Allan Holdsworth - Flat Tire: Music for a Non-Existent Movie
20.06.2013
Сразу прошу прощения у тех, кто хорошо знает и почитает творчество видного британского гитариста и композитора Алана Холдсуорта, за перечисление хорошо им известных фактов. А остальным нашим читателям напомню, что Алан Холдсуорт (р.1946) является одним из крупнейших современных мастеров, работающих в сфере музыки фьюжн и прог-рока. Именно его Фрэнк Заппа назвал когда-то «одним из самых интересных гитаристов на планете». Именно его стиль игры оказал влияние на многих известных гитаристов. Холдсуорту довелось работать вместе с Тони Уильямсом, Жан-Люком Понти, Стенли Кларком, он играл в ансамблях Tempest, UK, Gong, а также в культовой группе Soft Machine. Наконец, в его дискографии присутствуют и сольные альбомы. Flat Tire: Music for a Non-Existent Movie считается при этом самым сильным и глубоким из таких проектов.
В дискографии Холдсуорта этот альбом значится под номером 11. Первоначально он увидел свет в 2001 году. Двенадцать лет спустя под руководством Леонардо Павковича альбом был подвергнут бережному и тщательному ремастерингу и переиздан уже с логотипом MoonJune Records. Flat Tire: Music for a Non-Existent Movie необычен как по замыслу, так и по воплощению. Начнем с того, что гитариста Холдсуорта мы здесь слышим только во вступительном треке The Duplicate Man (Intro). Все остальные композиции Холдсуорт записывал с помощью синтезатора SynthAxe, на котором он впервые играл еще за пятнадцать лет до записи Flat Tire и с тех пор не прекращал исследование возможностей этого инструмента. Лишь в двух треках его ассистентом выступил басист Дэйв Карпентер, ныне покойный, – его памяти и посвящено данное переиздание.
Что же касается темы альбома, то о ней неоднократно рассказывал сам Холдсуорт. Большой любитель кино, он всегда мечтал поработать над музыкой к фильму. Смотря на экран, он часто представлял себе, как можно озвучить тот или иной эпизод. Но – все как-то не складывалось, и тогда Алан решил поработать над музыкой, которая могла бы стать саундтреком к разнообразным фильмам, существующим только в его воображении. Так родился Flat Tire, альбом, имеющий подзаголовок: «Музыка к несуществующим фильмам».
Какова эта музыка, каковы эти фильмы? По форме большинство пьес альбома – это объемные полотна почти оркестрового звучания. С известной долей условности их можно отнести даже к современной академической музыке. Если, как уже говорилось выше, Холдсуорта-гитариста мы здесь практически не слышим, то Холдсуорт-композитор представлен в полном блеске своей творческой фантазии и, одновременно, самодисциплины. Оперируя терминами кинокритики, можно смело утверждать, что «фильмы» Алана Холдсуорта – это не «хоррор», не «экшн», не эротика и не кино на историческую тему. Драма, с тщательно разработанными характерами персонажей, с глубокими и сильными эмоциями, неспешным, последовательным развитием сюжета – это, пожалуй, будет ближе. Другой вариант – саундтреки к классическим научно-популярным фильмам Би-Би-Си, возможно этнографического характера – не зря же африканские мотивы можно расслышать в ритмическом рисунке пьесы Snow Moon. Что ближе к истине – решать слушателю. Да, это не самый привычный, но тем не менее очень интересный Холдсуорт – не пропустите!
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...
Если в Москве существует Оркестр Интуитивной Музыки, а в Минске – Группа Интуитивной импровизации, то, рано или поздно, они просто обязаны были встретиться друг с другом. И такая встреча действительно произошла в феврале 2013 года в Минске, когда ...
С завидной оперативностью – прошло менее месяца - совместный концерт, который дали во время фестиваля авангардного искусства ДАХ-КРАХ-ХХ "Напрыканцы Канца..." в Минске 10 мая 2013 года белорусская группа интуитивной импровизации «Князь ...