Оскар Питерсон: привет с того света (джазовый финал в местной филармонии)
12.10.2012
Эта статья была написана для одной из центральных газет Екатеринбурга, но так и не увидела своего читателя. Причиной тому, по мнению редактора, «слишком полемичный тон», «у меня тоже есть свое начальство», и, наконец, «я состою членом филармонического собрания». Редактор другой газеты с более узким кругом читателей согласился напечатать данный материал в сокращенном виде, предупредив, однако, что «сегодня, как правило, любые культурные проблемы никого не интересуют, потому что люди хотят развлекаться и получать удовольствие, а не «грузить» себя и других». Таким образом, «полемический тон», равно как и суть проблемы, которая представляется автору достаточно важной для современной культурной ситуации в России, оказались не востребованы культурной журналистикой. А потому с ожиданиями и надеждой (на обратную связь) выношу их на страницы Jazz-Квадрата.
На филармонической афише заключительного концерта джазового абонемента Валерия Гроховского было написано: «Oscar Peterson – Гала», и ниже – имена знаменитых ветеранов российско-советского джаза: Анатолия Кролла, Игоря Бриля и Давида Голощекина (плюс, разумеется, сам Гроховский и американская певица Ив Корнелиус).
Полный надежды на чудесное воскрешение одного из выдающихся мастеров фортепианного джаза, я отправился на концерт, но, увы, заманчивая афиша оказалась всего лишь остроумным рекламным трюком. Зато любопытно было услышать, как уважаемый петербургский музыковед Владимир Фейертаг, довольно ловко и профессионально манипулируя историческими фактами и событиями, пытался связать имя покойного Питерсона с участниками антрепризной команды В. Гроховского. К слову, едва ли не самый компетентный джазовый специалист, еще со времен Советского Союза, оказался на этот раз в роли свадебного генерала, поскольку музыкальная часть концерта была раздута аж до трех отделений, и потому времени на комментарии и объяснения почти не оставалось.
Что касается «мемориальной» музыки, то некоторые «признаки Питерсона» присутствовали, по сути, лишь формально. Странно, что В. Гроховский, обладающий замечательной способностью имитировать фортепианные стили (в том числе и Питерсона), на этот раз словно забыл о своем коронном шоу-номере. Зато в паре с А. Кроллом сыграл, как бы «под Питерсона» (ударное ф-но, «пулеметный темп», обилие forte) его знаменитую лондонскую версию всемирного джазового шлягера Sweet Georgia Brown.
Впрочем, о музыке всего концерта можно говорить лишь в предположительном или подразумеваемом значении. Причиной этого был звук – не просто плохой, который обычно отличает филармонические джазовые концерты, но совершенно невыносимый: какая ни на есть музыка, изначально искаженная неподходящей для джаза акустикой филармонического зала, вдобавок захлебывалась и тонула в хаотическом гуле воспроизводящей аппаратуры.
Единственным относительным исключением оказался сольный блок пианиста И. Бриля, который не только продемонстрировал почерк мастера (впрочем, больше педагога, нежели артиста), но и сумел непостижимым образом избежать «звукоусилительного экстрима» – может быть потому, что играл соло и piano. Первые две композиции выгодно отличались характерной брилевской элегантностью. Жаль только, что в заключительном номере фортепианного мэтра неожиданно развернуло в сторону публики («Давайте вместе!» – с неизменными прихлопами и притопами), после чего единственное позитивное впечатление этого вечера мгновенно растворилось в банальности и безвкусии.
Другой фортепианный мэтр, а также бэнд-лидер А. Кролл (последнее амплуа удается ему гораздо лучше) – широко разрекламированный (в том числе и благодаря собственной инициативе) в последние пару лет – продемонстрировал несколько технических огрехов (непопадание в такт, гармонические «ляпы»), но что самое печальное – отсутствие стилистического чутья (например, fortissimo в блюзе – нонсенс!) и какого-либо вдохновения. Народный артист России, человек с огромными амбициями просто отбывал номер, будучи уверенным, что наша джазово-филармоническая публика в любом случае будет свистеть и аплодировать громкому имени. И не ошибся.
Вообще говоря, отсутствие личной музыкальной инициативы – одного из важнейших компонентов джазового искусства – становится едва ли не главным отличительным признаком так называемых «звездных команд», специализирующихся на гастрольных турах по джазовой провинции. В результате очевидные достоинства отдельных музыкантов и даже ансамблей поглощаются общим коммерческим безразличием и оборачиваются музыкальной рутиной, если не откровенной халтурой. Об артистическом достоинстве и творческом самолюбии в этих турах речь не идет – только о престиже и рейтинге. Эти сомнительные и отнюдь не художественные критерии гарантируются заслуженным прошлым и нынешними пиар-технологиями, замешанными на всякого рода курьезах, недоразумениях и откровенном вранье. Чего стоит, хотя бы, ансамбль «составленный из музыкантов, игравших с Луисом Армстронгом» (так в афишах), которые на самом деле умерли 30, 40 и даже 50 лет назад. И так далее. С другой стороны, разве сыграл бы Д. Голощекин сотоварищи свой личный программный концерт на таком уровне, как в «питерсоновском» гала-проекте?! Фантастическая способность Голощекина управлять залом и одухотворять самые заигранные стандарты оказалась в данном случае подмененной грохотом ударной установки под управлением джазового ветерана Виктора Епанешникова, который слишком уж рьяно подчеркивал значение своей игры (забывая при этом, что он не Элвин Джонс, а Голощекин не Колтрэйн). К сожалению еще один участник голощекинского квартета Алексей Подымкин – безусловно, один из лучших (наряду с Андреем Кондаковым) джазовых пианистов сегодняшней России – совершенно затерялся и ничем себя не проявил.
