Альбом Across The Sky – плод совместного творчества трех представителей европейской фри-джазовой сцены – тенор-саксофониста из Амстердама, американца по происхождению Джона Дайкмэна, немецкого барабанщика Клауса Кугеля (целый ряд альбомов, записывавшихся с его участием можно найти на наших страницах) и еще одного представителя Голландии, басиста Рауля ван дер Вейде, который здесь отвечал также за разнообразные звуковые эффекты.
Если бы речь шла о мэйнстриме, не говоря уже о свинговом джазе и еще более традиционных джазовых формах, такой состав заранее определил бы характер музыки: безраздельное царство саксофона и тактично поддерживающая его ритм-группа. Но, ребята, это фри-джаз, и при том наикрутейший, и тут дела обстоят совсем иначе…
При том внешне может показаться, что вышеописанная схема действует и здесь. На протяжении практически всей длиннейшей (25 минут!) стартовой композиции A Screaming Comes именно Дайкмэн находится на авансцене, именно его саксофон рычит, стонет, визжит, кричит (смысловой ряд глаголов можно продолжить по усмотрению). Но вот Кугель и ван дер Вейде при этом упорно и последовательно гнут каждый свою линию, вовсе не подстраиваясь под звучание коллеги, а лишь чутко реагируя на его реплики и отвечая своими – это не монолог с сопровождением, а оживленная беседа трех равноправных участников. Графически тут наиболее точно можно изобразить ситуацию в виде равностороннего треугольника, где каждая вершина и каждая сторона одинаково важна. Та же схема справедлива и для двух остальных пьес альбома - Across The Sky и It Has Happened Before. Сложно, головоломно и….захватывающе интересно, если, конечно, вам в принципе не противопоказан тотальный фри.
О чем эта музыка? Это зависит от вашего воображения. Можно прочесть очень философскую версию автора liner notes Джеффа Кайзера. Можно обратить внимание на недвусмысленно заявленную авторами на тыльной стороне обложки альбома связь названий пьес с романом Томаса Пинчона «Радуга земного тяготения». Увы, все знать невозможно: до сих пор я не слышал об этой книге и этом писателе. С горящими от стыда ушами залез в сеть, прочел, скачал.
Оказалось, что Пинчона считают крупнейшим постмодернистом второй половины ХХ века, а «Радугу земного тяготения» по сложности, многослойности, обилию подтекстов и зашифрованности повествования сравнивают с джойсовским «Улиссом». Что ж, уважаемый слушатель этого альбома, у вас и тут полная свобода (опять это слово!) выбора собственной версии. А я, поставив в очередной раз диск с Across The Sky , принимаюсь за чтение Томаса Пинчона….
Альбом импровизационного джаза в самом прямом смысле этого слова, но при этом не авангард, а пост-боп в чистом виде. Дело с его записью обстояло так. Как-то раз, а точнее во вторник 26 июня 2012 года пианист Майк Лонго в своем привычном формате трио ...
Лидер проекта о себе и альбоме "Far Away Story": Меня зовут Николай Моисеенко, я музыкант, мой инструмент – саксофон, и мне посчастливилось, что моим педагогом сначала был мой отец, а после, в академии имени Гнесиных – Александр Викторович Осейчук. ...
Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на ...
Если говорить об аккордеоне в джазе, то в наших краях скорее всего вспомнят французский стиль мюзетт и нуэво танго Астора Пьяццолы и его последователей. А вот в Штатах символом этого инструмента в джазе является сравнительно мало известный у нас Арт ...
Мы почти смирились с тем, что жанр музыки к кино и для кино перестал быть актуальным для сегодняшних меломанов. Столпы жанра покинули сцену, преданные поклонники переключились на более модные ныне альтернативные команды типа Gang Starr и ...
музыкальный стиль: блюз Дельты, кантри-блюз, традиционный джаз
Этот альбом, если в двух словах, посвящен раннему блюзу и рэгтайму. Но никогда ничего подобного мне еще слышать и писать о таком не приходилось. Блюз, адаптированный для детей, если опять-таки в двух словах, только других - вот суть этой работы. ...
В 2000 году «Jazz-Квадрат» опубликовал рецензию на альбом американского музыканта Ричарда Бливаса Walk the Bike. Как и другие журнальные материалы, в прошлом году она заняла свое место на сайте … и попалась на глаза автору того ...
Сочетание авангардного джаза с этнической музыкой - блюдо острое и не всем может прийтись по вкусу. Но настоящие гурманы, например, те, кому нравится творчество известной Саинхо Намчылак, наверняка заинтересуются и этим альбомом. Здесь тоже на ...
Впервые наши читатели познакомились с этим составом в 2007 году, когда появился альбом Salesny / Schabata / Preuschl + Herbert Joos, на котором австрийское трио записалось с немецким трубачом Хербертом Йоосом. Как видите, через пять лет ...
Да, странная обложка у этого альбома – одновременно мрачная и притягательная: две дамы с черепами вместо голов, а за ними повешенные на деревьях птички и зверюшки. Непроизносимое название проекта пресс-релиз MoonJune Records рекомендует ...
музыкальный стиль: блюз Дельты, ритм-энд-блюз, техасский блюз
Название этого блюзового ансамбля вроде бы ясно указывает на стилистику, в которой он работает. Но Delta в названии может иметь отношение и к одноименной американской авиакомпании, т.е. «Летуны из «Дельты», по аналогии с известным ...
Место рыжеволосой белой королевы блюза, казалось бы, на веки-вечные закреплено за Джэнис Джоплин, но не переводятся дерзкие и талантливые претендентки на ее место на блюзовом Олимпе. Тереза Джеймс уже достаточно давно штурмует эту вершину, и в ...