Александр Островцов: Павел, страна должна знать своих героев. Расскажи, пожалуйста, о себе: где родился, как пришел к музыке, почему выбрал именно духовые?
Павел Аракелян: Я родился в городе Баку. Мой отец Юрий Павлович Аракелян — музыкант, он окончил Бакинскую консерваторию, играл на тромбоне в симфоническом оркестре оперного театра. Мне было три года, когда там началась резня, и мы вынуждены были уехать. Отец выбрал Беларусь, и с тех пор мы живем здесь. Поначалу я занимался в музыкальной школе на фортепиано. Потом встал вопрос о поступлении. А поскольку я никогда не дружил со школьными предметами, особенно с точными науками, а в музыкальном училище общеобразовательных предметов было мало, поэтому мне было проще поступить туда. Затем за полгода освоил саксофон под руководством преподавателя Фергина Владимира Моисеевича (они с моим отцом — старые товарищи, его сын учился у моего отца, я—у него). А до этого я занимался у Радюкова Анатолия Павловича — очень известного саксофониста, первый раз я взял саксофон в руки под его влиянием, а потом — влюбился...
А. Островцов: Я знаю, у тебя было несколько групп. Какая из них была первой, и как она называлась?
П. Аракелян: Это было давно, еще в училище. Там были ребята, которые очень любили музыку, вот мы собирались и играли. Так мы сделали первые шаги, даже дали концерт с большим успехом. А после второго курса я попал "под крыло" Валерия Петровича Щерицы. Поначалу входил в состав второго бэнда при консерватории, которым руководил Валерий Петрович, а потом мы стали играть с ним в одном составе, который назывался StopTime, удачно выступили в филармонии. Мы уже много лет дружим с Валерием Петровичем. Несмотря на то, что сейчас он живет в Киеве, мы часто встречаемся.
А. Островцов: Кто оказал на тебя самое большое влияние, кто сделал из тебя настоящего джазмэна?
П. Аракелян: Валерий Щерица — в первую очередь. Мы общаемся с ним уже много лет, он — очень интересный человек, открытый. Я постоянно приезжал к нему домой, мы вместе занимались.
Юрий Дудинский: Ты играешь на рояле не хуже, чем на саксофоне. А почему, все-таки, выбрал саксофон?
П. Аракелян: Я ничего особенного на рояле не играл. Так, немного увлекался рок-н-роллом. А саксофон девушкам очень нравится...
Ю. Дудинский: Играл рок-н-ролл?
П. Аракелян: Да, но потом стало скучновато, попробовал би-боп, классический джаз, а затем пришел к современным формам джаза.
А. Островцов: Два с половиной года назад ты выступал в галерее при Союзе композиторов со своей группой. Что это был за состав?
П. Аракелян: Он набирался из студентов и выпускников музыкального училища специально для того выступления. Мы собрались тогда и за один вечер составили программу
А. Островцов: Вы играли только твои авторские композиции. Как ты начал писать музыку?
П. Аракелян: Поначалу писал упражнения "под кого-то". Потом стали рождаться более крупные формы. И так постепенно стал сочинять музыку. Вместе с Валерием Щерицей этим тоже занимались.
А. Островцов: Он же писал за тебя названия, а ты — музыку.
П. Аракелян: Было, было такое.
А. Островцов: Здорово получалось. Отличный был тандем: Валерий Петрович давал такие точные названия, что лучше невозможно было представить. Объявили композицию, начинает играть музыка, и думаешь: "Ничего себе! Попробуй придумать лучше!".
П. Аракелян: Я хотел тоже дать названия кое-каким композициям Валерия Петровича, но он пока не поделился со мной этим... Но я надеюсь, что мы это еще сделаем.
Ю. Дудинский: В составе StopTime?
П. Аракелян: Проект StopTime пока заморожен. Я сейчас плотно работаю с нашим лучшим джазовым пианистом Сергеем Александровым, другими ребятами, записи делаем. Стараемся двигаться, одним словом.
Ю. Дудинский: А ты со многими записывался?
П. Аракелян: Нет, пока нет.
А. Островцов: Со Svet Boogie Band, например. Там в Look What You Get, Girl! Паша такой классный саксофон прописал!
Ю. Дудинский: Ну и последний вопрос: какие у тебя планы на будущее?
62-летний немецкий авангардный саксофонист Петер Бретцман прилетел в Екатеринбург, так сказать, в "сольном" варианте по инициативе Немецкого Центра им. Гете (Российско-Германские культурные встречи 2004 года). На следующий день после выступления, ...
Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком. И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой ...
Ключ к постижению Норвегии — в ее музыке. Музыка Норвегии — это ее природа, скалистые фьорды, студеные воды, бурлящие водопады и напоенные запахом трав долины, гористо–холмистые ландшафты. Говорят в Норвегии везде по–разному — много диалектов. Русло ...
О Вапирове наши любители джаза знают до обидного мало. Молодежи он совсем не знаком, а старшее поколение (за исключением, наверное, ленинградцев) запомнило его в основном как неутомимого новоджазового экспериментатора. Однако авангардизм в советском ...
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...