В различных жанрах музыки по-разному принято именовать старых, опытных музыкантов, стоявших у истоков жанра, много сделавших для его развития. Так, например, в рок-музыке, их именуют "динозаврами" и "мастодонтами", в джазе чаще — "легендами" и "колоссами". Так вот, к пианисту и композитору Вячеславу Горскому с одинаковым успехом подходит любое из этих определений и, конечно, о личной встрече с артистом такого уровня мечтает любой журналист, занимающийся музыкой. Признаюсь, мне повезло — представился достаточно любопытный повод и, благодаря личным связям, совсем недавно я имел удовольствие познакомиться с ним.
Вячеслав Горский — один из лучших клавишников России, неоднократный победитель рейтингов престижных музыкальных изданий, музыкант с ярким индивидуальным почерком, в музыке которого переплелись такие направления, как джаз, рок, фанк, классика и этническая музыка. С 1974 по 1983 годы он играл в легендарном ансамбле "Арсенал" Алексея Козлова и был его музыкальным руководителем, затем, в 1983 году создал свой собственный коллектив "Квадро", который за 20 лет существования сумели услышать на концертах более 2 млн. человек. Тогда в коллектив входили такие звезды российского джаза как Виктор Зинчук (гитара), Анатолий Куликов (бас), Валерий Брусиловский (ударные). Ансамбль стал очень популярным благодаря радио и ТВ и, конечно, свежей музыке, яркой, красивой мелодике и виртуозной технике инструменталистов. В 1985 году группа "Квадро" работала сольные концерты в крупнейших залах страны и тогда уже использовала мощнейшие аудио-визуаль- ные приборы — 25 квт звука, 4 лазера, около 400 фонарей. Такого успеха не добивался ни один инструментальный коллектив в СССР. Горский — автор двух рок-опер, более десятка авторских альбомов, продюсер джазовых фестивалей и концертов. По рейтингам журнала Music Box, а также агентства "Интермедиа" Вячеслав Горский признавался лучшим клавишником России 1995-2003 годов. Его имя упоминается в антологии мирового джаза (Нью- Йорк, 1991)-Он работал и сегодня продолжает работать с группой "Квадро", трио New Romantic Jazz, с Алексеем Козловым, Даниилом Крамером, Игорем Бутманом, Сергеем Манукяном, Олегом Киреевым... Горский выступал на самых престижных площадках России, Украины, Латвии, Эстонии, Финляндии, Германии, Италии, США и Японии. Он лауреат джазовых фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Таллине, Риге, Ереване, Варшаве, Братиславе, Берлине, Париже, Хельсинки, Будапеште... Список можно продолжать достаточно долго, но речь сегодня о его последней работе и обо всем, что с ней связано.
Несколько месяцев тому назад из Москвы "разведка донесла", что Горский готовит уникальный этно-джазо- вый/нью-эйджевый проект, в котором присутствует сильный "армянский след" — как в творческом, так в административном плане. Вполне естественно, это известие меня сильно заинтересовало, и я стал терпеливо ждать. И дождался! Во время своей недавней поездки в Москву я встретился с автором и получил исчерпывающие ответы на все свои вопросы.
Армен Манукян:Как у Вас, хорошо известного джаз-рокового музыканта появилась идея записать этно-джазовый альбом? Это что, дань моде?
Вячеслав Горский: Я увлекаюсь фольклором с детства. Дело в том, что мой отец, Народный артист России, ударник ансамбля им. Александрова, выступал по всему миру и каждый раз привозил пластинки с национальной музыкой страны, где ему удавалось побывать. Так я знакомился с ритмами мира и культурой других на- • Георгий Гаранян и Вячеслав Горский родов. Когда я стал профессионально заниматься музыкой, то начал интересоваться индийской музыкой (как многие рокеры и джазмэны того времени), пытался экспериментировать в этой области, и сильное желание создать что-то свое в таком ста- ле начало постепенно расти во мне. Я очень серьезно изучал индийские раги, общался с индийскими музыкантами, играл вместе с ними джем-сешнз. Все эти годы я ждал момента, когда идея полностью созреет. Вот, на мой взгляд, это время и пришло. Так что. этот альбом появится не вдруг. Я писал музыкальные темы, которые были навеяны фольклором различных восточных народов. и постепенно их собралось около сорока. Я долго отбирал их и. в конце концов. оставил четырнадцать. Так появился концептуальный проект "Лотос моего сердца" с композициями на иврите, фарси и армянском. Есть и инструментальные композиции.
