Вот уже несколько лет, как с легкой руки, по инициативе и при поддержке ГосДепартамента США и Посольства этой же страны в Армении, как и во многих других странах, апрель является месяцем джаза – Jazz Appreciation Month. И каждый раз, по окончании мероприятий, местная пресса, выражая благодарность организаторам за то, что они дали возможность в очередной раз армянским музыкантам показать свое мастерство, сетовала на отсутствие инициативы государства на проведение чего-то подобного, на поддержку джаза в республике и всего такое прочего. Так вот, в этом году, кажется, и волки будут сыты и овцы целы – 4 апреля в Ереване стартовал Год Джаза! Проходить он будет при полной поддержке Правительства Республики в лице Министерства культуры и нескольких местных коммерческих структур, а организатором выступает общественная организация «Армянский джаз – 70». И посвящен этот Год 70-летнему юбилею армянского джаза.
В 1938 году приказом правительства республики был образован первый Государственный джаз-оркестр Армении п/у композитора и вилончелиста Артемия Айвазяна и композитора и трубача Цолака Вартазаряна (прошу обратить внимание – именно ДЖАЗ оркестр!). Первым боевым крещением оркестра было выступление на Декаде армянского искусства в Москве в 1939 году. После этого последовали многочисленные успешные выступления по всем городам тогдашнего Союза и воистину всесоюзная слава. Создание этого коллектива сыграло значительную роль в развитии джазовой музыки по всему Советскому Союзу: по его примеру во многих республиках начали возникать джаз-бэнды. Главное отличие этого оркестра от всех других, существовавших в то время, заключалось в главенстве в исполняемой им музыке национальной мелодики. Оркестр представлял оструомные аранжировки городского фолклора и народных армянских песен, а также произведений современных тому периоду армянских композиторов. Своеобразным позывным оркестра, открывавшем все концерты, была знаменитая «Армянская рапсодия» Айвазяна. Так продолжалось до середины 50-х годов...
Конечно, это не был джаз-оркестр в современном понимании этого слова. Коллектив олицетворял лицо современной на то время армянской музыки. Джазовыми средствами коллектив являл армянское мелодическое и ритмическое начало. В 1956 году оркестр возглавил композитор Константин Орбелян, который до конца 80-годов и руководил составом. После небольшого перерыва, когда в республике в силу экономических и политических трудностей было не до джаза, в конце 90-х оркестр возглавил и успешно руководит до сегодняшнего дня композитор Армен Мартиросян.
Герою этой истории – ГосДжазу Армении – и посвящен нынешний Год джаза. И на сей раз музыкальная общественность настроенна достаточно решительно – празднование должно быть достойно знаменательной дате! К мероприятиям привлекаются все джазовые и околоджазовые силы республики и диаспоры. В программе года – многочисленные выступления армянских коллективов: этно-джаз квинтета Time Report, джаз-рок секстета Katuner, этно-фьжн секстета Art Voices, авангард фолк ансамбля Арто Тунчбояджяна Armenian Navy Band и представителей традиционных направлений джаза – Chico & Friends, Левон Малхасян Комбо, квинтет Мартына Улиханяна, квартет Ашота Паронакяна, джаз-оркестр Общественного радио и телевидения и, конечно, виновник торжества – Государственный Джаз-оркестр Армении.
Кроме местных музыкантов в праздновании предполагается участие джаз-исполнителей из Нагорно-Карабахской республики, и конечно, гостей из Москвы – Георгия Гараняна, Сергея Манукяна, Александра Захаряна, Игоря Бутмана, Даниила Крамера... Ведутся переговоры и с соотечественниками из дальнего зарубежься – «Эллой из Еревана» Татевик Оганесян (правда, сейчас правильнее было бы называть ее «армянская Элла из Нью-Йорка»), Кимой Назарян (солисткой New York Voices), пианистом Арменом Донеляном, барабанщиком Греггом Бендяном (оба – США), пианистом из Ливана Артуром Сатяном, пианистом Стефаном Кочояном из Франции, целым семейным коллективом из Македонии Tavitian Brothers Trio. Предполагаются и звезды мирового уровня: летом-осенью – Джордж Бенсон, Эл Джерроу, а к концу года ереванцы ждут и Хэрби Хэнкока. Список можно продолжить, но переговоры пока только начинаются, и поэтому, давайте будем говорить о вещах реальных ...
