Этот сетевой альбом Виктора Семашко, размещенный на Clinical Archives, как мне кажется, весьма интересен по разным причинам. Во-первых, это авторская работа музыканта, много лет сотрудничавшего с группой «Князь Мышкин» и бывшего, наряду с основателем и бессменным лидером коллектива Леонидом Нарушевичем, главным фронтмэном «Князя». Во-вторых, это сольный проект, созданный не пианистом или гитаристом, а исполнителем на духовых инструментах, что случается гораздо реже, и что очень не просто и, если хотите, дерзко само по себе. Если не считать мягкой и очень деликатной подкладки из конкретных и электронных звуков в отдельных треках, все пространство каждой из композиций здесь принадлежит только одному инструменту – это, конечно, полная свобода с одной стороны, но и большая проблема с другой. И, наконец, как анонсировано на обложке альбома, все записи были сделаны летом 2011 года преимущественно в различных заброшенных производственных зданиях – этакий вариант супер-лофта, что также подогревает интерес к результату.
Альбом h.M (кстати, не понял, почему на Clinical Archives он назван именно так: в углу лицевой стороны обложки ясно читается r.M) получился сравнительно небольшим по объему, но весьма разнообразным по содержанию. У каждой из шести пьес – свое лицо, свой сюжет, своя стилистика. Да, в целом альбом выдержан в рамках свободной импровизации, но, пожалуй, лишь самая короткая, финальная композиция Roof – это апофеоз фри-джаза, в остальных пьесах все не так однозначно. Во Flute-of-tubes, где Виктор играет на флейте, слышишь очень образную музыку с драматичным цельным сюжетом и оптимистичным, как мне показалось, финалом. Clarinetissimo – настоящий гимн возможностям кларнета (эта композиция, как и все, о которых пойдет речь ниже, исполнялась на этом инструменте). Блестящая техника Виктора не может не восхищать: в этой пьесе есть все, что может показать кларнетист-виртуоз – очень широкий диапазон звучания, выразительные обертоны, яркие и многократные глиссандо. Под стать этой композиции и Workshop, где музыкант демонстрирует эффектный дуэт с самим собой в два голоса. Трудно поверить, что играет здесь только один человек, настолько насыщено звуковое пространство композиции.
Самой «зашифрованной» пьесой для меня оказался Langbard. Названа она именем архитектора Иосифа Лангбарда, по проектам которого в Минске был возведен до войны ряд знаковых зданий. Но если вспомнить их архитектурный стиль, близкий к конструктивизму и послушать музыку Виктора, то по мне эта пьеса должна была бы называться скорее Gaudi – фантазия, яркие эмоциональные всплески, вибрирующий звук у меня ассоциируются больше с его архитектурой, чем с работами Лангбарда, несмотря на умиротворенный финал композиции. Так что, оставляю эту «загадку» для размышления слушателям h.M.
Ну, а своим персональным фаворитом альбома назвал бы стартовую композицию Tunnel. Начинается она с гулких шагов, понятно, в туннеле. Потом шаги затихают, и начинается соло кларнета, звучащее преимущественно в среднем регистре. Музыка сдержанная, но переполненная эмоциями изнутри. Основные из них, как мне показалось, - это чувства одиночества и тревоги. Их подхлестывает медленно нарастающий компьютерный шум. Наконец, соло захлебывается – шум поглощает все. Целая история в пяти минутах звучания. Здорово!
И, напоследок, об оформлении альбома. В некотором роде h.M – семейный проект. Если я правильно понял, над дизайном и мастерингом альбома работал брат автора Алесь, а фотографии сделала его супруга Ольга. Их работа также способна дать ключ к прочтению авторской идеи. Вода, зелень: живая природа рано или поздно побеждает мертвые скелеты бездушных человеческих построек – может быть, и в этом message сольного альбома Виктора Семашко?
К моменту создания ансамбля Project Grand Slam в 2007 году басист и композитор из Нью-Йорка Роберт Миллер был уже известным музыкантом со своей дискографией и весьма успешным опытом работы в качестве одного из создателей лейбла 32 Records. Его новый ...
Начну с истории о небольшой путанице, связанной с этим альбомом. Дело в том, что оформление обложки и состав альбома в экземпляре, поступившем в редакцию, несколько отличаются, от того, как они выглядят в пришедшем одновременно пресс-релизе. Видимо, ...
Второй диск комплекта International Swing Party Tour 2010 – Live! построен по тому же принципу, что и первый: он также включает записи, сделанные на концертах в Ной-Ульме (9 треков) и Бохуме (4 трека). И время, и место действия совпадают, ...
Блюзовые альбомы с логотипом в виде уховертки в белом круге, как правило, предвещают встречу с интересным музыкантом. Не стал исключением и этот диск. Гитар Майки (он же Майкл МакМиллан) – всего лишь второй канадец в каталоге Earwig, и, ...
Представляя этот альбом, я позволил себе небольшую вольность, которую, надеюсь, Пауль мне простит. Дело в том, что на обложке альбома крупно выделено только название: Kaisei Nari, я же указал в качестве основного автора проекта именно его, ...
Невидимые связи между людьми разных поколений порой обретают зримые очертания. Свидетельством тому может послужить и данный проект. Кармен МакРэй была выдающейся джазовой певицей, одной из первых вокалисток в стиле боп (кстати, Кармен одно время ...
Новые для наших читателей имена, да и в каталоге австрийского лейбла JazzWerkstatt Records они тоже появились впервые: Энгель Майр и Майк Тифенбахер. Но оба эти музыканта отнюдь не новички. Энгеля Майра (р.1984) в Австрии называют гитарным ...
Блюз из Норвегии – редкий гость на наших страницах, хотя в этой северной стране любят и понимают такую музыку. Можно вспомнить, что один из крупнейших европейских блюзовых фестивалей проводится в норвежском Нотоддене. Кстати, именно в этом ...
На вопрос о самой великой белой певице блюза девять человек из десяти назовут имя Дженис Джоплин. И неудивительно поэтому, что любое новое лицо в женском блюзовом вокале невольно сверяешь с планкой, которую задала Дженис. В случае с певицей из ...
«Он ни разу в жизни не спел плохо. Когда вы слушаете Д'Роуна, вы слышите, что все звучит так, как это должно быть» - эти слова знаменитого Тони Беннетта вынесены на обложку альбома Double Exposure. И подписаться под ними могли бы еще и ...
Альбом Давида «Додо» Бабаяна – веха в истории армянской джазой сцены. Официально джаз родился в Армении достаточно давно, в 1938г., когда был основан Государственный джаз оркестр п\у Артемия Айвазяна, но все эти годы развивался он по накатанной, без ...
Говоря об этом проекте, прежде всего необходимо коснуться личности его создателя, с которым наши читатели знакомятся впервые. Дело в том, что Хьюлон (его не артистическое имя звучит, как Хьюлон Крейтон) – по своей основной профессии вовсе не ...