Кто помогал Вам записывать альбом?
Начну с того, что я собирался сделать его полностью акустическим и исполнить классическим джазовым трио, чтобы было много воздуха, была какая-то недосказанность, что, как мне кажется, свойственно восточной культуре. Но потом я начал слушать других исполнителей и понял, что надо добавить "пряностей" в аранжировку, и тогда появилась другая концепция саунда альбома. В записи участвовали многие известные музыканты, которые много работали со мной, которых я хорошо знаю и которым нравится то, что я делаю. Например, виртуозный басист Алексей Лебедев, с которым я играю уже лет десять. Барабанщик Руслан Капитонов, играющий на разных перкуссионных инструментах, восточных в том числе. Весьма оригинальный исполнитель на русских народных духовых инструментах Сергей Клеменский. Как ни странно, но русские народные инструменты весьма гармонично прозвучали в восточных мелодиях. Конечно, Сергей Манукян, с которым я дружу и работаю уже лет двадцать. Мы хорошо чувствуем и понимаем друг друга, что очень важно для музыкантов, он прекрасно владеет’ этой стилистикой, и не случайно, что мы с ним записали два дуэтных альбома, очень хорошо принятых публикой и критикой. Так что, его кандидатура тоже не вызывала вопросов. Кроме него, в качестве вокалистки на альбоме записалась Катя Черноусова. Эта удивительно талантливая девушка прекрасно поет на иврите, хотя к этому языку и Израилю имеет весьма опосредованное отношение. Но зато серьезно увлекается данной культурой и даже записала сольный альбом, где она исполняет старинные еврейские песни в собственной современной обработке. Кстати, я был уверен, что на армянском петь будет Сергей Манукян, но в самый последний момент я с удивлением узнал, что Сережа по-армянски не поет... Пришлось искать другого исполнителя.
Ну, вот, уже горячее. Нельзя ли поподробнее об армянской составляющей диска?
Тут все взаимосвязанно. Во-первых, я должен сказать, что где-то ко второй половине работы над диском у нас возникли финансовые проблемы (запись диска с 14 музыкантами — вещь дорогостоящая). Я обратился к моей хорошей знакомой Нарине Давтян — московской биз- нес-леди, и только намекнул на свои трудности... Реакция была молниеносной — недостающие средства были выделены. Хочу отметить, что я знаю Нарине уже много лет, она не пропускает мои концерты, мы часто встречаемся и говорим о музыке (не в пример многим деловым людям, она всегда находит время, чтобы посещать концерты), и я ей благодарен за поддержку. Но это еще не все. К этому моменту у меня была готова лишь мелодия армянской песни, а самих слов не был о. А время поджимало. И она буквально за одну ночь написала слова к моей мелодии, и песня была готова. Стихи мне очень понравились, я даже выучил их наизусть.
А почему армянскую песню поет хорошо известный в рок-сообществе певец Мехрдад Бади. Если не ошибаюсь, он имеет очень мало отношения к армянам и Армении...
