, которые побуждают идти на живой концерт – а в наше время от записи трудно хотеть большего.
(c) & (p) 2012 ArtBeat Music
11 tks
(Владимир Нестеренко – орган, мелодика (3), Максим Шибин – гитара,Александр Зингер – барабаны, Сергей Баулин – саксофон (8,9).
обзор предоставлен Клубом Алексея Козлова
Поиск общего вектора для джаза и академической музыки – история с очень длинной бородой, ведущая начало с идеи «третьего течения», выдвинутой в свое время Гюнтером Шуллером. Чуть короче борода у попыток связать джаз с одним из ...
Если смешать вместе даже самые вкусные блюда, результат чаще всего получается просто малосъедобным. Но вот у канадской группы Mahogany Frog из Виннипега, Манитоба такой эксперимент в музыке выглядит вполне убедительно. Своим шестым по счету альбомом ...
Альбом импровизационного джаза в самом прямом смысле этого слова, но при этом не авангард, а пост-боп в чистом виде. Дело с его записью обстояло так. Как-то раз, а точнее во вторник 26 июня 2012 года пианист Майк Лонго в своем привычном формате трио ...
Лидер проекта о себе и альбоме "Far Away Story": Меня зовут Николай Моисеенко, я музыкант, мой инструмент – саксофон, и мне посчастливилось, что моим педагогом сначала был мой отец, а после, в академии имени Гнесиных – Александр Викторович Осейчук. ...
Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на ...
Если говорить об аккордеоне в джазе, то в наших краях скорее всего вспомнят французский стиль мюзетт и нуэво танго Астора Пьяццолы и его последователей. А вот в Штатах символом этого инструмента в джазе является сравнительно мало известный у нас Арт ...
Мы почти смирились с тем, что жанр музыки к кино и для кино перестал быть актуальным для сегодняшних меломанов. Столпы жанра покинули сцену, преданные поклонники переключились на более модные ныне альтернативные команды типа Gang Starr и ...
Этот альбом, если в двух словах, посвящен раннему блюзу и рэгтайму. Но никогда ничего подобного мне еще слышать и писать о таком не приходилось. Блюз, адаптированный для детей, если опять-таки в двух словах, только других - вот суть этой работы. ...
В 2000 году «Jazz-Квадрат» опубликовал рецензию на альбом американского музыканта Ричарда Бливаса Walk the Bike. Как и другие журнальные материалы, в прошлом году она заняла свое место на сайте … и попалась на глаза автору того ...
Сочетание авангардного джаза с этнической музыкой - блюдо острое и не всем может прийтись по вкусу. Но настоящие гурманы, например, те, кому нравится творчество известной Саинхо Намчылак, наверняка заинтересуются и этим альбомом. Здесь тоже на ...
Впервые наши читатели познакомились с этим составом в 2007 году, когда появился альбом Salesny / Schabata / Preuschl + Herbert Joos, на котором австрийское трио записалось с немецким трубачом Хербертом Йоосом. Как видите, через пять лет ...
Да, странная обложка у этого альбома – одновременно мрачная и притягательная: две дамы с черепами вместо голов, а за ними повешенные на деревьях птички и зверюшки. Непроизносимое название проекта пресс-релиз MoonJune Records рекомендует ...