Гари Кесаян - Скоро опять будут слушать Марвина Гея, Барри Уайта и Айзека Хейса
21.12.2012
"Ну, вот мы и дождались настоящей "горячей" музыки!", — так высказывались в массе своей многочисленные зрители, расходясь после потрясшего их концерта квартета Гари Кесаяна. Зал Ереванского оперного театра был переполнен, шутка ли — в Армению опять приехали обладательница настоящего "черного блюзового" голоса и настоящий фанковый саксофонист! Встретившись с музыкантами в день их приезда, в разговоре, я все время употреблял слово "концерт" — они "шоу". И лишь вечером я отметил для себя разницу. На концерте люди музыку слушают, на шоу — и слушают, и сопереживают, и даже участвуют в ее рождении, заряжая музыкантов своей энергией.
Гари Кесаян - хорошо известный в Армении и Америке музыкант. Джазовый пианист, композитор, руководитель собственного коллектива, в конце осени в очередной раз представил ереванцам свою обновленную программу. В течении вечера звучали произведения лидера бэнда в стилях блюз, фанк и ритм-н-блюз, и конечно, джаз. Как и в прошлые разы, ему аккомпанировали американские музыканты — великолепная певица Элейн Гиббс, виртуознейший саксофонист Гарнер Томас, еще в свой первый приезд для участия в Ереванском джаз-фестивале 1998 года поразивший ереванских фанатов джаза своими прямо-таки запредельными физическими возможностями, Ричард Тейлор, сочетающий в себе казалось бы несовместимое — фанковый басист и оперный певец, энергичный барабанщик Грегори Браун. А в парочке композиций с квартетом выступила популярная сейчас в Ереване флейтистка Нелли Манукян.
Саксофонист квартета Гарнер Томас, достаточно известный музыкант в Америке, — давнишний друг и партнер Гари Кесаяна. Высокий, стройный, симпатичный, он буквально гипнотизировал публику своей манерой игры, красотой извлекаемых звуков и редчайшей способностью держать ноту сколь угодно долго за счет уникальной техники циркулярного дыхания. А еще— способностью играть на двух саксофонах одновременно. Не случайно аккомпанировать себе его приглашали Дайана Шуур, Грегори Хайнс, The Temptations, The Four Tops и многие другие суперзвезды! И пусть список артистов не вызывает у вас удивления — Гарнер знаменит тем, что одинаково хорошо играет джаз, фанк и ритм-н-блюз.
Музыку Гари начал изучать в восьмилетием возрасте и первым инструментом было фортепиано. А через пару лет его мамаша купила ему саксофон и предложила освоить и этот инструмент. Папаша, со своей стороны, будучи любителем джаза снабдил сыночка массой джазовых записей, и в результате восемнадцатилетний новоиспеченный саксофонист начал одну за другой завоевывать награды различных музыкальных конкурсов. Почуствовав нехватку навыков "школы", Гарнер поступает в Вашингтонский университет и получает степень бакалавра искусств. Ну, а потом — пошло-поехало: записи и туры с Литл Ричардом, Сэмми Дэвисом Мл., Принцем, участие в джазовых фестивалях...
Новоиспеченная Дива ритм-н-блюза и госпела Элейн Гиббс, по утверждению критиков американских специализированных изданий, является обладательницей "голоса, который ей даровал сам Бог". Услышав ее хоть один раз, под этой фразой мог бы подписаться любой. Обладательница престижнейших наград — "Лучшая исполнительница 2003" в категории "R&B" и номинация на награду "Black Music Award" 2004, гастроли в 25 странах, совместные выступления с "Первой леди госпела" Ванессой Белл Амстронг, Айком Тернером, Дион Уорвик, Бобби Уомаком, The Gap, M.C.Hammer... Ну, а после выхода ее сольного альбома "Side Effect", журнал Биллборд сравнил ее с Аретой Франклин и Глэдис Найт.
Как это часто бывает, петь тринадцатилетняя девочка начала по настоянию набожных родителей в протестантской церкви. Пела госпел, спиричуэлс. И, конечно, эта практика сыграла большую роль в ее дальнейшем творческом пути. Голос Элейн можно услышать во многих американских телесериалах и даже в одном диснеевском фильме. Выступала она и на крупных Лос-Анджелеских тусовках, в казино Лас Вегаса, и конечно, на многочисленных фестивалях: Carson Jazz Festival, Pasadena Jazz Festival, Loyola Jazz Festival, и в знаменитом House of Blues в Чикаго.
