Когда в нашей стране джазовая информация оставляла желать лучшего, а джазом я практически не интересовался, все же фамилия Гарбарек была на слуху. Я был полностью уверен, что он наш брат- демократ, откуда-то из Польши или бывшей Чехословакии. Однако, вскоре все прояснилось – да нет же, просто корни у него славянские, а принадлежит он всему джазовому миру, хотя и является подданным страны фиордов. Саксофонист он знатный, никогда не сидит на месте, постоянно экспериментирует и со звуком, и с инструментарием, и с привлечением самых разных музыкантов под свое крыло.
А играть с ним желают многие, хотя часто и не знают, что будут исполнять, в какую джазовую стихию уведет их маэстро, какой стиль предложит и каков будет конечный результат. А музыка, исполняемая им и его коллегами, как правило, штучная, некоммерческая, он никогда не повторяется, не дает поблажек музыкантам и всегда работает на износ.
Новая работа – не совсем новая, музыка писалась еще в 2003 году в Карлайле (США) и Париже. Диск ДОСТОЙНЫЙ БЫТЬ УВЕКОВЕЧЕННЫМ В МЕЧТАХ (это мой вольный перевод!), явился мечтой Яна собрать необычных музыкантов в лице Кима Кашкашьяна на альте, Ману Катче на барабанах и лупах, а самому взять в руки сопрано- и тенор–саксофоны, и еще при этом прибегнув к синтезатору и перкуссии. Получился необычный симбиоз из 11 треков, которые надо слушать и слышать и даже не один раз. Впрочем, в подобную музыку такого рода никогда не врубаешься сразу – будь то Гарбарек или любой другой исполнитель авангарда.
Хочешь понять – приготовься к джазовой НИРВАНЕ, отрешись от мирских забот и думай только о музыке. Я так и попытался сделать. Нет, не скажу, что все понял, скорее ничего не понял, но кое-какие мысли в голове роились и выстраивались в более-менее последовательную цепь джазовых ассоциаций. Яркие, насыщенные композиции, одинаково виртуозно передают холодные ветры Арктики, яркий свет зимнего солнца его родины. Мне почему-то показалось, что это именно Норвегия, суровая страна и ее трудолюбивый народ. Элегично, сонорно и загадочно звучит музыка в РАЗГОВОРЕ С КАМНЕМ, отстраненно и возвышенно в БЕЗ ВИДИМЫХ ПРИЗНАКОВ, пронзительно холодно в ICEBURN.
Классический альтист и джаз–роковый барабанщик органично вписались в атипичную музыку Яна, и, хочется верить, что она найдет отзыв в сердцах его поклонников, к коим я, сожалению, не принадлежу.
ECM RECORDS, 2004
11 tks/52:30 mins
Personnel: Jan Garbarek (soprano saxophone, tenor saxophone, synthesizer, percussion); Kim Kashkashian (viola); Manu Katche (drums, loops). Recording information: Blue Jay Recording Studio, Carlisle, MA (2003); A.P.C. Studios, Paris, France (2003).
Дай Бог, чтобы продолжение в образе, например, "Vol.2" последовало в самом скором времени. Но вот что-то подсказывает мне, что продолжение если и последует, то не столь скоро и не в этой избранной стилистике. Начинается альбом очень весело, даже ...
Не думаю, что своеобразное, мистически таинственное звучание африканского инструмента маримба так уж плотно «легло на ухо» большинству наших читателей. Этот инструмент из семейства ксилофонов – редкий гость и в джазовых, и в ...
Отличный и долгожданный альбом минской группы, который, безусловно, свидетельствует о ее выходе на принципиально новый качественный уровень. На протяжении пяти лет, прошедших со времени издания предыдущего альбома, группа не могла собраться с силами ...
Представьте ситуацию: вы приходите вечером домой, а там ревет Therion, Apocalyptica, Rammstein или Udo Dirkschneider (возрожденные ж Accept в Минск решили заглянуть), а ваша 14-летняя дочь, только что отыграв три часа на флейте, безнадежно пытается ...
Уж не знаю, какую эволюцию имел ввиду Стефон Харрис, сделав этот термин названием своего очередного проекта, но вот собственную творческую эволюцию музыканта альбом «Эволюция» иллюстрирует достаточно красноречиво. Еще совсем недавно ...
Слушая "Allabouthefunk", я почти физически ощущал, как гнутся и трещат весьма условные границы стилистических «загончиков» нашего «CD – Обзора» под звуками музыки британского ансамбля The Brand New Heavies (TBNH). Ни с ...
Поначалу это подкупает своей по-детски наивной простотой. Именно из маленьких заводных игрушек могли выйти такие звуки. Озорные и не очень. Радостные и грустные. Но всегда – простые. Ингогда мелодия просто банально эксплуатирует изобретение ...
Швейцарско-американский композитор Даниэль Шнайдер хорошо известен как в мире джаза, так и академической музыки. Те, кто внимательно следит за его работами, появляющимися на лейбле Enja, должен неплохо представлять себе обе грани его творчества. ...
Вы уже обратили, конечно, внимание на персоналии и о чем тут говорить? Все маститые музыканты, каждый корифей по отдельности, а уж когда вместе…. Впрочем, не всегда получаются шедевры, когда собираются великие! Если честно, то здесь все в меру, диск ...
Синглы чрезвычайно редко встречаются в наших «CD – Обзорах». Дело тут в причинах объективных: очень уж не характерен этот формат релизов для джаза. Синглы уместнее в сфере поп-музыки. И то, что очередным релизом британской группы ...
Отис Тейлор – личность загадочная и мрачная. Его музыка – корневой непричесаный (rawest), монотонный (drone) блюз. Играет практически маниакально в одной тональности. Темы композиций – убийства, бомжевание, тирания, несправедливость.Журнал Guitar ...
В начале 70х прошлого столетия у братьев-болгар начала выходить серия пластинок (виниловых, естественно) Световна Эстрада. Часть тиража попадала к нам, в Советский Союз. Если кто забыл, то напомню, тогда так называлась наша Родина. Это были сборники ...