nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Charles Mingus Dynasty Band. Хранители наследия Мингуса

Charles Mingus Dynasty Band. Хранители наследия Мингуса  На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал "Дзинтари", впервые услышала легендарный Мingus Dynasty Band из США. Чарльз Мингус – выдающийся контрабасист, композитор, один из новаторов в джазе. Разработанные им интереснейшие композиционные структуры, наполненные свободными импровизациями музыкантов, предвосхитили появление фри-джаза.

После смерти Мингуса в 1979 году осталось множество никогда им не исполнявшихся партитур, незавершенных композиций, заботливо сохраненных вдовой музыканта Сью Мингус. С целью исполнения произведенеий своего мужа и популяризации его имени Сью из семи ведущих нью-йоркских музыкантов создала септет Mingus Dynasty Band. Ведь именно септет был последним составом в жизни Чарльза. За 28 лет существования Dynasty объездил с концертами весь мир, принимая участие в крупнейших джазовых фестивалях, записывая диски. За долгие годы в септете переиграло много известных джазменов Нью-Йорка: трубач Рэнди Бреккер, саксофонист Джеймс Картер, пианист Дэйв Кикоски... (Между прочим, все трое в разное время выступали в Латвии.) Более десяти лет играют в Dynasty и два российских музыканта – трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис Козлов. И этот факт особенно подогревает интерес публики к американскому оркестру.

...И вот на на сцене – Charles Mingus Dynasty Band. С первой композиции дух захватывает от острого, резкого звучания септета. Плотный, упругий ритм, блистательные импровизации трубача Александра Сипягина, тромбониста и вокалиста Фрэнка Лэйси, пианиста Джорджа Коллигэна, барабанщика Джонатана Блэйка... создают ощущение невероятно эмоционального накала. Несколько "в тени" держатся альт-саксофонист Абрахам Бэртон, тенор-саксофонист Дэнни МакКослин, контрабасист Джо Мартин. Исполняются исключительно темы Мингуса. Музыкальная ткань и аранжировки композиций, думаю, не столь просты и понятны курортной публике и на первых порах ей требуется приложить определенное усилие для их восприятия. И, вероятно, для расслабления зала тонко и проникновенно исполняет балладу Джордж Коллигэнн. И вновь на сцене бушуют страстн. На невероятную высоту забирается труба Сипягина, не уследить за быстротой рук Блэйка и, кажется, ударная установка вот-вот рухнет, в постоянном движеннии эмоциональный Лэйси, и когда его тромбон уже не в состоянии передать все нахлынувшие на музыканта чувства, Фрэнк голосом африканских предков переходит на неистовый скэт… Публика в восторге, и все завершается еще одной композицией Мингуса на "бис".
После концерта беседую с Александром Сипягиным.

Валерий Копман: Саша, расскажите о себе, как оказались в джазовых бэндах Америки?

Александр Сипягин: Родился в Ярославле. В 12 лет играл в детском диксиленде, которым руководил замечательный педагог Владимир Сизов. В 1988-м году окончил джазовое отделение Гнесинки и вскоре уже играл с известными российскими джазовыми музыкантами – Игорем Брилем, Александром Осейчуком, Борисом Фрумкиным... Через два года, в 1990-м на международном конкурсе имени Монка в Вашингтоне стал одним из победителей и в качестве приза получил трубу из рук великого Кларка Терри. Этот успех в 23 года открыл мне дорогу в Мекку джаза – Нью-Йорк. За 17 лет жизни на родине джаза я переиграл со многими известными джазмэнами. Кроме сотрудничества с Dynasty выступаю, записываюсь и много гастролирую с другими составами. Например, с оркестром контрабасиста Дэйва Холланда.

Валерий Копман: Вы вспомнили Владимира Сизова... В 1975 году детский диксилед Владимира Сизова из Ярославля играл на открытии первого Рижского джаз-клуба. Публика в зале со слезами радости на глазах слушала ярославских мальчишек. Становилось ясно – джаз жил, живет и будет жить. Растет молодая смена и есть кому продолжать... Вы, я думаю, не могли в тот год играть в этом диксиленде?

Александр Сипягин: Нет, конечно. Ведь мне тогда было всего 8 лет.

Валерий Копман: Да, вот так на ярославской земле начинался путь Саши Сипягина в "высшее общество" джаза... Скажите, вы ведь сегодня играете и в других составах, носящих имя Мингуса? И как они создавались?

Александр Сипягин: После того, как септет Dynasty удачно вышел на орбиту джаза, стал широко известен, Сью Мингус создала еще и Mingus Big Band. И вновь она воплотила в жизнь мечту мужа, который всегда хотел, чтобы его музыку играл большой оркестр. Вскоре появился и еще один состав из 10 музыкантов – Mingus Orchestra. Но он стал совершенно иного звучания, более камерный, в нем можно услышать валторну, фагот, бас-кларнет... Есть еще и самый большой бэнд из 31 музыканта – Epitaph, руководимый Гюнтером Шуллером. Все эти оркестры представляют Мингуса, как композитора необычайно самобытного, разнопланового в своих проявлениях. И во всех я принимаю участие.

