Оценка новой работы Владимира Нестеренко при всём желании не может быть выполнена без учёта инструментария, с помощью которого она сделана. Электроорган в джазе не редкость, но на сегодняшней сцене он всё больший раритет – в том числе потому, что клавишники «широкого профиля» часто рассматривают его тембр лишь как один из возможных. Переключаясь на современных клавишных станциях от одного звучания к другому, полноценным органистом себя не почувствуешь (особенно если учесть, что у классического электрооргана задействована и ножная педальная клавиатура, которой синтезаторные аналоги лишены). Нестеренко же, работая со своим трио, компромиссов не ищет и играет так, как положено нормальному органисту: две клавиатуры для рук, третья – для ног, никаких синтезаторных эффектов и т.д. В наш век высоких технологий такой «возврат к корням», на первый взгляд, сильно ограничивает исполнителя. Даже обычное фортепианное трио звучит более свободно – в основном, потому, что слушатель знает, чего ждать от звука, и не обращает на него особого внимания. А электрооргану, привычному по записям «стариков» и непривычному в живом варианте, внимаешь, ожидая «фокусов» и откровений; словом, слушатель ведёт себя почти как ребёнок, дорвавшийся до синтезатора и пытающийся найти новое содержание в одной и той же мелодии, сыгранной «от имени» рояля, гитары, саксофона…
Поэтому «Органология» поначалу кажется не столь броской, как ей должно быть, и это – очень правильное достижение Нестеренко как лидера, сумевшего обойтись без инструментального цирка; пусть не сразу, но понимаешь, что на альбоме подают именно содержание, а не его обрамление. А содержание в хорошей музыке не может быть самоценным – оно требует индивидуального подхода от слушателя, обладающего собственным видением. Например, кому-то в этой работе увидится влияние старых мастеров уровня Джимми Смита, а кому-то – более молодого Джойи ДеФранческо времён работы с гитарным трио Джона Маклафлина (формат-то аналогичный – электрогитара, электроорган, ударные). И что с того? В альбоме за органом вполне конкретный Нестеренко, способный создавать музыку мирового уровня, с которой не стыдно выйти на сцену любого крупного фестиваля.
«Органология» довольно сдержанна и лишена концертного неистовства, а местами – откровенно скупа, словно музыканты осознанно хотят отпустить слушателя «недокормленным». Частенько на первые роли выдвигается гитарист Максим Шибин, чьи крепкие навыки в качественном мэйнстриме бесспорны; найдя какой-то свой язык, музыканты трио ненавязчиво уводят слушателя с пути развлекательного в путь «филармонический», и если под того же Джимми Смита требовалось пить пиво в клубе, то под Нестеренко это покажется уместным далеко не каждому и далеко не в любой композиции.
Композиции эти, разумеется, авторские – и с недурными названиями, которых так не хватает российской музыке. К чему клонировать англоязычные штампы, если пьесу можно назвать «Учись хорошо, сынок, и когда-нибудь, возможно, твоим именем назовут улицу»? К слову, это название своей нарочитой тяжеловестностью отражает суть альбома в целом – ее трудно высказать кратко и звонко, но в ней сквозная мысль, а не пустое восклицание.
Две пьесы альбома взяты у других авторов – это «For No One» и «Something» великих «The Beatles». За их прочтения также можно сказать спасибо: нет искажения оригинала как самоцели, нет рабского следования ему. Это именно что прочтение, одинаково интересное как близостью к источнику, так и уходом от него.
В целом «Органология» – альбом неторопливый, приглушённый тембрально и эмоционально, густой и с прихотливой архитектурой. На фоне изощренных джаз-роковых записей последних лет он может показаться неброским – но внимательное знакомство даст понять, что и с виртуозностью тут всё в порядке, и содержания более чем. Словом, альбом из тех работ, которые побуждают идти на живой концерт – а в наше время от записи трудно хотеть большего.
(c) & (p) 2012 ArtBeat Music
11 tks
(Владимир Нестеренко – орган, мелодика (3), Максим Шибин – гитара,Александр Зингер – барабаны, Сергей Баулин – саксофон (8,9).
обзор предоставлен Клубом Алексея Козлова
Озорная игра с переменой мест в словах двух сдвоенных букв Z и S помогает уже на уровне обложки этого очень элегантно оформленного в черно-белой «фортепьянной» гамме альбома понять, какого рода музыка вас ждет. Не знаю, кому принадлежит ...
Под рекорд-лейблом «ArtBeat» вышел новый музыкальный продукт – альбом Феликса Лахути «UniversaLove», музыка в пространстве, близком композициям Чика Кореа, Пэта Мэтини и «Weather Report». Основная идея альбома – безграничность вселенской любви, ...
Так уж сложилось, что контакты нашего сайта с итальянским джазом до сих пор были связаны в первую очередь с музыкантами и лейблами с севера Апеннин. И вот, в виде нескольких альбомов, - первое знакомство с авангардным по преимуществу джазом, ...
Альбом известного композитора и продюсера Гарри Вольнова, несмотря на слово «Poetic» в названии, является чисто инструментальным проектом – с той особенностью, что все пьесы навеяны стихами классика «серебряного века» Николая Степановича Гумилева ...
Британский дуэт Glockenspiel создали в первом десятилетии века гитарист Эдриан Доллемор и барабанщик Стив д’Интон. Оба музыканта до рождения этого совместного проекта набирались опыта в различных составах на британской авангардной сцене ...
«Hammer Klavier Trio – это сам современный джаз, то, чем он живет и дышит сегодня» - так начинает liner notes к альбому Rocket in the Pocket Ховард Мандель. Оценка весьма лестная, особенно если учесть, что ее дал столь авторитетный ...
Мы привыкаем к предметам, которые нас окружают. Мы прикипаем душой к домашним любимцам – кошкам, собакам, попугайчикам. Мы любим своих родных – маму, жену, детей. Но у всего сущего на земле есть свой срок. Надо ли присутствовать при ...
Седьмой (!) сольный инструментальный альбом известного композитора и гитариста Игоря Бойко «Всё может быть» – абсолютно законченное по музыкальному и эмоциональному изложению сочинение, включающее 11 пьес. Сам автор называет большинство композиций ...
Ах, какой славный альбом для начала Блюзового Нового Года! Тут, конечно, есть некоторая натяжка, ведь Diamonds And Stones поступил в продажу 4 декабря года прошедшего, но, уверен, многие услышат его впервые именно в 2013-м, как это и случилось со ...
Есть блюзовые альбомы, где сразу обращаешь внимание на мастерство одного музыканта – иногда это вокалист, иногда гитарист, часто – гитарист и вокалист в одном лице, реже – харпер. Lather Rinse Repeat от команды Jason Vivone & the ...
Второй альбом московской авант-проговой группы Jazzator записан в московском культурном центре «ДOM» – отсюда и название. Сведен на этот раз в Берлине, а выпущен – Фондом Алексея Козлова «ArtBeat». Так что в этом смысле по сравнению с предыдущим ...
Автор проекта специально приурочил выпуск этого альбома ко дню Святого Валентина, 14 февраля 2014 года. Очевидно, это его подарок всем влюбленным. Готовился он долго и тщательно. Все записи для Quiet Time были сделаны почти семь лет назад – в ...