Когда в нашей стране джазовая информация оставляла желать лучшего, а джазом я практически не интересовался, все же фамилия Гарбарек была на слуху. Я был полностью уверен, что он наш брат- демократ, откуда-то из Польши или бывшей Чехословакии. Однако, вскоре все прояснилось – да нет же, просто корни у него славянские, а принадлежит он всему джазовому миру, хотя и является подданным страны фиордов. Саксофонист он знатный, никогда не сидит на месте, постоянно экспериментирует и со звуком, и с инструментарием, и с привлечением самых разных музыкантов под свое крыло.
А играть с ним желают многие, хотя часто и не знают, что будут исполнять, в какую джазовую стихию уведет их маэстро, какой стиль предложит и каков будет конечный результат. А музыка, исполняемая им и его коллегами, как правило, штучная, некоммерческая, он никогда не повторяется, не дает поблажек музыкантам и всегда работает на износ.
Новая работа – не совсем новая, музыка писалась еще в 2003 году в Карлайле (США) и Париже. Диск ДОСТОЙНЫЙ БЫТЬ УВЕКОВЕЧЕННЫМ В МЕЧТАХ (это мой вольный перевод!), явился мечтой Яна собрать необычных музыкантов в лице Кима Кашкашьяна на альте, Ману Катче на барабанах и лупах, а самому взять в руки сопрано- и тенор–саксофоны, и еще при этом прибегнув к синтезатору и перкуссии. Получился необычный симбиоз из 11 треков, которые надо слушать и слышать и даже не один раз. Впрочем, в подобную музыку такого рода никогда не врубаешься сразу – будь то Гарбарек или любой другой исполнитель авангарда.
Хочешь понять – приготовься к джазовой НИРВАНЕ, отрешись от мирских забот и думай только о музыке. Я так и попытался сделать. Нет, не скажу, что все понял, скорее ничего не понял, но кое-какие мысли в голове роились и выстраивались в более-менее последовательную цепь джазовых ассоциаций. Яркие, насыщенные композиции, одинаково виртуозно передают холодные ветры Арктики, яркий свет зимнего солнца его родины. Мне почему-то показалось, что это именно Норвегия, суровая страна и ее трудолюбивый народ. Элегично, сонорно и загадочно звучит музыка в РАЗГОВОРЕ С КАМНЕМ, отстраненно и возвышенно в БЕЗ ВИДИМЫХ ПРИЗНАКОВ, пронзительно холодно в ICEBURN.
Классический альтист и джаз–роковый барабанщик органично вписались в атипичную музыку Яна, и, хочется верить, что она найдет отзыв в сердцах его поклонников, к коим я, сожалению, не принадлежу.
ECM RECORDS, 2004
11 tks/52:30 mins
Personnel: Jan Garbarek (soprano saxophone, tenor saxophone, synthesizer, percussion); Kim Kashkashian (viola); Manu Katche (drums, loops). Recording information: Blue Jay Recording Studio, Carlisle, MA (2003); A.P.C. Studios, Paris, France (2003).
Здесь присутствует все, чего пожелаешь – поп, рок, блюз, ритм-энд-блюз, джаз, наконец. И все-таки, альбом блюзово-джазовый с креном в сторону блюза (а может и джаза, честно, не знаю, решать редактору, куда поставить сей обзор). Чака красивая женщина ...
За годы существования «Jazz-Квадрата» перед глазами наших читателей прошла ВСЯ документированная на дисках история творчества Дайнюса Пулаускаса и его ансамбля, который сначала был «секстетом», а потом превратился просто в ...
Посмотрев на инструментарий, я поначалу загрустил: вот, мол, еще одна попытка примазаться к высокому и чистому (джазу) с помощью все делающих за музыкантов электронных примочек. Ан нет! Диск-то — совсем неплохой! Даже интересный! Даже — не побоюсь ...
Даже если никогда прежде вы не слышали этого имени, но увлекались творчеством Эрика Клэптона или Марка Нопфлера из «Дайер Стрейтс», то можно с уверенностью сказать, что вы немного знакомы с песенным наследием Дж. Дж, Кейла. Поэтому, не удивительно, ...
«Чертова дюжина» композиций, собранных согласно названию нового альбома известным гитаристом Джоном Пиццарелли. Слушать босса нову приятно в любом, пожалуй, исполнении. Это одна из тех вещей, которые в принципе испортить весьма непросто, разве что ...
Композитор, пианист и перкуссионист италоамериканского происхождения Мик Росси – чрезвычайно разносторонний музыкант. Он является активным участником многих проектов в кругах нью-йоркской downtown music, работал с Дэйвом Дугласом, Эриком ...
Дарэк Олешкевич, выступающий под более благозвучной для Америки фамилией Олесь, — один из тех польских в прошлом джазменов, сделавший очень приличную карьеру за океаном. В 1988 году он осел в Лос-Анджелесе, учился у Чарли Хэйдена, переиграл с ...
Начинающийся с проникновенного, создающего чуть заметный, нечёткий фон «грязноватого» звука (намеренно, судя по всему – просчёты у такого исполнителя, как DJ Krush невозможно себе представить), перенимаемый струнными, которые постепенно занимают всё ...
Чуть больше года назад мне уже доводилось рецензировать на этих страницах дебютный альбом норвежского ансамбля Funky Butt под названием Whoopin’ (2001). И вот теперь лейбл Sonor из Тронхейма порадовал последней работой секстета. Порадовал ...
Этно-фольк, исполняемый могилевским коллективом, вобрал в себя многие элементы не только белорусской, но и затронул более широкий ареал всей европейской традиции, удачно вобрав в себя и некоторые элементы Востока. В музыкальном плане слышны ...
Предательская седина, посеребрившая бороды и прически Стива Смита и большинства его коллег по группе Vital Information, выдает в них мужей зрелых и музыкантов опытных. И это действительно так. Ансамбль существует с 1983 года и перед нами его ...
Так уж получилось, что в ноябрьский день, когда я впервые поставил этот диск в проигрыватель, под свирепый вой ветра землю в Минске укрыл первый в этом сезоне снег. И рождественский джазовый привет из Киева оказался как нельзя кстати, словно ...