Кроме, собственно, концертов в программе конкурс молодых джазмэнов – студентов консерватории, колледжа эстрадной и джазовой музыки... Не останутся забытыми и поклонники театрального и кино-искусства. Есть договоренность с руководством традиционных ереванских международных фестивалей «Золотой абрикос» (кино) и «АйФест» (театр) о том, что в рамках этих праздников джазу будет уделено серьезное внимание. Готовится к премьерному спектаклю великолепный танцевальный коллектив под руководством Арины Араратян, у которой уже есть весьма удачный опыт постановки джазовых хореографических спектаклей.
Практически на протяжении всего года будут действовать выставки-продажи аудио и видео продукции и книг, посвященных джазу. А еще любители прекрасного смогут побывать на конкурсе молодых художников и модельеров, тематика работ которых будет непосредственно связана с искусством джаза. Одним словом, программа более чем насыщенная.
А старт Году был дан в Большом зале Армфилармонии джаз-оркестром радио и телевидения п/у Ерванда Ерзнкяна в присутствии Президента Республики Сержа Саркисяна и министра культуры Асмик Погосян, причем дата – 4 апреля – была выбрана не случайно. По уникальному стечению обстоятельств именно 4 апреля 2008 года исполнялось 70 лет одному из ветеранов джазового движения Армении, композитору и пианисту Мартину Цолаковичу Вартазаряну. Сыну того самого человека, который, по сути, и стоял у истоков первого джазового оркестра в Армении.
Мартин Вартазарян закончил Ереванскую государственную консерваторию по классу фортепиано. Через некоторое время он вновь поступил в консерваторию в класс композиции. С 1956 по 1960 годы Вартазарян играл в джаз-квинтете при Государственном радио комитете, с 1961 по 1963 годы руководил оркестром при кинотеатре «Москва», а с 1966 по 1972 годы Вартазарян являлся художественным руководителем эстрадного ансамбля Государственного радио и телевидения. Он преподавал на факультете искусств в Педагогическом институте им. Х. Абовяна и почти 15 лет был художественным руководителем Дома Композиторов Армении.
В качестве композитора и аранжировщика он всегда активно сотрудничал также и с эстрадными коллективами Армконцерта, а с 1990 года и до сегодняшнего дня является консультантом и вторым дирижером Эстрадно-симфонического оркестра ГосТелеРадио Армении. Он написал музыку к более 100 театральных постановок, 5 мюзиклам и 40 фильмам, его перу принадлежат также сонаты для фортепиано, романсы, эстрадные песни, концерты для оркестра, квартета. Сегодня профессор, заслуженный деятель искусств Армении, а с 2007 года и Почетный гражданин города Еревана, Мартин Вартазарян преподает на джазово-эстрадном факультете Ереванской консерватории имени Комитаса.
Так вот, подобное, прямо-таки, фантастическое совпадение – 70 лет со дня основания Айвазяном и Вартазаряном первого джаз-оркестра и 70 лет со дня рождения сына Вартазаряна, ведущего джазмэна республики, и было использовано организаторами джазового праздника. В этот вечер, большую часть программы джаз-секцией Эстрадно-симфонического оркестра ГосТелеРадио руководил сам Вартазарян. Вполне естественно, что в концерте звучали в основном произведения самого юбиляра – это его знаменитые, уже давно ставшие стандартами для армянских джазмэнов, знаменитые «Вокруг блюза», «Темп, ритм, мелодия», «Вот, что случилось» и, конечно, «Ереван». Прозвучали пьесы и других армянских композиторов – «Караван» А. Арутюняна, «Дилижан» К. Орбеляна, «Карловы Вары» А. Бабаджяняна. Конечно, игрались и джазовые стандарты – I Beginning to See the Light, I Got Rhythm, которые исполнили солистки оркестра Лусине Кчозян и Илона, а также прочие незабвенные хиты 30-40-х годов из репертуара Гленна Миллера, Дюка Эллингтона и Каунта Бейси. Очень хочется отметить прекрасное звучание духовой группы оркестра. Настоящее «фирменное» джазовое звучание, а не почти обычное, вялое дутие в свои новые блестящие инструменты. Делу здорово помог приглашенный специально для ответственного выступления ведущий саксофонист Армении Армен Уснунц (Armenian Navy Band, Time Report), который играл практически все саксофонные соло в композициях. Особенного внимания удостоилась секции трубачей. Кстати, внимание зрителей больше всего привлекала девушка, сидевшая в ряду шестерки трубачей и выдувавшая из своего инструмента такие же высокие и мощные ноты, как и ее коллеги-мужчины. А вот ритм-группа, к сожалению, играла как обычно...