Темнокожая американка Ив Корнелиус на роль джазовой звезды вряд ли претендовала. Но, обладая приятным и неплохо поставленным голосом, хотя и недостаточно подвижным для джаза, а потому более органичным в контексте популярной музыки, она таки несколько сгладила впечатление от вторичности происходящего за ее спиной вялотекущего музицирования квартета Голощекина. Хотя ни о каком прорыве за пределы общепринятого и банального (что не означает «плохого») речь, разумеется, не идет.
Заканчивая свой комментарий (может быть несколько субъективный), обоснованный более всего беспокойством за состояние «гастрольного джаза» и личной заинтересованностью в повышении его качества, не могу проигнорировать достаточно актуальный экономический вопрос: за что публика платит деньги (и, кстати, немалые)? Ответ очевиден: за рекламу, но не за музыку. И если так пойдет и дальше, высоко-рейтинговым кроллам и гаранянам вообще не надо будет играть: просто выйти на сцену, пару раз дунуть в дудку или нажать несколько клавиш – и успех обеспечен. Но, может быть, все уже написано, исполнено, сымпровизировано, и остается только «изощрять рекламу»?! Отнюдь: если говорить о пианистах, то Андрей Кондаков, например, в каждом концерте выкладывается по полной программе, ищет и порой находит новые интересные выразительные возможности, линии развития своих импровизаций, формат композиций, комбинации инструментов. Он постоянно проявляет инициативу, драйв (т.е. жизненный порыв), он ХОЧЕТ ИГРАТЬ и зарабатывать деньги за настоящую музыку, а не за выдуманные рекламные рейтинги, которые, как и многое в искусстве (но, к счастью, не все), сегодня можно просто купить.
Вот уже десять лет любителей джаза радует своими концертами Днепропетровский Джаз-оркестр под управлением Юрия Паламарчука. Стартовав в 1997-м, наш талантливый коллектив все эти годы нарабатывал, совершенствовал свой репертуар, и результаты ...
Вот и случилось 8 ноября 2007 года большим любителям «Мадеры» собраться пусть в небольшую, но очень шумную компанию. Малый зал Дворца Республики стал немалой ареной двухчасового ритм-энд-блюзового и рок-н-ролльного потока. Я не видела бородатых лиц, ...
В сегодняшней Армении «живого» джаза более, чем достаточно. Три-четыре клуба, где джаз звучит на постоянной основе – «Малхас», «Поплавок», «Стоп», «Авангард-фолк», «Двенадцать». Есть еще парочка менее значимых. Есть в Ереване и «Радио-джаз» и ...
31 марта в минском клубе "Миллениум" выступил dj-дуэт из Лондона The Karminsky Experience Inc. Человеку, далекому от лаунж-эстетики, могло показаться, что гостей издалека пригласили в Беларусь лишь потому, что в их названии присутствует название ...
В апреле в Ростове-на-Дону с единственным концертом побывала французская группа "Тайм Аут" саксофонистки Жеральдины Лоран. Это вообще первое появление музыкантов в России. И оно стало возможным благодаря фестивалю "Французская весна в ...
25 сентября 2007 года на сцене Калужской областной филармонии с большим успехом прошёл концерт, организованный музыкантами группы "Омниум-Бэнд", Русланом Моисеевым (барабаны) и Олегом Щёголевым (гитара), которые, на этот раз, выступили вместе с ...
Имя Джона Колтрейна не может быть неизвестным для человека, интересующегося джазом. Причем и бопперы, и фри-джазеры в равной мере ценят его вклад в музыку. Многие его композиции стали стандартами и переиграны сотни раз. Но мало кто подходит к ...
В минском клубе Da Club прошла серия концертов под общим названием "In memorial of greatest jazz musicians". Первое мероприятие, состоявшееся 29 августа 2008 года, представлял победитель конкурса молодых джазовых исполнителей "Усадьба.Джаз" Павел ...
На днях в клубе "Б2" состоялась московская презентация пластинки "Premonitions of a Shooting Star" ("Предчувствия падающей звезды"), записанной дуэтом вокальной импровизации Duo Zikr и известным саундпродюсером Андреем Самсоновым. Над пластинкой ...
Вы любите джаз? И рок? Как насчет немного проникновенного соула, или упругого фанка? Вы в отчаянии не знаете, что послушать сегодня вечером, и кликаете с одной композиции на другую? У меня есть для вас лекарство – эдакая мешанина всего вместе, ...
17 февраля скандинавское трио The Thing под руководством саксофониста Матса Густафссона выступило в культурном центре "ДОМ". Матс Густафссон – один из немногочисленных знаковых представителей современной шведской импровизационной сцены, в 90-х ...
В рамках мирового турне в московском клубе «16 Тонн» осенью 2007 года пройдёт концерт Oi Va Voi. Oi Va Voi – новые герои британско-азиатского андеграунда, дивный лондонский секстет выходцев из традиционных еврейских семей, играющий умную и изящную ...