Когда в нашей стране джазовая информация оставляла желать лучшего, а джазом я практически не интересовался, все же фамилия Гарбарек была на слуху. Я был полностью уверен, что он наш брат- демократ, откуда-то из Польши или бывшей Чехословакии. Однако, вскоре все прояснилось – да нет же, просто корни у него славянские, а принадлежит он всему джазовому миру, хотя и является подданным страны фиордов. Саксофонист он знатный, никогда не сидит на месте, постоянно экспериментирует и со звуком, и с инструментарием, и с привлечением самых разных музыкантов под свое крыло.
А играть с ним желают многие, хотя часто и не знают, что будут исполнять, в какую джазовую стихию уведет их маэстро, какой стиль предложит и каков будет конечный результат. А музыка, исполняемая им и его коллегами, как правило, штучная, некоммерческая, он никогда не повторяется, не дает поблажек музыкантам и всегда работает на износ.
Новая работа – не совсем новая, музыка писалась еще в 2003 году в Карлайле (США) и Париже. Диск ДОСТОЙНЫЙ БЫТЬ УВЕКОВЕЧЕННЫМ В МЕЧТАХ (это мой вольный перевод!), явился мечтой Яна собрать необычных музыкантов в лице Кима Кашкашьяна на альте, Ману Катче на барабанах и лупах, а самому взять в руки сопрано- и тенор–саксофоны, и еще при этом прибегнув к синтезатору и перкуссии. Получился необычный симбиоз из 11 треков, которые надо слушать и слышать и даже не один раз. Впрочем, в подобную музыку такого рода никогда не врубаешься сразу – будь то Гарбарек или любой другой исполнитель авангарда.
Хочешь понять – приготовься к джазовой НИРВАНЕ, отрешись от мирских забот и думай только о музыке. Я так и попытался сделать. Нет, не скажу, что все понял, скорее ничего не понял, но кое-какие мысли в голове роились и выстраивались в более-менее последовательную цепь джазовых ассоциаций. Яркие, насыщенные композиции, одинаково виртуозно передают холодные ветры Арктики, яркий свет зимнего солнца его родины. Мне почему-то показалось, что это именно Норвегия, суровая страна и ее трудолюбивый народ. Элегично, сонорно и загадочно звучит музыка в РАЗГОВОРЕ С КАМНЕМ, отстраненно и возвышенно в БЕЗ ВИДИМЫХ ПРИЗНАКОВ, пронзительно холодно в ICEBURN.
Классический альтист и джаз–роковый барабанщик органично вписались в атипичную музыку Яна, и, хочется верить, что она найдет отзыв в сердцах его поклонников, к коим я, сожалению, не принадлежу.
ECM RECORDS, 2004
11 tks/52:30 mins
Personnel: Jan Garbarek (soprano saxophone, tenor saxophone, synthesizer, percussion); Kim Kashkashian (viola); Manu Katche (drums, loops). Recording information: Blue Jay Recording Studio, Carlisle, MA (2003); A.P.C. Studios, Paris, France (2003).
В 1996 году на CD и VHC кассете вышло раритетное выступление знаменитой британской группы, состоявшееся 11 декабря 1968 года. А в 2004 году этот же концерт появился с отличным качеством и звуком на DVD. В архивах эта запись пролежала целых 36 лет. ...
Губная гармошка в блюзе - почти что сексуальный инструмент, доводящий до музыкального оргазма. Нет, я вовсе не извращенец, но, когда она звучит, ничего другого я уже не могу делать, бросаю все, и ухожу в астрал, и только саксофон в джазе может ...
Антонио Карлоса Жобима иногда называют «бразильским Гершвином». Можно спорить, насколько это броское сравнение корректно, но фактом остается то, что именно музыка Жобима стала для всего мира визитной карточкой босса-новы. Именно он сумел ...
Шеф «Аллигатор Рекордз» Брюс Иглауэр называл Хаунд Дог Тэйлора и его группу The Houserockers самыми искренними и непосредственными блюзменами, которых он когда-либо слышал. Он говорил: «Ни один другой блюз-бэнд не получал столько буквально детского ...
Нет, это не ошибка, уважаемые поклонники творчества Medeski, Martin & Wood. И название альбома, и дата релиза указаны точно. Любовь с первого взгляда случается не всегда, а сегодня этот бэнд любят (и есть за что!) очень многие. Вот MMW и решили ...
Биг-бэнд – совершенно особый формат. Руководить биг-бэндом может не каждый, это не просто как в творческом, так и в финансовом плане. Здесь и своя эстетика, и своя экономика. Именно поэтому и в советские годы, и сегодня, на постсоветском ...
Альбом Билли Кобэма "Colours" появился в год шестидесятилетия музыканта. К этому времени имя его стало уже легендарным. Ветеран джаз-роковой эры, барабанщик, игравший еще с Майлсом Дэвисом, он за эти годы объездил чуть ли не пол-мира (включая ...
Признаюсь, я почти никогда не приобретаю диски серии The Best of..... Но в каждом правиле есть исключение. К такому исключению можно отнести работы очень уважаемого мною Эрика Клэптона. Он – бог! А богов, как известно, почитают, их лики вешают в ...
Еще один альбом из числа лучших за прошлый год по анкете журнала "Jazz Forum". Можно было бы говорить, что заслуженный джазовый пианист Польши Адам Макович под ручку выводит на знаменитую сцену Лешека Можджера — представителя нового поколения ...
О группе МТ я узнал где-то в начале 80х прошлого столетия, когда являлся подписчиком чешского журнала "Melodie". Узнал и узнал. На этом мои познания и интерес к этой группе и закончились. Меня тогда будоражила и интересовала совсем другая музыка. И ...
Весьма любопытная продукция малоизвестной калифорнийской фирмы, изящно оформившей альбом с очень непрактичным внутренним устройством упаковки. Да, это — классическая «собака», музыка, вызывающая у поклонников классического джаза неодолимое желание ...
А ведь по-настоящему интересный альбом получился! Российский издатель объединил в одном диске два разные программы, которые «Князь Мышкин» записал в разные же годы. «Горячий финский зартипос» был записан еще в квартетном состоянии в 1996 году, ...