Альбом Across The Sky – плод совместного творчества трех представителей европейской фри-джазовой сцены – тенор-саксофониста из Амстердама, американца по происхождению Джона Дайкмэна, немецкого барабанщика Клауса Кугеля (целый ряд альбомов, записывавшихся с его участием можно найти на наших страницах) и еще одного представителя Голландии, басиста Рауля ван дер Вейде, который здесь отвечал также за разнообразные звуковые эффекты.
Если бы речь шла о мэйнстриме, не говоря уже о свинговом джазе и еще более традиционных джазовых формах, такой состав заранее определил бы характер музыки: безраздельное царство саксофона и тактично поддерживающая его ритм-группа. Но, ребята, это фри-джаз, и при том наикрутейший, и тут дела обстоят совсем иначе…
При том внешне может показаться, что вышеописанная схема действует и здесь. На протяжении практически всей длиннейшей (25 минут!) стартовой композиции A Screaming Comes именно Дайкмэн находится на авансцене, именно его саксофон рычит, стонет, визжит, кричит (смысловой ряд глаголов можно продолжить по усмотрению). Но вот Кугель и ван дер Вейде при этом упорно и последовательно гнут каждый свою линию, вовсе не подстраиваясь под звучание коллеги, а лишь чутко реагируя на его реплики и отвечая своими – это не монолог с сопровождением, а оживленная беседа трех равноправных участников. Графически тут наиболее точно можно изобразить ситуацию в виде равностороннего треугольника, где каждая вершина и каждая сторона одинаково важна. Та же схема справедлива и для двух остальных пьес альбома - Across The Sky и It Has Happened Before. Сложно, головоломно и….захватывающе интересно, если, конечно, вам в принципе не противопоказан тотальный фри.
О чем эта музыка? Это зависит от вашего воображения. Можно прочесть очень философскую версию автора liner notes Джеффа Кайзера. Можно обратить внимание на недвусмысленно заявленную авторами на тыльной стороне обложки альбома связь названий пьес с романом Томаса Пинчона «Радуга земного тяготения». Увы, все знать невозможно: до сих пор я не слышал об этой книге и этом писателе. С горящими от стыда ушами залез в сеть, прочел, скачал.
Оказалось, что Пинчона считают крупнейшим постмодернистом второй половины ХХ века, а «Радугу земного тяготения» по сложности, многослойности, обилию подтекстов и зашифрованности повествования сравнивают с джойсовским «Улиссом». Что ж, уважаемый слушатель этого альбома, у вас и тут полная свобода (опять это слово!) выбора собственной версии. А я, поставив в очередной раз диск с Across The Sky , принимаюсь за чтение Томаса Пинчона….
Гэри Престон и Анита Бонковски, участники трио KingmiXers, - заметные фигуры на блюзовой сцене Западного побережья Канады. Живут они в Виктории, столице провинции Британская Колумбия и уже давно играют вместе блюз, добившись известности, как на ...
Новый сетевой альбом минской группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» записывался в мае 2012 года в музее-мастерской известного белорусского скульптора Заира Азгура. Как мне кажется, название этого проекта составлено из инициалов ...
Альбом с лукаво-ироничным названием «Усялякае» («Всякое») появился на белорусском сетевом лейбле HAZE в 2012 году. По контенту он является логическим продолжением Pasiarod, другого сетевого проекта группы интуитивной ...
Классическая музыкальная форма, полифоническая фактура, опережающее время электронное пространство, по плотности и сложности соперничающее с Ozric Tentacles, виртуозные гитарные партии, отсылающие к гитарному шреду, откровенно металлически-карданный ...
Музыка Кайла Брендерса, мультиинструменталиста из Торонто, бесконечно далека от джаза не только Армстронга и Эллингтона, но и Хэнкока с Шортером. Сегодня музыку такого рода и вообще джазом-то не всегда считают, употребляя чаще очень размытый термин ...
Вы все еще накачиваетесь кофе по утрам, чтобы взбодриться? Вы все еще употребляете сомнительные энергетические напитки, чтобы восстановить силы? Полно! Просто послушайте этот совсем небольшой по объему альбом – он наверняка окажется ...
Первая для нас встреча с продукцией независимого лейбла из Нью-Йорка MoonJune Records и также первая - с музыкой из Индонезии. Уверен, что для большинства наших читателей индонезийская музыка ассоциируется со словом «гамелан». Но если вы ...
Поиск общего вектора для джаза и академической музыки – история с очень длинной бородой, ведущая начало с идеи «третьего течения», выдвинутой в свое время Гюнтером Шуллером. Чуть короче борода у попыток связать джаз с одним из ...
Если смешать вместе даже самые вкусные блюда, результат чаще всего получается просто малосъедобным. Но вот у канадской группы Mahogany Frog из Виннипега, Манитоба такой эксперимент в музыке выглядит вполне убедительно. Своим шестым по счету альбомом ...
Альбом импровизационного джаза в самом прямом смысле этого слова, но при этом не авангард, а пост-боп в чистом виде. Дело с его записью обстояло так. Как-то раз, а точнее во вторник 26 июня 2012 года пианист Майк Лонго в своем привычном формате трио ...
Лидер проекта о себе и альбоме "Far Away Story": Меня зовут Николай Моисеенко, я музыкант, мой инструмент – саксофон, и мне посчастливилось, что моим педагогом сначала был мой отец, а после, в академии имени Гнесиных – Александр Викторович Осейчук. ...
Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на ...