Гораздо сочнее и как-то увереннее своих коллег – представительниц прекрасного пола пел Артур Испирян. И хотя на сей раз он пел песню «Ереван» Вартазаряна, а не «фирменные» стандарты, исполнением которых знаменит, за счет вложенной в исполнение души, песня эта, написанная лет 30 тому назад, звучала очень свежо и привлекательно.
В ходе вечера министр культуры вручила юбиляру Золотую медаль... А он, на протяжении всего вечера, как всегда, показывал чудеса красноречия и остроумия, рассказывая разные музыкантские байки, какие-то истории из жизни, так или иначе связанные со страницами истории армянского джаза.
Было и почетные гости, принимавшие участие в концерте. Пианист Левон Малхасян и композитор и пианист Степан Шакарян (который просто «убил» фантастическим исполнением своей знаменитой композиции «От Бингеля до Канзас-сити») добавили красок в концертную программу. Словом, открытие Года прошло очень впечатляюще. Если организаторы смогут и все остальные предполагаемые мероприятия провести на таком уровне, ереванцев и гостей столицы Армении ожидает достаточно приятный год.
Эта статья была написана для одной из центральных газет Екатеринбурга, но так и не увидела своего читателя. Причиной тому, по мнению редактора, «слишком полемичный тон», «у меня тоже есть свое начальство», и, наконец, «я состою членом ...
В минском клубе Bronx 5 апреля состоялся двухчасовой концерт знаменитого британского бас-гитариста и вокалиста, участника многих леендарных проектов, харизматичного Глена Хьюза, который выступил со своей новой программой Voice Of Rock. Гленн Хьюз ...
Субъективные заметки о концерте "Арсенала" в Минске (Концертный зал "Минск", 23 июня 2009 г.): По большому счету мое ввязывание в написание этих заметок может быть оправдано только грандиозным уважением и огромной благодарностью к Мастеру. Что же до ...
До сих пор никто не знал, что статья про Сонни Роллинса в прошлом номере Jazz-Квадрата была в некотором роде подарком Павлу Аракеляну. Потому что Санни (так называет его Паша, и, наверное, – правильно) любимый его саксофонист. Что для меня не совсем ...
6 декабря прошлого года Svet Boogie Band на своем большом сольном концерте в очередной раз всех удивили… Реклама, как таковая, практически отсутствовала, поэтому про два отделения – part 1: A Tribute to Chicago Blues & part 2: Groovy Beats (new ...
Мир был по-настоящему благословлен, когда в Кливленде, штат Огайо, 17 июля 1925 года родился Джеймс Виктор Скотт. И вот Джимми исполнился уже 81 год, а он все еще выступает перед тысячами поклонников по всему миру. Женившись в канун Нового 2003 года ...
Вот уже десять лет любителей джаза радует своими концертами Днепропетровский Джаз-оркестр под управлением Юрия Паламарчука. Стартовав в 1997-м, наш талантливый коллектив все эти годы нарабатывал, совершенствовал свой репертуар, и результаты ...
Вот и случилось 8 ноября 2007 года большим любителям «Мадеры» собраться пусть в небольшую, но очень шумную компанию. Малый зал Дворца Республики стал немалой ареной двухчасового ритм-энд-блюзового и рок-н-ролльного потока. Я не видела бородатых лиц, ...
В сегодняшней Армении «живого» джаза более, чем достаточно. Три-четыре клуба, где джаз звучит на постоянной основе – «Малхас», «Поплавок», «Стоп», «Авангард-фолк», «Двенадцать». Есть еще парочка менее значимых. Есть в Ереване и «Радио-джаз» и ...
31 марта в минском клубе "Миллениум" выступил dj-дуэт из Лондона The Karminsky Experience Inc. Человеку, далекому от лаунж-эстетики, могло показаться, что гостей издалека пригласили в Беларусь лишь потому, что в их названии присутствует название ...
В апреле в Ростове-на-Дону с единственным концертом побывала французская группа "Тайм Аут" саксофонистки Жеральдины Лоран. Это вообще первое появление музыкантов в России. И оно стало возможным благодаря фестивалю "Французская весна в ...
25 сентября 2007 года на сцене Калужской областной филармонии с большим успехом прошёл концерт, организованный музыкантами группы "Омниум-Бэнд", Русланом Моисеевым (барабаны) и Олегом Щёголевым (гитара), которые, на этот раз, выступили вместе с ...