nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Вячеслав Горский: Увлекаюсь фольклором с детства

Вячеслав Горский: Увлекаюсь фольклором с детства  В различных жанрах музыки по-разному принято имено­вать старых, опытных музы­кантов, стоявших у истоков жанра, много сделавших для его развития. Так, например, в рок-музыке, их именуют "динозаврами" и "мастодон­тами", в джазе чаще — "леген­дами" и "колоссами". Так вот, к пианисту и композитору Вячеславу Горскому с одина­ковым успехом подходит любое из этих определений и, конечно, о личной встрече с артистом такого уровня мечтает любой журналист, занимающийся музыкой. Признаюсь, мне повезло — представился достаточно любопытный повод и, благо­даря личным связям, совсем недавно я имел удовольствие познакомиться с ним.

Вячеслав Горский — один из лучших клавишников России, неоднократный по­бедитель рейтингов пре­стижных музыкальных изда­ний, музыкант с ярким инди­видуальным почерком, в му­зыке которого переплелись такие направления, как джаз, рок, фанк, классика и этни­ческая музыка. С 1974 по 1983 годы он играл в леген­дарном ансамбле "Арсенал" Алексея Козлова и был его музыкальным руководите­лем, затем, в 1983 году создал свой собственный коллек­тив "Квадро", который за 20 лет существования сумели услышать на концертах бо­лее 2 млн. человек. Тогда в коллектив входили такие звезды российского джаза как Виктор Зинчук (гитара), Анатолий Куликов (бас), Ва­лерий Брусиловский (удар­ные). Ансамбль стал очень популярным благодаря ра­дио и ТВ и, конечно, свежей музыке, яркой, красивой ме­лодике и виртуозной техни­ке инструменталистов. В 1985 году группа "Квадро" ра­ботала сольные концерты в крупнейших залах страны и тогда уже использовала мощнейшие аудио-визуаль- ные приборы — 25 квт звука, 4 лазера, около 400 фонарей. Такого успеха не добивался ни один инструментальный коллектив в СССР. Горский — автор двух рок-опер, более десятка авторских альбомов, продюсер джазовых фести­валей и концертов. По рей­тингам журнала Music Box, а также агентства "Интерме­диа" Вячеслав Горский при­знавался лучшим клавишни­ком России 1995-2003 годов. Его имя упоминается в анто­логии мирового джаза (Нью- Йорк, 1991)-Он работал и се­годня продолжает работать с группой "Квадро", трио New Romantic Jazz, с Алексеем Козловым, Даниилом Краме­ром, Игорем Бутманом, Сер­геем Манукяном, Олегом Ки­реевым... Горский выступал на самых престижных пло­щадках России, Украины, Латвии, Эстонии, Финлян­дии, Германии, Италии, США и Японии. Он лауреат джазо­вых фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Таллине, Риге, Ереване, Вар­шаве, Братиславе, Берлине, Париже, Хельсинки, Будапе­ште... Список можно продол­жать достаточно долго, но речь сегодня о его последней работе и обо всем, что с ней связано.

Несколько месяцев тому назад из Москвы "разведка донесла", что Горский готовит уникальный этно-джазо- вый/нью-эйджевый проект, в котором присутствует сильный "армянский след" — как в творческом, так в адми­нистративном плане. Впол­не естественно, это известие меня сильно заинтересова­ло, и я стал терпеливо ждать. И дождался! Во время своей недавней поездки в Москву я встретился с автором и полу­чил исчерпывающие ответы на все свои вопросы.

Армен Манукян:Как у Вас, хорошо известного джаз-рокового музыкан­та появилась идея запи­сать этно-джазовый аль­бом? Это что, дань моде?

Вячеслав Горский: Я ув­лекаюсь фольклором с дет­ства. Дело в том, что мой отец, Народный артист Рос­сии, ударник ансамбля им. Александрова, выступал по всему миру и каждый раз привозил пластинки с наци­ональной музыкой страны, где ему удавалось побывать. Так я знакомился с ритмами мира и культурой других на- • Георгий Гаранян и Вячеслав Горский родов. Когда я стал профес­сионально заниматься музы­кой, то начал интересовать­ся индийской музыкой (как многие рокеры и джазмэны того времени), пытался экс­периментировать в этой об­ласти, и сильное желание со­здать что-то свое в таком ста- ле начало постепенно расти во мне. Я очень серьезно изу­чал индийские раги, общал­ся с индийскими музыканта­ми, играл вместе с ними джем-сешнз. Все эти годы я ждал момента, когда идея полностью созреет. Вот, на мой взгляд, это время и при­шло. Так что. этот альбом по­явится не вдруг. Я писал му­зыкальные темы, которые были навеяны фольклором различных восточных наро­дов. и постепенно их собра­лось около сорока. Я долго отбирал их и. в конце кон­цов. оставил четырнадцать. Так появился концептуаль­ный проект "Лотос моего сердца" с композициями на иврите, фарси и армянском. Есть и инструментальные композиции.

Кто помогал Вам запи­сывать альбом?

