Этот сетевой альбом Виктора Семашко, размещенный на Clinical Archives, как мне кажется, весьма интересен по разным причинам. Во-первых, это авторская работа музыканта, много лет сотрудничавшего с группой «Князь Мышкин» и бывшего, наряду с основателем и бессменным лидером коллектива Леонидом Нарушевичем, главным фронтмэном «Князя». Во-вторых, это сольный проект, созданный не пианистом или гитаристом, а исполнителем на духовых инструментах, что случается гораздо реже, и что очень не просто и, если хотите, дерзко само по себе. Если не считать мягкой и очень деликатной подкладки из конкретных и электронных звуков в отдельных треках, все пространство каждой из композиций здесь принадлежит только одному инструменту – это, конечно, полная свобода с одной стороны, но и большая проблема с другой. И, наконец, как анонсировано на обложке альбома, все записи были сделаны летом 2011 года преимущественно в различных заброшенных производственных зданиях – этакий вариант супер-лофта, что также подогревает интерес к результату.
Альбом h.M (кстати, не понял, почему на Clinical Archives он назван именно так: в углу лицевой стороны обложки ясно читается r.M) получился сравнительно небольшим по объему, но весьма разнообразным по содержанию. У каждой из шести пьес – свое лицо, свой сюжет, своя стилистика. Да, в целом альбом выдержан в рамках свободной импровизации, но, пожалуй, лишь самая короткая, финальная композиция Roof – это апофеоз фри-джаза, в остальных пьесах все не так однозначно. Во Flute-of-tubes, где Виктор играет на флейте, слышишь очень образную музыку с драматичным цельным сюжетом и оптимистичным, как мне показалось, финалом. Clarinetissimo – настоящий гимн возможностям кларнета (эта композиция, как и все, о которых пойдет речь ниже, исполнялась на этом инструменте). Блестящая техника Виктора не может не восхищать: в этой пьесе есть все, что может показать кларнетист-виртуоз – очень широкий диапазон звучания, выразительные обертоны, яркие и многократные глиссандо. Под стать этой композиции и Workshop, где музыкант демонстрирует эффектный дуэт с самим собой в два голоса. Трудно поверить, что играет здесь только один человек, настолько насыщено звуковое пространство композиции.
Самой «зашифрованной» пьесой для меня оказался Langbard. Названа она именем архитектора Иосифа Лангбарда, по проектам которого в Минске был возведен до войны ряд знаковых зданий. Но если вспомнить их архитектурный стиль, близкий к конструктивизму и послушать музыку Виктора, то по мне эта пьеса должна была бы называться скорее Gaudi – фантазия, яркие эмоциональные всплески, вибрирующий звук у меня ассоциируются больше с его архитектурой, чем с работами Лангбарда, несмотря на умиротворенный финал композиции. Так что, оставляю эту «загадку» для размышления слушателям h.M.
Ну, а своим персональным фаворитом альбома назвал бы стартовую композицию Tunnel. Начинается она с гулких шагов, понятно, в туннеле. Потом шаги затихают, и начинается соло кларнета, звучащее преимущественно в среднем регистре. Музыка сдержанная, но переполненная эмоциями изнутри. Основные из них, как мне показалось, - это чувства одиночества и тревоги. Их подхлестывает медленно нарастающий компьютерный шум. Наконец, соло захлебывается – шум поглощает все. Целая история в пяти минутах звучания. Здорово!
И, напоследок, об оформлении альбома. В некотором роде h.M – семейный проект. Если я правильно понял, над дизайном и мастерингом альбома работал брат автора Алесь, а фотографии сделала его супруга Ольга. Их работа также способна дать ключ к прочтению авторской идеи. Вода, зелень: живая природа рано или поздно побеждает мертвые скелеты бездушных человеческих построек – может быть, и в этом message сольного альбома Виктора Семашко?
С первых же нот первой пластинки проекта Zvonok Hip Rock у любого достаточно типичного меломана должны возникнуть: а) ощущение «я это уже слышал!»; б) мысль «где именно?» А после обязаны всплыть в памяти сразу два альбома Jeff Beck начала ...
«Стерео Осень» – это вышедшие на рекорд-лейбле «ArtBeat Music»два диска с живыми выступлениями Алексея и Яака в разных составах (трио и септет), объединенные осенним задумчиво-поэтическим настроением. Первый диск, "Портрет маленького цветка", ...
Антон Горбунов уже давно завоевал статус одного из лучших современных бас-гитаристов, за его плечами участие во множестве концертных и студийных проектов – самых разных по стилю, эстетике и адресной аудитории. В начале года на лейбле «Art Beat ...
Гитара в России – один из самых популярных инструментов. Но, как ни странно, гитаристов, играющих хорошую инструментальную музыку на акустической гитаре, у нас можно пересчитать по пальцам (под «хорошей» в данном случае следует понимать музыку ...
Оценка новой работы Владимира Нестеренко при всём желании не может быть выполнена без учёта инструментария, с помощью которого она сделана. Электроорган в джазе не редкость, но на сегодняшней сцене он всё больший раритет – в том числе потому, что ...
Тот, кто очень любит джаз, завтра Родину продаст», – хоть это двустишие и гуляло по СССР начала 60-х (и позже), но перекрыть джазу «воздух свободы» власти не смогли. Подтверждение – сборник авторских композиций живого классика жанра, Германа ...
В мире музыкальной продукции есть альбомы, а есть Альбомы. С большой буквы. Сделанные раз и навсегда. Сколько ни слушай – не надоест. С любого трека. Под любое настроение. Альбом великого (не скромничать!) гитариста России Ивана Смирнова «Страна, ...
1996, 1999, 2001, 2003, 2005, 2008. Всё это – годы выхода альбомов, 12 треков из которых составляют «Антологию», изданную в 2012 году. От первого до последнего трека этой компиляции – 12 лет, полный астральный цикл. Но, что удивительно, Бойко за эти ...
Сыгранный в две гитары с легким добавлением перкуссии и клавишных, альбом Баранова и Круглова прост по мелодике, но изыскан по исполнению. Здесь нет сложных размеров, зато есть красота исполнения. Музыка альбома умиротворяет и, как сказано в ...
Альбом «Точка Сборки» вышел в свет под рекорд-лейблом «АrtBeat», его авторы, творческая группа «М-Артель» – отнюдь не дебютанты: первую славу проект получил под именем »Старое вино в новой бутылке«. Но, по мнению музыкантов, новое название более ...
Само название Jazz Philharmonic Orchestra как бы намекает нам, что оркестр работает при Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, а значит — работает в консервативной парадигме, воспроизводя традиции невозвратного джазового прошлого, а не ...
На вышедшем в свет на лейбле «ArtBeat music» сольном диске Сергея Хутаса, постоянного участника «Оркестра Креольского Танго» и проекта «Песни нашего века» (также выступавшего с Игорем Бутманом, Игорем Брилем, Рэнди Брекером, Уинтоном Марсалисом и ...