Еще один участник квартета — басист Ричард Тейлор — достоин нашего внимания. Как выяснилось, он не только крепкий музыкант, прекрасный исполнитель блюзов, но и великолепный оперный певец! Его дебют в таком качестве состоялся в Анкориджской опере в партии Скарпиа ('Тоска"). Позднее его баритон звучал в гершвиновской "Порги и Бесс", "Риголетто" Верди, и он даже солировал в моцартовском "Реквиеме". А вокальное образование он получил в Университете Мичигана, где сразу же по окончании получил звание "Лучшего баритона университета".
И, наконец, руководитель состава клавишник и композитор — Гари Кесаян. Выпускник ереванской консерватории, он одним из первых начал играть джаз, в самые застойные времена организовал один из первых джазовых клубов в Ереване, который просуществовал довольно долго, где сам же и играл. Причем, не просто джаз. Это были целые представления — с музыкой, театральными актерами, мимами. Потом, в начале 90-х, наступили мрачные времена и Гари, как и многие тысячи других ереванцев, уехал в Америку. Несмотря на трудности в начальный период, музыку он не бросил и вскоре добился успеха — жить лишь одной музыкой, любимым джазом даже в благополучной Америке удается не всем. Гари удалось.
Сегодня Гари Кесаян дает концерты, выступает в клубах, пишет музыку, записывает альбомы. В Ереване в первый раз после перерыва играл на фестивале в 1998 году. В 2000 году он записал саундтрек к фильму Вигена Чалдраняна "Тишина симфонии". В прошлом году со своим квартетом он дал два концерта и вот, в конце 2006 года очередной.
Концерт получился достаточно "горячим" — красота мелодий композитора, его виртуозная техника, наложенные на мастерство и драйв афроамериканских музыкантов завели зал с самого начала. И оставили в таком взведенном состоянии до самого конца.
Реакция публики на заставляющий бурлить кровь ритм, очаровывающие своей красотой мелодии и потрясающую технику исполнителей была бурной — хлопали, топали, танцевали. Музыканты не просто играли — они пританцовывали, откалывали коленца, заигрывали с публикой, призывали ее участвовать в процессе И представьте —обычно ленивая, чопорная, надменная "партерная" публика живо включилась в игру, подпевая, хлопая в такт, отзываясь на каждый призыв, звучавший со сцены. Одним словом, музыканты играли с таким драйвом, что даже те, кому по статусу полагается лишь "бренчать драгоценностями", подпрыгивали в своих креслах, то и дело порываясь вырваться из их бархатных объятий. И музыканты, чувствуя такую реакцию публики, старались добавить масла в огонь, как могли. От мощнейшего и зажигательного голоса Элейн Гиббс у слушателей пробегал мороз по коже, а от музыкальной эквилибристики и всяческих фокусов саксофониста зал каждый раз взрывался бурей восторга. Зрители бурно реагировали и на классные соло Гари Кесаяна, исполняемые на электрооргане (этакий армянский вариант Джимми МакГриффа), и на высокотехничные соло на саксе и проникновенное, настоящее блюзовое пение басиста. Но по настоящему зал зашелся, когда Гарнер Томас показал свой главный музыкальный трюк: на пике своего соло выдал ноту длиной в пару-тройку минут!
Обо всем этом много писали и говорили в Ереване. Но концерт концертом, а мне хотелось задать несколько вопросов, так сказать, по существу, и вот выждав и найдя удобный момент, я встретился с Гари Кесаяном и проболтал с ним целый вечер. Вернувшись домой и прослушав запись на диктофоне, я долго мучился, пытаясь отобрать те самые 3-4 вопроса, которые бы определили суть многочасового разговора Не скрою, некоторые мысли музыканта показались мне спорными, кое с чем, я просто не согласен, но ведь для этого и берутся интервью, происходят разговоры и обсуждения с мастерами и признанными авторитетами, чтобы представить читателям все имеющиеся точки зрения
Вы считаете себя армянским композитором, у вас почти все композиции с армянской музыкальной символикой, а играете вы самый настоящий американский джаз и фанк. Как вы это объясните?