Эту проблему мы решали долго. В самом начале песня предназначалась для одной известной в Москве певице- армянке. Но с ней, как говорится, не срослось. Потом, я думал о Сереже Манукяне. Та же проблема возникла и с другой кандидатурой — замечательный певец Андрей Давидян с голосом Рэя Чарлза и Джеймса Брауна — тоже не знает языка Были еще кандидатуры, но кого-то не было в городе, кто-то был занят. Я уже собирался звонить в Ереван и приглашать кого-то для записи, но лично никого не знаю, а искать через знакомых — дело хлопотное И тут мне позвонил Мехрдад Бади, мой давний друг и партнер еще по группе "Арсенал", этнический иранец, который с конца 70-х годов живет и поет в Лондоне До этого он уже записал две другие песни для этого же диска. В разговоре я упомянул об этой проблеме, и он туг же отреагировал: "Давай я спою". Честно говоря, в первый момент я засомневался — британский иранец, поющий на армянском... Но, как выяснилось, Мехрдад в Лондоне "крутится" в армянской тусовке, часто поет на их вечеринках и хорошо знаком с соответствующим сегментом армянской культуры. Кстати, в тот день он собирался петь на очень "крутом" мероприятии армянской диаспоры в столице Британии. Я отправил ему ноты, слова, запись со своим вариантом исполнения песни и через очень короткий промежуток времени получил запись вокальной партии. Мои знакомые армяне и автор слов Нарине Давтян остались довольны произношением. Ну а все остальное было делом техники.
А как вообще, московский музыкант, не имеющий никаких армянских корней, может писать армянские мелодии?
Не знаю. Получается — и все. А если серьезно, то я давно увлекаюсь армянской музыкой. Достаточно упомянуть мою пластинку 1993 года, которую я записал вместе с московской певицей Анджелой Туманян, бывшей солисткой ереванского оперного театра. Она предложила сделать цикл современных переложений армянской классики. Так вот, все потом отмечали более чем удачную мою работу с произведениями Комитаса. Насколько я знаю, эти мои эксперименты армянской диаспоре в Москве и в Америке, да и в самом Ереване, очень понравились. К сожалению, современную армянскую музыкуя знаю мало. С джазовой знаком лучше. Хорошо знал Давида Азаряна, самого Константина Ор- беляна, дружу с Михаилом Суджяном — бывшим гитаристом его оркестра. Я много раз бывал в Ереване с "Арсеналом", группой "Квадро", но это было давно, лег 20 тому назад... Всегда был очень теплый прием. Тогда же мы, москвичи, отмечали, что у ереванцев было гораздо больше музыкальной информации, чем у нас — родственники присылали им из- за границы диски, которые невозможно было достать в Москве. Ну и, конечно, очень хочу приехать еще, с любым из своих проектов, в особенности с последним, восточным. Думаю, ереванцам он понравится.
И последний вопрос — на засыпку. Сейчас много говорится о взаимопроникновении культур, взаимообогащении и т.д. И в качестве примеров приводятся факты того, что сейчас среди европейских музыкантов стало весьма популярно включать в свои композиции элементы восточной или африканской музыки. Но никто никогда не слышал, чтобы африканские или арабские музыканты экспериментировали, скажем, со шведской или финской музыкой...
Я думаю, что это идет с древних времен. Ведь еще в средние века среди европейцев было принято привозить из морских походов рабов, слуг из восточных и африканских стран. Позже появились восточные танцовщицы при дворах европейских монархов. Европейские музыканты стали путешествовать по миру в поисках новых идей. Так что обогащение в эту сторону шло довольно-таки активно. А вот в обратную сторону этого не происходило. Наверное, по той простой причине, что бедные жители Африки или, скажем, Египта, вряд ли могли путешествовать по Европе и, соответственно, им попросту негде было слышать европейские гармонии и ритмы. Так что, я думаю, это больше социальный вопрос, чем творческий. Точнее, социально-экономический, переходящий в творческий.
В конце разговора замечательный музыкант подарил мне несколько своих последних альбомов. Все они лишь в очередной раз подтвердили имевшееся у меня твердое мнение о высоком классе Вячеслава Горского. Но вот его последний альбом "Лотос моего сердца" произвел на меня огромное впечатление. Так что теперь я с удвоенной энергией буду ждать его возможных гастролей в Ереване.
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...