Начну с того, что я соби­рался сделать его полностью акустическим и исполнить классическим джазовым трио, чтобы было много воз­духа, была какая-то недоска­занность, что, как мне кажет­ся, свойственно восточной культуре. Но потом я начал слушать других исполните­лей и понял, что надо доба­вить "пряностей" в аранжи­ровку, и тогда появилась дру­гая концепция саунда альбо­ма. В записи участвовали многие известные музыкан­ты, которые много работали со мной, которых я хорошо знаю и которым нравится то, что я делаю. Например, вир­туозный басист Алексей Ле­бедев, с которым я играю уже лет десять. Барабанщик Руслан Капитонов, играющий на разных перкуссионных инструментах, восточных в том числе. Весьма ориги­нальный исполнитель на русских народных духовых инструментах Сергей Клеменский. Как ни странно, но русские народные инстру­менты весьма гармонично прозвучали в восточных ме­лодиях. Конечно, Сергей Ма­нукян, с которым я дружу и работаю уже лет двадцать. Мы хорошо чувствуем и по­нимаем друг друга, что очень важно для музыкантов, он прекрасно владеет’ этой сти­листикой, и не случайно, что мы с ним записали два дуэт­ных альбома, очень хорошо принятых публикой и кри­тикой. Так что, его кандида­тура тоже не вызывала во­просов. Кроме него, в качест­ве вокалистки на альбоме за­писалась Катя Черноусова. Эта удивительно талантли­вая девушка прекрасно поет на иврите, хотя к этому языку и Израилю имеет весьма опосредованное отноше­ние. Но зато серьезно увлека­ется данной культурой и да­же записала сольный аль­бом, где она исполняет ста­ринные еврейские песни в собственной современной обработке. Кстати, я был уве­рен, что на армянском петь будет Сергей Манукян, но в самый последний момент я с удивлением узнал, что Сере­жа по-армянски не поет... Пришлось искать другого исполнителя.

Ну, вот, уже горячее. Нельзя ли поподробнее об армянской составляю­щей диска?

Тут все взаимосвязанно. Во-первых, я должен сказать, что где-то ко второй полови­не работы над диском у нас возникли финансовые про­блемы (запись диска с 14 му­зыкантами — вещь дорого­стоящая). Я обратился к моей хорошей знакомой Нарине Давтян — московской биз- нес-леди, и только намекнул на свои трудности... Реакция была молниеносной — недо­стающие средства были вы­делены. Хочу отметить, что я знаю Нарине уже много лет, она не пропускает мои кон­церты, мы часто встречаемся и говорим о музыке (не в при­мер многим деловым людям, она всегда находит время, чтобы посещать концерты), и я ей благодарен за поддерж­ку. Но это еще не все. К этому моменту у меня была готова лишь мелодия армянской песни, а самих слов не был о. А время поджимало. И она бук­вально за одну ночь написала слова к моей мелодии, и пес­ня была готова. Стихи мне очень понравились, я даже выучил их наизусть.

А почему армянскую песню поет хорошо изве­стный в рок-сообществе певец Мехрдад Бади. Ес­ли не ошибаюсь, он име­ет очень мало отношения к армянам и Армении...

Эту проблему мы решали долго. В самом начале песня предназначалась для одной известной в Москве певице- армянке. Но с ней, как гово­рится, не срослось. Потом, я думал о Сереже Манукяне. Та же проблема возникла и с другой кандидатурой — за­мечательный певец Андрей Давидян с голосом Рэя Чарл­за и Джеймса Брауна — тоже не знает языка Были еще кан­дидатуры, но кого-то не было в городе, кто-то был занят. Я уже собирался звонить в Ере­ван и приглашать кого-то для записи, но лично никого не знаю, а искать через знако­мых — дело хлопотное И тут мне позвонил Мехрдад Бади, мой давний друг и партнер еще по группе "Арсенал", эт­нический иранец, который с конца 70-х годов живет и по­ет в Лондоне До этого он уже записал две другие песни для этого же диска. В разговоре я упомянул об этой проблеме, и он туг же отреагировал: "Да­вай я спою". Честно говоря, в первый момент я засомне­вался — британский иранец, поющий на армянском... Но, как выяснилось, Мехрдад в Лондоне "крутится" в армян­ской тусовке, часто поет на их вечеринках и хорошо зна­ком с соответствующим сег­ментом армянской культуры. Кстати, в тот день он соби­рался петь на очень "крутом" мероприятии армянской ди­аспоры в столице Британии. Я отправил ему ноты, слова, запись со своим вариантом исполнения песни и через очень короткий промежуток времени получил запись во­кальной партии. Мои знако­мые армяне и автор слов На­рине Давтян остались до­вольны произношением. Ну а все остальное было делом техники.

А как вообще, москов­ский музыкант, не имею­щий никаких армянских корней, может писать ар­мянские мелодии?