Очень просто. Дело в том, у моей музыки армянская сущность, а облекаю я ее в формы, популярные во всем мире — джаз, фанк, ритм-н-блюз. И поверь, от этого моя музыка не становится менее армянской. Когда я пишу ее, то вкладываю в нее все то, что есть в душе у каждого армянина. Я люблю свою историю, культуру, страну и надеюсь, что эта любовь выражается посредством моей музыки. Да, в ней нет обязательного для многих сейчас дудука, поет мои композиции чернокожая певица по-английски, но это лишь оболочка, а ведь главное не это. Смотреть надо глубже. Главное это мышление, создающее тему, а вот гармоническое развитие, форма могут быть разными. Так что не надо цеплятся к внешнему антуражу. Моя музыка построена на армянском мелосе, собственно, по другому и быть не могло, ведь я слушал эту музыку с детства изучал ее и создать нечто другое просто бы не смог, даже если захотел.
Ну, тогда получается, что композиции, которые Вы исполняете могут быть отнесены к так популярному сейчас этно-джазу?
Я принципиально против термина этно-джаз. Что это такое? Берешь народную мелодию, играешь сначала фольклорную тему, потом, обычную для джаза импровизацию, потом снова тему и получаешь этно-джаз? Да еще для убедительности вставляешь соло на дудуке, да? Нет, это профанация. Если идти по этому принципу можно дойти до маразма, провозгласив этно-оперу, этно-балет, этно-попсу. На самом деле, это все джаз, опера, балет... У этих жанров есть свои законы, по которым и идет развитие. Просто один балет пишет француз, а другой армянин или узбек И вполне естественно, в их сочинениях звучат характерные для этого народа гармонии. что для придания. Можно даже, если, например, эта опера рассказывает про жизнь армянских крестьян ввести в инструментарий тот же дудук Но это не будет этно-оперой, а лишь опера, написанная армянским композитором с использованием фольклорных инструментов. То же и с джазом. Пожалуй, лишь только термин "латин-джаз" имеет право на жизнь, так как ритмы этого континента стали одной из составляющих джазовой музыки.
Традиционному джазу Вы явно предпочитаете прогрессив джаз, с элементами фанка и ритм-н- блюза. Причем, в классическом его понимании. Очевидно Ваше становление как музыканта происходило в период когда везде господствовала музыка Айзека Хейса, Барри Уайта, Джеймса Брауна. А как Вы относитесь к многочисленным сегодня певцам, считающим себе исполнителями стиля R&B?
Плохо. Во-первых, никакой это в массе своей, не ритм-н-блюз. А во-вторых, старые исполнители, как например, те, что ты назвал, каждый имели свое собственное лицо, свою манеру, и по первым же тактам их композиций, можно было догадаться какой именно это исполнитель. Сейчас попробуй разобраться кто это поет. Одинаковые чернокожие молодые люди и девушки с абсолютно одинаковой манерой, часто и голосами поют одинаковые песни. Никакого впечатления. А еще обильно приправляют это все эротическими телодвижениями, явно рассчитывая на то, что это вывезет их клип. Я уже устал от этого однообразия и безвкусицы. Одно успокаивает — скоро все это выйдет из моды и их уберут с экранов и сразу же забудут. А любители жанра опять будут слушать Марвина Гея, Барри Уайта и Айзека Хейса.
Я слышал, что Вы много сейчас готовите новую программу. Не откроете секрета, что это будет?
Нет никакого секрета. Я готовлю то, что сейчас называется разными модными словами — перформанс, хэппенинг и т.д. А попросту говоря это будет выставка моих картин (я немного рисую и надеюсь, что у меня это получается неплохо) и, конечно, я буду играть. Это будет своеобразный рождественский концерт, который пройдет в Государственной картинной галерее. Гости услышат как мои собственные мелодии, так и несколько джазовых стандартов. Надеюсь, организовывать подобные мероприятия регулярно.
Ну, и в заключение, как обычно, расскажите что- нибудь про ваших партнеров — как им Ереван, что им успели показать, что понравилось?
К сожалению, на этот раз режим был очень напряженный и мы ничего не успели. Прилетели, порепетировали, отыграли и они улетели. Ну, а насчет того, что им понравилось, могу сказать, что в свободную минуту они вышли погулять по центру и зашли в один из магазинов. Так вот, они были поражены и восхищены количеством выставленных на витрине сортов водки. Ведь у них в Америке в обычных магазинах можно найти максимум 10 сортов водки. А тут такое многообразие! Они говорили и обсуждали это весь вечер! Но я надеюсь, что в следующий раз я смогу повозить их по республике и они найдут еще какие-нибудь объекты для восхищения.
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...