Альбом Across The Sky – плод совместного творчества трех представителей европейской фри-джазовой сцены – тенор-саксофониста из Амстердама, американца по происхождению Джона Дайкмэна, немецкого барабанщика Клауса Кугеля (целый ряд альбомов, записывавшихся с его участием можно найти на наших страницах) и еще одного представителя Голландии, басиста Рауля ван дер Вейде, который здесь отвечал также за разнообразные звуковые эффекты.
Если бы речь шла о мэйнстриме, не говоря уже о свинговом джазе и еще более традиционных джазовых формах, такой состав заранее определил бы характер музыки: безраздельное царство саксофона и тактично поддерживающая его ритм-группа. Но, ребята, это фри-джаз, и при том наикрутейший, и тут дела обстоят совсем иначе…
При том внешне может показаться, что вышеописанная схема действует и здесь. На протяжении практически всей длиннейшей (25 минут!) стартовой композиции A Screaming Comes именно Дайкмэн находится на авансцене, именно его саксофон рычит, стонет, визжит, кричит (смысловой ряд глаголов можно продолжить по усмотрению). Но вот Кугель и ван дер Вейде при этом упорно и последовательно гнут каждый свою линию, вовсе не подстраиваясь под звучание коллеги, а лишь чутко реагируя на его реплики и отвечая своими – это не монолог с сопровождением, а оживленная беседа трех равноправных участников. Графически тут наиболее точно можно изобразить ситуацию в виде равностороннего треугольника, где каждая вершина и каждая сторона одинаково важна. Та же схема справедлива и для двух остальных пьес альбома - Across The Sky и It Has Happened Before. Сложно, головоломно и….захватывающе интересно, если, конечно, вам в принципе не противопоказан тотальный фри.
О чем эта музыка? Это зависит от вашего воображения. Можно прочесть очень философскую версию автора liner notes Джеффа Кайзера. Можно обратить внимание на недвусмысленно заявленную авторами на тыльной стороне обложки альбома связь названий пьес с романом Томаса Пинчона «Радуга земного тяготения». Увы, все знать невозможно: до сих пор я не слышал об этой книге и этом писателе. С горящими от стыда ушами залез в сеть, прочел, скачал.
Оказалось, что Пинчона считают крупнейшим постмодернистом второй половины ХХ века, а «Радугу земного тяготения» по сложности, многослойности, обилию подтекстов и зашифрованности повествования сравнивают с джойсовским «Улиссом». Что ж, уважаемый слушатель этого альбома, у вас и тут полная свобода (опять это слово!) выбора собственной версии. А я, поставив в очередной раз диск с Across The Sky , принимаюсь за чтение Томаса Пинчона….
Критики в последнее время все реже употребляют столь популярный в 70-х годах прошлого века термин «фьюжн», но если говорить о стилистике музыки трио из Флориды No End Of Now, то без него никак не обойтись. Думаю, если бы Майлс Дэвис, ...
К моменту создания ансамбля Project Grand Slam в 2007 году басист и композитор из Нью-Йорка Роберт Миллер был уже известным музыкантом со своей дискографией и весьма успешным опытом работы в качестве одного из создателей лейбла 32 Records. Его новый ...
Начну с истории о небольшой путанице, связанной с этим альбомом. Дело в том, что оформление обложки и состав альбома в экземпляре, поступившем в редакцию, несколько отличаются, от того, как они выглядят в пришедшем одновременно пресс-релизе. Видимо, ...
Второй диск комплекта International Swing Party Tour 2010 – Live! построен по тому же принципу, что и первый: он также включает записи, сделанные на концертах в Ной-Ульме (9 треков) и Бохуме (4 трека). И время, и место действия совпадают, ...
Блюзовые альбомы с логотипом в виде уховертки в белом круге, как правило, предвещают встречу с интересным музыкантом. Не стал исключением и этот диск. Гитар Майки (он же Майкл МакМиллан) – всего лишь второй канадец в каталоге Earwig, и, ...
Представляя этот альбом, я позволил себе небольшую вольность, которую, надеюсь, Пауль мне простит. Дело в том, что на обложке альбома крупно выделено только название: Kaisei Nari, я же указал в качестве основного автора проекта именно его, ...
Невидимые связи между людьми разных поколений порой обретают зримые очертания. Свидетельством тому может послужить и данный проект. Кармен МакРэй была выдающейся джазовой певицей, одной из первых вокалисток в стиле боп (кстати, Кармен одно время ...
Новые для наших читателей имена, да и в каталоге австрийского лейбла JazzWerkstatt Records они тоже появились впервые: Энгель Майр и Майк Тифенбахер. Но оба эти музыканта отнюдь не новички. Энгеля Майра (р.1984) в Австрии называют гитарным ...
Блюз из Норвегии – редкий гость на наших страницах, хотя в этой северной стране любят и понимают такую музыку. Можно вспомнить, что один из крупнейших европейских блюзовых фестивалей проводится в норвежском Нотоддене. Кстати, именно в этом ...
На вопрос о самой великой белой певице блюза девять человек из десяти назовут имя Дженис Джоплин. И неудивительно поэтому, что любое новое лицо в женском блюзовом вокале невольно сверяешь с планкой, которую задала Дженис. В случае с певицей из ...
«Он ни разу в жизни не спел плохо. Когда вы слушаете Д'Роуна, вы слышите, что все звучит так, как это должно быть» - эти слова знаменитого Тони Беннетта вынесены на обложку альбома Double Exposure. И подписаться под ними могли бы еще и ...
Альбом Давида «Додо» Бабаяна – веха в истории армянской джазой сцены. Официально джаз родился в Армении достаточно давно, в 1938г., когда был основан Государственный джаз оркестр п\у Артемия Айвазяна, но все эти годы развивался он по накатанной, без ...