Не знаю. Получается — и все. А если серьезно, то я дав­но увлекаюсь армянской му­зыкой. Достаточно упомя­нуть мою пластинку 1993 го­да, которую я записал вместе с московской певицей Анд­желой Туманян, бывшей со­листкой ереванского опер­ного театра. Она предложила сделать цикл современных переложений армянской классики. Так вот, все потом отмечали более чем удачную мою работу с произведения­ми Комитаса. Насколько я знаю, эти мои эксперименты армянской диаспоре в Моск­ве и в Америке, да и в самом Ереване, очень понравились. К сожалению, современную армянскую музыкуя знаю ма­ло. С джазовой знаком лучше. Хорошо знал Давида Азаря­на, самого Константина Ор- беляна, дружу с Михаилом Суджяном — бывшим гита­ристом его оркестра. Я много раз бывал в Ереване с "Арсе­налом", группой "Квадро", но это было давно, лег 20 тому назад... Всегда был очень теп­лый прием. Тогда же мы, москвичи, отмечали, что у ереванцев было гораздо больше музыкальной ин­формации, чем у нас — род­ственники присылали им из- за границы диски, которые невозможно было достать в Москве. Ну и, конечно, очень хочу приехать еще, с любым из своих проектов, в особен­ности с последним, восточ­ным. Думаю, ереванцам он понравится.

И последний вопрос — на засыпку. Сейчас много говорится о взаимопро­никновении культур, взаимообогащении и т.д. И в качестве примеров приводятся факты того, что сейчас среди евро­пейских музыкантов ста­ло весьма популярно включать в свои компо­зиции элементы восточ­ной или африканской музыки. Но никто никог­да не слышал, чтобы аф­риканские или арабские музыканты эксперимен­тировали, скажем, со шведской или финской музыкой...

Я думаю, что это идет с древних времен. Ведь еще в средние века среди европей­цев было принято привозить из морских походов рабов, слуг из восточных и афри­канских стран. Позже появи­лись восточные танцовщи­цы при дворах европейских монархов. Европейские му­зыканты стали путешество­вать по миру в поисках но­вых идей. Так что обогаще­ние в эту сторону шло до­вольно-таки активно. А вот в обратную сторону этого не происходило. Наверное, по той простой причине, что бедные жители Африки или, скажем, Египта, вряд ли мог­ли путешествовать по Евро­пе и, соответственно, им по­просту негде было слышать европейские гармонии и ритмы. Так что, я думаю, это больше социальный вопрос, чем творческий. Точнее, со­циально-экономический, переходящий в творческий.

В конце разговора замеча­тельный музыкант подарил мне несколько своих по­следних альбомов. Все они лишь в очередной раз под­твердили имевшееся у меня твердое мнение о высоком классе Вячеслава Горского. Но вот его последний альбом "Лотос моего сердца" произ­вел на меня огромное впе­чатление. Так что теперь я с удвоенной энергией буду ждать его возможных гаст­ролей в Ереване.

Армен МАНУКЯН

Jazz-Квадрат, №1/2007


стиль
этно
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Россия
музыкальный стиль
ориентальная музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с пианистами, органистами, клавишниками

  • стиль: джаз, джаз
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
  • стиль: джаз
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
  • стиль: джаз, джаз
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
  • стиль: джаз, джаз
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его автор­ству ...
  • стиль: джаз, джаз
"Если засунуть сакс в пустое ведро и начать дуть, это может показаться очень забавным, но, с другой стороны, может стать решающим прорывом в новые области звука со времен изобретения темперированной системы." (Виллем Бройкер, INSTANT COMPOSERS POOL) ...
  • стиль: джаз, джаз
Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, состоятся ли гастроли пианиста Монти Александера вообще, он не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве. Больше, чем какой-либо иной популярный джазмен вообще. ...
  • стиль: джаз, джаз
Босса-нова, кубоп, калипсо, сальса, танго, ча-ча-ча... Поч­ти с самого появления джаза латинские ритмы придавали колорита этой музыке. Слово "латинский" может ввести в заблуждение. "Латинский джаз" — это понятие, которое относится к американской ...
  • стиль: джаз, джаз
Нью-йоркский лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович стал для меня и, уверен, для абсолютного большинства наших читателей, настоящим проводником в мир современного джаза, прог-рока и музыки фьюжн из Индонезии. И оказалось, что этот мир ...
  • стиль: блюз, блюз
От переводчика: известный блюзовый продюсер и музыкант Рон Леви написал книгу воспоминаний, необычную как по содержанию, так и по формату. Грэм Кларк (Graham Clarke) взял интервью у автора книги для традиционной серии «Десять вопросов…» на Friday ...
  • стиль: этно, этно
Caprice – российская музыкальная группа, которая была создана почти 20 лет назад в 1996 году. В том же году был записан и дебютный альбом «Зеркало». Стилистически он очень отличается от всех последующих работ Caprice, благодаря которым творчество ...
  • стиль: джаз, джаз
Еще во времена Советского Союза Ростов-на-Дону счи­тался одним из главных джа­зовых центров страны. В не­малой степени благодаря то­му, что в этом городе сложи­лась четкая, целенаправлен­ная система обучения джазу и подготовки музыкантов, в чем была ...
  • стиль: джаз, джаз
Армен Донелян - личность хорошо известная в армянском музыкальном мире. Еще больше он известен в джазовом мире Америки и Европы. Донелян пианист, композитор, аранжировщик и педагог. Приехав однажды с концертами он теперь возвращается почти каждый ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com