Валерий Копман: Около 30 лет Dynasty исполняет композиции Мингуса. И вы из года в год повторяете их в концертах?

Александр Сипягин: Да, мы играет только Мингуса. Ведь им написано столько великолепных композиций... Разумеется, есть темы, которые мы играем много лет, но поверьте, есть еще и прежде не исполнявшиеся.

Валерий Копман: Для концертов в Америке и гастрольных турне у вас интересно формируются составы оркестров. Каждое место может занять один из двух-трех джазмэнов, свободный на данный момент. Скажите, такой подход не сказывается на качестве игры оркестра?

Александр Сипягин: Наоборот. Оркестры имени Мингуса состоят из занятых нью-йоркских музыкантов, хорошо знающих репертуар. Все они в отличной форме – имеют свои составы и постоянно играют в других проектах. Поэтому уровень всех оркестров держится высоким. У Dynasty около 50 концертов в год. Кроме того, раз в неделю, по вторникам, выступаем в нью-йоркском джазовом клубе "Иридиум". И сегодня состав септета у нас несколько изменен, к сожалению, не смог приехать Борис Козлов. В ближайшее время и я в септете играть не смогу – гастроли с оркестром Дэйва Холланда. А в сентябре у Dynasty концерты в России – в Москве, Ярославле, Архангельске, на Соловках...

Валерий Копман: Вы часто выступаете на своей родине. Ваше мнение о российском джазе?

Александр Сипягин: В течение года я обязательно 2-3 раза играю в России. Уровень российских джазмэнов очень вырос. Принимая участие в фестивалях, каждый раз поражаюсь появлению молодых талантливых музыкантов.

Валерий Копман: Скажите, а вы знакомы с латвийским джазом?

Александр Сипягин: В Латвии я впервые. До отъезда в Америку слушал прибалтийских музыкантов на грампластинках: Чекасина, Вишняускаса... С латышскими музыкантами мог встретиться осенью прошлого года на джазовом фестивале в Архангельске. Но разминулись. Когда мы приехали на фестиваль, джаз-оркестр Mirage Гунара Розенберга уже отправился домой.

Валерий Копман: Как складываются в оркестрах Мингуса ваши отношения с афро-американцами? И есть ли на ваш взгляд какое-либо преимущество в джазе у черных музыкантов?

Александр Сипягин: У нас нормальные, дружеские отношения. Все с уважением относятся друг к другу. Сложнее было в Союзе, ведь к музыкантам старшего поколения, которые вроде бы все знали о джазе и владели информацией о нем, было не подступиться. У афро-американских музыкантов, с которыми я общаюсь, нет никаких расовых проявлений, и они не замыкаются в своем кругу, чтобы никого туда не впускать. А о каком-то особом преимуществе черных музыкантов я, опять же, слышал только в Союзе. Ведь сколько сегодня в американском джазе черных музыкантов, столько и белых. И все они помогали мне, молодому музыканту, когда я в 23 года оказался в Америке. Мне пришлось полностью переучиваться, все начинать с нуля, хотя и был у меня диплом об окончании джазового отделения Гнесинки. И главное, мы не имитировали свинг, как у кого- то другого, а находили его в себе.

Валерий Копман: Интересно, для Dynasty, где сложнее играть – в Америке или в Европе?

Александр Сипягин: В Америке играть легче. Публика нас знает и принимает очень хорошо. В европейских странах, тем более, где выступаем впервые, сложнее и потому ответственнее. Каждый раз волнуемся, как пройдет концерт, вдруг мы не понравимся публике... Потому стараемся играть от души, с полной отдачей. Должен сказать, ваша публика сегодня слушала нас очень хорошо и принимала замечательно. Это отметили все наши музыканты. В таких случаях играть – одно удовольствие.

Валерий Копман: Как часто репетирует Dynasty?

Александр Сипягин: Только тогда, когда появляются новые аранжировки композиций Мингуса, при подготовке к записям диска, к гастролям или ответственным концертам, например, в нью-йоркском Линкольн-Центре...

Валерий Копман: Как вы относитесь к итогам ежегодных опросов джазовых критиков в журнале Down Beat?

Александр Сипягин: Серьезно я их не воспринимаю. Это скорее пособие для продюсеров и промоутеров, хотя какая-то доля правды в них и есть. Но вот диски, которые они рекламируют, слушать невозможно.

Валерий Копман: Саша, скажите, когда вы оказались в Америке, вам не предлагали высокооплачиваемую работу в шоу-бизнесе, в ресторанах?

Александр Сипягин: Заявляю ответственно: для джазового музыканта подобная работа на сто процентов тупик. Не ради денег я оказался в Америке. Джаз – состояние души, и это моя музыка. Главное, не размениваясь на попсу, стремиться достигнуть в джазе достойного исполнительского уровня, добиться признания профессиональным джазовым сообществом. На первых порах, пока я вставал на ноги в новой для меня стране, пришлось пройти через ресторан, свадьбы, вечеринки... В 1991 году, в одном из ресторанов Нью-Йорка, я играл в составе московского ансамбля "Мелодия" Бориса Фрумкина. Имея ангажемент на две недели, мы отработали в ресторане... 5 месяцев. Но все равно, я твердо знал и понимал – главное, пока молодой, надо вовремя из всего этого уйти. К сожалению, многие молодые и одаренные джазовые музыканты пропадают в пучине поп-музыки.

Валерий Копман: В связи с чем в Америке сокращается количество биг-бэндов?

Александр Сипягин: Все дело в экономике. Когда во всех странах она идет вниз, то это сразу отражается на джазе, и в первую очередь страдают биг-бэнды.

Валерий Копман: Насколько жизненно важна для американского джаза Европа?

Александр Сипягин: Очень важна. Не знаю, как бы он жил без Старого Света. Ведь американские музыканты значительное время проводят в европейских странах: концерты, джазовые фестивали, ангажементы, работа по контрактам... К счастью, люди продолжают любить джаз.

Валерий Копман: Спасибо за беседу и до новой встречи.

Фото Ояра МАРТИНСОНСА

Валерий КОПМАН

2007г.


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Латвия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела концерты 2007 - 2009 года

  • стиль: джаз, джаз
Вот уже десять лет любителей джаза радует своими концертами Днепропетровский Джаз-оркестр под управлением Юрия Паламарчука. Стартовав в 1997-м, наш талантливый коллектив все эти годы нарабатывал, совершенствовал свой репертуар, и результаты ...
  • стиль: блюз, блюз
Вот и случилось 8 ноября 2007 года большим любителям «Мадеры» собраться пусть в небольшую, но очень шумную компанию. Малый зал Дворца Республики стал немалой ареной двухчасового ритм-энд-блюзового и рок-н-ролльного потока. Я не видела бородатых лиц, ...
  • стиль: джаз, джаз
В сегодняшней Армении «живого» джаза более, чем достаточно. Три-четыре клуба, где джаз звучит на постоянной основе – «Малхас», «Поплавок», «Стоп», «Авангард-фолк», «Двенадцать». Есть еще парочка менее значимых. Есть в Ереване и «Радио-джаз» и ...
  • стиль: джаз, джаз
31 марта в минском клубе "Миллениум" выступил dj-дуэт из Лондона The Karminsky Experience Inc. Человеку, далекому от лаунж-эстетики, могло показаться, что гостей издалека пригласили в Беларусь лишь потому, что в их названии присутствует название ...
  • стиль: джаз, джаз
В апреле в Ростове-на-Дону с единственным концертом побывала французская группа "Тайм Аут" саксофонистки Жеральдины Лоран. Это вообще первое появление музыкантов в России. И оно стало возможным благодаря фестивалю "Французская весна в ...
  • стиль: джаз, джаз
25 сентября 2007 года на сцене Калужской областной филармонии с большим успехом прошёл концерт, организованный музыкантами группы "Омниум-Бэнд", Русланом Моисеевым (барабаны) и Олегом Щёголевым (гитара), которые, на этот раз, выступили вместе с ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Джона Колтрейна не может быть неизвестным для человека, интересующегося джазом. Причем и бопперы, и фри-джазеры в равной мере ценят его вклад в музыку. Многие его композиции стали стандартами и переиграны сотни раз. Но мало кто подходит к ...
  • стиль: джаз, джаз
В минском клубе Da Club прошла серия концертов под общим названием "In memorial of greatest jazz musicians". Первое мероприятие, состоявшееся 29 августа 2008 года, представлял победитель конкурса молодых джазовых исполнителей "Усадьба.Джаз" Павел ...
  • стиль: джаз, джаз
На днях в клубе "Б2" состоялась московская презентация пластинки "Premonitions of a Shooting Star" ("Предчувствия падающей звезды"), записанной дуэтом вокальной импровизации Duo Zikr и известным саундпродюсером Андреем Самсоновым. Над пластинкой ...
  • стиль: джаз, джаз
Вы любите джаз? И рок? Как насчет немного проникновенного соула, или упругого фанка? Вы в отчаянии не знаете, что послушать сегодня вечером, и кликаете с одной композиции на другую? У меня есть для вас лекарство – эдакая мешанина всего вместе, ...
  • стиль: джаз, джаз
17 февраля скандинавское трио The Thing под руководством саксофониста Матса Густафссона выступило в культурном центре "ДОМ". Матс Густафссон – один из немногочисленных знаковых представителей современной шведской импровизационной сцены, в 90-х ...
  • стиль: этно, этно
В рамках мирового турне в московском клубе «16 Тонн» осенью 2007 года пройдёт концерт Oi Va Voi. Oi Va Voi – новые герои британско-азиатского андеграунда, дивный лондонский секстет выходцев из традиционных еврейских семей, играющий умную и изящную ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com